Расчет обмотки статора трехфазного асинхронного двигателя при наличии магнитопровода с применением ЭВМ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 11:14, курсовая работа

Краткое описание

Курсовая работа выполнена в объеме: расчетно-пояснительная записка на 34 листах печатного текста, таблиц – 4, рисунков -3, графическая часть на 3 листах, в том числе формата А1 – 2 лист, А4 – 1 лист.
Ключевые слова: асинхронный двигатель, обмоточные данные, магнитные нагрузки, номинальные данные.
В работе выполнен расчет трехфазного асинхронного двигателя, определены обмоточные данные, на которые выполнены развернутые схемы обмоток, определены все основные параметры обмотки, установлены номинальные данные электродвигателя.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовой по ремонту.doc

— 590.00 Кб (Скачать файл)

Расчет  оптимального числа  витков в обмотке  одной фазы.

   При подаче напряжения Uф на обмотку, по ней потечёт ток х.х. Iх.х.    (рис. 2.). Так как напряжение изменяется по синусоидальному закону, ток будет переменным. В свою очередь ток создаёт в магнитной системе машины магнитный поток Ф, который также будет переменным.

      Переменный  магнитный поток Ф индуцирует в витках обмотки, которая его создала ЭДС (Еф), направленную встречно приложенному напряжению (закон электромагнитной индукции). ЭДС фазной обмотки Еф будет слагаться из суммы ЭДС отдельных витков Е.

      Еф=åЕ или ,

      где Wф – количество витков в обмотке одной фазы, шт.

      Кроме того, ток Iх.х. создаёт на активном и реактивном сопротивлениях обмотки r и X падения напряжения DU. 
 

 
 
 

      Рис.2.                                                Рис. 3.

 
 
 

      Таким образом, приложенное к обмотке  напряжение Uф уравновешивается ЭДС Еф и падением напряжения в обмотке DU. Всё это в векторной форме приведено на упрощённой векторной диаграмме АД (рис. 3.).

      Из  изложенного и векторной диаграммы  следует, что  .

      Падение напряжения составляет 2,5…4% от Uф, т.е. в среднем около 3%, без ущерба для точности расчёта можно принимать:

       , где Еф – ЭДС обмотки фазы, В;

           Uф – фазное напряжение, В

      Тогда .

      Мгновенное  значение ЭДС одного витка: , где t – время, с.

Магнитный поток  изменяется по закону: Ф=Фмsin wt, где Фм – амплитудное значение магнитного потока, Вб; w – угловая частота вращения поля.

      Тогда е=-Фмw cos wt = wФ sin .

      Максимальное  значение ЭДС одного витка будет, когда: , тогда (т.к. w=2pf) Е=wФм=2pм.

      Действующее значение отличается от максимального  на :

      

      Т.к. обмотка рассредоточенная, то часть  магнитного потока Ф рассеивается, что учитывается коэффициентом распределения Кр:

      

      Практически все двухслойные обмотки выполняются  с укороченным шагом. Это приводит к тому, что на границах полюсов  в секциях разных фаз, лежащих  в одном пазу, направление токов будет встречное, что уменьшает общий магнитный поток Ф. Это явление учитывается коэффициентом укорочения Ку:

       .

      Обмоточный  коэффициент Коб : .

      Тогда, окончательно, ЭДС одного витка равна:

      Е=4,44f Ф Коб, и .

      В полученном выражении Uф и f заданы заказчиком, нужно знать для расчёта только Ф. Он под полюсом распределяется неравномерно (рис. 4), однако при равенстве площадей прямоугольника со стороной (Вср) и полуокружности с радиусом Вd величина магнитного поля под полюсом будет одинаковой. Отсюда:

       , где  – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения магнитного потока под полюсом;

 Вср – среднее значение магнитной индукции в воздушном зазоре, Тл;

 Вd – максимальное значение магнитной индукции в воздушном зазоре, Тл. 

                                                                                          Рис. 4.

      Из  таблицы «нормированных электромагнитных нагрузок асинхронных двигателей»  для мощности машин 10 - 100 кВт. Вd принимаем равным: Вd=0,7Тл. Отсюда значение магнитного потока

   

 Bб, 

 шт. 
 
 

   Условие равносекционности  и выбор оптимального числа витков в  обмотке одной  фазы.

При делении  числа витков фазной обмотки по секциям, необходимо распределить их равномерно, так, чтобы число витков во всех секциях обмотки Wсек было одинаковым. Такая обмотка называется равносекционной. Условие равносекционности выполняется исходя из выражения числа активных проводников в пазу: ,

      где а – число параллельных ветвей; 2 – виток из двух активных проводников.

      Число активных проводников в пазу определяем при двухслойной обмотке до целого и чётного значения.

        шт.

      Округляем до Nп=14 шт.

      Уточняем  число витков в фазе:

        шт. 

    Уточняем магнитный поток, т. к. он зависит от числа витков в  фазе:

   

 Вб.

     Определяем значения магнитных  индукций  , , и сравниваем с табличными (нормированными):

        Тл.

        Тл.

                                                                                                   

 Tл 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 2.        Нагрузка магнитной цепи при данных Wф. 

Наименование Расчетная формула Варианты  расчета Допустимые  пределы
1 2 3
, шт
14 14 12
,шт
      112 112 96
, Вб
0,00927   0,00927   0,011
, Тл
0,69774 0,69774 0,814 0,7 – 0,9
, Тл
1,41      1,41 1,64 1,4 – 1,8
, Тл
2,04 2,04      2,382 1,3 – 1,6

 

   Таким образом, по результатам расчётов, из таблицы  видно, что наиболее оптимальный вариант 2, при котором рассчитываемый двигатель будет отдавать максимальную для его магнитной системы мощность. Индукции и находятся в приделах нормы, индукция ниже нормы. 
 

                                  Расчет числа витков в одной секции. 

   При двухслойной обмотке в одном пазу лежат проводники двух секций, следовательно, число витков в секции двухслойной обмотки ( ) равно половине числа проводников в пазу: 

                                        
 
 
 
 
 

Выбор изоляции паза и лобовых частей обмотки. 

Рис. 5 Изоляция паза. 

      Целью этой изоляции является обеспечение  требуемой электрической прочности  между обмотками и магнитопроводом (корпусом) АД. Кроме того она должна отвечать требованиям нагревостойкости, химической стойкости, выносливости и др.

      Изоляция  паза (рис. 5.) состоит из пазовой коробки 1,межслоевой прокладки 2 (если обмотка двухслойная), прокладки под клин 3 и пазового клина 4. Также устанавливаются межфазовые прокладки в лобовых частях секций или катушечных групп, изоляции внутримашинных соединений, а также под бандаж в пазовых и лобовых частях обмоток.

      Электроизоляционные материалы выбираются в зависимости  от номинального напряжения машины, класса нагревостойкости, условий работы АД, наличия диэлектрических материалов и по экономическим соображениям.

      При ремонте АД наибольшее  применение получили пазовые  коробки из 3-х слоев диэлектрика:

  • первый слой (кладется в пазе на магнитопровод), его назначение ---защита второго слоя о повреждения листами стали
  • второй слой ---это основная электрическая изоляция, от нее требуется высокая электрическая прочность
  • третий слой делается из механически прочного диэлектрика, он также как и первый защищает второй слой от повреждений.

           Для электродвигателей с осью вращения 160…355мм используется изоляция класса  F(150 ). К классу F относятся материалы на основе слюды, асбеста и стекловолокна, применяемые в сочетании с синтетическими связующими и пропитывающими составами(лаки, компаунды, эпоксидные и полиуретановых смол, модифицированных кремнийорганическими соединениями).

      Изоляцию для пазовой коробки  выбираем  полиэтилентерефталанную  (ПЭТФ) изоляцию, которая имеет нагревостойкость  155 С, эл. прочность –70 –180 кВ/мм и толщину – 10 мкм. При этом две полоски материала складываются пленкой внутрь.[1.Приложение 3]

      Для прокладки в лобовых частях  применяют материал, поверхность  которого имеет повышенный коэффициент трения, в частности кабельную бумагу, тонкий эл. картон. Выбираем для изоляции в лобовой части прленкосинтокартон ПСК-Ф толщиной 0,92 мм, эл. прочностью 40 кВ/мм и нагревостойкостью 155 С.[1. Приложение 4]

       Изолирование внутренних соединений  и выходных концов осуществляется эл. изоляционными трубками. В местах, где они не подвергаются изгибам, кручению и сжатию применяются лакированные трубки ТСК с классом нагревостойкости F. Выбираем  трубки на основе фтороорганической резины  марки ТРФ, котороя наиболее элластична и стойка к перегибам. Ее внутренний диаметр 16 мм, толщина стенки 0,6 мм.  [1.Приложение 5].

   Для механической защиты и закрепления изоляции применяем стеклянные ленты, которые пригодны для машин класса нагревостойкости изоляции F. Для уменьшения выделения из стеклянной ленты пыли при изолировании их пропитывают лаком. Выбираем ЛЭС толщиной 0б1 мм с шириной в интервале 10-50 мм, с разрывной нагрузкой 294-1128Н и линейной плотностью 106-565г/100м.[1.Приложение 6].

      Для увязки и бандажировки  обмоток статора в лобовых частях применяются стеклянные шнур-чулки при классе нагревостойкости F. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выбор марки и расчет сечения обмоточного  провода. 

   Выбор марки провода производится в  зависимости от номинального напряжения, класса нагревостойкости, условий работы АД, исполнения, мощности двигателя и экономических соображений.

   Расчетное сечение провода с изоляцией  определяется по формуле:

   

 мм2,

где – коэффициент   заполнения  паза (принимаем равным       [табл. 4 лит.1]).

   По  сечению провода определяется расчетный  диаметр провода с изоляцией:

   

мм.

   Из  таблицы  [ приложение , Лит.1] выбираем для провода ПЭВ-2 стандартный диаметр провода: 

    .

Информация о работе Расчет обмотки статора трехфазного асинхронного двигателя при наличии магнитопровода с применением ЭВМ