Гендерные отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2012 в 20:19, реферат

Краткое описание

Изучение гендерных отношений приобретает особую актуальность в связи с существенными изменениями, происходящими в социальной жизни людей разных стран. Сложившиеся ранее различия полов, взгляды и нормы поведения мужчин и женщин видятся сейчас иначе, чем в предыдущие годы и десятилетия. Интенсивное развитие гендерного направления в современных социаль­ных науках в нашей стране показывает нам, что гендерные исследова­ния — это не только отклик на соответствующие тенденции в западных социальных научных дисциплинах, но и продолжение развития пробле­матики пола и межполовых отношений в отечественной научной тра­диции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Сущность и понятие гендерных взаимоотношений………………………..4
2. Модели гендерных взаимоотношений…………………………………….....6
3. Гендерные группы как субъекты взаимоотношений………………….……8
4. Проблемы гендерных взаимоотношений в макросоциальной среде……...12
5. Специфика гендерных отношений в системе межгруппового взаимо­действия………………………………………………………………………17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………...22

Вложенные файлы: 1 файл

гендерные отношения.doc

— 98.00 Кб (Скачать файл)

Женщины, желающие делать карьеру в фирме или организации, часто сталкиваются с определенной формой дискриминации, которая определена как явление «стеклянного потолка». Этот термин использу­ется для описания невидимого барьера, ограничивающего продвижение женщин по служебной лестнице. Этот барьер почти незаметный, но в то же время настолько основательный, что препятствует женщинам продвигаться в управленческой иерархии.

Власть понимается как широкие возможности социального дейст­вия — право доступа к ресурсам и контроля над ними, возможность принимать решения, обладающие трансформационным потенциалом, во всех сферах деятельности и на всех общественных уровнях. Для харак­теристики властных полномочий женщин по сравнению с аналогичными полномочиями мужчин обычно используется показатель количественно­го представительства женщин в парламенте, а также их процентная доля среди административного и управленческого персонала. Гендерные распределения внутри каждого отдельно взятого органа власти или ветви власти представляют собой «пирамиду» — где больше власти, там меньше женщин.

Сравнительные данные социального статуса двух социальных об­щностей — мужчин и женщин наглядно демонстрируют факт более низкого статуса женской гендерной группы. Данная ситуация характерна для групп мужчин и женщин, живущих в разных странах и на разных континентах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Проблемы гендерных взаимоотношений в макросоциальной среде

 

Субъектами гендерных взаимоотношений, функционирующих на макросоциальном уровне, являются: с одной стороны, большие социальные группы, а именно группы мужчин и женщин (гендерные группы), а с другой — государство как социальный институт, регламентируюшнй гендерные отношения на законодательном и исполнительном уровнях.

Специфика проявлений гендерных взаимоотношений с позиций государства задается социальной политикой по отношению к конкретной гендерной группе, а политика определяется доминирующей в обществе гендерной идеологией. Специфика проявлений гендерных отношений с позиций гендерных групп находит выражение в социальных ролях мужчин и женщин как членов общества, чти роли определяются как гендерные.

В соответствии с существующей в конкретном обществе гендерной идеологией, которая утверждается господствующими социальными структурами и направлена на гендерные группы, мужчины и женщины как объекты социальной политики и идеологического воздействия в процессе исполнения гендерных ролей создают (реализуют) гендерные отношения.

Гендерные роли являются одним из видов социальных ролей. Гендерные роли — степень принятия индивидом гендерно-специфичных форм поведения, предписываемых культурой.

Гендерные роли — это роли, обусловленные дифференциацией людей в обществе по признаку пола; в их основе лежит дифференциация деятельности, статусов, прав и обязанностей индивидов в зависимости от их половой принадлежности. Гендерные роли всегда связаны с определенной нор­мативной системой, которую личность усваивает и преломляет в своем сознании и поведении. Таким образом, гендерные роли можно рассмат­ривать как внешние проявления моделей поведения и отношений, ко­торые позволяют другим людям судить о принадлежности индивида к мужскому или женскому полу .Гендерная ролевая идеология — суждения о том, какими должны быть гендерные роли в данной культуре и обществе (как должны выглядеть и как должны вести себя мужчины и женщины в конкретном обществе).

Гендерная идеология традиционного типа по своему смысловому содержанию соотносится с понятием «патриархатная идеология». Патриархат — узаконенная система отношений между мужчинами и жен­щинами. Разделение труда между ними выстроено по принципу взаимодополняемости, но взаимодополняемости совсем не равноценных ролей. Мужчине отдан на откуп внешний мир, культура, творчество, притязания на господство. Женщине — дом, но и в доме она существо подчиненное. Иерархия мужской и женской ролей фиксируется совер­шенно четко: он — субъект властных отношений, она — объект его власти.

Гендерная идеология находит отражение в социальной политике, проводимой государством в отношении женщин и мужчин как социаль­ных групп; данная политика формирует правовой и социальный статус этих групп, регламентирует их взаимоотношения с обществом. Анализ содержания социальной политики, направленной на гендерные группы позволяет прояснить суть гендерной идеологии, определить ее тип: патриархатный или эгалитарный.

Патриархатный тип государственной политики — это политика, основанная на концепции определенного разделения функций в семье и в обществе между мужчиной и женщиной. При этом «естественным» предназначением женщины считаются сферы материнства, воспитания детей и ведения домашнего хозяйства. Мужчине предназначаются роли субъекта государственной, профессиональной и общественной деятель­ности, главы и «кормильца» семьи, связующего звена между семьей и обществом в целом.

Эгалитарная государственная политика — это политика, в основу, которой положен принцип создания равных условий для самореализации личности во всех социальных сферах независимо от ее половой принад­лежности. Реализация политики такого типа предполагает наличие пра­вовой базы для решения проблемы, создание арбитража, комитетов, советов для преодоления дискриминации по признаку пола, открытие в каждом министерстве департаментов или отделов, занятых вопросами равенства полов, ведение научно-исследовательской работы по гендерной проблематике, создание достоверной, объективной статистической базы, отражающей положение представителей гендерных групп.

Гендерная политика в нашей стране в советское время отличалась противоречивыми тенденциями, она включала в себя элементы и эга­литарной и патриархатной идеологии. С одной стороны, она строилась па основе эгалитарных взглядов: декларировалось равенство, при кото­ром каждый человек, независимо от пола, становился гражданином, имея равные юридические права во всех сферах социальной жизни. Женщины наравне с мужчинами вовлекались в сферу производства и общественную жизнь страны. Но эгалитарные взгляды по отношению к женщинам сочетались с установкой на деиндивидуализацию их лич­ности, что соответствовало политике тоталитарного государства. Совет­ское «равенство полов» молчаливо предполагало подгонку женщин к традиционному мужскому стандарту.

С другой стороны, советская идеология воспроизводила дискурс биологического детерминизма, типичного для патриархатных взглядов, суть которых сводится к тому, что биологические различии между полами предопределяют психологические и социальные различия между мужчинами и женщинами. В соответствии с этим у мужчин и женщин должны быть и различные социальные роли в обществе. Мужчины, как сильный пол, должны исполнять роль защитника Отечества, защищая в тоже время слабых женщин. Женщины должны реализовать свое естественное предназначение — быть матерью, при этом ее материнская функция становилась не личным, а общественным долгом. Для гендерноролевой идеологии характерна практика сведения родительства к мате­ринству, то есть возложение всей полноты действий и ответственности за воспитание детей только на мать.

На основе этих идей выстраивалась патерналистская политика по отношению к женщинам. С первых лет советской власти государство и партия рассматривали женщин как особую социальную категорию и разрабатывали специальные меры регулирования их социального поло­жения. Патернализм выражался в том, что партийно-государственная политика позиционировала женщин как объект особой заботы; социаль­ные гарантии и льготы, связанные с совмещением репродуктивной, производственной и семейных ролей, превращали женщин в специфи­ческую государственно-зависимую группу, обеспечивали этой категории советских граждан особую позицию в обществе

В России в советский период общими были такие доминирующие роли, как роли «труженик», «труженица», другие ведущие роли были полоспецифицированными. Воинская служба (роли солдата и воина-защитника) в ос­новном мужская прерогатива, материнские и семейные обязанности — прерогатива женщин. Мужчины отстранялись от исполнения семейных, отцовских ролей. Но и общие социальные роли, которые выполняли и мужчины и женщины, — роли тружеников, были иерархизированны. Мужчины по сравнению с женщинами выполняли более престижные, более статусные и лучше оплачиваемые профессиональные роли.

В системе отношений «гендерные группы — государство» государство демонстрировало автократически-патерналистскую роль и позицию, а группы мужчин и женщин — подчиненную, при этом по отношению к женской группе населения государство проявляло больше отеческой заботы, чем по отношению к мужчинам. Поэтому можно заключить, что типичная модель гендерных отношений, существовавшая в советской России,.

Гендерные представления выступают как отражение существующей в обществе половой дифференциации и доминирующей идеологии госу­дарства в сфере межполовых отношений. Исходя из этого, всю сово­купность представлений можно рассмотреть как две полярные группы представлений, соответствующие двум типам гендерной идеологии: патриархатная идеология найдет отражение в патриархатных гендерных представлениях, а эгалитарная идеоло­гия — в эгалитарных гендерных представлениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Специфика гендерных отношений в системе межгруппового взаимо­действия

 

Специфика гендерных отношений в системе межгруппового взаимо­действия определяется социально-психологическими закономерностями межгруппового восприятия. Целостность, унифицированность, устойчи­вость, консервативность, ригидность — это характеристики, присущие межгрупповому восприятию.

Типично мужской образ — это набор черт, связанных с социально неограничивающим стилем поведения, компетенцией и рациональными способностями, активностью и эффективностью. Типично женский об­раз, напротив, включает в себя ряд черт, связанных с социальными и коммуникативными умениями, с теплотой и эмоциональной поддержкой.

В соответствии с феноменами внутригруппового фаворитизма и меж­групповой дискриминации, типичными для процессов межгруппового восприятия и межгруппового взаимодействия, женщины должны оцени­вать свою группу более позитивно, чем группу мужчин, а мужчины должны приписывать больше положительных характеристик представи­телям своей группы, а не женщинам. Однако полученные эмпирические результаты не вписываются а данную закономерность: и мужчины и женщины приписывают представителям мужской группы больше поло­жительных характеристик. Этот факт объясняется влиянием закономер­ности более высокого порядка, функционирующей на уровне макро­структуры. Речь идет о влиянии особого типа культурных традиций — адроцентризма.

Андроцентризм — глубинная культурная традиция, сводящая обще­человеческую субъективность к единой мужской норме, репрезентируе­мой в качестве универсальной объективности, в то время как иные субъективности, и прежде всего женская, репрезентируются как откло­нение от нормы.

В ситуациях социально-ролевого и делового межполового взаимодей­ствия гендерные отношения не характеризуются равноправием, а, на­против, выстраиваются по типу соподчинения, иерархичности с явным превосходством мужской позиции и статуса. Типичной моделью гендер­ных отношений в ситуациях межгруппового взаимодействия является доминантно-зависимая модели отношений (при мужской доминирую­щей позиции в этих отношениях).

Гендерные стереотипы понимаются как когнитивные конструкты, как способ группировки информации, процесс категоризации, благодаря ко­торому легче подытожить обилие информации об окружающих нас людях мужского и женского пола. Гендерные стереотипы начинают усваиваться с того момента, когда начинается процесс половой идентификации, они продукт процесса гендерной схематизации.

Опыт гендерной социализации в значительной мере определяет, превратятся ли гендерные стереотипы в предубеждения. Когда мы го­ворим, что человеку присущи гендерные стереотипы, то подразумеваем, что он предубежденно относится ко всем представителям противопо­ложного пола независимо от их индивидуально-психологических особен­ностей.

Специфика гендерных стереотипов заключается в том, что это не просто когнитивные конструкты индивидуального сознания, в которых отражены характеристики гендерных групп; гендерные стереотипы ин­тегрированы культурой и общественным сознанием, они выступают в качестве нормативных эталонов психологических особенностей и по­веденческих практик мужчин и женщин как представителей больших социальных групп. Как продукт культуры гендерные стереотипы высту­пают в роли механизмов утверждения андроцептричной культуры.

Информация о работе Гендерные отношения