Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 21:00, курсовая работа
Конституция 1993 года — основной закон прежде всего государства. Это не означает, однако, что она не выходит за рамки регулирования собственно государственной организации и деятельности. Как и многие другие конституции новейшего времени, российская Конституция касается различных сторон жизни гражданского общества. “Любой конституции – независимо от социальной системы – свойственны следующие функции: учредительная, организаторская, внешнеполитическая, идеологическая, юридическая”.
Глава 1. Основы конституционного строя (ст. 1-16)
Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (ст. 17-64)
Глава 3. Федеративное устройство (ст. 65-79)
Глава 4. Президент Российской Федерации (ст. 80-93)
Глава 5. Федеральное Собрание (ст. 94-109)
Глава 6. Правительство Российской Федерации (ст. 110-117)
Глава 7. Судебная власть (ст. 118-129)
Глава 8. Местное самоуправление (ст. 130-133)
Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции (ст. 134-137)
Конституция определяет
способ и порядок образования
органов государственной
Президент РФ и Государственная
Дума, например, избираются непосредственно
гражданами на основе всеобщего, равного,
прямого избирательного права при
тайном голосовании, а судьи Конституционного
Суда, Верховного Суда РФ и Высшего
Арбитражного Суда РФ назначаются на
должность Советом Федерации
Федерального Собрания РФ, как и
Генеральный прокурор РФ. Председатель
Правительства РФ назначается по
представлению Президента Государственной
Думой; члены Правительства
Органы государственной власти могут быть созданы, преобразованы или ликвидированы не только законами, но и подзаконными актами, например, указами Президента РФ или главы исполнительной власти субъекта РФ. Это касается, прежде всего, структуры и полномочий органов исполнительной власти.
Для органа государственной
власти характерно то, что он создается
для осуществления задач
Признаком органа государственной
власти являются его властные полномочия.
Это означает, что его решения
носят общеобязательный характер, и
для их осуществления при
Государственный орган имеет определенные права, которые выступают для него и в качестве обязанностей, имеет четко установленную сферу применения этих прав, пределы их территориального использования. Установлено это для того, чтобы орган государственной власти не выходил за рамки своей компетенции и не присваивал себе полномочий других органов государственной власти.
Обычно объем
компетенции органа государственной
власти устанавливается при его
создании нормативными правовыми актами
- законами, указами, положениями и
т.д., которые впоследствии законным
порядком могут быть изменены или
дополнены. Орган государственной
власти обладает самостоятельной компетенцией,
чего, как правило, лишены его внутренние
подразделения и в силу чего они
не могут рассматриваться как
самостоятельные
Для органа государственной власти характерен особый, как правило, установленный Конституцией порядок его деятельности. Он более детально регламентирован в отношении Государственной Думы, Совета Федерации и судебных органов, причем последние действуют в рамках уголовного и гражданского судопроизводства, и менее четко - в отношении Президента, Правительства и других органов исполнительной власти, порядок деятельности которых устанавливается специальными конституционными законами.
Характерным признаком органа государственной власти является установленная в правовых формах его структура, внутренняя организация данного органа, обычно закрепляемая Конституциями, уставами, законами, другими нормативными правовыми актами. Внутренняя структура органа государственной власти зависит от модификаций, объема компетенции, правового статуса. Она может быть очень простоя (прокурор субъекта Федерации) или сложной (двухпалатная структура Федерального Собрания РФ).
Органы государственной власти могут состоять из выборных депутатов или назначенных в установленном законом порядке государственных служащих, осуществляющих от имени государства определенные властные полномочия. Орган государственной власти может быть представлен и в лице одного человека. Это, например, Президент РФ, президенты республик в составе Российской Федерации, Генеральный прокурор РФ, Уполномоченный по правам человека. Эти должностные лица действуют в силу конституционных норм или на основе закона и несут ответственность только перед теми, кто их избрал или назначил.
В зависимости от порядка принятия властных решений органы государственной власти могут основываться на принципах единоначалия (Президент, министерство) или на принципах коллегиальности (Правительство РФ).
Наряду с органами
государственной власти, Конституция
закрепляет создание и функционирование
органов местного самоуправления, которые
в соответствии с Конституцией не
входят в систему органов
Местное самоуправление
- это не государственная власть,
но оно не может функционировать
без соответствующих органов, наделенных
своей компетенцией, объемом ответственности,
правом прибегать к принуждению
для обеспечения реализации своих
властных полномочий и т.д. Особенностью
органов местного самоуправления является
то, что они формируются населением
определенной территориальной единицы,
прямо не подчинены органам
Система органов государственной власти Российской Федерации строится на определенных принципах, которые в совокупности позволяют государственному механизму осуществлять свои функции. Прежде всего, органы государственной власти действуют на принципе суверенитета государственной власти, т.е. ее полной независимости внутри страны и на международной арене. Суверенитет государственной власти основывается на принципе суверенитета народа и осуществляется в форме прямой (непосредственной) и представительной демократии.
Другим важнейшим
принципом системы органов
Важнейшим принципом
системы государственных
Важнейший принцип
системы органов
С принципом выборности
ряда органов государственной власти
тесно связан и принцип участия
граждан в формировании и деятельности
органов государственной
Принципом деятельности
системы государственных
Еще один принцип
системы органов
И наконец, важно выделить принцип разделения властей, на котором строится система органов государственной власти в Российской Федерации и ее субъектах. В соответствии с этим принципом органы государственной власти РФ делятся на органы законодательной, исполнительной и судебной власти, которые соответственно осуществляют основные функции государственной власти (правотворческую, исполнительно-распорядительную и правоохранительную). Эти органы образуют основу конституционной системы органов российского государства. При этом предполагается, что три ветви власти должны взаимно дополнять друг друга, взаимно контролировать и сдерживать друг друга по классической схеме системы "сдержек и противовесов", отработанной мировым конституционным опытом. Принцип разделения властей предполагает и влияние на каждую из них со стороны прокуратуры, которая должна принимать меры к устранению нарушения законов, от какого бы органа государственной власти, его структурного подразделения или должностного лица они ни исходили. Важнейшая роль в деле защиты конституционных прав и свобод российских граждан от возможного произвола со стороны органов государственной власти должна принадлежать Уполномоченному по правам человека РФ.
Единая система
государственных органов должна
быть четко и повсеместно
Прежде всего, эту сложную работу по координации деятельности органов государственной власти осуществляет Президент РФ как глава государства, например:
Президент оказывает
воздействие на законодательные
органы власти путем осуществления
права законодательной
Президент оказывает воздействие на судебную власть (путем предоставления Совету Федерации кандидатур для назначения на должности судей Конституционного суда, Верховного суда и Высшего Арбитражного суда, назначение судей других федеральных судов);
Президент фактически направляет деятельность исполнительных органов власти в лице федерального Правительства, с которым Президент очень тесно связан и фактически направляет его деятельность, формально не являясь главой исполнительной власти.
Конституция Российской
Федерации, провозглашая принцип разделения
властей на законодательную, исполнительную
и судебную, выводит Президента РФ
за рамки этих отраслей власти, не относя
его ни к одной из вышеперечисленных
отраслей, хотя по тексту Конституции
он провозглашается в качестве самостоятельного
субъекта осуществления государственной
власти. Это дало основание некоторым
российским конституционалистам