Особенности банкротства сельскохозяйственных организа¬ций и предприятий.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2013 в 10:12, курсовая работа

Краткое описание

Специфика финансово-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных организаций обусловлена действием следующих факторов:
- сезонный, цикличный характер производства;
- повышенный риск и достаточно протяженный временной период производства сельскохозяйственной продукции, характеризующийся зависимостью урожайности растений и продуктивности животных от природных факторов (засухи, морозов, стихийных бедствий и т. д.), что затрудняет прогнозирование (даже на 2-3 года) возможности восстановления платежеспособности организации;
- разнообразие сельскохозяйственного бизнеса, обусловленное многоотраслевой специализацией производства в животноводстве и растениеводстве и др.;
- более низкая по сравнению с другими отраслями экономики норма накопления капитала;

Содержание

1. Специфика сельскохозяйственных организаций 3
2. Меры государственной политики, направленные на улучшение финансового положения сельскохозяйственных организаций 5
3. Субъективные причины применения к сельскохозяйственным организациям процедур банкротства 6
4. Практика применения процедур банкротства в отношении сельскохозяйственных организаций 10
5. Основные пути решения проблемы банкротства сельскохозяйственных организаций 18
6. Анализ ключевых мер, обеспечивающих успешное проведение финансового оздоровления сельскохозяйственных организаций 23
7. Список литературы 29

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат ЛЕНЫ!!!.doc

— 131.50 Кб (Скачать файл)


Уральская Государственная  Сельскохозяйственная Академия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по аграрному праву.

На тему: Особенности банкротства сельскохозяйственных организаций и предприятий.

 

 

 

 

 

 

 

Студентки 3 курса заочного отделения 
факультета «Технологии животноводства»

Специальность - зоотехния 
Шпаньковой Елены. 
Шифр 0808

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург ~ 2011. 
Содержание.

 

1.    Специфика сельскохозяйственных  организаций 3

2. Меры государственной политики, направленные на улучшение финансового  положения сельскохозяйственных организаций 5

3. Субъективные причины применения  к сельскохозяйственным организациям  процедур банкротства 6

4. Практика применения процедур  банкротства в отношении сельскохозяйственных  организаций 10

5. Основные пути решения проблемы  банкротства сельскохозяйственных организаций 18

6. Анализ ключевых мер, обеспечивающих  успешное проведение финансового  оздоровления сельскохозяйственных  организаций 23

7.   Список литературы  29

 

1. Специфика сельскохозяйственных  организаций

Специфика финансово-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных организаций обусловлена действием следующих факторов:

- сезонный, цикличный характер  производства;

- повышенный риск и достаточно  протяженный временной период  производства сельскохозяйственной  продукции, характеризующийся зависимостью урожайности растений и продуктивности животных от природных факторов (засухи, морозов, стихийных бедствий и т. д.), что затрудняет прогнозирование (даже на 2-3 года) возможности восстановления платежеспособности организации;

- разнообразие сельскохозяйственного бизнеса, обусловленное многоотраслевой специализацией производства в животноводстве и растениеводстве и др.;

- более низкая по сравнению  с другими отраслями экономики  норма накопления капитала;

- социальная значимость сельскохозяйственной организации для территории, на которой она размещается.

Не менее специфичными являются особенности имущественных отношений  в сельскохозяйственной отрасли:

- особый характер землепользования  с использованием земель сельскохозяйственного  назначения в качестве основного средства производства;

- большая доля в имуществе  сельскохозяйственного предприятия  объектов социальной сферы и  инженерной инфраструктуры, обслуживающих  всю прилегающую территорию;

- большая доля неликвидного  имущества (особенно недвижимого) в имущественном комплексе предприятия;

- наличие имущества (скот, растения), требующего постоянного ухода  и финансовых затрат;

Нельзя не упомянуть о специфичности  ситуации, нередко возникающей при  проведении в отношении сельскохозяйственной организации процесса банкротства.

Типичным случаем здесь является такой, когда работник сельскохозяйственного  предприятия, одновременно с этим, является и его собственником (в сельскохозяйственном производственном кооперативе, открытом акционерном обществе), и кредитором (существующая задолженность по заработной плате, по выплате компенсаций социального характера).

В современных социально-экономических  условиях предприятия сельскохозяйственной отрасли, в большинстве своем, имеют  неудовлетворительное финансовое положение, по крайней мере, к 80% из них могут быть применены критерии признаков банкротства, определенные действующим Федеральным Законом от 26.10.2002г № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»:

 «Юридическое лицо считается  неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.» (п.2, ст. 3).

Это позволяет некоторым исследователям характеризовать процесс банкротства  сельскохозяйственных организаций, как  «закономерное банкротство».

Действительно, складывающаяся в настоящее  время экономическая конъюнктура  характеризуется глубокими межотраслевыми диспропорциями, которые не позволяют отрасли сельского хозяйства конкурировать с другими отраслями хозяйственной деятельности в плане экономической эффективности. Проблема недостаточной финансовой устойчивости сельскохозяйственных организаций является, одной из причин, и, одновременно, одним из следствий этого обстоятельства.

В связи с этим, проблема предотвращения процесса массового банкротства  сельскохозяйственных предприятий  в настоящий момент стоит очень  остро.

2. Меры государственной  политики, направленные на улучшение финансового положения сельскохозяйственных организаций

Одним из важнейших направлений  государственной политики в сфере  агропромышленного комплекса является повышение финансовой устойчивости сельскохозяйственных предприятий.

Основными мерами государственного регулирования  в целях предотвращения массового  банкротства сельскохозяйственных организаций в период с 2002 года стали:

- принятие Федерального Закона  от 09.07.2002г № 83-ФЗ «О финансовом  оздоровлении сельскохозяйственных  организаций».

- принятие Федерального Закона  от 26.10.2002г № 127-ФЗ «О несостоятельности  (банкротстве)», где учитываются  особенности сельскохозяйственного  производства при введении процедур  арбитражного управления;

- введение специального налогового  режима для сельскохозяйственных организаций («Единый сельскохозяйственный налог», введен во Вторую часть Налогового Кодекса РФ Федеральным Законом от 11.11.2003г № 147-ФЗ).

Таким образом, меры государственного регулирования уровня финансовой устойчивости сельскохозяйственных организаций, в своем комплексе, были направлены на достижение следующих основных задач:

Снижение размеров налоговой нагрузки для сельскохозяйственных организаций;

Предоставление возможности для  сельскохозяйственных организаций  произвести реструктуризацию их просроченных финансовых обязательств перед бюджетами всех уровней, а так же перед иными кредиторами;

Регламентировать условия применения к сельскохозяйственным организациям процедур финансового оздоровления (банкротства), с учетом их специфики.

Реализация комплекса мероприятий  по улучшению финансового состояния  сельскохозяйственных предприятий, как  основного условия эффективности  их хозяйственной деятельности в  рыночных условиях, вне сомнения, смогла повлиять на ситуацию положительным  образом.

Вместе с тем, тенденции ухудшения  финансового состояния сельскохозяйственных организаций нельзя считать преодоленными. В настоящее время около 40% сельскохозяйственных предприятий являются убыточными, а, стало быть, существует реальные предпосылки  к прекращению ими хозяйственной деятельности.

В 2004 году в агропромышленном комплексе  Российской Федерации насчитывалось 21,0 тыс. сельскохозяйственных предприятий. В 2005 году их численность сократилась  до 18,2 тыс.

Следует учитывать то обстоятельство, что сельскохозяйственные предприятия играют не только экономическую роль. Зачастую они являются градообразующими предприятиями для тех сельских населенных пунктов, где они находятся. Поэтому процесс сокращения числа сельскохозяйственных предприятий может иметь весьма негативные социальные, и даже политические последствия.

В связи с этим следует обратить внимание на повышение эффективности  различных механизмов финансового  оздоровления неплатежеспособных, финансово  неустойчивых предприятий отрасли  сельского хозяйства.

Одним из таких механизмов призван  служить процесс банкротства  неплатежеспособных предприятий, регламентируемый Федеральным Законом от 26.10.2002г  № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

3. Субъективные причины  применения к сельскохозяйственным организациям процедур банкротства

До вступления в силу Федерального Закона от 09.07.2002г № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных организаций», по данным Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, статистика о  масштабах применения в отношении сельскохозяйственных организаций процедур банкротства была следующей.

Приведенная статистика характеризует  процесс обвального падения в  период до 2002 года финансовой устойчивости сельскохозяйственных предприятий  различной формы собственности.

Существовал целый комплекс объективных причин для описанного выше процесса. Их анализу посвящены многие научные и прикладные исследования, поэтому в рамках настоящей работы рассмотрение их влияния на процесс массового банкротства сельскохозяйственных организаций не представляется целесообразным.

Гораздо интереснее проанализировать комплекс причин, оказавших не меньшее  влияние на процесс массового  банкротства сельскохозяйственных предприятий, но при этом носящих  более субъективный характер.

До принятия Федерального закона «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных организаций» в действующей редакции ситуация с проведением процедур банкротства в отношении сельскохозяйственных организаций была практически неуправляемой.

Главным инициатором процедур банкротства сельскохозяйственных организаций являлись территориальные органы Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству.

В свою очередь, Федеральная служба действовала на основании обращений  территориальных органов (районных инспекций) Министерства Российской Федерации по налогам и сборам.

При этом последние руководствовались  внутриведомственными инструкциями, предписывающими  применять против организаций, имеющих  большие суммы просроченной задолженности  по налогам и сборам, самые жесткие  меры воздействия, включая взыскание задолженности в судебном порядке, а так же обращения в Арбитражный суд о признании должника банкротом.

Очевидно, при этом инструкции МНС  РФ не учитывали особенностей финансово-хозяйственного положения сельскохозяйственных организаций.

Первым шагом к принудительному  исполнению обязательств по уплате просроченных платежей по налогам и сборам, по платежам во внебюджетные фонды, было так называемое «закрытие» счетов организаций. Все поступающие на банковские счета  сельскохозяйственных предприятий средства в бесспорном порядке направлялись на погашение существующей задолженности. В результате текущая финансово-хозяйственная деятельность сельскохозяйственных предприятий, лишенных свободных оборотных средств, ставилась под угрозу.

В результате предъявляемых судебных исков по взысканию просроченной задолженности по налогам и сборам, по решению суда, предприятию предписывалось в установленный срок (как правило, не превышающий 3-х месяцев) погасить всю сумму задолженности, включая проценты, пени и штрафы.

В случае неисполнения сельскохозяйственной организацией решения суда, решение  подлежало принудительному исполнению Федеральной службой судебных исполнителей. Во исполнение решение суда происходила  процедура ареста имущества сельскохозяйственной организации, - в первую очередь, обладающего наибольшей ликвидностью. В состав этого имущества входили, в том числе, товарно-сырьевые запасы, сельскохозяйственная техника, поголовье сельскохозяйственных животных.

В несколько лучшем положении при  этом оказывались, по сравнению с предприятиями иной организационно-правовой формы, сельскохозяйственные производственные кооперативы, благодаря положениям Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации».

На арестованное имущество сельскохозяйственных организаций обращалось взыскание по решению суда – иными словами, оно подлежало реализации, и вырученные в результате этого денежные средства направлялись на погашение суммы судебного иска.

Существующая практика оценки реализуемого имущества по остаточной стоимости, которая, как правило, была значительно ниже его реальной рыночной стоимости, являлась причиной недобросовестных действий третьих лиц, заинтересованных в приобретении этих видов имущества.

Массовое применение по отношению  к сельскохозяйственным предприятиям процедур взыскания в судебном порядке их задолженности по просроченным налоговым платежам, обращение взыскания на имущество должника, реализация этого имущества по заниженным ценам, послужили причиной прекращения хозяйственной деятельности многих сельскохозяйственных предприятий.

Комплекс мероприятий по принудительному  взысканию просроченной задолженности  сельскохозяйственных организаций  по налогам и сборам привел многих из них к состоянию прекращения  организованной хозяйственной деятельности, что привело к применению в отношении них процедур банкротства.

Информация о работе Особенности банкротства сельскохозяйственных организа¬ций и предприятий.