Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2015 в 11:20, шпаргалка
Краткое описание
Унифика́ция (от. лат. unus — один, facio — делаю; объединение) — приведение к единообразию, к единой форме или системе. Унификация — установление оптимального числа размеров или видов продукции, процессов или услуг, необходимых для удовлетворения основных потребностей.
Государственное управление
деятельностью по стандартизации
в России осуществляет Государственный
комитет Российской Федерации
по стандартизации и метрологии
(Госстандарт России). Деятельность
по стандартизации осуществляется
и другими федеральными органами исполнительной
власти в пределах их компетенции. Эти
органы в своих стандартах могут устанавливать
обязательные требования к качеству продукции
(работ, услуг), т.е. создавать технические
регламенты. Роль технических регламентов
выполняют санитарные правила и нормы
(СанПиН), вводимые Минздравом России;
строительные нормы и правила (СНиП) Госстроя
России, государственные образовательные
стандарты Минобразования России. Госстандарт
России как национальный орган Российской
федерации по стандартизации выполняет
следующие функции: - утверждает национальные
стандарты; - принимает программу разработки
национальных стандартов; - организует
экспертизу проектов национальных стандартов;
- обеспечивает соответствие национальной
системы стандартизации интересам национальной
экономики, состоянию материально-технической
базы и уровню научно-технического прогресса;
- осуществляет учет национальных стандартов,
правил стандартизации, норм и рекомендаций
в этой области и обеспечивает их доступность
заинтересованным лицам; - создает технические
комитеты по стандартизации и координирует
их деятельность; - организует опубликование
национальных стандартов и их распространение;
- участвует в разработке международных
стандартов, обеспечивая учет интересов
РФ при их принятии; - представляет РФ в
международных организациях, осуществляющих
деятельность в области стандартизации;
- утверждает изображение знака соответствия
национальным стандартам.
Цели закона об обеспечении
единства измерений
Целями настоящего
Федерального закона являются:
1) установление правовых
основ обеспечения единства измерений
в Российской Федерации;
2) защита прав и законных
интересов граждан, общества и
государства от отрицательных последствий
недостоверных результатов измерений;
3) обеспечение потребности
граждан, общества и государства
в получении объективных, достоверных
и сопоставимых результатов измерений,
используемых в целях защиты
жизни и здоровья граждан, охраны
окружающей среды, животного и
растительного мира, обеспечения
обороны и безопасности государства,
в том числе экономической
безопасности;
4) содействие развитию
экономики Российской Федерации
и научно-техническому прогрессу.
Сертификация услуг
(работ) — это независимое подтверждение
соответствия утвержденным требованиям
с целью соблюдения «Закона о защите прав
потребителей» поставщиком работ и услуг
на территории Российской Федерации.
Правила сертификации услуг
(работ) регламентируются Постановлением
Госстандарта РФ от 05.08.1997 N 17 «О принятии
и введении в действие Правил сертификации»[3].
В качестве требований при сертификации
услуг (работ) могут являться:
законодательные акты Российской
Федерации;
правила выполнения отдельных
видов работ и оказания отдельных видов
услуг, утвержденные постановлениями
Правительства Российской Федерации;
государственные стандарты,
санитарные правила и нормы, строительные
нормы и правила и другие документы, которые
в соответствии с законами Российской
Федерации устанавливают обязательные
требования к работам и услугам.
Свод правил (в соответствии со ст. 2 ФЗ от
27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании»)
— документ в области стандартизации,
в котором содержатся технические правила
и (или) описание процессов проектирования
(включая изыскания), производства, строительства,
монтажа, наладки, эксплуатации, хранения,
перевозки, реализации и утилизации продукции
и который применяется на добровольной
основе в целях соблюдения требований
технических регламентов.
Cвод правил — составная
часть национальной системы стандартизации
Российской Федерации.
Своды правил разрабатываются
в случае отсутствия национальных
стандартов применительно к отдельным
требованиям технических регламентов
или к объектам технического регулирования
в целях обеспечения соблюдения требований
технических регламентов.
Разработка и утверждение
сводов правил осуществляются
федеральными органами исполнительной
власти в пределах их полномочий.
Своду правил при регистрации
присваивается обозначение, состоящее
из названий начальных букв слов "свод
правил" - "СП", порядкового регистрационного
номера, кода разработчика, утвердившего
свод правил, и года утверждения свода
правил. Код разработчика присваивается
в соответствии с Общероссийским классификатором
органов государственной власти и управления.
Воспроизведение
единицы физической величины (ФВ) —
это совокупность операций по материализации
единицы ФВ с наивысшей в стране точностью
посредством государственного эталона
или исходного образцового СИ. Различают
воспроизведение основной и производной
единиц.
Воспроизведение основной единицы
— это воспроизведение единицы путем
создания фиксированной по размеру ФВ
в соответствии с определением единицы.
Оно осуществляется с помощью государственных
первичных эталонов. Например, единица
массы — 1 килограмм (точно) воспроизведена
в виде платиноиридиевой гири, хранимой
в Международном бюро мер и весов в качестве
международного эталона килограмма. Розданные
другим странам эталоны имеют номинальное
значение 1 кг. На основании последних
международных сличений (1979) платиноиридиевая
гиря, входящая в состав Государственного
эталона РФ, имеет массу 1,000000087 кг.
Воспроизведение производной
единицы — это определение
значения ФВ в указанных единицах
на основании косвенных измерений
других величин, функционально связанных
с измеряемой. Так, воспроизведение единицы
силы — Ньютона — осуществляется на основании
известного уравнения механики F = mg, где
m — масса тела; g — ускорение свободного
падения.
Эталон — средство измерений
(или комплекс СИ), предназначенное для
воспроизведения и (или) хранения единицы
и передачи ее размера нижестоящим по
поверочной схеме СИ и утвержденное в
качестве эталона в установленном порядке.
Классификация, назначение и общие требования
к созданию, хранению и применению эталонов
устанавливает ГОСТ "ГСИ. Эталоны
единиц физических величин. Основные положения".
Перечень эталонов
не повторяет перечня ФВ. Для
ряда единиц эталоны не создаются
из-за того, что нет возможности
непосредственно сравнивать соответствующие
ФВ, например нет эталона площади. Не создаются
эталоны и в том случае, когда единица
ФВ воспроизводится с достаточной точностью
на основе сравнительно простых средств
измерений других ФВ.
Конструкция эталона,
его физические свойства и
способ воспроизведения единицы
определяются ФВ, единица которой
воспроизводится, и уровнем развития
измерительной техники в данной
области измерений. Эталон должен
обладать по крайней мере тремя
взамосвязанными свойствами: неизменностью,
воспроизводимостью и сличаемостью.
Различают следующие виды эталонов:
• первичный — обеспечивает
воспроизведение и хранение единицы
с наивысшей в стране (по сравнению
с другими эталонами той же величины) точностью.
Первичные эталоны — это уникальные СИ,
часто представляющие собой сложнейшие
измерительные комплексы, созданные с
учетом новейших достижений науки и техники.
Они составляют основу государственной
системы обеспечения единства измерений;
• специальный —
обеспечивает воспроизведение единицы
в особых условиях, в которых
прямая передача размера единицы
от первичного эталона с требуемой
точностью не осуществима, и служит
для этих условий первичным
эталоном;
• государственный—
это первичный или специальный
эталон, официально утвержденный
в качестве исходного для страны.
Утверждение проводит главный
метрологический орган страны. Государственные
эталоны создаются, хранятся и
применяются центральными метрологическими
научными институтами страны. Точность
воспроизведения единицы должна
соответствовать уровню лучших
мировых достижений и удовлетворять потребностям
науки и техники. В состав государственных
эталонов включаются СИ, с помощью которых
воспроизводят и (или) хранят единицу ФВ,
контролируют условия измерений и неизменность
воспроизводимого или хранимого размера
единицы, осуществляют передачу размера
единицы. Государственные эталоны подлежат
периодическим сличениями с государственными
эталонами других стран;
• вторичный — хранит размер единицы,
полученной путем сличения с первичным
эталоном соответствующей ФВ. Вторичные
эталоны являются частью подчиненных
средств хранения единиц и передали их
размеров, создаются и утверждаются в
тех случаях, когда это необходимо для
организации поверочных работ, а также
для обеспечения сохранности и наименьшего
износа государственного эталона. В состав
вторичных эталонов включаются СИ, с помощью
которых хранят единицу ФВ, контролируют
условия хранения и передают размер единицы.
Опережающая стандартизация (ОС) – это стандартизация,
состоящая в определении повышенных по
отношению к уже достигнутому на практике
уровню норм, требований к объектам стандартизации,
которые в соответствии с прогнозированием
будут наилучшими в будущем. Опережение
может относиться как к продукту в целом,
так и к основным коэффициентам и показателям
качества изделия, способам и ресурсам
производства, испытания и контроля и
т. д.
Объектами ОС являются основные
виды продукции и процессы, параметры
которых (нормы, правила и требования к
этой продукции и процессам) при стабильной
потребности в них и возможности их обеспечения
модифицируются в течение срока действия
стандартов. Нормы и требования должны
быть оптимальными, при которых поставленная
задача достигается с минимальными издержками.
В зависимости от реальных условий
в стандартах определяют показатели (нормы,
характеристики рабочего процесса и т.
д.) в виде стадий качества, имеющие дифференцированные
сроки введения.
Важной деталью при разработке
опережающих стандартов является определение
в них таких параметров и значений показателей
качества, которые были бы оптимальными
в планируемом периоде времени.
Основные принципы
технического регулирования
Закон РФ «О техническом регулировании»
формулирует и основные принципы технического
регулирования. К ним относятся следующие:
1) принцип использования
единых правил и установление
требований к товарам, процессам
их производства, хранения, перевозки,
использования, реализации и утилизации,
в том числе выполнение различных работ
и оказание услуг населению.
2) принцип соответствия
технического регулирования степени
развитости национальной экономики,
а также степени становления материально—технической
базы и развития науки и техники;
3) принцип независимости
от продавцов, производителей, приобретателей
и исполнителей. Иными словами
органы по аккредитации и сертификации
должны быть независимы в административном,
организационном, финансовом, экономическом
смыслах;
4) должна быть установлена
единообразная система правил
получения аккредитации;
5) должна иметься единая
система правил и методов исследований,
измерений и испытаний при
реализации процедур оценки соответствия;
6) должен осуществляться
принцип единства использования
требований различных технических
регламентов в условиях независимости,
особенности и вида проводимой сделки;
то есть технический регламент имеет статус
обязательного для всех юридических и
физических лиц на территории Российской
Федерации, независимо от возникающих
между ними в процессе ведения хозяйственной
деятельности взаимоотношений. Основным
направлением использования технических
регламентов являются договорные взаимоотношения;
7) принцип неприемлемости
какого—либо ограничения конкуренции
при проведении мероприятий, связанных
с получением аккредитации и сертификатов.
8) принцип недопустимости
совмещения в одном лице исполнителя
полномочий сертификационного органа
и надзорного или контрольного Государственного
органа;
9) принцип непозволительности
совмещения каким—либо одним
органом полномочных обязанностей
и органа по аккредитации, и
органа по сертификации;
10) принцип недопустимости
внебюджетного финансирования Государственного
органа по вопросам контроля и надзора
за соблюдением требований технических
регламентов.
Сферы действия закона
об обеспечении единства измерений
Сфера государственного регулирования
обеспечения единства измерений распространяется
на измерения, к которым в целях, предусмотренных
частью 1 настоящей статьи, установлены
обязательные требования и которые выполняются
при:
1) осуществлении деятельности
в области здравоохранения;
2) осуществлении ветеринарной
деятельности;
3) осуществлении деятельности
в области охраны окружающей
среды;
4) осуществлении деятельности
по обеспечению безопасности
при чрезвычайных ситуациях;
5) выполнении работ по
обеспечению безопасных условий
и охраны труда;
6) осуществлении производственного
контроля за соблюдением установленных
законодательством Российской Федерации
требований промышленной безопасности
к эксплуатации опасного производственного
объекта;
7) осуществлении торговли
и товарообменных операций, выполнении
работ по расфасовке товаров;
8) выполнении государственных
учетных операций;
9) оказании услуг почтовой
связи и учете объема оказанных
услуг электросвязи операторами связи;
10) осуществлении деятельности
в области обороны и безопасности
государства;
11) осуществлении геодезической
и картографической деятельности;