Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 18:00, дипломная работа
Цель: выявление системы организации волонтерской деятельности студентов.
Задачи:
1) изучить опыт организации волонтерской деятельности в России;
2) определить педагогические условия, способствующие эффективной организации волонтерской деятельности студентов;
Введение
Глава 1. Теоретические и практические аспекты волонтерской деятельности
1.1 Основные характеристики волонтерской деятельности
1.2 Волонтерство и социальная работа: точки соприкосновения
Выводы
Глава 2. Организация волонтерской деятельности будущих специалистов
2.1 Подходы к организации волонтерской деятельности студентов
2.2 Подготовка студентов к волонтерской деятельности
Выводы
Заключение
Список литературы
2. Тренинговый. Тренинг - систематическое тренировка или совершенствование определённых навыков поведения его участников. Различают тренинг делового общения, тренинг продаж, поведенческий тренинг, тренинг чувствительности, ролевой тренинг и др. Тренинг- это интенсивный курс обучения, сочетающий краткие семинары и практическую отработку навыков за короткий срок, включая профессиональные навыки, особенно важные для тех, кто работает с людьми. Можно выделить основные аспекты, которые характеризуют роль тренинга в подготовке волонтёров студентов:
3. повышение способности
индивидов осознать ситуацию, так
как группа стремится
4. поощрение исследовательского отношения к действительности.
Тренинг в подготовке студентов к волонтёрской деятельности является обязательным, а не добровольным, т.к. в процессе тренинга они вовлекаются в специально организованные действия (проигрывание ситуаций, выполнение упражнений, наблюдение за поведением других), которые помогают выработать важные навыки: принятие другого таким, какой он есть, безоценочность суждений, умение выслушать другого, уловить рациональное звено в любом высказывании и поведении. Этот блок состоит из нескольких частей:
1) тренинг сплочённости
группы. Цель -сформировать в сжатые
сроки команду, т.е. автономный самоуправляемый
коллектив, способный оперативно, эффективно
и качественно решать
Основными признаками команды являются :
- эффектные конструктивные межличностные взаимоотношения;
- профессионализм каждого человека команды;
- положительное мышление, ориентация на общий успех;
- способность согласованно работать на общий успех;
- способность согласованно работать на общий результат;
- фиксированное, гибкое и
мобильное распределение
2) тренинга личностного роста.
Под тренингом «Личностного роста» мы понимаем способности личности к принятию ответственности, осознанию и осмыслению личных и профессиональных целей, способность доверять и любить и т.д. Личностные способности имеют безусловную ценность для личностного развития, потому что однозначно увеличивают свободу выбора, и тем самым однозначно обогащают личность. Личностный рост является содержательным аспектом развития личности и способствует последовательному приобретению человеком ряда личностных способностей. В тренингах личностного роста с помощью различных техник участники пытаются осознать и преодолеть свои психологические проблемы, которые препятствуют решению их жизненных и профессиональных задач. Каждый участник тренинга с помощью других участников и тренера может понять свои неосознаваемые страхи, избавиться от внутренних барьеров, лучше узнать, как его воспринимают окружающие люди. Это позволяет выявить и в дальнейшем более эффективно применять свои положительные качества, сформировать более реальную оценку способностей, увидеть собственные ошибки и недостатки.
Студент в ходе этих тренингов должен понять:
- что может дать именно ему участие в волонтёрской деятельности;
- какие формы деятельности в проекте он может выбрать для себя;
- какие личностные черты будут помогать ему в работе волонтёрской команды;
- как правильно использовать особенности своего характера в общении с людьми.
3) тренинги общения.
Тренинги общения предназначены для того, чтобы научить членов группы эффективному поведению в различных ситуациях общения, развить у них соответствующие навыки. Предполагается, что умения и навыки, приобретенные в «безопасных» условиях психологического тренинга, помогут студентам преодолеть трудности в реальной жизни. Предполагается, что опыт учебно - тренинговой группы сыграет роль своеобразной прививки , которая позволит выработать определенный социально-психологический иммунитет. Конечно, даже самый лучший тренинг не подготовит человека ко всем возможным жизненным ситуациям, но он поможет избежать наиболее грубых ошибок и снизит остроту эмоционального стресса, возникающего при неизбежных трудностях в общении.
Коммуникативные умения, развиваемые в тренировочной группе, включают описание поведения, коммуникацию чувств, активное слушание, обратную связь и конфронтацию. Треннинговая группа может повысить индивидуальные коммуникативные умения индивида, концептуальное понимание. Это ведёт к увеличению чуткости к собственным и чужим потребностям, к появлению большого числа альтернативных видов поведения при столкновении с проблемами в жизнедеятельности. Треннинговая группа может помочь членам группы утвердить и укрепить самоидентичность и наметить направление их будущего развития, может помочь индивиду повысить самооценку и чувство собственного достоинства.
Тренинги общения направлены на развитие следующих умений:
- создавать доверительную теплую обстановку, располагающую собеседника к общению;
- ясно и просто излагать информацию при личном общении;
- принимать решения в проблемной, спорной ситуации;
- отслеживать изменения
эмоционального состояния
- общаться с людьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации,
- определять границы
4) социально- педагогический
тренинг, целью которого является
развитие умений и навыков
проведения досуговых
3 блок предусматривает
самостоятельную деятельность
Выводы
Последние десятилетия стали наиболее активным этапом развития волонтерства в новейшей истории России. За это время российский добровольческий сектор стремительно развивался и своему нынешнему состоянию во многом обязан социальной активности молодежи, ее стремлению оказать поддержку нуждающимся что, собственно, и является основой добровольчества. По разным данным, в России действуют около тысячи общественных организаций, активно развивающих молодежные добровольческие программы.
Важная роль участия будущих социальных работников в добровольческой деятельности обусловлена возможностью получения дополнительных профессиональных знаний и необходимого профессионального опыта (аспект профессионалого обучения), но, что еще важнее, огромным воспитательным потенциалом.
Изучение опыта вузов в России по организации добровольческой деятельности студентов позволило сделать следующие выводы:
1. Волонтерство рассматривается
как технология социального
2. От правильной организации
добровольческой деятельности
1) мотивационный - направлен
на развитие у студентов
2) этап командообразования
- предполагает формирование
3) поисково-творческий - ориентирован
на организацию
3. Для осуществления этого
процесса необходимо создание
комплекса педагогических
- наличие в студенческой среде идеи о безвозмездной помощи нуждающимся; если в среду эти идеи не попали, то нельзя их сверху насаждать;
- пропаганда идей
- наличие студентов - пропагандистов студенческой среды;
- наличие ядра преподавателей
вуза и общественных
4. Целесообразно определить что будут делать добровольцы, какие навыки работы требуются от них, где и с кем они будут работать. Четкая проработка названных вопросов позволит: определить типы работ и виды ответственности за осуществляемую деятельность; более подробно объяснить добровольцам суть обращения к ним, какой вклад они могут внести в работу организации; разработать план оценки эффективности использования добровольцев.
5. Программа подготовки
студентов к волонтёрской
Заключение
Деятельность по социальной поддержке населения не может быть и никогда не была сугубо государственной задачей. Если общество становится субъектом социальной помощи, защищенность каждого его члена значительно возрастает. Таким образом, волонтерская деятельность, с одной стороны, помогает созданию стабильного и сплоченного общества, а с другой стороны - дополняет услуги, предоставляемые государством (и бизнесом - когда эти услуги нерентабельны, но необходимы обществу). На современном этапе развития российского общества профессиональная социальная работа не способна охватить вниманием всех людей, попавших в трудную жизненную ситуацию, поэтому добровольческая помощь гражданам здесь важна и необходима.
В годы советской власти добровольческая деятельность имела искаженную форму: участие в общественных работах на безвозмездной основе приобрело принудительный характер. Таким образом, был нарушен основной принцип добровольчества. Это, естественно, сформировало негативное отношение людей к подобному труду, что сохраняется и по сей день. Тем не менее, можно утверждать, что волонтерская деятельность сегодня имеет тенденцию к активному развитию, но без вмешательства государства развить и хотя бы немного приблизить к зарубежным масштабам волонтерское движение в России вряд ли удастся. Необходимо сформировать институт волонтерства, имеющий законодательную базу, четко определенные цели и задачи, фиксированную структуру. Это позволило бы людям, проявляющим заботу о социально уязвимых слоях населения, чувствовать себя частью чего-то большого и значимого, а не бесплатной рабочей силой.
Основой развития волонтерского движения в нашей стране может стать молодежь как наиболее активная социально-демографическая группа, в том числе студенты - будущие социальные работники.
Современная система подготовки социальных работников в нашей стране уже прошла этап своего становления. Найдены и внедрены в жизнь учебных заведений разного рода программы теоретического обучения, наработаны технологии преподавания, обращенные не только к теоретическим знаниям, но и к практическим навыкам будущих специалистов. Однако точкой отсчета все же служат реальные процесс и нормативы образования. Поэтому необходимо подчеркнуть следующее: современным вузам необходима осмысленная практическая подготовка студентов, которая позволит им увидеть специфику будущей профессиональной деятельности. Значительное количество исследований убеждает в том, что освоение студентами профессиональных знаний, умений применять их на практике сохраняются на устойчиво низком уровне. В современных учебных программах и учебниках целью преподавания было и остается усвоение знаний. Что касается формирования на основе полученных знаний социальных и психолого - педагогических умений, то эта задача остается во многом на уровне декларирования. Доминирует академический стиль представления материала, рассчитанный, главным образом, на информирование студентов, на приобретение ими основ научных, а не практических знаний. Сегодня уже назрела необходимость отхода от жесткой линии традиционного обучения, формирующей некие комплексы знаний, которые считаются достаточными и необходимыми для проведения той или иной деятельности. Таким образом, поиск подходов к совершенствованию процесса профессиональной социализации студентов ведется в основном в двух направлениях:
1) коррекция содержания образования;
2) усиление практической ориентированности образования.
Повышение социальной активности студентов как фактора профессиональной подготовки предполагает:
- особое внимание реализации
практико-ориентированного
- развитие различных видов
практической работы с
- формирование активной нравственной позиции будущих специалистов;
- усиление ориентации
в процессе подготовки
- содействие формированию
навыков контроля и
В связи с этим волонтерскую деятельность студентов можно рассматривать как специфический вид обучения, активного формирования будущего профессионала, существенного средства профессиональной социализации студентов.