Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 15:26, курсовая работа
Актуальность. Создание семьи, брачные отношения, рождение детей... развод двух некогда счастливых людей – на сегодняшний день это одни из наиболее важных и актуальных проблем современного общества. В этой работе мы попробуем разобраться, что же движет людьми, создающими семью, а затем своими же руками разрушающими её. Каковы причины разводов; а так же, каковы проблемы неполных семей, которых в последние десятилетия становится всё больше и больше. Давайте начнём сначала: с чего начинается семья.
ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................... .2
1. СЕМЬЯ – ОСНОВА ПОЛНОЦЕННОГО ОБЩЕСТВА..........................................4
1.1.Немного истории........................................................................................................4
1.2. Понятие социального института и его виды.........................................................6
1.3.Семья, как важнейший социальный институт........................................................8
1.4.Функции семьи и её типы.........................................................................................9
1.5.Распределение ролей в семье....................................................................................13
2. БРАК – ОСНОВА СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ....................................................15
2.1.Понятие брака.............................................................................................................15
2.2.Формы брака...............................................................................................................17
2.3.Гражданский брак......................................................................................................19
2.4.Исторические воззрения на брак..............................................................................21
3. КРИЗИС СЕМЬИ.........................................................................................................24
3.1.Проблематика кризиса семьи сегодня.....................................................................24
3.2.Основные источники формирования неполной семьи.........................................29
3.3.Статистические исследования браков и разводов в РФ........................................31
3.4.Исследование социально- экономических проблем неполных семей.................35
3.5.Пути решения социально- экономических проблем.............................................37
4. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА НЕПОЛНЫХ,
МНОГОДЕТНЫХ И МАЛООБЕСПЕЧЕННЫХ СЕМЕЙ........................................40
4.1.Система социальной помощи..................................................................................40
4.2.Льготы........................................................................................................................42
4.3.Материнский капитал..............................................................................................45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................................................46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.3. Семья, как важнейший социальный институт
Итак, Семья - это древнейший социальный институт, прошедший длительный путь развития, модификации вместе с человеческой культурой. Семья считается одним из фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой, основанной на браке и кровном родстве. Семья по праву является самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. Члены семьи связаны между собой не только супружескими и родственными связями, но и общностью быта, ведением домашнего хозяйства, взаимной ответственностью, то есть имущественными и неимущественными отношениями.
Проблемы семьи изучаются особой областью социологии. Проблематика исследований обширна и разнообразна. Процессы распада и формирования семьи, характер выполнения ее основных функций, особенности взаимоотношений супругов и причины семейных конфликтов, социальные и экономические факторы, определяющие ее образ жизни, – вот далеко не полный перечень лишь основных вопросов, к которым обращаются социологи. Социология семьи - одна из наиболее развитых областей социологического знания. Только в нашей стране библиография работ по социологии семьи насчитывает более 3 тысяч названий. Ведущие исследователи этой отрасли социологии – Э.К. Васильев, А.Г. Вишневский, С.И. Голод, И.С. Кон, М.С. Мацковский, Б.С. Павлов, Н. Г. Юркевич, А.Г. Харчев, В. Г. Харчева и многие другие. Зарубежная социология так же имеет давние традиции изучения семьи.
Семья, как своеобразная общность людей, как социальный институт влияет на все стороны общественной жизни, с ней прямо или косвенно связаны все социальные процессы. В то же время семья имеет относительную автономность от общественно - экономических отношений, выступая одним из самых традиционных и устойчивых социальных институтов.
1.4. Функции семьи и её типы
Деятельность семьи направлена на реализацию ряда функций. Соответственно им социология выделяет следующие социальные отношения, свойственные семье, как социальной группе:
Материальные отношения и функции:
Социальные отношения и функции:
Эмоциональные отношения и функции :
Компенсаторные функции:
Иными словами – семья даёт человеку то, что общество и другие его институты не могут дать, в таком необходимом каждому человеку наборе чувств и эмоций.
Каждая семья уникальна, но при этом содержит признаки, по которым может быть отнесена к какому - либо типу. Наиболее архаичным типом является патриархальная (традиционная) семья. По мнению учёных патриархальная семья существует 40 – 60 тысяч лет. Кормильцем в такой семье является муж, собственно он – глава семьи. Это большая по численности семья, где в одном «гнезде» проживают разные поколения родственников и свойственников. В семье много детей, которые зависят от родителей, почитают старших, строго соблюдают национальные и религиозные обычаи.
Экспсплуататорской в социологии называют разновидность патриархальной семьи, появившуюся в индустриальном обществе на том этапе его развития и только у тех социальных групп, где заработка главы семьи не хватало для её существования или он вовсе отсутствовал (мужчина на службе в армии, на фронте и т.д.). Женщины в этих условиях привлечены к участию в общественном производстве, но традиционно ведут всё домашнее хозяйство без помощников. Такой тип экономических отношений характерен для малообеспеченных семей. Однако муж, либо в силу традиции, либо из-за завышенной самооценки мужчины, по-прежнему признаётся главой семьи и уклоняется от участия в домашней трудовой деятельности.
Эмансипация женщин и все ей сопутствующие социально- экономические перемены подорвали основы авторитарности, которые царили в патриархальной семье. Семьи с чертами патриархальности сохранились в своём большинстве в сельской местности и малых городах.
В городских семьях большего размаха достиг процесс нуклеаризации и сегментации семьи, характерный для большинства народов индустриальных стран. Нуклеарные семьи (преобладающий тип семьи) состоят преимущественно из двух поколений (двухпоколенные) - из супругов и детей - до вступления в брак последних. Наконец, в нашей стране распространены семьи, состоящие из трех поколений (трехпоколенные), включающие родителей (или одного из них) с детьми и бабушек и дедушек (или одного из них) последних. Такие семьи часто носят вынужденный характер: молодая семья хочет отделиться от родительской, но не может это сделать из-за отсутствия собственного жилья.
В нуклеарных семьях (родители и несемейные дети), т.е. молодых семьях, обычно наблюдается тесное содружество супругов в быту. Оно выражается в уважительном отношении друг к другу, во взаимопомощи, в открытом проявлении заботы друг о друге в отличие от патриархальных семей, в которых по обычаю принято вуалировать подобные отношения. Но распространение нуклеарных семей чревато ослаблением эмоциональных связей между молодыми супругами и их родителями, в результате снижается возможность оказания взаимопомощи, затруднена передача опыта, в том числе и опыта воспитания, от старшего поколения к младшему.
По характеру социальных отношений, существующих в семье и прежде всего между супругами, выделяют современную партнёрскую семью и современную эгалитарную семью. Партнёрская семья основана на взаимопомощи, взаимопонимании и распределении обязанностей с учётом способностей и возможностей каждого члена семьи. В эгалитарной семье супруги придерживаются принципа: права и обязанности должны быть равными фактически, а не только декларированы юридически. Способности и возможности не особенно учитываются при распределении обязанностей внутри семьи: действует принцип формального равенства.
Гостевой называют семью, где один из супругов, родителей живёт отдельно от другого супруга и их общих (или не общих) детей.
Так же, в зависимости от того, по чьей линии ведётся родство, в силу религиозных, национальных традиций, поддержанных государством - семьи делят на матрилинейные ( когда родство, а иногда и статус передаётся по материнской линии), и патрилинейные (где родство передаётся по отцовской линии).
В последние десятилетия растет число малых семей, состоящих из двух человек: неполных, материнских, «пустых гнезд» (супруги, дети которых «вылетели из гнезда»). Печальная примета нынешнего времени - рост неполных семей, возникших в результате развода или смерти одного из супругов. В неполной семье один из супругов (чаще мать) воспитывает ребенка (детей). Такая же структура материнской (внебрачной) семьи, которая отличается от неполной тем, что мать не состояла в браке с отцом своего ребенка. О количественной представительности такой семьи свидетельствует отечественная статистика «внебрачной» рождаемости: каждый шестой ребенок появляется у незамужней мамы. Часто ей всего 15-16 лет, когда она не в состоянии ни содержать ребенка, ни воспитывать его. В последние годы материнские семьи стали создавать зрелые женщины (возраст около 40 лет и выше), сознательно сделавшие выбор «родить для себя». Ежегодно более полумиллиона детей в возрасте до 18 лет остаются без одного родителя в результате развода. На сегодня в России каждый третий ребенок воспитывается в неполной или материнской семье. К этим вопросам мы вернёмся чуть позже.
Конечно же, типологизация семей в социологии, в большей степени, носит описательный характер, но, тем не менее социология тесно связана со статистикой. Факты – упрямая вещь. Только вдумайтесь: «На сегодня в России каждый третий ребёнок воспитывается в неполной или материнской семье», и это в наше, мирное время!
1.5. Распределение ролей в семье
Для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль – один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяемости в первую очередь на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший) и т.д.
Исполнение семейной роли зависит от выполнения ряда условий, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа. Индивид должен четко представлять себе, что значит быть мужем или женой, старшим в семье или младшим; какого поведения, ждут от него, какие правила и нормы диктует ему то или иное положение. Человек со слабыми волевыми качествами, хотя и старший по возрасту в семье или даже по ролевому статусу, (например муж), далеко не подойдет к роли главы семьи в современных условиях. Ролевые отношения в семье, образующиеся при выполнении определенных функций, могут характеризоваться ролевым согласием или ролевым конфликтом. Социологи отмечают, что ролевой конфликт чаще всего проявляется как:
Конфликт может углубиться, если
жена занимает более высокий статус
в социальной или профессиональной
сфере и переносит ролевые
функции своего статуса во внутрисемейные
отношения. В подобных случаях очень
важна способность супругов к
гибкому переключению ролей. Особое
место среди предпосылок
2. Брак – основа семейных отношений
«Только брак может даровать человеку полноту познания другого человека - это чудо ощущать, осязать, видеть другую личность так же неповторимо и единственно, как и познание Бога. По этой причине можно сказать, что до брака человек как бы скользит над жизнью, наблюдая ее со стороны, и только в браке погружается в самую жизнь, входя в нее через другую личность. Это наслаждение истинным познанием и истинной жизнью рождает то чувство завершенной полноты и удовлетворенности, которое делает нас богаче и мудрее». (Александр Ельчанинов).
В житейских представлениях, да и в специальной литературе понятие «семья» часто отождествляется с понятием «брак». На самом деле эти понятия, по сути, имеющие общее, не являются синонимами. Следует иметь в виду, что брак и семья возникли в разные исторические периоды; семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей.
Брак - это исторически сложившиеся разнообразные механизмы социального регулирования (табу, обычай, религия, право, мораль) сексуальных отношений мужчины и женщины, направленного на поддержание непрерывности жизни (С.И.Голод, А.А.Клецин ). В России браком признаётся добровольный союз между мужчиной и женщиной, зарегистрированный в органах Записи актов гражданского состояния (ЗАГСе), федеральным органом исполнительной власти. Цель брака заключается в создании семьи и рождении детей, поэтому брак устанавливает супружеские и родительские права и обязанности. Иными словами, брак - это контракт, который заключается тремя сторонами - мужчиной, женщиной и государством.
В отличие от всех других формальных контрактов, существующих в обществе, в нем оговорена только одна дата - дата заключения брачного соглашения, но не проставлена дата окончания действия контракта. Тем самым подразумевается, что брачные узы скрепляют людей до конца их жизни. Во многих обществах государство берет на себя только оформление брака, а его освящение совершает церковь. Супруги дают клятву верности друг другу и берут на себя обязанность социальной, экономической и физической взаимной опеки. Освящение брака перед церковным алтарем считается самой сильной формой укрепления брака.
Институт брака, самим фактом своего существования свидетельствует, что общество преднамеренно разделило все виды половых отношений на одобряемые и неодобряемые, а государство - на разрешенные и неразрешенные. Но так было не всегда. В древности брачные отношения выглядели совсем иначе, а на заре человеческой истории их не было вовсе. В любом обществе - древнем или современном - семья формируется, как правило, через брак. Дети, рожденные в брачном союзе, считаются законнорожденными, а дети, рожденные вне брака – незаконнорожденными.
Информация о работе Государственная поддержка неполных многодетных и малообеспеченных семей