Актуальные проблемы социологических исследований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 13:02, курсовая работа

Краткое описание

Анализ классического периода в развитии социологии предполагает решение проблемы систематизации созданных в это время социологических теорий, определения принципа их структурирования, критерия их классификации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава 1.Социальные методы прикладных социальных исследований…..6
Глава 1.2. Социологическое исследование………………………………….10
Глава 2.Социальная информация как актуальная проблема социологических исследований на современном этапе развития российского общества………………………………………………………….14
Глава 2.1. Что такое социологическая информация , её виды………….. 14
Глава 2.2. Статистическая информация Госкомсатата России………….18
Глава 2.3. Данные содержащиеся в официальных документах………….21
Глава 3. Информация , собираемая с помощью массовых опросов……..22
Глава 3.1. Экспертная информация-данные, полученные с помощью опросов экспертов……………………………………………………………...23
Заключение……………………………………………………………………...28
Список используемых источников

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 56.89 Кб (Скачать файл)

Глава 1.2. Социологическое исследование

Исходным пунктом любого основательного социологического исследования является сложившаяся в обществе, регионе, производственном коллективе, городе или другой сфере общественной жизни проблемная ситуация. Она может проявляться в социальной дезорганизации, противоречии, конфликте интересов социальных групп, общностей, институтов. Причем часто конкретными людьми социальная проблема может и не осознаваться, так как провоцирующие ее противоречия еще не достигли соответствующего уровня.

    Будучи и осознаваемой, она не обязательно становится предметом социологического исследования. Для этого необходимы заинтересованность, стремление к практическим преобразованиям и финансовые ресурсы. Только в этом случае социологи получают социальный заказ на исследование, разработку социального проекта, практических рекомендаций.

     Социальные проблемы отличаются по своим масштабам. Одни не выходят за рамки коллектива, организации, другие затрагивают интересы целых регионов, наций, этнических групп. Наконец, на высшем уровне социальная проблема может охватывать интересы всего общества в целом и даже носить глобальный характер.     

На первом этапе формулируются проблемные ситуации, узлы противоречий, которые надо разрешить. Разумеется, сначала идет изучение всех причинно-следственных связей.  Отличие заключается в том, что практическая проблема не требует новых знаний, а пути ее разрешения известны. Ставя перед собой проблему, надо соизмерять свои возможности. Кроме того, необходимо избегать в программе мнимых проблем. Например, текучесть кадров.  
     Формулировка проблемы влечет за собой выбор конкретного объекта исследования. Им могут быть социальный процесс или область социальной жизни, социальные взаимоотношения, содержащие конфликт, противоречие.    Иными словами, все то, что явно или неявно содержит социальное противоречие и порождает проблемную ситуацию социального характера.  
     Вспомним пирамиду В.Н. Шубкина, который изучал проблемы выбора профессии выпускниками школ. Проблемная ситуация заключается в противоречии между равными правами всех школьников в выборе профессии и сохраняющимся неравенством молодых людей из разных социальных групп и регионов в реализации этих прав. В программе обозначаются цель, задачи исследования. Они вытекают из сформулированной проблемной ситуации.

    Предусмотреть всю их последовательность невозможно, и в этом нет необходимости.  
    Вся процедура социологического исследования подчиняется, прежде всего, поиску ответа на центральный вопрос, основную задачу исследования. Все остальное при нехватке средств, дефиците времени безжалостно отсекается.

   Худший вариант программы: основные и дополнительные задачи перемешаны. Так обычно происходит в коллективных исследованиях, которые проводят несколько социологов из разных научных коллективов.

   Тем не менее, серьезное научное исследование предполагает, что его участники на всех этапах последовательно руководствуются программными целями и задачами. Именно они образуют путеводную нить, уклонение от которой делает работу хаотической и часто неэффективной в том смысле, что полученные результаты могут быть полезными и интересными для отдельных участников.      

Социологические исследования, это дело профессионалов. Социологический инструментарий в руках неподготовленного человека - все равно, что топор в руках хирурга. При этом стоит помнить, что любое обстоятельное исследование требует коллективных усилий и у каждого человека - своя специализация.

  • Один умеет ставить задачи, готовить программы;
  • второй - собирать эмпирический материал;
  • третий - обрабатывать собранный материал;
  • четвертый - писать отчеты;
  • пятый - сдавать работу заказчику.

При разработке программы социологического исследования важно выделить ключевые понятия, выражающие узловые моменты, точки изучаемой проблемы. К примеру, изучение текучести кадров обязательно потребует использования такого понятия, как адаптация людей к новому месту работы, жительства.   Как создаются гипотезы? Первоначально социолог на основе анализа литературы, бесед с экспертами, знакомства с другими исследованиями, своего знания жизни или пилотажного исследования мысленно выдвигает возможные причинно-следственные связи. Гипотезы - это научные предположения, истинность которых и надо проверить в ходе исследования. Гипотеза должна быть научной, непротиворечивой и проверяемой в ходе исследования. Отрицательный результат в науке - тоже результат. 
     Выделяют гипотезы основные и неосновные. Гипотезы делят на первичные и вторичные. Вторичные гипотезы выдвигаются взамен первичных, если те опровергаются эмпирическими данными, полученными в ходе исследования. Иногда первичные гипотезы называют "рабочими" в том смысле, что они используются как строительные леса для возведения более обоснованных гипотез. Гипотезы бывают описательные и объяснительные. Описательные гипотезы - это предположение о свойствах изучаемого объекта, о характере связей между его отдельными элементами. Объяснительные гипотезы содержат предположения о степени тесноты, плотности связей и зависимостей в изучаемых процессах и явлениях. Это наиболее сильные гипотезы, требующие экспериментальной проверки.

  • Есть некоторые общие правила, которым должна удовлетворять гипотеза:
    1. Гипотеза не должна содержать понятий, которые не получили эмпирической интерпретации, иначе она непроверяема.
    2. Гипотеза не должна противоречить ранее установленным научным фактам. К примеру, есть достаточно оснований выдвинуть такую гипотезу: "Чем разнообразней труд, тем больше удовлетворенность работника". Однако при определенном психофизиологическом типе личности именно однообразная и монотонная работа доставляет удовлетворение, а разнообразная - нет.
    3. Гипотеза должна быть простой и не обрастать лесом возможных допущений и ограничений.
    4. Гипотеза должна быть принципиально проверяема при данном уровне теоретических знаний, методической оснащенности и практических возможностях исследователя.

 Перечисленные выше требования делают гипотезу хорошей при условии, что ее содержание не тривиально и не сводится к суждениям здравого смысла. 
     Вся организация социологического исследования состоит из непрерывной постановки и проверки разнообразных предположений: центральной гипотезы всего исследования, следствий из нее, вторичных гипотез.  Описательные гипотезы - относительно простые, дают картину объекта исследования, например: студенты сельскохозяйственной академии в основном выходцы из села, но сколько их? Объяснительные гипотезы, например: девушки, более прилежно относятся к учебе, хотя меньше озабочены профессиональной карьерой.  
     Прогнозные гипотезы дают представление о возможных тенденциях, например: переход к рынку и судьба высшей школы, некоторых специальностей, отношение к учебе.

 

 

Глава2.Социальная информация как актуальная проблема социологических исследований на современном этапе развития российского общества.

Глава 2.1. Что такое социальная информация, ее виды.

 

Можно сказать, что именно социальная информация составляет основу конкретных исследований в социологии, поскольку именно она является объектом обработки и анализа, и именно информация, обработанная тем или иным методом, представляет изучаемые явления и процессы. Это побудило меня включить в курс лекций социологии российских реформ специальный раздел о социальной информации.

     Говоря о социальной информации, следует отметить, что за годы реформ, роль информации в российском обществе заметно возросла. Налицо информационный бум. В СССР об изучении общественного мнения, о возможности измерения рейтингов мало кто знал. Сегодня все это вошло в нашу повседневную жизнь, чему немало способствуют избирательные кампании, которые практически непрерывно идут во всех регионах России.    Ведь именно социальная информация является главным орудием борьбы разных претендентов за власть.

  В России продолжается рост количества издаваемых газет и журналов. Многие издания создают собственные аналитические центры, которые на рынке информационных услуг успешно конкурируют со многими специализированными НИИ и центрами общественного мнения. Через прессу с социальной информацией знакомятся миллионы людей.

  Нельзя не отметить появление специализированных изданий, представляющих информацию по тем или иным социологическим научным исследованиям. Например, в 2000 г. вышла интереснейшая книга «Миграция и информация», в которой собраны работы не о самой миграции, а об ее информационном обеспечении, рассматривается ее «информационное пространство», в частности, как представлены миграционные проблемы в разных источниках информации.

  Социологическое исследование начинается с определения проблемы, суть которой составляет реальное жизненное противоречие, как частного, так и общего характера. Решение той или иной проблемы социальной или научной - всегда направлено на достижение тех или иных конкретных целей и задач.

    Прикладное социологическое исследование направлено на решение конкретных практических задач, построение предположений о возможном развитии процесса, разработку конкретных программ совершенствования объекта. Программа социологического исследования должна четко ответить на вопрос о том, на решение какой проблемы и на получение какого результата ориентируется данное исследование, какова цель исследования.

      Задача конкретного социологического исследования - это совокупность конкретных целевых установок, направленных на анализ и решение проблемы.           Основные задачи, таким образом, соответствуют целям исследования, неосновные ставятся для подготовки будущего исследования, решения методических вопросов, проверки рабочих гипотез, не связанных с проблемой.

     Сформулировав проблему, определив цели и задачи исследования, социолог выбирает объект своего исследования.

     В конкретных социологических исследованиях в качестве объектов может выступать область социальной действительности, деятельность людей и сами люди. При этом необходимо, чтобы объект содержал проблему, объект должен быть носителем противоречия.

     Существует ряд требований, которые предъявляются к объекту социологического исследования.

Объект должен характеризоваться: 1) четкими обозначениями явления по таким параметрам, как профессиональная принадлежность; пространственная ограниченность; функциональная направленность;

2) определенной  временной ограниченностью;

3) возможностями  его количественных измерений.

      Выполнение этих требований оказывает неоценимую услугу социологу.         Наличие отраслевых границ позволяет ему сосредоточиться на наиболее важных и определяющих чертах функционирования данной системы. пространственные границы конкретизируют объект с точки зрения его производственно-территориальной общности.

    Временные границы конкретизируют сроки проведения исследования, связанные с особенностями производства. Количественные границы предполагают отбор численного состава эмпирических объектов с точным указанием их отраслей и территориальной принадлежности.

    Кроме выбора объекта социологического исследования, большое значение для успешного осуществления имеет правильное определение предмета социологического исследования.

    Предметом социологического исследования является та сторона объекта, которая непосредственно подлежит изучению. Обычно предмет социологического исследования содержит в себе центральный вопрос проблемы, связанный с предложением о возможности обнаружить закономерность или центральную тенденцию изучаемого противоречия.

    Определив проблему, социолог в первую очередь пытается объяснить ее на основе имеющихся знаний и прежнего опыта. Точнее говоря, социолог пытается объяснить старыми знаниями и опытом то, что еще полностью не познано. Но для полного решения проблемы этого недостаточно.

    Тогда на основе имеющихся знаний социолог строит предварительное объяснение проблемы - некоторые допущения, которые, по его мнению, полностью охватывают и объясняют исследуемое явление, он формулирует гипотеза. Гипотеза в социологическом исследовании - это научное предположение о структуре социальных объектов, о характере и сущности связей между социальными явлениями.

Наконец, все более значимую роль в распространении разнообразной социальной информации начинает играть в России сеть «Интернет». Для пользователей интернета становятся доступными информационные ресурсы, содержащиеся на сайтах научных организаций, в специализированных порталах, электронных изданиях. Ниже я охарактеризую те виды социальной информации, которые наиболее важны для освоения курса «Социология российских реформ».

  Вопрос о видах возникает потому, что по своему характеру социальная информация разнородна. Например, информация, которую содержат массивы заполненных анкет и документы государственных архивов, весьма различна.

Содержательные различия между разными видами социальной информации бесконечно разнообразны. Ведь в принципе она включает данные о странах и континентах, населяющих их народах, их истории, возникновении и распаде государств, войнах, переделах мира, истории мировой культуры, социальных настроениях различных групп населения разных стран. Для освоения курса «Социология российских реформ» главной является информация, содержание которой, так или иначе, затрагивает трансформацию российской экономики и российского общества.

 Данные существуют во многих и разнообразных формах. Это цифры, описания событий, дневниковые записи, рассказы очевидцев, графики, зарисовки, другие способы отображения социальной жизни. Социальная информация различается также по носителям, которые обеспечивают ее хранение, накопление и обогащение. Таковыми могут быть бумажные носители «книги, газеты, журналы, официальные документы органов государственной власти, стенограммы митингов и собраний» аудио- и видеозаписи «интервью, телевизионные программы», электронные носители и глобальная сеть Интернет. Можно выделить еще два вида социальной информации по целям ее сбора.

Информация о работе Актуальные проблемы социологических исследований