Местное самоуправление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2015 в 20:43, реферат

Краткое описание

Принятие Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и вступление его в силу с 1 сентября 1995 г. стало новым этапом в процессе формирования местного самоуправления в современной России. Накопленный к этому времени опыт показал, что на пути реализации Федерального закона возникает много проблем, связанных не только с созданием необходимой материально-финансовой базы местного самоуправления, но и с оценкой Закона, толкованием его отдельных положений и норм, пониманием самой концепции местного самоуправления, лежащей в основе Закона, наконец, содержания Общих принципов организации местного само­управления.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
1.Что такое “ местное самоуправление”? ………………………………………..4
2.Определение “общих принципов” местного самоуправления ………………11
3.Модели местного самоуправления ……………………………………………12
4.Формирование органов местного самоуправления…………………………...14
5.Муниципальная служба………………………………………………………...16
6.Местное самоуправление и Федерация ……………………………………….19
7.Проблемы формирования местного самоуправления в Российской
Федерации …………………………………………………………………………20
Заключение ………………………………………………………………………..22
Список использованной литературы ……………………………………………24

Вложенные файлы: 1 файл

!!!распечатать!!!.doc

— 157.50 Кб (Скачать файл)

     Вторая группа норм  должна обеспечить осуществление  ряда положений Конституции, составляющих  основы конституционного строя  Российской Федерации и гарантирующих права и свободы человека и гражданина. К ней относятся конституционные положения об обязанности государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ст.2); о праве народа осуществлять свою власть через органы местного самоуправления (ч.2 ст.3); о запрете кому бы то ни было присваивать власть в Российской Федерации (ч.4 ст.3); о праве граждан Российской Федерации участвовать в управлении государством как непосредственно, так и через своих представителей (ч.1 ст.32); о праве граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления (ч.2 ст.32).

     Поскольку согласно  ч.4 ст.15 Конституции общепризнанные  принципы и нормы международного  права и международные договоры  Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы, то устанавливаемые федеральным законодательством общие принципы организации местного самоуправления должны соответствовать международно-правовым нормам по данному вопросу, являющимся обязательными для исполнения Российской Федерацией. Одна из таких норм содержится в ч.3 ст.21 Всеобщей Декларации прав человека, устанавливающей, в частности, что воля народа должна находить себе выражение в периодических выборах. Другая - в ст.25 Международного пакта о гражданских и политических правах, где указывается, что каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений право и возможность голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей.

     Европейская хартия  о местном самоуправлении, принятая  Советом Европы (ратифицирована  Федеральным законом от 11.04.98 г. № 55-ФЗ), предоставляя местным органам  власти возможность самим определять  свои внутренние административные структуры с тем, чтобы они отвечали местным потребностям и обеспечивали эффективное управление, также подчеркивает, что они должны делать это, "не нарушая более общих законодательных положений" (ч.1 ст.6).

     Обе группы конституционных  и международно-правовых норм, составляющих, общие принципы организации системы органов местного самоуправления, получили в той или иной мере отражение в Законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ".

 

3 . МОДЕЛИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.

 

      Совершенствуя местное самоуправление, всегда целесообразно посмотреть и на свой исторический опыт, и на практику мирового сообщества.

   Практика различных стран  в настоящее время выработала, по крайней мере, три модели  местного самоуправления, которые  обеспечивают его самостоятельность, и, с другой стороны, необходимый государственный контроль.

  Первая модель - англосаксонская. Она предусматривает самоуправление  во всех звеньях, на всех ступенях  административно-территориального  деления. В общинах имеются только выборные органы. В мелких общинах, в которых меньше 150 человек, собирается общее собрание. А во всех остальных - выборные местные органы. Никаких назначенных чиновников сверху нет, управляются они советниками. Каждый член Совета отвечает за определенную отрасль. Исполкома нет. Имеются отрасли: дорожное хозяйство, образование, местная санитария. За каждую отрасль отвечает советник, у которого есть аппарат. Но есть и контроль. Демократии не может быть без контроля. Есть регулярные министерские инспекции (особенно Министерства по охране окружающей среды). Существует практика утверждения министерствами чиновников, которые затем утверждаются советами. Прежде чем назначить чиновника по пожарной охране, по здравоохранению, надо согласовать с соответствующим министерством. Есть целый ряд других форм государственного контроля, т.е. при любой вы­борности местных органов государственный контроль в той или иной форме существует, даже когда нет специально назначенных от государства уполномоченных.

     Существует континентальная модель. Там все проще. На всех уровнях выборный Совет, но везде есть и назначенные представители правительства - префекты. Это государственная власть над властью местного самоуправления. Они осуществляют контроль и раньше контролировали довольно жестко. Сейчас целесообразность не проверяют, но законность проверяют всегда. Например, законность расходования средств: если деньги дали на постройку моста через речку, их нельзя потратить на обустройство клуба. Префекты могут обжаловать любое решение муниципального совета в административный суд. Специальные административные суды есть на всех уровнях. Что касается Правительства, то оно может сместить чиновника, но только в том случае, если он нарушает закон или если оказывается неработоспособным.

     Третья модель. По ней пошла Латинская Америка. Хорошо в ней то, что всех избирают. Назначенных представителей в местном самоуправлении нет. Но избранный населением префект утверждается затем парламентом как представитель государственной власти. Одновременно  он является и председателем местного совета. В общем, он концентрирует большую власть и является представителем государственной власти. Будучи избранным населением, он легитимен в глазах населения.

     Что касается ст. 12 Конституции, которая исключает  органы местного самоуправления  из системы органов государственной  власти, то она, не делает органы местного самоуправления элементами государственности второго сорта и не выводит их за рамки государственности.  Это такой же по качеству элемент государственности. С точки зрения юридической оценки это - органы власти, как и вся вышестоящая структура. Не надо представлять, что здесь совершенно иная природа. Это публично-правовые учреждения. Кроме того, признание публично-правового характера органов местного самоуправления надо рассматривать с той точки зрения, что существует тенденция к общинизации местного самоуправления. Поэтому естественно, что государство определяет и территории местного самоуправления, и объем полномочий местного самоуправления, исходя из реальных управленческих возможностей данных структур, определяемых размерами территории, социальной, производственной инфраструктурой и т.д.

 

 

 

 

4. ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.

 

     Важнейший принцип  организации местного самоуправления – формирование его руководящих органов посредством выборов.

     На основании федерального  законодательства и в соответствии  с заключенными Российской Федерацией международными договорами, Европейской хартией о местном самоуправлении наличие выборных органов местного самоуправления является обязательным, а выборы проводятся в сроки, установленные законами субъектов Федерации и уставами муниципальных образований.

     Подготовку и проведение  выборов в органы местного  самоуправления осуществляют территориальные, окружные, участковые избирательные  комиссии, которые вместе с избирательными  комиссиями субъектов Российской  Федерации и Центральной избирательной комиссией Российской Федерации несут всю полноту ответственности за обеспечение избирательных прав российских граждан. Именно поэтому принципиально важно, чтобы избирательные комиссии в пределах своей компетенции проявляли независимость от органов государственной власти и местного самоуправления, и в то же время - обеспечили деятельное взаимодействие с законодательными, исполнительными и судебными органами, работали в тесном контакте со средствами массовой информации, а  избирательные комиссии субъектов Российской Федерации и Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, используя собственные полномочия, обеспечивали бы контроль за соблюдением избирательных прав граждан и единообразным применением законодательства, оказывали организационно-методическую, правовую и иную консультативную помощь комиссиям, непосредственно организующим выборы на местах.

     В России накоплен  значительный опыт подготовки  и проведения выборов в органы  местного самоуправления.

     Выборы проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, что отвечает демократическим принципам и международным стандартам. Граждане наделены правом избирать и быть избранными в органы местного самоуправления независимо от пола, расы, языка, социального и имущественного положения, профессии, образования, отношения к религии и политических убеждений. Голоса избирателей имеют одинаковый вес, а носителей мандатов определяют исключительно сами избиратели. Выборы в органы местного самоуправления, как и все другие, обычно проводятся на альтернативной основе (практика показывает, что на один депутатский мандат претендуют от 2 до 12 кандидатов).

     В формировании органов  местного самоуправления принимают  участие общественные объединения. Чаще всего – это наиболее крупные объединения, способные организовать предвыборную агитацию в пользу своих сторонников и обеспечить общественный контроль за проведением выборов.

     В России, также как  и во многих европейских странах, существует несколько способов формирования органов местного самоуправления.

     Представительные органы  местного самоуправления избираются  непосредственно населением. В отдельных  случаях их полномочия осуществляют  собрания (сходы) граждан.

     Составной частью  системы органов местного самоуправления является исполнительные органы – местная администрация – занимающаяся повседневным управлением на подведомственной территории. Руководят местной администрацией, как правило, выборные должностные лица – главы местного самоуправления. В городах это чаще всего мэр, либо глава администрации, глава города; в районах – глава местного самоуправления, глава района; на других территориях – глава муниципального округа, сельсовета  и так далее. Глава местного сообщества избирается либо непосредственно населением, либо из состава представительного органа. Он может быть нанятым по контракту или занимать эту должность в силу избрания его председателем соответствующего представительного органа (в большинстве – почти 2/3 – субъектах Федерации главы местного самоуправления избраны населением в ходе выборов тайным голосованием).

     В большинстве субъектов  Федерации имеется необходимая  законодательная база, обеспечивающая  реформирование органов местного  самоуправления. Наряду с  конституциями  и уставами субъектов Российской Федерации на местах действуют законы:

    Об организации местного самоуправления;

    О порядке образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований;

    Об установлении и изменении границ и наименований муниципальных образований;

     О выборах в органы местного самоуправления;

     О местном референдуме;

     О собраниях и сходах граждан и другие.

     В поле зрения Центральной  избирательной комиссии постоянно  находятся проблемы юридической  чистоты правовой базы организации и проведения выборов в субъектах Российской Федерации. Проведенный Центральной избирательной комиссией анализ региональных законодательных актов о выборах в органы местного самоуправления обнаружил определенные отступления от федерального законодательства, а в ряде случаев и нарушения его требований. Порой нарушаются условия приобретения гражданами активного избирательного права. В ряде регионов этим правом обладают лишь граждане, постоянно проживающие на соответствующей территории. Допускается установление верхнего  возрастного предела, вводятся языковые и другие ограничения для получения пассивного избирательного права. В некоторых законах закреплена возможность образования разновеликих избирательных округов с недопустимо высоким превышением установленной Федеральным законом нормы.

     Таким образом, еще  предстоит кропотливая работа  по совершенствованию региональных  законов, приведению их в соответствие  с Федеральным законом “Об  основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации. Причем практика последних лет по выборам в органы местного самоуправления показала, что нуждается в совершенствовании и федеральное законодательство, в которое следует внести дополнения в части установления общих принципов учета мнения населения при преобразовании существующих и формировании новых муниципальных образований, в том числе в связи с установлением и изменением их границ.

 

5. МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

     Федеральный закон  “Об основах муниципальной службы в Российской Федерации” от 8 января 1998 года. N 8-ФЗ устанавливает общие принципы организации муниципальной службы и основы правового положения муниципальных служащих в Российской Федерации.

     Муниципальная служба  в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.

Информация о работе Местное самоуправление