Волонтерство как средство профессиональной социализации будущих социальных работников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 18:00, дипломная работа

Краткое описание

Цель: выявление системы организации волонтерской деятельности студентов.
Задачи:
1) изучить опыт организации волонтерской деятельности в России;
2) определить педагогические условия, способствующие эффективной организации волонтерской деятельности студентов;

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические и практические аспекты волонтерской деятельности
1.1 Основные характеристики волонтерской деятельности
1.2 Волонтерство и социальная работа: точки соприкосновения
Выводы
Глава 2. Организация волонтерской деятельности будущих специалистов
2.1 Подходы к организации волонтерской деятельности студентов
2.2 Подготовка студентов к волонтерской деятельности
Выводы
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

волонтерская.doc

— 254.00 Кб (Скачать файл)

Во всем мире молодежное добровольческое движение уже получило широкое распространение, а его роль в социальном развитии оценена на международном уровне. Организация Объединенных наций признает добровольчество богатым источником энергии, навыков, знаний. Правительства многих стран используют ресурс добровольчества, финансируя его проекты, в реализации государственных программ по поддержке молодежи, в решении общественных проблем.

На всемирном уровне Международный Координационный комитет (МКК) Всемирного дня молодежного служения работает для поддержки, организации и координации этого события. МКК координирует распространение основных методических материалов Дня молодежного служения. Членами МКК являются: Международная организация старших братьев/старших сестер, E- teen.net,Фонд для будущего молодежи, Сеть Всемирного Молодежного действия, Habitat for Humanity International, Международная ассоциация добровольческих усилий, Международный молодежный фонд,One Day Foundation, Корпус мира, Добровольцы ООН, Всемирный Банк, YMCA International, Молодежная служба Америки.

Ежегодно во всем мире проводится несколько знаковых для молодежного волонтерского движения мероприятий, в рамках которых объединяется несколько локальных акций. В первую очередь, это Международный день добровольцев (МДД) и всемирный день молодежного служения. Международный день добровольцев, который отмечается 5 декабря, был провозглашен ООН 17 декабря 1985г. Программа «Добровольцы ООН» рассылает письма в страны-участницы с приглашением начать широкую подготовку к МДД во всех странах и свои рекомендации в связи с его подготовкой [8]. Наряду с программой «Добровольцы ООН» одной из самых активных в проведении Всемирного дня добровольцев организаций является Международная организация добровольческих усилий (IAVE), объединяющая в международное добровольческое движение около ста стран мира.

Первый Всемирный день молодежного служения проводился 15 апреля 2000 года. Это первый (пилотный) молодежный проект всемирного масштаба. Миллионы молодых людей более чем из 27 стран мира представили общественности свои общественно значимые проекты, продемонстрировав, что молодежь должна рассматриваться не как проблема общества, а как ресурс для решения общественных проблем. Цель Всемирного дня молодежного служения:

- создать возможность для развития международной сети организаций, содействующих участию, служению и обучению молодежи;

- просвещать общество, СМИ  и политиков о круглогодичном  вкладе молодежных лидеров в  развитие общества;

- активизировать добровольческие  усилия молодежи и взрослых для решения проблем своих сообществ;

- изучать и распространять  опыт молодежного служения.

С 1995 года добровольцы России начали отмечать Международный день добровольцев вместе с другими странами мира. В нашей стране с этого времени сложилась новая гражданская традиция отмечать Международный день добровольцев проведением Недели добровольцев, которая сначала объединяла две даты: 3 декабря- Всемирный день инвалидов, 5 декабря- Всемирный день добровольцев. Затем неделя дополнилась несколькими датами: 1 декабря- Всемирный день борьбы со СПИДом, 10 декабря- Всемирный день защиты прав человека и 12 декабря- День Конституции РФ. В последние годы Неделя, как правило, плавно перерастает в Месячник добровольцев, так как к этому моменту уже идет активно подготовка к проведению детских новогодних и рождественских праздников. Первые несколько лет Неделя проводилась под девизом «Вместе изменим жизнь к лучшему!».

Особый содержательный акцент в процессе организации Международного дня добровольцев заключался в поддержке молодежного волонтерства; продвижении и признании роли молодых добровольцев в социальное и экономическое развитие Российской Федерации; содействие достижению Целей Развития Тысячелетия, принятых мировыми лидерами государств - членов ООН на Саммите тысячелетия (2000), ключевой из которых является сокращение масштабов бедности.

Среди общественных организаций, которые стали активными участниками первых Дней молодежного служения: Межрегиональная общественная организация «Ассоциация юных лидеров» (АЮЛ), фонд «Новые перспективы», общероссийская общественная организация «Детские и молодежные социальные инициативы» (ДИМСИ), Добровольческая служба за рубежом (российская программа), Центр взаимодействия общественных и государственных структур «Социальное партнерство», Сибирский центр поддержки общественных инициатив, газета «За нами будущее», Российский добровольческий центр IAVE и др.[30]

В первом всемирном дне молодежного служения приняли участие молодежные волонтерские группы из 60 регионов России; организованы совместные действия более 230 молодежных и поддерживающих молодежь организаций России; проведено 235 мероприятий, акций, проектов, за каждым из которых тысячи социальных молодежных инициатив, добрых дел.

Одна из наиболее крупных общероссийских общественных организаций, на основе которых действует разветвленная сеть региональных волонтерских объединений,- «Детские и молодежные социальные инициативы» - одним из направлений своей деятельности видит образование в сфере технологий создания молодежного волонтерского движения. Только в 2006 году был проведен ряд мероприятий в этом направлении: Всероссийская научно-практическая конференция «Педагогическая поддержка детских и молодежных социальных инициатив», прошедшая 3-5 марта 2006 г. в Санкт-Петербурге; три экспериментальные смены палаточного волонтерского лагеря в ВДЦ «Орленок»; Всероссийский научно-практический семинар «Диалог индивидуальностей» и др.

В 2005 году российский центром развития добровольчества совместно с Фондом «Созидание» и Фондом социальной поддержки населения была утверждена Национальная общественная награда в области добровольчества. А одним из общенациональных проектов, составляющих стратегию государственной молодежной политики, стал проект «Доброволец России», цель которого заключается в развитии у молодых людей толерантного отношения и готовности помочь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

В ходе российской практики разработано, апробировано и внедрено значительное количество методик и технологий в области управления добровольческой деятельностью и использования добровольческих программ, наглядно показывающих огромную пользу добровольчества для общества. Оценивая текущую ситуацию и перспективы развития в России добровольческого сектора и форм взаимодействия НПО с органами государственной власти, необходимо сделать вывод о возрастающем признании государством важной роли добровольчества в решении социальных проблем, борьбы с бедностью, защиты окружающей среды, развитии молодежи, других важнейших областях жизни общества. Вместе с тем, наряду с имеющимися положительными тенденциями развития добровольчества, в России пока сохраняется низкий уровень вовлеченности (участия) населения в деятельность неправительственных организаций. Отсутствие точных статистических данных не позволяет сделать надежные выводы о степени участия граждан в деятельность добровольческих организаций в решении социальных проблем нашего общества. По данным Госкомстата (2003год), в общественных объединениях было занято 500 тысяч человек (то есть меньше 0,5% населения страны), (по данным экспертов, в НПО всех форм около 1-1,5% населения).

1.2 Волонтерская деятельность и профессиональная социализация будущих специалистов: точки соприкосновения

Практическая социальная работа с полным правом может быть отнесена к гуманистическому роду профессиональной деятельности, поскольку мировоззренческим основанием является гуманизм, понимаемый как высший смысл социального развития, утверждающий отношение к человеку как глобальной ценности бытия и самоцели, предполагающий создание максимально благоприятных условий для жизнедеятельности и свободного развития всех людей. Одной из важнейших инвариантных характеристик социальной работы являются гуманистические ценности. Как субъект профессиональной деятельности социальный работник является носителем гуманистических ценностных оснований общества и своей профессии. От того, насколько он разделяет эти ценности, считает их своими, во многом зависят эффективность и действенная направленность профессиональной деятельности. Поэтому формирование гуманистических профессионально-личностных ценностных ориентаций- одна из важнейших задач системы профессиональной подготовки, профессиональной социализации будущих социальных работников в высшем учебном заведении.

Профессиональная социализация включает совокупность процессов (социальных и педагогических), в разной степени регулируемых и позволяющих будущим специалистам, готовящимся к осуществлению социальной работы, усваивать систему установок, норм и ценностей, соответствующих осваиваемой профессии.

Профессиональная социализация - это развитие и самореализация человека в процессе усвоения и воспроизводства профессиональной культуры, которая наряду с профессиональными знаниями, умениями, опытом творческой деятельности в профессиональной сфере включает совокупность норм поведения и взаимоотношений, определенную систему ценностей, соответствующих назначению и смыслу профессии [34].

Сущность профессиональной социализации будущих социальных работников состоит в их формировании как членов профессионального сообщества, в обеспечении их профессионально-личностного развития и становления как субъекта профессиональной социальной работы. Ядром профессиональной социализации будущих социальных работников, ее центральными компонентами являются профессиональное обучение и профессиональное воспитание как составляющие процесса профессионального социального образования. Главной целью профессионального обучения является приобретение знаний, навыков и умений, необходимых для успешного осуществления конкретного вида профессиональной деятельности. Однако этого недостаточно, необходимо и целенаправленное формирование у будущих специалистов системы социально-профессиональных качеств, глубоких убеждений, мировоззренческих позиций, ценностных ориентаций, что составляет фундамент для развития профессионализма.

В современных вузовских учебных программах и учебниках главной целью преподавания было и остается усвоение знаний. Что касается формирования на основе полученных знаний практических умений и навыков, то эта задача остается во многом на уровне декларирования. Доминирует академический стиль представления материала, рассчитанный главным образом на информирование студентов, на приобретение ими основ научных, а не практических знаний. Существующая система подготовки социальных работников не направлена на оказание сопровождающей методической и практической помощи будущим специалистам, позволяющей им успешно адаптироваться к условиям практической деятельности. Социокультурный смысл профессиональной деятельности часто оказывается закрытым для будущего специалиста.

Иной способ организации содержания образования предполагает опору на запросы и реальность практики, на приобретение студентом опыта самостоятельных действий в конкретной ситуации, что ведет к возможности формирования каждым студентом уже в процессе обучения своего собственного проекта профессиональной деятельности. Организация ознакомительных, учебных и производственных практик часто не снимает проблемы, так как при их прохождении студент практически не выходит из позиции обучающегося, старается встроиться в задаваемую ему руководителем практики логику исполнителя. Студенческий период в жизни молодого человека является чрезвычайно важным для формирования его личности, мировоззрения, выступает как возраст профессионального становления, или, точнее, начальной профессиональной социализации.

В трудах отечественных и зарубежных исследователей профессиональное становление рассматривается как развернутый во времени процесс овладения профессией, включающий определенные этапы, стадии, каждая из которых имеет особые характеристики психофизиологических и социально-психологических особенностей, обеспечивающих успешное осуществление профессиональной деятельности. В этом контексте наиболее близким ему по смыслу выступает понятие профессионального развития, что предусматривает закономерное изменение индивида, личности в ходе профессиональной подготовки к деятельности. Таким образом, уже на ранних стадиях профессионализации, в процессе обучения в ВУЗе необходимо учитывать особенности структуры и закономерности профессионального и личностного самоопределения студентов. Задача выявления основных тенденций, своеобразие профессиональной социализации на этапе обучения в ВУЗе весьма актуальна, но гораздо менее разработана, чем для периода школьного обучения. Поэтому с точки зрения личностно ориентированной парадигмы современного образования особое значение приобретает исследование динамики профессиональной социализации студенчества, которая проходит несколько периодов, характеризующихся изменением содержания и структуры его основных составляющих: адаптивный, ценностно - нравственного перелома и индивидуализации профессионального выбора. На стадии адаптации главной целью профессиональной социализации является формирование адекватного образа профессионала, основными задачами становятся: выделение профессионально важных качеств специалиста, сравнение их с уже имеющимися у студентов и определение возможных путей коррекции и выработки индивидуального стиля деятельности. Для стадии ценностно -нравственного перелома основной проблемой является переоценка системы ценностей и кризис ревизии и коррекции профессионального выбора. На стадии индивидуализации выбора главной задачей является уточнение вариантов профессионализации, выявление ее внутренних и внешних препятствий и поиск возможности их преодоления.

Однако в ВУЗ часто приходят люди с весьма поверхностным представлением о назначении и смысле практической социальной работы, имеющие самые разные мотивы выбора данного ВУЗа: стремление получить диплом о высшем образовании, избежать службы в армии и т.д. Конечно, многие профессионально важные качества и ценностные ориентации можно сформировать у студентов в ходе вузовской профессиональной подготовки в процессе академического обучения, учебно-производственной практики. Но это длительный процесс, не гарантирующий координального изменения ценностных систем студентов в нужном направлении, особенно если изначально их ценностные ориентации были далеки по своему содержанию от профессионально - адекватных.

Информация о работе Волонтерство как средство профессиональной социализации будущих социальных работников