Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 13:02, курсовая работа
Анализ классического периода в развитии социологии предполагает решение проблемы систематизации созданных в это время социологических теорий, определения принципа их структурирования, критерия их классификации.
Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава 1.Социальные методы прикладных социальных исследований…..6
Глава 1.2. Социологическое исследование………………………………….10
Глава 2.Социальная информация как актуальная проблема социологических исследований на современном этапе развития российского общества………………………………………………………….14
Глава 2.1. Что такое социологическая информация , её виды………….. 14
Глава 2.2. Статистическая информация Госкомсатата России………….18
Глава 2.3. Данные содержащиеся в официальных документах………….21
Глава 3. Информация , собираемая с помощью массовых опросов……..22
Глава 3.1. Экспертная информация-данные, полученные с помощью опросов экспертов……………………………………………………………...23
Заключение……………………………………………………………………...28
Список используемых источников
Тема: «Актуальные проблемы социологических исследований»
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1.Социальные методы прикладных социальных исследований…..6
Глава 1.2. Социологическое исследование………………………………….10
Глава 2.Социальная информация как актуальная
проблема социологических исследований
на современном этапе развития российского
общества…………………………………………………………
Глава 2.1. Что такое социологическая информация , её виды………….. 14
Глава 2.2. Статистическая информация Госкомсатата России………….18
Глава 2.3. Данные содержащиеся в официальных документах………….21
Глава 3. Информация , собираемая с помощью массовых опросов……..22
Глава 3.1. Экспертная информация-данные,
полученные с помощью опросов экспертов………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемых источников
Введение
Новый, современный этап в развитии социологии начинается с периода ослабления интереса к выработке общей социологической теории и бурного развития эмпирических исследований в первую очередь в США, а затем и в других странах. Этот внутринаучный процесс был спровоцирован изменением модели экономического развития западного общества, приведшим к увеличению роли потребительских вкусов в развитии экономики и роли общественного мнения в развитии политической жизни общества. Именно на исследовании этих вопросов «хорошо финансировавшихся предпринимателями и политиками» и сосредоточились социологи. Вместе с тем нельзя сказать, что полностью прекратилась разработка внутринаучных социологических проблем.
Специфика развития социологии XX века состоит в том, что наряду с традиционно теоретическими работами появляются такие ее разделы, как эмпирическая и прикладная социология.
Анализ классического периода в развитии социологии предполагает решение проблемы систематизации созданных в это время социологических теорий, определения принципа их структурирования, критерия их классификации. Здесь существуют различные подходы.
Начиная с 20-х годов параллельно развитию индустриальной социологии, социологии труда шла разработка доктрины «человеческих отношений» -альтернативной тейлоризму теории, разрабатывающей принципы и задачи управления людьми в организациях. В эмпирических исследованиях, проведенных в Хоторнском эксперименте, было установлено, что повышение производительности труда зависит не только от способностей и умений, на которые ориентировался тейлоризм, но и от таких факторов, как удовлетворенность работника своим трудом, влияние коллективных требований, благоприятная атмосфера в трудовой ячейке.
Комплекс мероприятий, направленных на развитие данных факторов, и получил название политики «человеческих отношений». Происходит становление и развитие отраслевой социологии.
В ней осуществляется систематизация результатов конкретно-социологических исследований на основе разработки общей теории человеческого поведения как адекватного принципам функционирования каждого элемента общественной структуры. Социология рассматривается как наука, призванная анализировать те реальные и повторяющиеся последствия, которые вытекают из взаимодействия элементов социальной структуры. В этих последствиях проявляют себя функции. Скажем, функцию адаптации обеспечивает экономическая подсистема, функцию целедостижения политическая, функцию интеграции правовые институты, обычаи и традиции, функцию воспроизводства социальной системы органы социализации «включая семью, институты образования», а также система верований и морали. Взаимодействие между подсистемами происходит на основе общих эквивалентов, таких, как деньги, власть, влияние, ценности, культура.
Как правило, в учебниках по социологии описываются лишь методы работы с информацией «ее сбора, обработки и анализа», а информация как таковая ее виды, их особенности, для чего они служат. Сама же информация существует независимо от того, какими методами она была собрана.
Целью данной курсовой работы является изучение особенностей актуальных проблем социологических исследований на современном этапе развития российского общества.
Последние интегрированы в пределах социологической проблематики в зависимости от параметров их теоретико-методологической обусловленности и образуют полипарадигмальное содержание социологии как науки.
Обратимся к вопросу об эффективности научной дисциплины, в которой недостаточность основополагающих гносеологических принципов восполнена институциональным ресурсом построения научного знания. Возможна ли подобная "компенсация" и каковы ее последствия?
Предполагается, что в конкретном социологическом исследовании теоретическая модель являет собой локальную трактовку исследуемого предмета. Далее, вследствие подобного же сопоставления и обобщения смежных теорий «специальных социологических теорий» формируется отраслевая социологическая дисциплина. Совокупность отраслевых дисциплин формирует структуру социологии как науки. Причем концептуальные доминанты, которые на уровне понятий связывают между собой подобные дисциплины, являются содержанием фундаментального социологического знания.
Однако это «идеальная» модель. Она основана на допущении о сопоставимости статичных контекстуальных трактовок изучаемого предмета, что позволяет перемещать социологические разработки с одного уровня абстракции на другой. В этой связи, остановлюсь на том, каким образом возможно сопоставление и, тем более, обобщение константных теоретических моделей.
Сопоставить теоретические модели означает подвести их под одно теоретико-методологическое основание, следовательно, проинтерпретировать относительно некоторого концептуального контекста. При этом принцип константности концептуальных оснований, ориентация на однозначность понятийных конструктов при условии гносеологической вариативности научных подходов ведет к множеству когнитивных сдвигов в процессе перемещения понятийных структур из одного концептуального контекста в другой. По этому поводу Б.В. Сазонов высказывался на круглом столе "Социология и реальность" следующим образом: "Сегодня очень актуальна проблема вторичного анализа социологических данных.
Дело не просто в том, чтобы использовать их как некоторые данные об объекте, а в том, чтобы зафиксировать, в каком контексте, в каком методологическом и методическом аппарате они получены. Проблема не в том, чтобы сказать, что один аппарат используется, а другой не используется, но в том, чтобы посмотреть, каким образом данные, полученные в одном концептуальном аппарате, могут быть сопоставлены с данными, полученными в других.
Эта проблема становится еще более острой, когда речь идет не о вторичном анализе социологической информации, а о вторичной концептуализации результатов исследования. Здесь социологу необходимо оперировать не просто эмпирическими показателями, а оформленными интерпретативными моделями, каждая из которых основывается на характерных именно для нее концептуальных основаниях. А.А. Зотов в рамках работы названного "круглого стола" отмечал: "У меня короткий вопрос по поводу того, что социологические категории можно, как инструменты, переносить в рамки другой концептуальной системы. Я бы не согласился, потому что их содержание меняется... В этом плане нужно быть очень осторожным и не переносить механически понятия из одной концептуальной системы в другую.
Глава 1. Современные методы прикладных социологических исследований
Конкретное социологическое исследование «КСИ» это система теоретических и эмпирических процедур, позволяющая получить новые знания о социальном объекте для решения фундаментальных и прикладных задач. Социологическое исследование состоит из четырех взаимосвязанных этапов:
1) подготовка
исследований; 2) сбор первичной
Разведывательное наиболее простой вид, решающий ограниченные задачи и изучающий небольшие обследуемые совокупности. Оно имеет упрощенную программу и применяется в случае неисследованных проблем, для получения дополнительной информации об объекте, для уточнения гипотез и задач, для получения оперативных данных.
Описательное исследование более сложный вид, предполагающий получение эмпирических сведений для целостного представления об изучаемом явлении, имеющий полную программу и применяющийся к большой общности с разнообразными характеристиками.
Аналитическое исследование самый сложный вид, преследующий цель не только описать изучаемое явление, но и выяснить причины, которые лежат в его основе и обусловливают характер, распространенность, остроту и другие свойственные ему черты. Оно представляет наибольшую ценность, требует значительного времени и тщательно обработанной программы. По динамике объекта выделяют точечное исследование и повторное «несколько исследований того же объекта через определенные промежутки времени по единой программе».
В распоряжении социологов имеются четыре основных метода сбора данных: эксперименты, опросы общественного мнения, наблюдение и архивное исследование.
Анализ документов. Этот метод позволяет получать сведения о прошедших событиях, наблюдение за которыми уже невозможно. Изучение документов нередко позволяет выявить тенденции и динамику их изменений и развития. Источником социологической информации выступают обычно текстовые сообщения, содержащиеся в протоколах, докладах, резолюциях и решениях, публикациях, письмах.
Особую роль выполняет социальная статистическая информация, которая долгое время была закрытой, использовалась в крайне ограниченном объеме. Между тем эта информация существенно влияет на общие выводы, более четкое и реальное понимание происходящих процессов и явлений. Не менее важное значение, приобретает контент анализ, который активно применяется в исследованиях средств массовой информации, являясь незаменимым методом группировки текстов.
Опрос самый распространенный метод сбора первичной информации. С его помощью получают почти 90% всех социологических данных. В каждом случае опрос предполагает обращение к непосредственному участнику и нацелен на те стороны процесса, которые мало поддаются или не поддаются вообще прямому наблюдению. Вот почему опрос незаменим, когда речь идет об исследовании тех содержательных характеристик общественных, коллективных и межличностных отношений, которые скрыты от внешнего глаза и дают о себе знать лишь в определенных условиях и ситуациях.
При анкетировании опрашиваемый сам заполняет вопросник в присутствии анкетера или без него. По форме проведения оно может быть индивидуальным или групповым. В последнем случае за короткое время можно опросить значительное число людей. Оно бывает также очным и заочным.
Наиболее
распространенные формы
Интервьюирование предполагает личное общение с опрашиваемым, при котором исследователь «или его полномочный представитель» сам задает вопросы и фиксирует ответы. По форме проведения оно может быть прямым, как говорится, «лицом к лицу» и опосредованным, например, по телефону.
В зависимости от источника первичной социологической информации различают опросы массовые и специализированные. В массовом опросе основным источником информации выступают представители различных социальных групп, деятельность которых непосредственно не связана с предметом анализа. Участников массовых опросов принято называть респондентами.
В специализированных опросах главный источник информации компетентные лица, чьи профессиональные или теоретические знания, жизненный опыт позволяют делать авторитетные заключения. По сути дела участниками таких опросов являются эксперты, способные дать взвешенную оценку по интересующим исследователя вопросам. Отсюда еще одно широко распространенное в социологии название таких опросов экспертные опросы или оценки.
Социологическое наблюдение представляет собой целенаправленное и систематизированное восприятие какого-либо явления, черты, свойства и особенности которого фиксируются исследователем.
Наблюдение один из самых распространенных способов познания. В социологических исследованиях наблюдение является методом сбора первичных эмпирических данных и предполагает: четко поставленную исследовательскую цель, систематичность, аккуратное документирование результатов наблюдения, связь с теориями и социологическими знаниями, проверку и контроль. Как правило, социологи осуществляют наблюдения за членами исследуемой группы, либо, не вмешиваясь и не участвуя в их действиях, либо принимая участие в их деятельности «метод включенного наблюдения». Во многих ситуациях наблюдение представляется единственно возможным методом получения данных.
Иногда люди оказываются не в состоянии или просто не хотят рассказывать о своем образе жизни. Возможно, это происходит потому, что их образ жизни не отвечает требованиям закона, представляет собой отклонение от общепринятой нормы, или просто они не хотят раскрывать свои тайны. Помимо прочего, с помощью наблюдения невозможно изучать события прошлого. В таких случаях особенно полезны архивные исследования.
Архивное исследование существующих исторических свидетельств и документов, составленных или хранимых другими лицами или организациями.
Преимущество архивных исследований состоит в том, что они дают ученым возможность проверить свои гипотезы на более широких временных и пространственных отрезках, чем это возможно при использовании других методов. Социологи более уверены в правильности гипотезы, если имеют возможность проверить ее на примере целого ряда культур и исторических эпох, не ограничиваясь одной группой людей в одном конкретном времени и месте. Однако ограничения свойственны и этому методу. Основная проблема заключается в том, что отсутствие или недостаточная точность документов часто препятствует проведению адекватной проверки.
Информация о работе Актуальные проблемы социологических исследований