Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 18:00, дипломная работа
Цель: выявление системы организации волонтерской деятельности студентов.
Задачи:
1) изучить опыт организации волонтерской деятельности в России;
2) определить педагогические условия, способствующие эффективной организации волонтерской деятельности студентов;
Введение
Глава 1. Теоретические и практические аспекты волонтерской деятельности
1.1 Основные характеристики волонтерской деятельности
1.2 Волонтерство и социальная работа: точки соприкосновения
Выводы
Глава 2. Организация волонтерской деятельности будущих специалистов
2.1 Подходы к организации волонтерской деятельности студентов
2.2 Подготовка студентов к волонтерской деятельности
Выводы
Заключение
Список литературы
Все вышесказанное позволяет сделать следующие выводы:
1) Существующая система подготовки социальных работников не направлена на оказание им сопровождающей методической и практической помощи, позволяющей после окончания вуза успешно адаптироваться к конкретным условиям практической деятельности. Для интенсификации процессов профессиональной социализации будущий профессионал должен покинуть позицию пассивного объекта, воспринимающего внешние воздействия педагогической системы, и стать объектом, самостоятельно продуцирующим необходимую активность. Это требует умелого сочетания в учебном процессе самостоятельности студентов и управляющих педагогических воздействий.
1. Использование потенциала
добровольчества в
Организацию волонтерской деятельности студентов можно рассматривать как одну из функций вуза, специально создающего условия для решения проблемы подготовки высококвалифицированных специалистов ходе профессионального воспитания студентов.
2. Волонтерская деятельность
студентов способствует
- развитие личностного
интереса к выбранной
- формирование первоначальных
представлений об основах
- формирование профессионально-
мотивационной установки на
- формирование профессионально- личностной «Я - концепции»;
- формирование необходимых качеств личности, самостоятельности в принятии решений, развитие инициативы, организованности, ответственности и т.д.
3. Основная задача вуза
- это профессиональное воспитани
4. Какие бы методы обучения - активные, интенсивные или проблемные - ни применялись, важно для повышения эффективности обучения создать такие психолого- педагогические условия, в которых студент может занять активную личностную позицию и в полной мере проявить себя как субъект учебной деятельности. Для этого необходимо организовать подготовку студентов к волонтерской деятельности, а также осуществлять психологическое ее сопровождение. Необходимо также дать волонтеру инструменты, с помощью которых он сможет работать с людьми.
Волонтерская деятельность, как проявление милосердия и человеколюбия будет существовать до тех пор, пока существует потребность людей в той или иной помощи и ограниченность возможностей государства удовлетворять потребности своих граждан в социальной поддержке. Поэтому, организация добровольческой деятельности и подготовка к использованию волонтеров на практике должны стать неотъемлемой частью профессиональной подготовки социальных работников, их профессиональной социализации и вузе.
Список литературы
1. Федеральный закон «О
благотворительной
2. Борытко, Н.М. Система профессионального воспитания в вузе: Учебно - метод. пособие/ Н.М. Борытко; научн. ред. Н.К.Сергеев.- М.: АКПиПР, 2005.- 120с.
3. Бутрим, Г.А. Современные приоритеты воспитания студенческой молодежи Г.А. Бутрим // Вышейшая школа- 2001.- №1- с.9-13.
4. Волонтер и общество. Волонтер и власть / Сост. С.В. Тетерский; под ред. Л.Е. Никитиной.-М., 2000.- 190с.
5. Всемирный день молодежного служения: Методические рекомендации российского добровольческого центра.- М.,2003.- 180с.
6. Гиль, С. Педагогика поддержки инициатив молодежи / С.Гиль.- М., 2003.- 292с.
7. Гуслякова, Л.Г. Практика
как общеобразовательная
8. Добровольцы: Как их найти. Как их удержать.- 2-е изд.- М., 1994.- 260с.
9. Евсеева, А.Н. Привлечение
добровольцев к работе
10. Заяц, В.И. Система управления воспитательным процессом в вузе В.И.Заяц // Вышейшая школа.- 2001.- №1.- с.47-49.
11. Иванова, Л.К. Добровольческая
деятельность как средство
12. Иванова, Л.К. Добровольческая деятельность как инновационная
форма вузовской профессиональной подготовки социальных педагогов / Л.К.Иванова // Материалы всероссийской научно- практической конференции, 25- 31 октября 2005г.; отв. ред. Л.Н. Макарова.- Тамбов, 2005.- С.106-111.
13. Иванова, Л.К. Добровольческая деятельность как средство социального воспитания специалистов социально- педагогической сферы / Л.К. Иванова.- Кострома, 2005.- 98с.
14. Клушина, Н.П. Организация
практики студентов по
15. Как помогают людям. Книга о добровольцах.- М., 1995.- 210с.
16. МакКарлей, С. Основы руководства добровольцами / С. МакКарлей, Ф.Линч.- М., 1994.- 298с.
17. Матвиенко, И.А. Волонтерство- перспективное направление / И.А.Матвиенко //Социономия.- 2002.- №1.- С. 13-21.
18. Материалы Второго Российского форума добровольцев.- М., 1996.- 288с.
19. Материалы международной
ассоциации добровольческих
20. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика: Учебник / Л.В.Мардахаев.- М.: Гардарики, 2006.- 269с.
21. Мингалиева, М.Р. Практическая
подготовка психосоциального
22. Мухамедзянова, Н.Р. Подготовка
будущего специалиста
23. Лях, Т.И. Воспитательный компонент профессии / Т.И.Лях, Е.В. Декина // Студенчество: диалоги о воспитании.- 2003.- №6.- С.15-20.
24. Олчман, М. Добровольцы- ценный источник / М. Олчман, П. Джордан.- М., 1997.- 298с.
25. Ошехина, О.В. Волонтерство
как технология воспитания
26. Перцовский, А.Н. Особенности
подготовки волонтеров для
27. Правовые основы
28. Рабинович, О.Г. К проблеме
профессионально направленной
29. Рамендик, Д.М. Тренинг личностного роста: Учебное пособие / Д.М.Рамендик.- М.: Форум: ИНФРА-М, 2007.- 176с.
30. Работа с добровольцами / Сост. Н.А.Тернова.- М., 2001.- 198с.
31. Российская педагогическая энциклопедия. НИ «Большая российская энциклопедия», - М.,1993.- 104с.
32. Семенова, Л. Российская
благотворительность: воспоминание
о прошлом или наказ на
33. Слабжанин, Н.Ю. Добровольцы в вашей организации: Практическое пособие / Н.Ю. Слабжанин.- Новосибирск,1997.- 340с.
34. Словарь - справочник по социальной работе; под ред. д-ра ист. наук проф. Е.И.Холстовой.- М.: ЮРИСТ, 2000.- 576с.
35. Социально - педагогическая деятельность волонтеров зарубежных неправительственных организаций по профилактике девиантного поведения подростков.- М., 2004.- 186с.
36. Социальная работа: теория и практика: уч. Пособие.- М.: ИНФРА-М.- 2003.- 270с.
37. Социальная работа: Учебник; под общей редакцией проф. В.И. Курбатова.- Ростов н/Д: «Феникс», 1999.- 576с.
38. Социализация личности начинается с добровольчества. Летопись успеха.- Новосибирск, 2001.- 278с.
39. Социальная работа с молодежью: Учебное пособие; под ред. д.п.н., проф. Н.Ф.Басова.- 2-е изд.- М.: Изд.- торговая корпорация «Дашков и Ко»; 2009.- 328с.
40. Справочное пособие по социальной работе; под ред. А.М.Панова,
Е.И. Холостовой.- М.:ЮРИСТЪ,1997.- 340с.
41. Тетерский, С.В. Введение в социальную работу: учебное пособие / С.В.Тетерский.- М., 2004.- 272с.
42. Тропа в гармонии
с природой: Сборник российского
и зарубежного опыта по
43. Федорова, Е.Е. Проблемы
адаптации студентов к
44. Холостова, Е.И. Словарь-справочник по социальной работе / Е.И. Холостова.- М.: ВЛАДОС, 2000.- 424с.
45. Холостова, Е.И. Социальная работа: Учебное пособие / Е.И. Холостова.- 3-е изд.- М.: Изд.- торговая корпорация «Дашков и Ко»; 2006.- 668с.
46. Хухлин, А. Добровольчество как вид благотворительности / А. Хухлин // Социальная работа.- 2003.- №4.- с.51-53.
47. Шакурова, М.В. Методика
и технология работы
48. Эйрик, К.В. Организация
волонтерской деятельности в
учреждениях социального
49. Энциклопедия социальной работы. В 3 т. Т.1.: Пер. с англ.- М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993.- 480с.
50. Эффективное управление некоммерческими организациями: Материалы регионального семинара. - Екатеринбург, 28-30 января 1995.- М., 1995.- 317с.