Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2012 в 20:19, реферат
Изучение гендерных отношений приобретает особую актуальность в связи с существенными изменениями, происходящими в социальной жизни людей разных стран. Сложившиеся ранее различия полов, взгляды и нормы поведения мужчин и женщин видятся сейчас иначе, чем в предыдущие годы и десятилетия. Интенсивное развитие гендерного направления в современных социальных науках в нашей стране показывает нам, что гендерные исследования — это не только отклик на соответствующие тенденции в западных социальных научных дисциплинах, но и продолжение развития проблематики пола и межполовых отношений в отечественной научной традиции.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Сущность и понятие гендерных взаимоотношений………………………..4
2. Модели гендерных взаимоотношений…………………………………….....6
3. Гендерные группы как субъекты взаимоотношений………………….……8
4. Проблемы гендерных взаимоотношений в макросоциальной среде……...12
5. Специфика гендерных отношений в системе межгруппового взаимодействия………………………………………………………………………17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………...22
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кубанский социально-экономический институт
Специальность 080502.65 Экономика и управление на предприятии (НГП)
Дисциплина Социология
Реферат
На тему «Гендерные отношения»
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. Сущность и понятие гендерных взаимоотношений………………………..4
2. Модели гендерных взаимоотношений…………………………………….
3. Гендерные группы как субъекты взаимоотношений………………….……8
4. Проблемы гендерных взаимоотношений в макросоциальной среде……...12
5. Специфика гендерных отношений в системе межгруппового взаимодействия………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………...22
ВВЕДЕНИЕ
Изучение гендерных отношений приобретает особую актуальность в связи с существенными изменениями, происходящими в социальной жизни людей разных стран. Сложившиеся ранее различия полов, взгляды и нормы поведения мужчин и женщин видятся сейчас иначе, чем в предыдущие годы и десятилетия. Интенсивное развитие гендерного направления в современных социальных науках в нашей стране показывает нам, что гендерные исследования — это не только отклик на соответствующие тенденции в западных социальных научных дисциплинах, но и продолжение развития проблематики пола и межполовых отношений в отечественной научной традиции.
Пол — одна из ключевых категорий социальной жизни. Процесс отнесения людей, предметов и видов деятельности к «мужскому» и «женскому» роду называется тендерной типизацией. Объектом исследования являются гендерные взаимоотношения.
1. Сущность и понятие гендерных взаимоотношений
Гендерные взаимоотношения — это различные формы взаимосвязи людей как представителей определенного пола, возникающие в процессе их совместной жизнедеятельности.
Гендерные взаимоотношения — это:
- социально организованные отношений на уровне общества, между государством и гендерными группами;
- отношения между различными гендерными группами;
- отношения между субъектами разного пола;
- отношение личности к самой себе как представителю определенного пола.
Гендерные взаимоотношения «встроены» в широкий класс общественных, межгрупповых, межличностных отношений; они также включены и в самоотношение личности. Поэтому гендерные отношения рассматриваются как одну из разновидностей социально-психологических отношений.
Прежде всего, надо отметить, что термин «гендер» нельзя отождествлять с понятием «пол». Пол относится к биологическим характеристикам, в соответствии с которыми люди делятся на категории «мужчины» и «женщины», а гендер — к социальным и социально-психологическим атрибутам, подразделяющим людей на эти же категории («мужчины» и «женщины
Гендер – это социально формируемые особенности мужественности и женственности. Гендер означает «социальные ожидания относительно поведения, рассматривающегося как соответствующее для мужчин и женщин».
Представления о личностных свойствах мужчин и женщин называют гендерными стереотипами.
Культурные стереотипы — это существующие на уровне общественного сознания образы полов, которые можно обнаружить в средствах массовой информации, искусстве и литературе. Личные стереотипы относятся к индивидуальным убеждениям о типичных свойствах мужчин и женщин.
Функционирующие в обществе гендерные представления, стереотипы, установки как отражение общественного сознания по поводу социальных ролей и статусов мужчин и женщин, различных аспектов их взаимодействия усваиваются индивидами как субъектами гендерных отношений.
Выделяются два вектора измерения гендерных отношений: горизонтальный, где основным параметром будет дифференциация ролей и статусов мужчин и женщин, и вертикальный, который будет определяться параметром иерархичности позиций мужчин и женщин или гендерных групп. Причем эти параметры анализа гендерных отношений будут касаться двух сторон любого вида отношений: объективной стороны, которая представлена реальными практиками взаимодействия, и субъективной, т.е. гендерными представлениями, стереотипами, установками и социальной идентичностью мужчин и женщин или гендерных групп, в которых практики и модели взаимодействия будут проявляться и под влиянием которых будут изменяться, корректироваться, модифицироваться.
2. Модели гендерных взаимоотношений
Все многообразие содержательных характеристик межполовых отношений можно свести к двум альтернативным моделям: партнерской и доминантно-зависимой модели отношений.
Первая модель — партнерские отношения — характеризуется следующим: это отношения двух равноправных субъектов, каждый из которых обладает собственной ценностью. Несмотря на наличие индивидуализированных целей, каждый принимает во внимание цели и интересы другого. Главным в таких отношениях является согласование позиций и устремлений между партнерами. Общение и взаимодействие отличается уважительностью и корректностью, умением поставить себя на место своего партнера, вникнуть в его проблемы и ситуацию. При этом такая готовность исходит со стороны не только одного партнера, а каждого из них.
.
Противоположная модель — доминантно-зависимая модель отношений — не предполагает равноправия позиций: одна сторона занимает доминантную позицию, другая — зависимую. В этом случае один субъект отношений побуждает другого подчиниться себе и примять цели, не согласующиеся с собственными устремлениями и целями. Доминантная позиция включает в себя такие проявления в поведении, как уверенность а себе, независимость, властность, демонстрация собственной значимости, умение настоять на своем. Представитель доминантной позиции стремится к соперничеству, ему присуще презрение к слабости и выражена потребность в силе ради нее самой.
Женщины в большей мере ориентированы на партнерскую систему взаимодействия, а мужчины — на систему доминирования. Это объясняется тем, что существующие в обществе нормативные представления о мужественности ориентируют на проявление таких особенностей поведения, как активность, напористость, целеустремленность, сила, выраженный волевой потенциал, уверенность в себе, умение добиться своих целей, настоять на своем, для чего допускается проявление агрессивности и директивности. Представления же о женственности поощряют проявлять в отношениях с другими людьми уступчивость, мягкость, деликатность, скромность, застенчивость, отзывчивость, умение понять и простить другого, жертвенность и заботливость.
Таким образом, видим, что традиционные гендерные представления побуждают мужчин и женщин как субъектов межполового взаимодействия формировать такую модель поведения, при которой отношения характеризуются несимметричностью, проявляющуюся в том, что один субъект властвует над другим и стремится уподобить чувства или действия другого своим планам, замыслам и желаниям. Традиционные представления о мужественности-женственности побуждают мужчин проявлять доминантную позицию в межличностных отношениях, а женщин — зависимую, и такое соотношение позиций обусловлено всем предшествующим опытом полоролевой социализации.
3. Гендерные группы как субъекты взаимоотношений
Группы мужчин и женщин являются основными субъектами гендерных отношений. Основными социально-психологическими признаками образования гендерных групп являются социальные роли мужчин и женщин и их социальный статус, означающий положение в социальной иерархии. В процессе гендерной социализации у мужчин и женщин формируется чувство «мы», являющееся основным показателем социально-психологической общности. Гендерные группы — это устойчивые социально-психологические общности людей, члены которых, осознавая себя как мужчины и женщины, разделяют и выполняют нормы полоспецифичного поведения.
В обыденном сознании утвердилась довольно устойчивое мнение о том, что личностные особенности мужчин и женщин принципиально различны. Распространенными, на сегодняшний день, являются и понятия «мужская психология», «женская психология». В настоящее время к общепризнанным понятиям относятся выявленные различия в когнитивной сфере личностного развития мужчин и женщин и в сфере социального поведения. В когнитивной сфере можно считать установленным факт наличия половых различий в вербальных и пространственных способностях. У женщин лучше развиты вербальные способности, а у мужчин — пространственные. Наименьшие различия установлены в вербальных способностях в пользу женщин, наибольшие — в пространственной переработке информации и в пользу мужчин.
В социальном поведении мужчины характеризуются более высоким уровнем развития таких черт, как агрессивность и доминантность, а женщины характеризуются дружелюбностью и контактностью. Наиболее ярко выраженные различия в социальном поведении мужчин и женщин касаются агрессивных реакций и действий. Существует немало убедительных доказательств того, что мужчины более агрессивны, чем женщины.
Маскулинные черты однозначно не отождествляются только с личностными особенностями мужчин, а фемининные — с личностными проявлениями женщин, эти характеристики присущи и одному и другому полу, но в различной пропорции. Среднестатистический мужчина обладает более высокой степенью выраженности маскулинных характеристик, а среднестатистическая женщина — фемининных свойств и качеств.
Существуют убедительные данные о там, что мужчины и женщины между собой не различаются по таким психологическим характеристикам, как уровень самоуважения, мотивация достижения, творческие и аналитические способности, способность руководить. Полученные данные о незначительных различиях в индивидуально-психологических характеристиках между мужчинами и женщинами как представителями больших социальных групп не позволяют говорить об особом психологическом складе или о специфической женской или мужской психологии.
Ни в одном регионе мира женщины и мужчины не обладают равными социальными, экономическими и юридическими правами. Гендерное неравенство проявляется в сфере доступа к ресурсам и распоряжения ими. в сфере экономических возможностей, в сфере власти и в реализации личных интересов. Гендерная стратификация — процесс, посредством которого гендер становится основой социальной стратификации, а воспринятые различия между гендерами — систематически оцениваемыми.
Для измерения стратифицированного гендерного пространства обычно используются следующие критерии:
— Позиция в иерархии доходов и как следствие способы и формы потребления доступных материальных и социальных благ (образ и стиль жизни).
— Власть (иерархия отношений политического и экономического влияния индивидов и групп индивидов друг на друга).
Дифференциация и иерархичность как проявления гендерного неравенства имеют место и в распределении мужчин и женщин по сферам производственной деятельности. Женщины, как правило, работают в менее престижных и хуже оплачиваемых производственных областях. Эта ситуация определяется как явление «профессиональной сегрегации». Различают вертикальную и горизонтальную профессиональную сегрегацию.
Горизонтальная профессиональная сегрегация — это неравномерное распределение мужчин и женщин как работников в различных профессиональных отраслях. Вертикальная профессиональная сегрегация действует в рамках одной и той же профессиональной группы. Существующая внутренняя система стратификации в рамках одной профессии способствует тому, что мужчины по сравнению с женщинами занимают более высокие статусные позиции в рамках профессии.