Теоретические и методологические аспекты оценки эффективности производства продукции животноводства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 12:19, реферат

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является поиск путей повышения эффективности реализации продукции животноводства.
С учетом указанной цели в работе определены задачи, решение которых позволяет:
- изучить актуальность проблем операций по выпуску и реализации продукции животноводства;
- исследовать теоретические и методологические основы процесса реализации продукции животноводства;
- проанализировать организационно - экономическое состояние предприятия;

Вложенные файлы: 1 файл

Отчет по практике Красная звезда.doc

— 310.00 Кб (Скачать файл)

Важное  место среди экономических категорий, используемых для характеристики результатов деятельности предприятий, принадлежит чистому доходу. Чистый доход – это специфическая форма, которую принимает продукт для общества в условиях существования товарно-денежных отношений. Поскольку чистый доход отражает стоимость произведенного продукта для общества, он определяется как разница между стоимостью и затратами на производство созданного продукта. Иначе говоря, чистый доход может быть выражен как разница между валовым доходом и затратами на оплату труда.      

Продукция, работы и услуги считаются проданными при переходе права собственности  на них от продавца к покупателю, от производителя и потребителю. С этого момента их стоимость  включается в объем выручки и  доход организации.      

Выручка от реализации продукции – важнейший результат производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности предприятия. Под выручкой от реализации продукции понимается сумма денежных средств, фактически поступившая на счета предприятия в банке, в кассу предприятия, и другие поступления в плату реализованной продукции за данный период. В выручку от реализации продукции включаются суммы, поступившие за реализацию готовой продукции и полуфабрикатов собственного производства, работ и услуг промышленного и непромышленного характера, покупных изделий и др. [18]      

Выручка от продажи продукции, работ, услуг  по мнению Козловой Е.П. признается при  наличии следующих условий: организация  имеет право на получение этой выручки согласно конкретному договору купли-продажи или иному обоснованию; сумма выручки может быть определена; имеется уверенность в том, что произойдет увеличение средств или экономических выгод; право владения, пользования и распоряжения продукцией перешло от изготовителя к производителю, работа принята заказчиком, услуга оказана определенной организации или физическому лицу; произведенные расходы по данной операции могут быть определены.      

Процесс реализации продукции можно разделить  на четыре периода. Первый период фактически сводится к заключению договоров на поставку продукции. Второй включает составление плана реализации продукции и остатков нереализованной продукции на складе отдела сбыта предприятия. В третьем периоде реализации происходит отгрузка продукции потребителям. Важное значение этот период имеет при оценке выполнения обязательств по реализации продукции с учетом соблюдения предприятием условий подписанных договоров поставки. Процесс реализации заканчивается четвертым периодом, который характеризуется поступлением денег на расчетный счет предприятия-поставщика.     

На  процесс реализации оказывают влияние многие факторы, среди которых можно назвать следующие:     

• установленные сроки поставки продукции;      

• увеличение выпуска продукции за счет прироста и улучшения использования  производственных мощностей и основных фондов;     

• производительность труда;     

• ввод в действие новых мощностей  и оборудования;      

• обеспечение равномерной загрузки производственных подразделений;

    • повышение серийности производства; количество рабочих дней в каждом квартале; сезонность и сменность работы; сезонность реализации продукции;
    • возможность выбытия основных фондов, а также остановки отдельных цехов по различным производственно-техническим или организационным причинам;
    • снятие с производства устаревших, нерентабельных изделий, не находящих потребителей. [20].

 

    Выручка от реализации продукции является одним  из главных показателей, участвующих в определении финансового результата от реализации продукции, работ, услуг и всей деятельности.      

Одним из важнейших элементов производственно-хозяйственной  деятельности организации является финансовый результат. Финансовый результат определяется сопоставлением доходов, полученных по итогам деятельности с расходами, обеспечивающими эти доходы.     

В условиях рыночной экономики получение  прибыли является непосредственной целью производства. Прибыль создает определенные гарантии для дальнейшего существования и развития предприятия.     

На  рынке предприятия выступают  как относительно обособленные товаропроизводители. Установив цену на продукцию, они реализуют ее потребителю, получая при этом денежную выручку, что не означает еще получения прибыли. Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство и реализацию, которые принимают форму себестоимости продукции.     

Если  выручка превышает себестоимость, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли. Предприятие всегда ставит своей целью прибыль, но не всегда ее извлекает. Если выручка равна себестоимости, то удается лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции. При затратах, превышающих выручку, предприятие получает убытки — отрицательный финансовый результат, что ставит предприятие в достаточно сложное финансовое положение, не исключающее и банкротство.     

Для предприятия прибыль является показателем, создающим стимул для инвестирования в те сферы, где можно добиться наибольшего прироста стоимости. Прибыль как категория рыночных отношений выполняет следующие функции:     

• характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия;     

• является основным элементом финансовых ресурсов предприятия;     

• является источником формирования бюджетов разных уровней.     

Определенную  роль играют и убытки. Они высвечивают  ошибки и просчеты предприятия в  направлениях использования финансовых, средств, организации производства и сбыта продукции.       

К показателям характеризующим эффективность  продажи продукции можно отнести, в первую очередь: прибыль, рентабельность производства, рентабельность продаж, окупаемость затрат, норма прибыли.       

Прибыль – это важнейшая категория  рыночных отношений. Она возникает в том случае, когда выручка превышает себестоимость продукции. Предприятие всегда ставит своей целью прибыль, не всегда ее извлекает. Если выручка равна себестоимости, то удалось лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции. При затратах, превышающих выручку, предприятие получает убытки – отрицательный финансовый результат. [15]       

По  словам Савицкой Г.В., основную часть  прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. Прибыль (убыток)   
от реализации – это финансовый результат, полученный от основной деятельности предприятия, которая может осуществляться в любых   
видах, зафиксированных в его уставе и не запрещенных законом. Финансовый результат определяется раздельно по каждому виду деятельности, относящемуся к реализации продукции, выполнению работ, оказанию услуг. [19]      

На  каждом предприятии формируется  четыре показателя прибыли, существенно  различающиеся по величине, экономическому содержанию и функциональному назначению. Базой всех расчетов служит балансовая прибыль — основной финансовый показатель производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Для целей налогообложения рассчитывается специальный показатель — валовая прибыль, а на ее основе — прибыль, облагаемая налогом, и прибыль, не облагаемая налогом. Остающаяся в распоряжении предприятия, после внесения налогов и других платежей в бюджет часть балансовой, прибыли называется чистой прибылью. Она характеризует конечный финансовый результат деятельности предприятия.      

Балансовая  прибыль включает три основных элемента: прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг; прибыль (убыток) от реализации основных средств, их прочего выбытия, реализации иного имущества предприятия; финансовые результаты от внереализационных операций.     

Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) — это финансовый результат, полученный от основной деятельности предприятия, которая может осуществляться в любых видах, зафиксированных и его уставе и не запрещенных законом. Прибыль от реализации продукции рассчитывается как разность между выручкой от реализации (без НДС и акцизов) и затратами на производство и реализацию.     

Прибыль от выполнения работ или оказания услуг рассчитывается аналогично прибыли  от реализации продукции.     

Прибыль (убыток) от реализации основных средств и иного имущества  предприятия представляет собой  финансовый результат, не связанный с основными видами деятельности предприятия. Он отражает прибыль (убыток) от прочей реализации, к которой относится продажа на сторону различных видов имущества, числящегося на балансе предприятия, за вычетом связанных с этим затрат.       

Кренина Л.А. пишет о том, что в процессе анализа прибыли от реализации изучаются  динамика, выполнение плана прибыли  от реализации и определяются факторы  изменения ее суммы.       

Прибыль от реализации продукции в целом  по предприятию   
зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции, ее структуры, себестоимости и уровня среднереализационных цен. Объем реализации продукции может   
оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объемов продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если все же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли. [19].       

Баканов М.И. пишет, что структура товарной продукции также оказывает как  положительное, так и отрицательное  влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции  в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет и, наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится. Он считает, что себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли и наоборот.        

Изменение уровня среднереализационных цен и  величина прибыли находятся в  прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма  прибыли возрастает, при уменьшении уровня цен – сумма прибыли уменьшается.        

Злобин  считает, что расчет влияния всех этих четырех факторов на величину прибыли можно произвести следующим  образом: влияние изменения объема реализованной продукции, работ  и услуг находят, исчисляя разницу  между расчетной и плановой суммой выручки и умножая ее на плановую величину прибыли в расчете на тысячу рублей денежной выручки по плану. Разница в денежной выручке складывается под влиянием изменения по сравнению с планом объема и структуры реализованной продукции, а цены в этих расчетах единые (плановые). Влияние изменения структуры реализованной продукции, работ, услуг определяют как разность между расчетной и плановой величиной финансового результата на тысячу рублей денежной выручки. Влияние изменений себестоимости на финансовый результат определяют путем расчета разницы между полной плановой себестоимостью отчетного количества реализованной продукции, работ и услуг и отчетной полной себестоимостью того же объема реализованной продукции, работ и услуг. Влияние реализованных цен определяется путем вычитания из отчетной суммы денежной выручки расчетной суммы. [12]       

По  словам Савицкой Г.В., выполнение плана  по реализации исчисляют путем сопоставления  фактического объема реализации с плановым в натуральном (если продукция однородная), условно-натуральном или стоимостном выражении (если продукция неоднородна по   
своему составу), для чего желательно использовать базовый   
(плановый) уровень себестоимости отдельных изделий, так как себестоимость меньше подвержена влиянию структурного фактора,   
нежели выручка. [19]       

Таким образом, анализ и управление показателями реализации предполагает оценку и прогнозирование  многих факторов, влияющих на прибыль  от реализации. К ним относят уровень  спроса на выпускаемую продукцию, динамику цен, состав и структуру затрат на реализацию, сложившуюся рентабельность продаж и др. Конкретные способы улучшения показателей реализации неодинаковы на разных предприятиях и требуют прямых расчетов, определяющих динамику прибыли от реализации в результате изменений каждого фактора. [10]       

Основную  часть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяется факторы изменения ее суммы.     

Показатели  рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Показатели рентабельности служат не только для оценки деятельности предприятия, но и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании. Различают:   

1) показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость) издержек производства  и инвестиционных проектов;   

2) показатели, характеризующие рентабельность  продаж;  

3) показатели, характеризующие доходность  капитала и его частей.  

Все эти показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.        

Эффективность производства с точки зрения получения  прибыли на единицу материальных и трудовых затрат по производству и реализации продукции показывает уровень рентабельности [50, с. 249].       

Рентабельность  – важнейшая экономическая категория, которая присуща всем предприятиям. Она означает доходность, прибыльность предприятия. В рентабельности отражаются результаты затрат не только живого, но и прошлого труда, качество реализуемой продукции, уровень организации производства и управления.        

Информация о работе Теоретические и методологические аспекты оценки эффективности производства продукции животноводства