Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 12:13, курс лекций
Бывает, что с возникновением новых общественных отношений появляется и новая отрасль права – так, с ростом применения наемной рабочей силы трудовое право выделилось из права гражданского – и наоборот, какие-то отрасли отмирают. Некоторые отрасли в процессе развития права сближаются; так, с введением права частной собственности земельное право в области регулирования сделок с землей тесно переплелось с гражданским правом. Общепризнанны в науке российского права такие традиционные отрасли, как конституционное, административное, гражданское, уголовное право. Однако ряд ученых обосновывают необходимость выделения еще и комплексных отраслей в качестве вторичных правовых образований.
ЛЕКЦИЯ № 1. Понятие, предмет, метод, система и принципы аграрного права
1. Понятие и предмет аграрного права
2. Метод аграрного права
3. Система аграрного права
4. Принципы аграрного права
ЛЕКЦИЯ № 2. Источники аграрного права
1. Классификация источников аграрного права
2. Конституция РФ как источник аграрного права
3. Унифицированные и дифференцированные нормативно-правовые акты аграрного законодательства
ЛЕКЦИЯ № 3. Сельскохозяйственный кооператив
1. Понятие и формы сельскохозяйственного кооператива
2. Союзы (ассоциации) кооперативов
3. Правомочия кооператива
ЛЕКЦИЯ № 4. Образование кооператива
1. Порядок образования кооператива
2. Государственная регистрация кооператива
3. Государство и кооперативы
4. Образование кооперативов при реорганизации сельскохозяйственных организаций
ЛЕКЦИЯ № 5. Имущество кооператива
1. Источники формирования имущества кооператива
2. Паевые взносы членов кооператива
3. Распределение прибыли и убытков кооператива
4. Имущественная ответственность кооператива
ЛЕКЦИЯ № 6. Органы управления кооперативом
1. Структура органов управления кооперативом
2. Полномочия общего собрания кооператива
3. Собрание уполномоченных
4. Правление кооператива и его полномочия
5. Ответственность членов правления кооператива
6. Полномочия наблюдательного совета кооператива
ЛЕКЦИЯ № 7. Крестьянские (фермерские) хозяйства
1. Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства
2. Состав крестьянского хозяйства
3. Нормативно-правовые основы организации и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств
4. Правовой режим имущества крестьянского (фермерского) хозяйства
5. Порядок предоставления земельных участков для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности
6. Члены фермерского хозяйства. Глава фермерского хозяйства
7. Деятельность фермерского хозяйства
8. Прекращение деятельности крестьянских хозяйств
ЛЕКЦИЯ № 8. Реорганизация и ликвидации кооператива
1. Реорганизация кооператива
2. Ликвидация кооператива
3. Порядок ликвидации кооператива
4. Окончание ликвидации кооператива
ЛЕКЦИЯ № 9. Государственное регулирование агропромышленного производства в Российской Федерации
1. Понятие и содержание государственного регулирования агропромышленного производства
2. Методы и формы государственного регулирования сельского хозяйства и управления агропромышленным комплексом
3. Министерство сельского хозяйства, как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия в области управления сельским хозяйством
4. Россельхознадзор как орган, осуществляющий государственный контроль в сфере сельского хозяйства.
Следует подчеркнуть, что сельскохозяйственные союзы и ассоциации не являются органами, вышестоящими по отношению к образующим их кооперативам. Этим они отличаются от повсеместно создававшихся прежде объединений и комбинатов – агропромышленных (районных, республиканских и др.), специализированных сельскохозяйственных, научно-производственных и т. п.
В то же время союзам (ассоциациям),
несомненно, принадлежит функция
координации предпринимательско
Поэтому в учредительных документах союза целесообразно закреплять принцип обязательности управленческих решений для членов данного сельскохозяйственного союза. Сельскохозяйственные союзы и ассоциации могут создаваться как по отраслевому, так и по территориальному принципу. Несомненно, создание сельскохозяйственных союзов и ассоциаций, защищающих права сельских кооператоров и помогающих их работе, будет способствовать развитию кооперативного движения в сельском хозяйстве России.
Учитывая трудное
Экономическая поддержка союзов (ассоциаций) согласно ст. 31 ФЗ «О некоммерческих организациях» может оказываться органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их компетенции в различных формах, а именно:
1) предоставление льгот по
2) освобождение от платы за пользование государственным и муниципальным имуществом;
3) размещение среди союзов и ассоциаций на конкурсной основе государственных и муниципальных заказов;
4) предоставление льгот по
Следует обратить внимание на то, что наименование союза (ассоциации) должно содержать указание на основной предмет деятельности не самого союза или ассоциации, а его членов (например, «союз молокозаготовительных кооперативов»).
3. Правомочия кооператива
Кооператив, созданный в соответствии с ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», является юридическим лицом и имеет следующие правомочия:
1) создавать представительства и филиалы, осуществлять свои права на территории РФ и за ее пределами;
2) осуществлять виды
3) иметь в собственности,
4) создавать резервный и другие неделимые фонды кооператива и вкладывать средства резервного фонда в банки и другие кредитные учреждения, в ценные бумаги и иное имущество;
5) привлекать заемные средства,
а также выдавать денежные
кредиты и авансы членам
6) заключать договоры, а также
осуществлять все права,
7) осуществлять
8) обращаться в суд или
9) осуществлять реорганизацию
Все перечисленные правомочия сельскохозяйственного кооператива как юридического лица вытекают из гарантированных Конституцией РФ (ст. 8) единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции и свободы экономической деятельности.
Правоспособность юридического лица согласно ст. 49 ГК РФ возникает с момента его государственной регистрации, а прекращается с момента исключения из единого государственного реестра юридических лиц.
При этом производственные кооперативы как коммерческие организации обладают общей правоспособностью, т. е. могут заниматься любой деятельностью и иметь любые гражданские права, нести обязанности, связанные с ней. Потребительские кооперативы обладают специальной правоспособностью – имеют только те гражданские права и несут только те обязанности, которые предусмотрены в его учредительных документах и соответствуют цели его создания. Сделка, совершенная юридическим лицом без учета его специальной правоспособности (внеуставная сделка), может быть признана судом недействительной (ст. 173 ГК РФ).
Кроме того, существует установленный законом перечень видов деятельности, которыми можно заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» определяет такой перечень, а также порядок выдачи лицензий и органы, уполномоченные на ведение лицензионной деятельности.
Сельскохозяйственные
При этом представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Имуществом данные подразделения наделяет создавший их сельскохозяйственный кооператив; он же утверждает положение о представительстве или филиале, назначает их руководителей и несет ответственность по обязательствам своих филиалов и представительств.
Права сельскохозяйственного
Что касается правомочий, определенных в подп. 9 ст. 6 Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации», то общее правило о возможности обращения граждан и юридических лиц к судебной власти за защитой нарушенных прав в сфере управления содержится в ст. 46 Конституции РФ. Статья 13 ГК РФ устанавливает: «Ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны недействительными». В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами. Вообще, защита гражданских прав в соответствии с гражданским законодательством осуществляется путем:
1) признания права;
2) восстановления положения,
3) признания оспоримой сделки
недействительной и применения
последствий ее
4) признания недействительным
5) самозащиты права;
6) присуждения к исполнению обязанности в натуре;
7) возмещения убытков;
8) взыскания неустойки;
9) компенсации морального вреда;
10) прекращения или изменения правоотношения;
11) неприменения судом акта
12) иными способами,
Закон РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» относит к таковым коллегиальные и единоличные действия и решения, в результате которых не только нарушены права и свободы гражданина, но и созданы препятствия их осуществлению, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.
Обратиться можно
ЛЕКЦИЯ № 4. Образование кооператива
1. Порядок образования кооператива
Порядок образования кооператива регулируется статьей 8 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации». Главным образом, указанная статья предусматривает порядок образования кооперативов не на месте другого сельскохозяйственного предприятия, а совершенно новых.
Это может быть, например, потребительский сельскохозяйственный кооператив, создаваемый фермерами, или производственный кооператив, создаваемый группой переселившихся из города лиц. Вместе с тем такие моменты, как подготовка проекта устава, прием заявлений о вступлении в члены кооператива, проведение общего организационного собрания, обязательны и для кооперативов, создаваемых в ходе реорганизации. В целях образования кооператива граждане и юридические лица, изъявившие желание создать кооператив, формируют организационный комитет, в обязанности которого входят:
1) подготовка технико-
2) подготовка проекта устава
кооператива; прием заявлений
о вступлении в члены
3) подготовка и проведение
Норма п. 1 ст. 8 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» носит рекомендательный характер. Она ориентирует на то, как лучше организовать работу по созданию нового кооператива. Но если, к примеру, кооператив создают 5 человек, они могут и не назначать специально организационный комитет, а совместно провести необходимую подготовительную работу. То же относится и к технико-экономическому обоснованию.
До сих пор в законодательстве встречалось упоминание о технико-экономическом обосновании как обязательном документе, который всесторонне мотивирует необходимость создания того или иного государственного предприятия или объединения и представляется на рассмотрение вышестоящего органа, принимающего окончательное решение о создании предприятия (объединения). В контексте же данного закона технико-экономическое обоснование является внутренним документом кооператива и служит для уяснения самими его членами, какова будет имущественная основа их дальнейшего функционирования. Ни в какие государственные органы оно не представляется.
Организационный комитет вправе установить размеры вступительных членских взносов в целях покрытия организационных расходов по образованию кооператива с отчетом об их использовании на общем собрании членов кооператива. Если паевые взносы в любом кооперативе обязательны, то вступительные взносы вводятся по усмотрению кооператива, причем ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» определяет единственное направление их использования – организационные расходы по образованию сельскохозяйственного кооператива.
Общее организационное собрание членов кооператива:
1) принимает решение о приеме в члены кооператива;
2) утверждает устав кооператива;
3) избирает органы управления
кооперативом (правление кооператива
и в установленных ФЗ «О
сельскохозяйственной
Необходимо подчеркнуть, что главная задача организационного собрания, помимо перечисленных в п. 3 ст. 8 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», – это принятие решения о создании самого кооператива. Все названные в статье полномочия относятся к исключительной компетенции общего собрания, и решения по ним должны быть приняты квалифицированным большинством голосов (ст. 20 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»).