Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 10:35, реферат
Значительный прогресс в секторе здравоохранения, которого удалось достигнуть в последнее десятилетие, носил крайне неравномерный характер.2 То есть, большая часть стран мира продвинулась по пути улучшения состояния здоровья, но в то же время значительное число стран во все большей степени отстают по этим показателям или теряют прежние позиции. Возрастающее неравенство в уровне здоровья и в борьбе с болезнями внутри стран является всеобщей опасностью. Несмотря на это, ресурсная база здравоохранения неуклонно расширяется, хотя возможности, которые предоставляет этот рост для стимулирования структурных изменений и повышения эффективности систем здравоохранения, нередко оказываются упущенными.
Введение
1. История ВОЗ
2. Членство ВОЗ
3. Виды актов, принимаемых ВОЗ
4. Программа работы ВОЗ
5. ВОЗ о действующих системах национального здравоохранения
Заключение
Организация бесплатной и реально доступной медицинской помощи для населения продемонстрировала истинно гуманный подход к охране здоровья человека. СССР по праву гордился своей системой здравоохранения, признанной ВОЗ с организационной точки зрения наилучшей.
Однако, начиная с 90-х лет, в РФ демографические показатели, включая показателей детской и перинатальной смертности значительно ухудшились, сократилось число живорожденных на 1000 населения. Отрадно отметить, что после 2000 года, включая 2006 год, по данным Европейской базы данных ВОЗ (июль 2010 г.) наметилось улучшение этого показателя (Рис.1)
Рис. 1. Число живорожденных на 1000 населения оба пола в РФ
Начиная с 60-х годов ХХ во всех странах на первое место среди причин заболеваемости и смертности стали выходить неинфекционные заболевания – болезни сердечно-сосудистой системы, онкологические заболевания, врожденная патология, травмы, которые и сегодня не утратили своего лидирующего значения.
Всемирная организация здравоохранения проанализировала данные о смертности за 2008 год и обновила 10 главных причин смерти в мире. Основные причины смерти остались прежними – ишемическая болезнь сердца (ИБС), инсульты, онкологические заболевания, ВИЧ/СПИД. А вот перинатальные осложнения перестали быть одной из ведущих причин смерти в целом по миру, только в развивающихся странах все-таки еще входят в десятку. Кроме того, к 2008 году увеличилось число умерших от сахарного диабета и заболевание вошло в 10 главных причин смерти (Табл.1).
Таблица 1.
Причины смерти в мире (2008 г.)
В настоящее время на первый план выходит не «массовый – средний» пациент, а конкретный человек с конкретной патологией, требующий не унифицированного, а индивидуального подхода в лечении, адекватной аппаратуры, лекарств и знаний, другого уровня финансирования. В этой связи интерес представляет анализ общих причин потерянных лет жизни. Ведущей причиной потерянных лет жизни на протяжении ряда последних лет в РФ были травмы. В таких странах, как США, Япония, Швеция, Франция ведущей причиной потерянных лет жизни были не инфекционные заболевания. Эта тенденция сохраняется и в настоящее время (Табл. 2).
Таблица 2 .
Распределение потерянных лет жизни по общим причинам
В странах сильно пошатнулось декларативное утверждение о равноправии всех граждан в получении медицинской помощи. Сегодня приходится констатировать, что далеко не любой гражданин даже высокоразвитой страны может получить необходимую медицинскую помощь в силу ряда обстоятельств.
В этот период перед экспертами ВОЗ встал вопрос о других критериях оценки эффективности функционирования систем здравоохранения.
Сегодня выделяют три показателя оценки эффективности, по которым оценивают и сравнивают работу систем здравоохранения в различных странах – членах ВОЗ.
Важнейшим из них, на долевое значение которого эксперты отводят 50% оценки, является показатель «ожидаемой продолжительности жизни» населения конкретной страны, второе и третье место делят показатели – «равноправного финансирования» и удовлетворенности населения оказываемой медицинской помощью, т.е. «отзывчивости системы здравоохранения».
Первый показатель является наиболее обобщающим и отражает в целом экономический уровень развития страны, долю средств, выделяемых на здравоохранение, распределение этих средств с учетом медико-демографических показателей, а также - соблюдения равных прав граждан на медицинскую помощь, потребностей населения, числа врачебных кадров и среднего медицинского персонала, развития науки и внедрения научных достижений в практику здравоохранения.
В связи с этим представляет интерес сопоставление данных ВОЗ по показателю ожидаемой продолжительности жизни в ряде стран (табл.3):
Таблица 3 .
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении (лет)
Основной целью системы здравоохранения в любой стране является улучшение здоровья населения. Анализируя опыт развития систем здравоохранения, эксперты ВОЗ сформулировали основные функции, выполняемые системами здравоохранения в зависимости от поставленных целей (Рис.2).
Рис. 2. Взаимоотношения между функциями и целями системы здравоохранения (ВОЗ)
Обобщенный опыт свидетельствует, что достижение улучшения здоровья населения обеспечивается качественной медицинской помощью, которая зависит от учета собираемых финансовых средств, направляемых населением в систему здравоохранения разными путями (налоговые поступления, страховые взносы, прямые выплаты) и обеспечения руководства по их правильному распределению.
При этом особо подчеркивается справедливость в сборе финансовых ресурсов и их распределении. Поэтому при оценке успешности деятельности систем здравоохранения ВОЗ использует показатели справедливого распределения финансовых средств среди всех граждан общества конкретной страны.
Доказано, что бесплатность и доступность медицинской помощи имеет право на существование, если ее обеспечивает государственное финансирование. Деньги государство, как известно, получает от производства, от продажи товаров и услуг, собирая налоги – других источников в стране нет.
При этом, среди расходов государства можно выделить целый ряд отраслей – сугубо потребительских, напрямую не дающих прямой прибыли.
Экономисты выделяют следующие:
И в каждом конкретном случае необходимо решить, сколько денег из государственной казны надо потратить на ту или иную «непроизводительную» область, в том числе, и на систему здравоохранения.
Государства могут увеличивать или уменьшать сумму средств, выделяемых на здравоохранение, согласно государственным приоритетам, либо перераспределяя финансы по статьям бюджета, либо увеличивая или сокращая налоги и взносы в рамках системы социального страхования.
Проблемы, связанные с распределением денег, как правило, сильно отличаются в бедных и богатых странах. В то время, как усилия менее развитых государств направлены, прежде всего, на развитие служб первичной охраны здоровья, высоко развитые промышленные державы делают акцент на внедрении новых медицинских технологий и удорожании медицинской помощи. Поэтому проблемы финансирования системы здравоохранения не теряют своей актуальности и для тех, и для других.
Основное воздействие на процесс постановки приоритетов оказывают правительственные органы, лечебные учреждения и отдельные работники, общественность, а также данные статистических исследований о медико-санитарных потребностях, стоимости и эффективности имеющихся медицинских вмешательств и процедур (Рис.3).
Рис. 3. Факторы, влияющие на процесс постановки приоритетов
Вместе с тем, необходимо учитывать, что постановка приоритетов в здравоохранении не может быть сведена до технического анализа проблемы, его следует сочетать с широким и углубленным общественным изучением и обсуждением всех возможных альтернативных взглядов. В процессе определения приоритетов соответствующие решения приходится принимать на ряде уровней, начиная с уровня общего финансирования служб здравоохранения и заканчивая уровнем стоимости лечения отдельных пациентов. Постановка приоритетов на макро уровне чаще всего на практике означает нормирование медицинских услуг, которые финансирует государство для бедных слоев населения. (ВОЗ, 1996, 2003)
Анализируя соотношение финансовых вложений и показатели ожидаемой продолжительности жизни в различных странах, эксперты ВОЗ установили, что ожидаемая продолжительность жизни в стране напрямую зависит от доли выделяемых средств на здравоохранение и их распределения.
Например, в Уганде финансирование здравоохранения в 300 раз меньше, чем в одной из самых развитых капиталистических стран - Швеции. Поэтому вполне закономерно, что, реализуя биологические возможности, житель Уганды живет в 3 раза меньше, чем житель Швеции. Но в Пакистане на здравоохранение выделяется средств не больше, чем в Уганде, а люди живут в данной стране в среднем на 25 лет больше (ВОЗ, 2000).
Что служит причиной этих различий? Очевидно, что распределение полученных средств руководству страны удается выполнить с большей эффективностью, а также обеспечить более эффективное распределение государственных средств в других областях, опосредованно влияющих на состояние здоровья.
Невольно возникает вопрос, сколько же государство должно тратить на систему здравоохранения. И есть только один ответ – видимо, столько, сколько может, хотя в подобном ответе также содержится некая неопределённость и недосказанность.
При этом возникает следующий вопрос - влияет ли увеличение доли выделяемых средств на здравоохранение на состояние здоровья отдельных граждан страны? - Оказывается, что влияет. Экспертами ВОЗ доказано, что если государство выделяет на нужды здравоохранения в год в среднем на одного гражданина 10$ США, то биологические возможности гражданина реализуются не более, чем на 50%, а если сумма приближается к 1000$ США, то граждане такой страны могут рассчитывать на 75% реализации своих биологических возможностей (ВОЗ,2000).
Полученная зависимость позволила экспертам ВОЗ заключить, что при низких расходах на здравоохранение введение дополнительных ресурсов приводит к значительному прогрессу в показателях здоровья населения, но затем эти показатели растут все медленнее и медленнее, так как существует биологически определяемый верхний предел возможного влияния медицинского вмешательства на показатели здоровья. Система здравоохранения может развиваться, достигая все больших успехов, используя имеющиеся ресурсы, перераспределяя их согласно задачам функционирования системы здравоохранения в стране.
Вместе с тем, новые знания в области медицины позволяют менять саму границу функционирования системы, то есть достигать улучшения в состоянии здоровья населения при относительно стабильных финансовых и людских ресурсах.
По определению ВОЗ справедливой по финансовому распределению может считаться та система здравоохранения, в которой доля общих расходов семьи на медицинские услуги (без учета продуктов) является идентичной для всех домашних хозяйств, независимо от их доходов, состояния здоровья или использования ими системы здравоохранения.
То есть, экономический уровень развития страны предопределяет долю средств, выделяемых на здравоохранение каждой семьей через систему налогообложения или систему страховых взносов, но каждый гражданин имеет равные права на расходование этих средств согласно индивидуальным потребностям в медицинской помощи.
Анализ ВОЗ сопоставления данного показателя по разным странам показывает, что Россия по этому показателю занимает одно из последних мест. (Табл. 4.)
Таблица 4
Расходы на здравоохранение по данным ВОЗ (Доклад, 2011 г.)
Иными словами, миллионы наших сограждан, работающие в производственной и непроизводственной сфере, выплачивающие налоги и страховые взносы по системе обязательного медицинского страхования в государственную казну, имеют разную степень доступности и обеспечения квалифицированной медицинской помощью, что в свою очередь отражается на показателях заболеваемости и смертности населения.
Финансирование здравоохранения из бюджета страны обеспечивает как первичную медико-санитарную помощь, так и высоко квалифицированную. Известно, что нуждаемость в последней не превышает 5% в любой стране – и самой бедной, и самой богатой; 90% населения нуждаются в первичной медико-санитарной помощи. Однако, именно высокотехнологичная медицинская помощь требует основных финансовых вложений. Обеспечивая преимущественно первичную медицинскую помощь большинству и сосредотачивая основные ресурсы на первом этапе оказания медицинской помощи, государство гарантирует право большинства своих сограждан на сохранение здоровья.
Перекос в перераспределении средств, ориентированных в основном на третий уровень здравоохранения, обоснованный часто политическими пристрастиями, не позволяет добиться решительного улучшения в развитии системы здравоохранения. Развитие высоко технологичных и финансово емких отраслей в здравоохранении обеспечивает право меньшинства. При недостаточном финансировании, напоминающем «тришкин кафтан», неминуемо ущемляются права либо одной, либо другой группы населения. (ВОЗ, 2000, 2002,2008)
Еще одним критерием оценки эффективности работы системы здравоохранения в стране является степень удовлетворенности населения оказанием медицинской помощи, чему ВОЗ традиционно уделяет большое внимание при оценке деятельности систем здравоохранения, называя этот критерий «отзывчивостью системы», получаемый в результате больших социологических опросов. Иными словами, при изучении мнения населения можно получить данные, насколько система здравоохранения «отзывается» на запросы населения, вкладывающего в нее свои деньги и доверяя ее представителям свое тело и душу (ВОЗ, 2000).