Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2012 в 20:19, реферат
Изучение гендерных отношений приобретает особую актуальность в связи с существенными изменениями, происходящими в социальной жизни людей разных стран. Сложившиеся ранее различия полов, взгляды и нормы поведения мужчин и женщин видятся сейчас иначе, чем в предыдущие годы и десятилетия. Интенсивное развитие гендерного направления в современных социальных науках в нашей стране показывает нам, что гендерные исследования — это не только отклик на соответствующие тенденции в западных социальных научных дисциплинах, но и продолжение развития проблематики пола и межполовых отношений в отечественной научной традиции.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Сущность и понятие гендерных взаимоотношений………………………..4
2. Модели гендерных взаимоотношений…………………………………….....6
3. Гендерные группы как субъекты взаимоотношений………………….……8
4. Проблемы гендерных взаимоотношений в макросоциальной среде……...12
5. Специфика гендерных отношений в системе межгруппового взаимодействия………………………………………………………………………17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………...22
В гендерных стереотипах отражены нормативные требования к поведению и взаимодействию мужчин и женщин, причем те поведенческие практики, которые предписаны женщинам, как правило, в общественном сознании предстают как менее ценные и значимые. Гендерные стереотипы потенциально дискриминационны.
Стереотипы не только отражают характеристики мужчин и женщин и сложившиеся формы и модели взаимодействий между группами, но задают ориентиры поведения в формировании отношений между гендерными группами.
В ситуациях конфликтного межполового взаимодействия под влиянием гендерных стереотипов, предписывающих традиционные модели поведения для мужчин и для женщин (для мужчин доминирование, а для женщин — подчинение), неконструктивные типы поведения в конфликте проявляются чаше, чем в ситуациях взаимодействия партнеров одного пола.
Основными характеристиками гендерных стереотипов, как и любых других социальных стереотипов, являются согласованность, схематичность и упрощенность, эмоционально-оценочная нагруженность, устойчивость и ригидность, неточность.
Гендерные стереотипы под влиянием реальных поведенческих практик жизнедеятельности людей могут трансформироваться. Современные тенденции трансформации гендерных стереотипов проявляются во включении в образ типичной женщины ряда качеств, которые традиционно ассоциировались с образом типичного мужчины: целеустремленности, активности, соревновательности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Пол — одна из ключевых категорий социальной жизни. Процесс отнесения людей, предметов и видов деятельности к «мужскому» и «женскому» роду называется тендерной типизацией.
Тендерные стереотипы — это представления о типичных личностных свойствах мужчин и женщин. Культурные стереотипы — это существующие на уровне общественного сознания образы полов, которые можно обнаружить в средствах массовой информации, искусстве и литературе. Личные стереотипы относятся к индивидуальным убеждениям о типичных свойствах мужчин и женщин. Тенденция подчеркивать мужские лица и женские тела получила название фейсизма.
Стереотипы оказывают наибольшее влияние на восприятие, когда люди не располагают достаточной информацией, когда пол человека особенно бросается в глаза и когда этот человек не обладает достаточной степенью власти. Одна из проблем, связанных с тендерными стереотипами, состоит в том, что они могут искажать наши оценки успешности мужчин или женщин в их трудовой деятельности или в школьном обучении.
Тендерная идентичность, или знание о том, что мы являемся мужчиной или женщиной, приобретается в раннем детстве. Важнейшей вехой на пути психического развития становится момент, когда дети узнают, что их пол является неизменным и постоянным.
Представления о мужественности (маскулинности) и женственности (фемининности) — важнейшие элементы нашей Я-концепции.
Существуют четыре теоретических подхода к пониманию причин половых различий. Биологический подход подчеркивает роль физических различий, половых гормонов и эволюции. Подход с позиций социализации сконцентрирован на путях, которыми мы приобретаем сравнительно устойчивые гендерные характеристики через процессы моделирования и подкрепления, начиная с раннего детства. Подход с позиций социальных ролей утверждает, что люди склонны подчиняться ожиданиям, предъявляемым к связанным с полом социальным ролям, таким как роль мужа или медицинской сестры. Еще один подход указывает на ситуационную изменчивость человеческого поведения, обусловленную такими факторами, как половой состав группы, характер решаемой задачи или реализуемой деятельности и социальные ожидания других людей.
Аттитюды, касающиеся мужских и женских ролей, со временем становятся все менее традиционными. Вместе с тем мужчины склонны выражать более традиционные аттитюды, чем женщины.
В повседневной жизни женщины и мужчины используют свои основные способности и мотивацию по-разному, включаясь преимущественно в специфические для своего пола виды деятельности. Традиционные тендерные роли предписывают разделение труда по половому принципу и наделяют большей властью мужчин. Несмотря на социальные изменения, оба этих традиционных паттерна по-прежнему продолжают сохраняться, Однако в целом возможности людей сегодня в меньшей степени ограничены их тендерными ролями, чем это было в прошлом.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Айвазова, С. Гендерное равенство в контексте прав человека. (http://www.owl.ru/win/books/
2. Гидденс,Э. Социология. (http://rutracker.org/forum/
3. Клецина, И. С. Психология гендерных отношений. (http://www.humanpsy.ru/
4. Крюкова, А.Л. Социальная психология: учеб. пособие для студентов высш. учебн. заведений. – Мн.: Белкниг, 2004. – 491с.
5. Мелешко, Т.А. Проблема самореализации: гендерный аспект БИП-С ПЛЮС, 2005. – 289с.
6. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. (http://www.alleng.ru/d/psy/
7. Смелзер, Н. Социология (http://www.alleng.ru/d/
22