Лекции по "Аграрному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 12:13, курс лекций

Краткое описание

Бывает, что с возникновением новых общественных отношений появляется и новая отрасль права – так, с ростом применения наемной рабочей силы трудовое право выделилось из права гражданского – и наоборот, какие-то отрасли отмирают. Некоторые отрасли в процессе развития права сближаются; так, с введением права частной собственности земельное право в области регулирования сделок с землей тесно переплелось с гражданским правом. Общепризнанны в науке российского права такие традиционные отрасли, как конституционное, административное, гражданское, уголовное право. Однако ряд ученых обосновывают необходимость выделения еще и комплексных отраслей в качестве вторичных правовых образований.

Содержание

ЛЕКЦИЯ № 1. Понятие, предмет, метод, система и принципы аграрного права
1. Понятие и предмет аграрного права
2. Метод аграрного права
3. Система аграрного права
4. Принципы аграрного права
ЛЕКЦИЯ № 2. Источники аграрного права
1. Классификация источников аграрного права
2. Конституция РФ как источник аграрного права
3. Унифицированные и дифференцированные нормативно-правовые акты аграрного законодательства
ЛЕКЦИЯ № 3. Сельскохозяйственный кооператив
1. Понятие и формы сельскохозяйственного кооператива
2. Союзы (ассоциации) кооперативов
3. Правомочия кооператива
ЛЕКЦИЯ № 4. Образование кооператива
1. Порядок образования кооператива
2. Государственная регистрация кооператива
3. Государство и кооперативы
4. Образование кооперативов при реорганизации сельскохозяйственных организаций
ЛЕКЦИЯ № 5. Имущество кооператива
1. Источники формирования имущества кооператива
2. Паевые взносы членов кооператива
3. Распределение прибыли и убытков кооператива
4. Имущественная ответственность кооператива
ЛЕКЦИЯ № 6. Органы управления кооперативом
1. Структура органов управления кооперативом
2. Полномочия общего собрания кооператива
3. Собрание уполномоченных
4. Правление кооператива и его полномочия
5. Ответственность членов правления кооператива
6. Полномочия наблюдательного совета кооператива
ЛЕКЦИЯ № 7. Крестьянские (фермерские) хозяйства
1. Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства
2. Состав крестьянского хозяйства
3. Нормативно-правовые основы организации и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств
4. Правовой режим имущества крестьянского (фермерского) хозяйства
5. Порядок предоставления земельных участков для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности
6. Члены фермерского хозяйства. Глава фермерского хозяйства
7. Деятельность фермерского хозяйства
8. Прекращение деятельности крестьянских хозяйств
ЛЕКЦИЯ № 8. Реорганизация и ликвидации кооператива
1. Реорганизация кооператива
2. Ликвидация кооператива
3. Порядок ликвидации кооператива
4. Окончание ликвидации кооператива
ЛЕКЦИЯ № 9. Государственное регулирование агропромышленного производства в Российской Федерации
1. Понятие и содержание государственного регулирования агропромышленного производства
2. Методы и формы государственного регулирования сельского хозяйства и управления агропромышленным комплексом
3. Министерство сельского хозяйства, как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия в области управления сельским хозяйством
4. Россельхознадзор как орган, осуществляющий государственный контроль в сфере сельского хозяйства.

Вложенные файлы: 1 файл

zavrazhnyh_m_l_agrarnoe_pravo_kons-16968.doc

— 884.50 Кб (Скачать файл)

По нашему мнению, на организационном  общем собрании решение о создании кооператива должно приниматься  единогласно, так же, как и утверждение устава, поскольку устав, представляемый затем на государственную регистрацию, подписывается всеми участниками общего организационного собрания (ст. 9 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»).

2. Государственная регистрация  кооператива

Государственная регистрация кооператива  регулируется ст. 9 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации». Кооператив подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законом о регистрации юридических лиц.

Государственной регистрации в  соответствии с указанным законом подлежат и некоммерческие организации, если в соответствии с их учредительными документами им предоставлено право ведения предпринимательской деятельности. Следовательно, закон распространяется как на производственные, так и на потребительские сельскохозяйственные кооперативы. Однако следует учитывать, что он не применяется к регистрации юридических лиц, созданных в процессе приватизации.

К заявлению о государственной  регистрации прилагаются:

1) протокол общего организационного  собрания членов о создании кооператива, об утверждении его устава и о составе правления кооператива, подписанный председателем и секретарем данного собрания;

2) устав кооператива, подписанный  членами-участниками общего организационного  собрания с указанием их фамилий, имен, отчеств, дат рождения, мест жительства, серий и номеров паспортов или заменяющих их документов;

3) свидетельство об уплате государственной  пошлины; одна ко сельскохозяйственные  организации и крестьянские (фермерские) хозяйства освобождаются от уплаты регистрационного сбора при изменении их правового статуса в связи с реорганизацией и приведением его (статуса) в соответствие с требованиями ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации».

В случае установления недостоверности  сведений, содержащихся в представленных документах, нарушения порядка создания кооператива, а также несоответствия учредительных документов законодательству РФ орган, осуществивший регистрацию, обязан в течение одного календарного месяца со дня регистрации уведомить кооператив о необходимости внесения соответствующих изменений или дополнений в учредительные документы.

В течение 7 дней после получения  уведомления сельскохозяйственный кооператив обязан их внести и представить  в орган, осуществивший регистрацию.

В случае же непредставления в этот срок данный орган обязан обратиться в арбитражный суд с иском о признании учредительных документов предприятия недействительными (полностью или частично).

Любое заинтересованное лицо вправе в течение 6 месяцев с даты регистрации  обратиться в суд или арбитражный суд о признании недействительными регистрации предприятия и (или) его учредительных документов (полностью или частично). Решение суда (арбитражного суда) является основанием для аннулирования государственной регистрации.

Кооператив считается созданным с момента его государственной регистрации. Регистрация осуществляется не позднее трех дней с даты представления необходимых документов либо в течение 30 календарных дней с даты почтового отправления, указанной в квитанции об отсылке учредительных документов. Регистрация осуществляется путем присвоения кооперативу очередного номера в журнале регистрации поступающих документов и проставления специальной надписи (штампа) с наименованием регистрирующего органа, номером и датой на 1-й странице (титульном листе) устава кооператива, скрепляемой подписью должностного лица, ответственного за регистрацию.

Данные государственной регистрации, в том числе для коммерческих организаций – фирменное наименование, включаются в единый государственный  реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

Мотивированное решение  об отказе в государственной регистрации  кооператива выдается в случае нарушения установленного законом порядка создания кооператива или несоответствия его учредительных документов требованиям закона. Отказ в государственной регистрации, нарушение сроков или порядка государственной регистрации, а также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суде.

В случаях нарушения сроков или  порядка государственной регистрации  кооператив может обжаловать действия государственного органа, осуществившего государственную регистрацию кооператива, в суд в установленном законом порядке. Из текста п. 3 ст. 9 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» вытекает, что отказ в государственной регистрации кооператива по мотивам нецелесообразности его создания недопустим.

Государственный орган, осуществивший  государственную регистрацию кооператива, публикует сообщение об этом в  порядке, предусмотренном ст. 47 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», с  указанием наименования кооператива, даты его регистрации, места нахождения кооператива, сведений о предмете его деятельности, а также фамилий, имен, отчеств членов правления кооператива. Кооператив, не приступивший к уставной деятельности в течение года, подлежит исключению из единого государственного реестра юридических лиц в установленном порядке.

3. Государство и кооперативы 

Государство стимулирует создание и поддерживает деятельность кооперативов путем выделения им средств из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ для приобретения и строительства перерабатывающих и обслуживающих предприятий, создания кредитных и страховых кооперативов на основании разработанных планов и прогнозов развития территорий и целевых программ, осуществляет научное, кадровое и информационное обеспечение. В п. 1 ст. 7 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» закреплены основные направления государственной поддержки сельскохозяйственной кооперации.

Однако ими такая поддержка  не исчерпывается. Высшими органами государственной власти и управления РФ принимаются нормативные акты, содержащие комплекс мероприятий по развитию агропромышленного комплекса страны в целом, все они так или иначе затрагивают интересы и сельскохозяйственных кооперативов.

Например, постановлением Правительства  Российской Федерации от 7 февраля 1996 г. № 135 «О мерах по стабилизации экономического положения агропромышленного комплекса Российской Федерации в 1996 г.» установлено, что все виды государственной поддержки из федерального бюджета выплачиваются всем сельскохозяйственным товаропроизводителям независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности. Сюда включаются, в частности, дотации на развитие племенного животноводства, птицеводства, на приобретение семян сельскохозяйственных культур высших репродукций, компенсация 25% страховых платежей товаропроизводителям, заключившим договоры страхования посевов сельскохозяйственных культур, компенсация до 30% средств землепользователей, затраченных на первичное окультуривание мелиоративных земель, компенсация части стоимости закупаемых по импорту ветеринарных препаратов, химических и биологических средств защиты растений и др.

Государством устанавливаются  и специальные формы содействия развитию именно сельскохозяйственной кооперации. Существенное влияние на развитие кооперации государство оказывает путем установления льгот по налогам и кредитам.

Обязанности по научному, кадровому  и информационному обеспечению  всех сельскохозяйственных товаропроизводителей, включая сельскохозяйственные кооперативы, возложены на Минсельхозпрод РФ.

Министерство осуществляет пропаганду научно-технических достижений, оказывает  содействие в освоении передовых  технологий и методов хозяйствования, организует информационно-консультационное обслуживание крестьянских хозяйств и  сельскохозяйственных кооперативов, обеспечивает подготовку, переподготовку и повышение квалификации рабочих и специалистов сельского хозяйства.

Государство берет на себя также  организацию защиты от проникновения  на территорию России болезней животных и растений, вредителей, сорняков и других карантинных мероприятий; обеспечивает воспроизводство плодородия и сохранение почв. Для этих целей специально созданы Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному контролю, Россельхознадзор и др.

Все эти органы наделены функциями контроля и надзора в соответствующих отраслях сельскохозяйственного производства, имеют право проводить необходимые проверки, запрещать те или иные виды деятельности, нарушающие установленные нормы, правила, стандарты; предписания государственных инспекторов по вопросам, входящим в их компетенцию, являются обязательными для сельскохозяйственных предприятий и организаций всех организационно-правовых форм, в том числе кооперативов.

При приватизации государственных  предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции и оказанию услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям законами и иными нормативными правовыми актами предусматривается преимущественное право сельскохозяйственных потребительских кооперативов на участие в приватизации данных предприятий.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в хозяйственную, финансовую и иную деятельность кооперативов, за исключением случаев, предусмотренных  законодательством РФ. Кооперативы (как производственные, так и потребительские) не подчиняются никаким организациям.

Но не случайно в п. 3 ст. 7 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» особо подчеркивается, что органы государственной власти и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность сельхозкооператива. Такое вмешательство было нормой в период господства командно-административной системы, и до сих пор на местах встречаются попытки влияния и давления на кооперативы.

Установленные законодательством  случаи дачи органами власти и управления распоряжений и предписаний сельскохозяйственным кооперативам связаны, к примеру, с деятельностью Государственных инспекций, о которых говорилось выше. Кроме того, Минсельхозпрод России организует ведение бухгалтерского учета, статистической отчетности и ревизионной работы во всех сельскохозяйственных организациях, в том числе и в кооперативах.

Убытки, причиненные кооперативу  в результате незаконных действий (бездействия) государственных и иных органов  либо их должностных лиц, нарушивших права кооператива, а также в результате ненадлежащего осуществления такими органами либо их должностными лицами предусмотренных законодательством обязанностей по отношению к кооперативу, подлежат возмещению этими органами.

Споры о возмещении таких убытков  рассматриваются судом в соответствии с их подведомственностью. Если же незаконными действиями государственных органов причинен материальный ущерб, то сельскохозяйственный кооператив имеет право на его возмещение. Оно гарантировано ст. 53 Конституции РФ: «Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц». Соответствующая норма содержится и в ч. 1 ст. 16 ГК РФ. Возмещению подлежит ущерб, причиненный такими нарушениями, как незаконные действия государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, незаконные акты указанных органов, а также бездействие, т. е. неисполнение обязанностей, возложенных на соответствующий орган.

Под убытками кооператива  в соответствии со ст. 15 ГК РФ понимаются расходы, которые он произвел или должен будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые кооператив получил бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Взысканию убытков предшествует оценка судом или арбитражным судом  законности действия (бездействия) или  акта государственного органа, органа местного самоуправления. Убытки подлежат взысканию при наличии вины и доказанности причинной связи между убытками и незаконными действиями (бездействием) либо актами виновника вреда. Они возмещаются РФ, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием (ст. 16 ГК РФ).

4. Образование кооперативов при реорганизации сельскохозяйственных организаций

Члены (участники) колхоза, хозяйственного товарищества, общества, а также  трудовой коллектив совхоза с  согласия собственника вправе принять  решение о сохранении существующей формы хозяйствования с приведением ее в соответствие с действующим законодательством или решение о реорганизации и создании на ее базе одного или нескольких кооперативов, либо иных сельскохозяйственных организаций, либо крестьянских (фермерских) хозяйств в порядке, предусмотренном ГК РФ и ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации».

Реорганизация юридического лица согласно ст. 57 ГК РФ означает слияние, присоединение, разделение, выделение или преобразование. В ст. 10 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» под реорганизацией понимается прежде всего изменение организационно-правовой формы сельскохозяйственной организации (преобразование) с одновременным разделом на несколько новых организаций (или без такого раздела). Аграрная реформа в России, начавшаяся в 1991 – 1992 гг., предполагала прежде всего проведение реорганизации колхозов и совхозов, которые представляли собой тогда две основные формы аграрного производства. Причем такая реорганизация включает два момента:

Информация о работе Лекции по "Аграрному праву"