Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 21:00, курсовая работа
Конституция 1993 года — основной закон прежде всего государства. Это не означает, однако, что она не выходит за рамки регулирования собственно государственной организации и деятельности. Как и многие другие конституции новейшего времени, российская Конституция касается различных сторон жизни гражданского общества. “Любой конституции – независимо от социальной системы – свойственны следующие функции: учредительная, организаторская, внешнеполитическая, идеологическая, юридическая”.
Глава 1. Основы конституционного строя (ст. 1-16)
Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (ст. 17-64)
Глава 3. Федеративное устройство (ст. 65-79)
Глава 4. Президент Российской Федерации (ст. 80-93)
Глава 5. Федеральное Собрание (ст. 94-109)
Глава 6. Правительство Российской Федерации (ст. 110-117)
Глава 7. Судебная власть (ст. 118-129)
Глава 8. Местное самоуправление (ст. 130-133)
Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции (ст. 134-137)
|
Понятие и социальная сущность Конституции РФ
Конституция 1993 года — основной закон прежде всего государства. Это не
означает, однако, что она не выходит за рамки регулирования собственно
государственной организации и деятельности. Как и многие другие конституции
новейшего времени, российская Конституция касается различных сторон жизни
гражданского общества. “Любой конституции – независимо от социальной
системы – свойственны следующие функции: учредительная, организаторская,
внешнеполитическая, идеологическая, юридическая”.1 В Конституции
определяются основы статуса человека и гражданина, отношения государства и
личности, закрепляется многоукладность экономики страны и содержится
положение о том, что Российская Федерация — социальное государство. В
Конституции заложены принципы политического многообразия, многопартийности,
исключается установление какой-либо идеологии в качестве государственной
или обязательной.
Сфера конституционного регулирования весьма широка. Однако большинство
норм Конституции посвящено государству. Конституция не только провозглашает
исходные положения, как, например, о том, что Российская Федерация —
демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой
правления, но и подробно регламентирует систему федеральных государственных
органов, отношения между ними, их права и обязанности, формы и методы
деятельности.
Конституцию справедливо называют главным, основным законом государства.
Если представить себе многочисленные правовые акты, действующие в стране, в
виде определенного организованного и взаимосвязанного целого, некой
системы, то конституция — это основание, стержень и одновременно источник
развития всего права. На базе конституции происходит становление различных
отраслей права, как традиционных, существовавших еще в прошлом, так и новых
создаваемых с учетом перемен в экономике, социальном развитии, политике и
культуре.
27.Понятие и содержание основ конституционного строя РФ
1. Понятие конституционного
строя. Человек, его права и
свободы как высшие ценности
конст. строя.
2. Конституционные характеристики РФ:
а) демократическое гос-во
б) федеральное гос-во
в) правовое гос-во
г) республиканская форма правления
д) социальное гос-во
е) светское гос-во
ж) экономическая основа
з) суверенное гос-во
3. Понятие народного суверенитета. Основные
формы народовластия.
Перечень нормативных актов:
1. Глава I КРФ
2. Декларация о гос. суверенитете РСФСР.
Принята 12 июня 1990 г. Первым съездом народных
депутатов РСФСР (консультант, "Ведомости
съезда народных депутатов РСФСР и Верховного
совета РСФСР 1990 г. № 2, ст. 2).
3. ФЗ от 26 сент. 1997 г. "О свободе совести
и религиозных объединениях". "Собрание
законодательства РФ (СЗРФ) 1997 г. № 39".
4. ФЗ "О референдуме" от 10 окт. 1995 г.
"СЗРФ, 1995 г., № 42"
1. Под основами конституционного строя
понимаются главные устои гос-ва, его основные
принципы, кот. призваны обеспечить РФ
х-р констит. гос-ва (гл. I КРФ).
Эти нормы могут быть изменены только
в особом порядке, предусмотренном ст.
135 КРФ.
2. В понятие основ конст. строя РФ входят
закрепленные в КРФ характеристики гос-ва.
РФ – демокр. гос-во
Его демократизм находит выражение в обеспечении
в нем
1. народовластия
2. разделения властей на законодательную,
исп. и суд.
3. идеолог и политич. многообразия
4. местного самоуправления
1. В дем. гос-ве единственным источником
власти является ее многонациональный
народ – ст. 3(1).
Народный суверенитет означает, что народ,
ни с кем не деля свою власть, осуществляет
ее самостоятельно и независимо, использует
исключительно в своих интересах.
28. Конституционные права, свободы
и обязанности человека и гражданина в
Российской Федерации
Вопросы прав, свобод и обязанностей человека
и гражданина получили в Конституции РФ
особенно широкую, глубокую и новаторскую
разработку, что имело исключительно важное
значение, если учесть наше длительное
историческое авторитарное и тоталитарное
прошлое. Сегодня этот раздел Конституции
РФ вполне может служить примером действительно
демократического и гуманистического
решения важнейших проблем конституционного
права на уровне международных стандартов.
Он вобрал в себя все то лучшее, что достигнуто
на современном этапе развития конституционализма,
и в то же время отразил качественно новый
подход к этим проблемам в конституционном
развитии нашей страны.
Конституция РФ (ст.21) уделяет серьезное
внимание обеспечению достоинства личности.
В ней устанавливается, что достоинство
личности охраняется государством; ничто
не может быть основанием для его умаления;
никто не должен подвергаться пыткам,
насилию, другому жестокому или унижающему
человеческое достоинство обращению или
наказанию, никто не может быть без добровольного
согласия подвергнут медицинским, научным
или иным опытам. Эти конституционные
положения также представляли собой новый
шаг вперед в развитии российского конституционализма,
ибо до этого о государственной охране
достоинства личности в наших конституциях
речь не шла. Уголовный кодекс РФ предусматривает
целый ряд составов преступления и соответствующих
наказаний, связанных с защитой чести
и достоинства личности (например, оскорбление,
клевета и др.). Гражданский кодекс РФ также
содержит свои меры, направленные на защиту
чести и достоинства личности, в частности,
право на иски о возмещении морального
вреда, причиненного распространением
порочащих человека сведений.
29.ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ФЕДЕРАТИВНОГО
УСТРОЙСТВА РОССИИ
Федеративное устройство России представляет
собой закрепленное нормами Конституции
РФ и других законодательных актов политическое
устройство наций и народностей на основе
их самоопределения (Глава 3 Конституции
РФ).
Российская Федерация имеет сложную систему
государственного устройства, сочетающую
федерализм, унитаризм и автономию. В ее
составе: 21 республика, 7 краев, 48 областей,
2 города федерального значения, 1 автономная
область и 8 автономных округов - всего
86 субъектов Федерации[1].
Конституционные основы федеративного
устройства России включают в свое содержание:
закрепление суверенитета и распространение
его на всю территорию Российской Федерации;
верховенство федеральной Конституции
и федеральных законов на всей территории
РФ, целостность и неприкосновенность
территории Российской Федерации; установление
субъектного состава Федерации; закрепление
в качестве основы федеративного устройства
России ее государственной целостности,
единства системы государственной власти,
разграничение предметов ведения и полномочий
между органами государственной власти
Федерации и субъектов; равноправие и
самоопределение народов; равноправие
субъектов во взаимоотношениях с федеральными
органами государственной власти; единство
и равенство федерального гражданства.
Эти положения главы 1 Конституции РФ,
регулирующие вопросы федеративного устройства,
входят в содержание основ конституционного
строя Российской Федерации и не могут
быть изменены иначе как в порядке установленном
Конституцией РФ.
Более детально конституционные основы
национально государственного устройства
России установлены в главе 3 Конституции
РФ "Федеративное устройство". В нормах
этой главы закрепляется: состав субъектов
Российской Федерации; порядок принятия
в Федерацию и образования новых субъектов;
основы статуса каждого из видов субъекта;
порядок изменения статуса субъекта;
вопросы территории и порядок изменения
границ между субъектами Федерации; государственный
язык и право республик на установление
своего государственного языка; гарантии
прав коренных малочисленных народов;
государственная символика Российской
Федерации;
предмет ведения Российской Федерации;
предмет совместного ведения и ее субъектов;
порядок действия федеральных законов
по предметам ведения и вне их предела,
верховенство федеральных законов; основы
формирования системы органов государственной
власти субъектов; основы деятельности
федеральных органов исполнительной власти
на территориях субъектов; право Российской
Федерации на участие в межгосударственных
объединениях.
Анализируя конституционные основы федеративного
устройства России, следует отметить,
что общественные отношения в этой сфере
во многом регулируются положениями Федеративного
договора 1992 г. По своему содержанию Федеративный
договор состоит из "Договора о разграничении
предметов ведения и полномочий между
федеральными органами государственной
власти Российской Федерации и органами
государственной власти суверенных республик
в составе Российской Федерации" от
31 марта 1992 г.; "Протокола к Федеративному
договору"; "Договора о разграничении
предметов ведения и полномочий между
федеральными органами государственной
власти Российской Федерации и органами
государственной власти краев, областей,
городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской
Федерации” и Протокола к нему от 31 марта
1992 г.; "Договора о разграничении предметов
ведения и полномочий между федеральными
органами государственной власти Российской
Федерации и органами государственной
власти автономной области, автономных
округов в составе Российской Федерации"
от 31 марта 1992 г.
Конституция РФ 1993 года, по существу, подтвердила
конституционный характер и действие
Федеративного договора, хотя и не включила
его в содержание Конституции. Не отменяя
Федеративный договор, статья 1 раздела
второго Конституции РФ устанавливает,
что в случае несоответствия положениям
Конституции РФ положений Федеративного
договора действуют положения Конституции
РФ.
Принципы федеративного устройства Российской
Федерации представляют собой руководящие
начала, основополагающие идеи, закрепленные
в Конституции РФ, Федеративном договоре
и других актах конституционного права.
Эти принципы нашли свое конституционное
воплощение в государственном устройстве
многонациональной России.
Основными принципами федеративного устройства
Российской Федерации являются:
1. Добровольность объединения наций и
народностей.
2. Суверенность и равноправие наций.
3. Федерализм в сочетании с унитаризмом
и автономией.
4.Национально-территориальный принцип
образования форм государственности в
сочетании с территориальным принципом
образования субъектов Федерации.
5. Государственная целостность Российской
Федерации.
6. Разграничение предметов ведения и полномочий
Федерации и ее субъектов.
1. Равноправие субъектов Федерации.
Рассмотрим содержание этих принципов:
1. Добровольность объединения наций и
народностей в федеративное государство.
Этот принцип построения Российского
государства формировался исторически.
Добровольность объединения наций и народностей
в Российской Федерации подтверждается
содержанием Преамбулы Конституции РФ
1993 года, а также Преамбулы документов,
составляющих Федеративный договор, подписанных
представителями субъектов Федерации.
Равноправие наций проявляется также
в конституционном закреплении положения
о том, что "во взаимоотношениях с федеральными
органами государственной власти все
субъекты Российской Федерации между
собой равноправны" (ст. 5 п.4 Конституции
РФ). Кроме того, согласно Конституции
РФ, все субъекты имеют равный статус в
Федерации, равный круг полномочий.
3. Федерализм в сочетании с унитаризмом
и автономией. Многонациональный характер,
сложный исторический путь развития обусловили
воплощение в национально-государственном
устройстве России всех известных форм
государственности.
Российская Федерация - исторически сложившееся
федеративное государство. После распада
Союза ССР, в составе которого существовала
РСФСР, являвшаяся Федерацией по действовавшей
тогда Конституции, в России начались
процессы суверенизации бывших автономных
республик, изменения форм государственности
бывших автономных областей. Кроме того,
о намерении стать самостоятельными субъектами
Федерации заявили края, области, города
Москва и Санкт-Петербург.
Заключение Федеративного договора представляет
собой создание конституционных основ
Российской Федерации в новых условиях.
Статья 5 Конституции РФ устанавливает,
что Российская Федерация состоит из республик,
краев, областей, городов федерального
значения, автономной области и автономных
округов - равноправных субъектов Российской
Федерации.
Россия обладает всеми признаками Федерации:
наличием федеративной территории и территории
субъектов; федеративного гражданства
и гражданства республик, входящих в Федерацию;
общефедеративной конституции и конституций
республик и т.д. Вместе с тем Российская
Федерация имеет своими субъектами не
только государства, но и автономные образования,
а также административно-
Унитаризм в национально-государственном
устройстве Российской Федерации проявляется
в том, что, суверенные республики, входящие
в состав России, являются унитарными
государствами, имеющими свою территорию,
гражданство, конституцию и другие признаки
государственности.
Многонациональный характер населения
России исторически обусловил существование
автономных национально-государственных
образований в форме автономной области
и автономных округов.
Автономия - это форма национальной государственности,
воплощающая национальный суверенитет
на началах самоуправления в рамках федеративного
Российского государства. Содержание
и пределы самоуправления определяются
государственной властью Федерации.
4. Национально-территориальный принцип
образования форм государственности в
сочетании с территориальным принципом
образования субъектов Федерации. Мировой
практике федеративного строительства
известны две основные формы ее построения:
по территориальному принципу (США, ФРГ
и др.) и национально-территориальному
(СССР, СФРЮ и др.). В современном национально-государственном
устройстве России в силу исторических
обстоятельств нашли свое воплощение
оба эти принципа.
Сущность национально-территориального
принципа построения форм национальной
государственности субъектов Федерации
состоит в том, что они создаются на базе
территорий, отличающихся своеобразием
национального состава населения, компактно
проживающего на исторически сложившейся
экономически целостной, как правило,
территории.
По этому принципу созданы все республики
в составе Российской Федерации, автономная
область и автономные округа.
В 1918 - 1992 гг. Российская Федерация строилась
только по национально-территориальному
принципу. Ее субъектами являлись нации,
самоопределившиеся в той или иной форме
государственности. Среди них были государства
- автономные республики, национально-государственные
образования - автономные области и автономные
(до 1977 г. национальные) округа.
В 1992 г. в содержание Федеративного договора
был включен Договор о разграничении предметов
ведения и полномочий между федеральными
органами государственной власти Российской
Федерации и органами государственной
власти краев, областей, городов Москвы
и Санкт-Петербурга Российской Федерации.
Таким образом, произошло качественное
обновление федеративных отношений. Бывшие
административно-
На обеспечение государственной целостности
направлены положения Конституции РФ
о том, что на ее территории не допускается
установление таможенных границ, пошлин,
сборов и иных препятствий для свободного
перемещения товаров, услуг и финансовых
средств (ст. 74); устанавливается единая
денежная единица - рубль, единая система
налогов и сборов на всей территории Федерации
(ст. 75); закрепляется верховенство федерального
законодательства; устанавливается единая
система исполнительных органов государственной
власти (ст. 77).
6. Разграничение предметов ведения и полномочий
Федерации и ее субъектов. Статья 5 Конституции
РФ, закрепляя принципы федеративного
устройства Российской Федерации, предусматривает
и принцип разграничения предметов ведения
и полномочий между органами государственной
власти Российской Федерации и органами
государственной власти ее субъектов.
7. Равноправие субъектов Федерации. Этот
принцип вытекает из более общего принципа
национально-государственного устройства
Российской Федерации, суверенности и
равноправия наций. Анализируя сущность
принципа равноправия субъектов Федерации,
необходимо отметить, что они не могут
быть равноправны полностью ввиду существования
различных форм государственности. Каждый
из видов субъектов обладает различным
кругом полномочий. Статья 5 Конституции
РФ закрепляет: "Во взаимоотношениях
с федеральными органами государственной
власти все субъекты Российской Федерации
между собой равноправны".
В Конституции России имеется ряд положений,
дополнительно обеспечивающих принцип
равноправия субъектов Федерации. Это
равное право на создание в субъектах
системы органов государственной власти
(ст. 11 п.2); равный конституционный статус
однопорядковых форм государственности
и одинаковый порядок изменения статуса;
право на пользование родным языком; распространение
статьи 72, устанавливающей предмет совместного
ведения Федерации и субъектов, на все
виды субъектов Российской Федерации;
обладание всеми субъектами Российской
Федерации всей полнотой государственной
власти вне пределов ведения Российской
Федерации и полномочий Российской Федерации
по предметам совместного ведения (ст.
73); равное право субъектов на законодательную
деятельность (ст. 76); равное представительство
в Совете Федерации (ст.95); право законодательной
инициативы для каждого субъекта Федерации
(ст. 104) и др.
В завершении первого вопроса необходимо
отметить, что Федеративное устройство
России представляет собой закрепленное
нормами Конституции РФ и других законодательных
актов политическое устройство наций
и народностей на основе их самоопределения.
(Глава 3 Конституции РФ); Основными принципами
федеративного устройства Российской
Федерации являются:
1. Добровольность объединения наций и
народностей.
2. Суверенность и равноправие наций.
3. Федерализм в сочетании с унитаризмом
и автономией.
4.Национально-территориальный принцип
образования форм государственности в
сочетании с территориальным принципом
образования субъектов Федерации.
5. Государственная целостность Российской
Федерации.
6. Разграничение предметов ведения и полномочий
Федерации и ее субъектов.
7. Равноправие субъектов Федерации.
30. Понятие и принципы построения органов государственной власти
Одно из главнейших
предназначений Конституции РФ состоит
в организации системы органов
государственной власти, через которую
государство осуществляет свои функции.
Эта система включает в себя не
только органы государственной власти,
через которые осуществляются властные
полномочия и наличие которых
определено Конституцией, но и большое
число других органов и учреждений,
построенных по вертикали и горизонтали,
отражающих различную степень
Органы государственной власти - важнейшая часть этого механизма, выравнивающие, в первую очередь, организаторскую роль государства в обществе. Поэтому орган государственной власти имеет такие задачи и собственные полномочия, которые соответствуют функциям государства.
Орган государственной
власти создается только государством
и действует от имени государства.
Только государство устанавливает
порядок организации и
Каждый орган
государственной власти имеет свою
особую структуру и объем полномочий,
которые отличают его от других органов
государственной власти, но все они
вместе выступают как единое целое,
как единая государственная власть,
осуществляющая функции государства.
Таким образом, орган государственной
власти - это составная, относительно
обособленная и самостоятельная
часть государственного механизма,
которая участвует в
Орган государственной
власти для реализации задач и
функций государственной власти
Российской Федерации наделяется государством
определенными правовыми и
Конституционно-правовой
статус органа государственной власти
характеризуется рядом основных
черт, которые отличают его от множества
других органов, организаций, учреждений,
которые могут входить в