Воспроизводство населения в контексте современной демографической политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 18:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: Проанализировать различные модели воспроизводства населения в контексте современной демографической политики.

Реализация поставленной цели достигается благодаря решению следующих научно-исследовательских задач:

 выявлены особенности демографических процессов в современной России;

 обозначены проблемы и перспективы демографического будущего России в контексте депопуляционных процессов;

 рассмотрены основные механизмы реализации воспроизводства населения:

 выделены инновационные аспекты современной российской демографической политики («материнский капитал»);

 проанализированы альтернативные модели реализации воспроизводства населения;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ С. 3

1. ПРОЦЕССЫ ДЕПОПУЛЯЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

1.1 Особенности демографических процессов в России на рубеже XX-XXI веков

1.2 Демографическое будущее России (проблемы и перспективы)

2. МЕХАНИЗМЫ РАСШИРЕНИЯ ВОСПРОИЗВОДСТВА НАСЕЛЕНИЯ

2.1 «Материнский капитал» - инновация современной демографической политики

2.2 Альтернативные модели реализации воспроизводства населения

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Вложенные файлы: 1 файл

Могилевич курсовая.doc

— 153.98 Кб (Скачать файл)

     В связи с мерами помощи семьям с  детьми, принятыми в 1981 г., возникла причина последствия роста рождаемости  в 80-е годы. Запланированные рождения сконцентрировались в этом периоде. В результате, женщины, родившие в  эти годы, в 90-е стали не способны вновь осуществить репродуктивную функцию. А деньги, полученные семьями  рожденных в 80-е годы детей (2-2,5 млн. рублей), в 90-е годы уже были полностью  использованы.

     И, наконец, третья причина, явившаяся  более значительной и существенной – влияние системного экономического кризиса. В 90-е годы возросла занятость молодежи во всех сферах экономики. Население в репродуктивном возрасте также сокращалось за счет выезда трудоспособного населения на заработки за границу, в частности женщин. Однако в большей мере, системный кризис, возникший после реформ 90-х годов, явился знаковой причиной роста смертности. Это произошло из-за упадка системы здравоохранения, недоступности лекарств, в связи с ростом их цены, ухудшение баланса и режима питания, невозможность проведения досуга, бесконтрольность за производимыми и ввозимыми в страну товарами, ухудшение криминогенной ситуации, рост наркомании и алкоголизма и т.д.

     В связи с озвученными причинами  и возникает вопрос: к чему может  привести сложившаяся демографическая  ситуация, если государство не осознает возникшей угрозы депопуляции, которая, будучи нерешенной, в будущем может  привести Россию к демографической  пропасти? Какое будущее России в демографическом плане и возможно ли изменить ситуацию демографического кризиса?

     В настоящее время, как уже стало  известно, демографическая ситуация в России – острокритическая. Чтобы  избежать дальнейшего вымирания  страны, нужно сильная демографическая  политика, направленная на возвращение  к простому воспроизводству населения. Это означает, что 100 средних женщин за всю свою жизнь должны родить примерно 215 детей. А таким образом  России необходимо увеличение доли семей, в которых не менее трех детей.

     Известно, что вследствие затяжного снижения населения и постепенно набирающее силу демографическое старение населения, могут привести Россию к вымиранию  населения. По прогнозам ООН: если каждые пятьдесят лет население страны будет уменьшаться на 1/3, то к концу  нынешнего столетия население России примерно будет составлять 65 млн. человек, а к началу XXIII столетия оно составит 30 млн. Это угроза и стала имманентна демографическому развитию России в первой половине XXI века.

     Конечно, предугадать дальнейшее состояние  демографических процессов в  России трудно, так как мы сами не доживем до этих дней. Однако, уже  сейчас известно, что существует три  способа изменить демографическое  будущее России.

     Во-первых, за счет увеличения потока иммигрантов в Россию, разрушая системы запретов перемещения через границы. Это позволит за определенное время превратить Россию в другую страну с другим народом. Имеются высказывания о том, что к концу XXI столетия в России вторым народом по численности и составу станут китайцы, которые будут составлять 7-10 млн. человек. Утверждается, что это будет связано с заселением ими, в основном, территории восточной России, а также и всей страны. И это будет не единственное изменение в менталитете населения. Определенное количество стран западной Европы и бывших республик СССР уже испытали данные изменения.

     Во-вторых, за счет стимулирования рождаемости с помощью материальных поддержек. Сторонники этого подхода призывают государственных деятелей не пытаться нарушать человеческие права и свободы, стимулируя рождение детей, необходимо просто приспособить общество и институты к исторически новой ситуации. Привлекательность же этого второго пути следует видеть в том, что не нужны крупные финансовые затраты. Нужно просто расставить приоритеты на следующем уровне: не хотите иметь детей, не рассчитывайте на помощь государства, будете рожать детей - государство будет помогать.

     В-третьих, за счет выживания и сохранения России как страны с многовековым этносом, сформировавшимся исторически из восточных славян, финно-угорских, тюркских и других народов, составляющих и поныне многонациональную структуру российского общества. Примечательно, что данная этническая общность отображает многовековую культуру, выведшую Россию на мировой уровень. Этот подход требует огромной политической воли, огромных финансовых затрат, а тем более не обещает мгновенных результатов. Но вступление на этот путь приведет к двум опасностям, присущим менталитету русского народа.

     Во-первых, как уже повелось в нашей стране, любое даже малозаметное улучшение  ситуации, выдается за очередной малозаметный успех. В начале XXI века на всех форумах и в СМИ стали распространяться высказывания о многократном увеличении рождаемости. Однако, это были показатели на начало века, связанные с увеличением в этом периоде женщин репродуктивного возраста (20-24 и 25-29 лет). Но каков будет уровень рождаемости, начиная с 2010 года трудно предсказать. Существует прогноз, что доля женщин в возрасте 20-29 лет будет сокращаться, а это приведет к уменьшению рождаемости. Таким образом, главным казусом данной ситуации является то, что во втором десятилетии XXI века Россия может провалиться в «демографическую яму».

     Во-вторых, для того, чтобы Россия выбралась  из «демографической ямы» необходимы усилия и соответствующие действия со стороны правительства, малого и  крупного бизнеса, СМИ и т.д.

     По  прогнозам ООН в демографическом  будущем России ничего хорошего ожидать  не стоит. «Её доля в населении  мира упадет с нынешних 2,4 до 1,3 %. Причем оно будет очень старым, с преобладание женщин (89 мужчин на 100 женщин). Подобное развитие событий негативно повлияет на возможности участия страны во всех мировых процессах, её позиции  в международной экономической  конкуренции подорваны, качество рабочей  силы понизится, «нагрузка пенсионерами»  на неработающее население сильно возрастет  и т.д.3»

     Следует ожидать, что возрастет роль одиноких старых женщин. В связи с высокой  смертности будут умирать их родственники, а женщины по статистике живут  дольше мужчин. Все они будут стремительно исчезать, а всё потому, что нынешние семье хотят иметь ребенка, а  не детей.

     Даже  самые оптимистичные взгляды  на демографическое будущее России не предвещают ничего хорошего. Чтобы  восстановить прежнюю ситуацию многолюдства, необходима сильная социальная политика. Целью такой политики должно быть возвращение к простому воспроизводству  населения, т.е. к ситуации, которая наблюдалась в России в 60-е годы или первые годы перестройки. Для того чтобы поддерживать хотя бы простое замещение поколений, теоретически нужно 2,1 ребенка на одну женщину, но в сегодняшней России этого недостаточно. Для перехода к режиму простого замещения поколений необходимо компенсировать малочисленность материнских поколений, вызванную снижением рождаемости, происшедшим в 1990-е годы. А для этого рождаемость должна хотя бы на какое-то время повыситься до 2,5–3 рождений на одну женщину, т. е. увеличиться более чем вдвое.

     Чтобы у демографического развития России было будущее нужно определить –  во имя чего создается это будущее. Через всю историю существования  России проходит проблема наплевательского отношения к человеческой жизни. Поэтому прежде чем создавать  «будущее» необходимо в настоящем поменять цели дальнейшего развития как России так и общества. А для этого Россия должна создать новую идеологию, новую политику. «В стране, в которой цена человеческой жизни – копейка, национальной идеей может быть только создание человеку человеческой жизни4».

     Итак, к началу XXI столетия Россия подошла с глубокими изменениями по всем стадиям демографической структуры. Депопуляция явилась основным демографическим процессом, наблюдавшимся в стране. Причинами ей стали существенные перемены как в социальной, так и в политической жизни России в начале XX века: всевозможные войны, коллективизация, занятость женщин в экономической сфере и т.д. По прогнозам не только отечественных ученых, но и ООН в ближайшем будущем России не следует ожидать ничего хорошего. В структуре населения России будут преобладать возрастные группы и, с точки зрения демографической ситуации, женщин будет в совокупном населении больше, чем мужчин. Изменить и предотвратить такие явления в будущем возможно. Но для этого нужно уже сейчас предпринимать какие-то действия и попытки. Поэтому следствием выхода России из демографического кризиса является разработка и внедрение эффективных мер, задач и механизмов по улучшению депопуляционных процессов.   
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 2 МЕХАНИЗМЫ РАСШИРЕНИЯ ВОСПРОИЗВОДСТВА  НАСЕЛЕНИЯ

     2.1 «Материнский капитал» - инновация  современной демографической политики

     Проанализировав рождаемость и смертность в стране, правительство пришло к выводу, что  если в ближайшие пять лет ничего не сделать, то население России уменьшится на несколько миллион человек, а  это прямая угроза нации, экономике  и вообще всему государству. Вопрос о низкой рождаемости и отсутствие материальной поддержки семей с  детьми стали рассматриваться как  основные причины кризисной демографической  ситуации. Многие молодые семьи не могут решиться на рождение детей  не только вследствие серьезности данного  шага, но и отсутствие возможностей их обеспечить, дать им достойное образование  и жилье.

     В связи с радикальными изменениями  в демографических процессах  России на рубеже XX-XXI веков, была разработана новая социальная политика, обеспечивающая положительные результаты на пути к ускоряющемуся и увеличивающемуся воспроизводству населения. Данная политика должна была стать неким толчком и стимулом к противоположным изменениям по всем стадиям демографической структуры.

     Материнский (семейный капитал) – форма государственной  поддержки семей, имеющих детей. Осуществляется с 2007 года при рождении (усыновлении) второго (третьего или  последующего – только если ранее  они воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки) ребенка  в период с 1января 2007 года по 31 декабря 2016 года, имеющего российское гражданство.

     Материнский капитал с начала его введения составлял:

     - с 1 января 2007 года – 250 000 рублей;

     - с 1 января 2008 года – 276 250 рублей (ч. 1 ст. 11 198-ФЗ от 24.07.2007 г.);

     - с 1 января 2009 года – 312 162,5 рублей (ч. 1 ст. 11 204-ФЗ от 24.11.2008 г.);

     - с 1 января 2010 года – 343 378,8 рублей (ч. 1 ст. 10 308-ФЗ от 02.12.2009 г.);

     - с 1 января 2011 года – 365 700 рублей (241-ФЗ от 28.07.2010 г.).

     Согласно  Федеральному закону от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной  поддержки семей, имеющих детей», принятым Государственной Думой  Федерального Собрания Российской Федерации 22.12.2006 г., право на получение материнского капитала имеют:

  1. Женщины, родившие (усыновившие) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года;
  2. Женщины, родившие (усыновившие) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;
  3. Мужчины, являющиеся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу, начиная с 1 января 2007 года.

     Однако  не все так просто в процедуре  получения материнского капитала. Данная инновация социальной политики может  быть потрачена только на следующие  цели:

  1. Улучшение жилищных условий. То есть материнский капитал может быть направлен на приобретение или строительства жилья. Существуют различные способы: внесение средств с целью погасить кредит или займ на покупку жилья, участие в жилищных и жилищно-строительных кооперативах.
  2. Получение образования одного или всех детей. Материнский капитал может быть направлен на получение образования одного или нескольких детей в любом образовательном учреждении на территории Российской Федерации, которое официально имеет право на предоставление образовательных услуг.
  3. В качестве увеличения накопительной части пенсии для мам. Примечательно, что только женщины могут использовать этот пункт по назначению. Средства материнского капитала могут быть размещены как в государственном, так и не в государственном пенсионном фонде.
  4. В 2009 году президент РФ Дмитрий Медведев утвердил поправку в закон, согласно которой была принята единовременная выплата на повседневные нужды для обладателей сертификата на материнский капитал в размере 12 тысяч рублей наличными деньгами из средств материнского капитала. Подать заявление на такого рода выплату могут все владельцы сертификатов независимо от даты вступления ими в права на материнский капитал, то есть независимо от того, когда был рожден или усыновлен второй или последующий ребенок.

     Распоряжаться средствами материнского капитала возможно только по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) ребенка. 2 августа 2010 года в законодательство внесены изменения, касающиеся использования средств материнского капитала. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о порядке предоставления единовременной выплаты за счет средств материнского (семейного) капитала» вносит изменения в Федеральный закон «Об актах гражданского состояния», в соответствии с которыми в случае, если ребенок умер на первой неделе жизни, вместо справки о рождении по форме № 26 будет выдаваться свидетельство о рождении. Изменения закона будут распространяться на ситуации, которые возникли после 15 ноября 1997 года. Возможность получения свидетельства о рождении, позволяет матерям, потерявшим ребенка на первой неделе жизни, получить сертификат на материнский капитал. Как показывает статистика, в 2007 году право на материнский капитал получили 570-580 тысяч российских женщин.

Информация о работе Воспроизводство населения в контексте современной демографической политики