Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2014 в 18:20, курсовая работа
Основная цель курсовой работы это изучение сущности и государственной социальной помощи.
Для достижения поставленной цели следует решить ряд задач:
- проанализировать понятие государственной социальной и его цели;
- определить виды и размер государственной социальной помощи;
- раскрыть субъектный состав государственной социальной помощи;
- рассмотреть порядок предоставления и прекращения оказания государственной помощи.
Введение……………………………………………………………………………...4
1 Понятие и цели государственной социальной помощи…..……………………..6
1.1 Общая характеристика законодательства о государственной социальной помощи………………………………………………………………………..….......6
1.2 Понятие и цели государственной социальной помощи ……………………..10
1.3 Виды и размеры государственной социальной помощи……………………..13
2 Порядок и условия предоставления государственной социальной помощи…19
2.1 Субъекты государственной социальной помощи…………………………….19
2.2 Порядок предоставления государственной социальной помощи…………...24
2.3 Основания для прекращения оказания государственной социальной помощи……………………………………………………………………………...26
Заключение………………………………………………………………………….29
Список использованных источников………………………………………….......31
Аннотация
Структурно настоящая работа состоит из введения, двух глав, объединяющие шесть параграфов, а так же заключения и списка использованных источников.
Данная работа является творческим исследованием темы «Государственная социальная помощь гражданам». Эта тема на сегодняшний день является недостаточно изученной. Специальных научных трудов, монографий по данной теме пока немного. Это можно объяснить тем, что законодательство о государственной социальной помощи находятся еще в стадии организационного становления.
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Понятие и цели государственной социальной помощи…..……………………..6
1.1 Общая характеристика законодательства
о государственной социальной помощи………………………………………………………………
1.2 Понятие и цели государственной социальной помощи ……………………..10
1.3 Виды и размеры государственной социальной помощи……………………..13
2 Порядок и условия предоставления государственной социальной помощи…19
2.1 Субъекты государственной социальной помощи…………………………….19
2.2 Порядок предоставления государственной социальной помощи…………...24
2.3 Основания для прекращения
оказания государственной
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………....
Введение
Актуальность курсовой работы состоит в том, что в нынешних экономических условиях население подвергается каждодневным социальным рискам материальной необеспеченности вследствие утраты заработка, либо при изменении своего материального или социального положения. Острота проблемы бедности привела к тому, что в последние годы экономисты, демографы, социологи и юристы уделяют большое внимание исследованию бедности. Но, несмотря на большое количество работ, в нашей стране еще не сложилось общепринятого понятия бедности. Относительность социально-экономических параметров бедности прямо влияет и на правовое регулирование. Вероятно, этим объясняется тот факт, что в федеральных законах бедность не указана в качестве вида социального риска. В отечественном законодательстве используется понятие «малоимущая семья или малоимущий одиноко проживающий гражданин» (ст. 1 Федерального Закона от 17.07.1999 г. «О государственной социальной помощи»).
Основным средством социальной защиты населения от бедности служит государственная социальная помощь. В настоящее время происходит ее становление в качестве обособленного, внутренне организованного образования в рамках государственной системы социального обеспечения. В этой связи особую актуальность и значимость приобретает исследование особенностей правового регулирования отношений по оказанию государственной социальной помощи.
Объектом работы являются отношения по поводу оказания государственной социальной.
Предметом работы – круг лиц имеющих право на государственную социальную помощь.
Основная цель курсовой работы это изучение сущности и государственной социальной помощи.
Для достижения поставленной цели следует решить ряд задач:
- проанализировать понятие государственной социальной и его цели;
- определить виды и размер государственной социальной помощи;
- раскрыть субъектный
состав государственной
- рассмотреть порядок
предоставления и прекращения
оказания государственной
При написании курсовой работы использовались труды таких ученых как Долотина, М.Л. Захарова, В.Ш. Шайхатдинова, Е.Е. Мачульской, К.Н. Гусова, Э.Г. Тучковой и других ученых-юристов.
Объем курсовой работы составляет 32 страницы.
1 Понятие и цели государственной социальной помощи
1.1 Общая характеристика законодательства о государственной социальной помощи
Одним из важнейших законодательных
актов на международном уровне в данной
области является Европейская социальная
Хартия, ратифицированная Россией 14 сентября
2000 года. Граждане европейских государств,
присоединившиеся к Европейской социальной
хартии, выступают сегодня как субъекты
различных социальных прав, многие из
которых выгодно отличаются от схожих
норм Всеобщей декларации прав человека
и международного пакта об экономических,
социальных и культурных правах. Так, ст. 13 ( п.1) Хартии закрепляет,
что в целях обеспечения эффективного
осуществления права на социальную и медицинскую
помощь стороны обязуются
«обеспечить, чтобы любому лицу,
которое не имеет достаточных средств
к существованию и которое не в состоянии
получить их за счет собственных усилий
либо из других источников, в частности
за счет пособий в рамках системы социального
обеспечения, предоставлялись соответствующая
помощь, а в случае болезни - необходимый
в его состоянии уход»1).
Статья 4 Дополнительного протокола
к Европейской социальной хартии, зафиксировала
право лиц преклонного возраста на социальную
защиту2), понимая под ним: право на предоставление
государством достаточных средств, позволяющих
им вести достойное существование и участвовать
в жизни общества. Потенциал Хартии сегодня
далеко не исчерпан.
Среди законодательства нашей страны о государственной социальной помощи особое место занимает Конституция Российской Федерации. В соответствии со ст. 7 РФ является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека1). Хотя Конституция непосредственно не регулирует правоотношения в сфере государственной социальной помощи, она устанавливает основные принципы, на которых основывается как данный вид социальной помощи, так и социальное обеспечение в целом. Так ст. 39 каждому гарантирует социальное обеспечение в случаях установленных законом. Таким образом, государство предусматривает всем гражданам нашей страны, в случаях определяемых законодательством, государственную поддержку их жизнеобеспечения. На основе принципов, закреплённых в Конституции РФ и международных договорах, в России принят ряд других законодательных актов, которые регулируют государственную социальную помощь.
Среди нормативных актов, особое место занимает Федеральный закон РФ «О государственной социальной помощи». Данный закон устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам.
Закон «О государственной социальной помощи» закрепляет понятие государственной социальной помощи, её источники, виды и размер, а также порядок назначения, категорию получателей и другие важные вопросы.
Этот важнейший федеральный закон выделяет полномочия Российской Федерации и субъектов РФ в области оказания социальной помощи.
Следующим законодательным актом, который регулирует оказание государственной социальной помощи, является Федеральный закон «О прожиточном минимуме в РФ». Данный закон устанавливает правовую основу для определения прожиточного минимума в Российской Федерации и его учёта при установлении гражданам государственных гарантий получения минимальных денежных доходов и при осуществлении других мер социальной защиты граждан нашей страны.
Федеральный закон «О прожиточном минимуме в РФ» регулирует следующие вопросы: назначение прожиточного минимума, определение потребительской корзины, порядок её установления, величина прожиточного минимума, периодичность её исчисления и порядок установления, а также учёт величины прожиточного минимума при оказании государственной социальной помощи гражданам в субъектах Российской Федерации.
Необходимо также выделить ещё один немаловажный документ Федеральный закон «О порядке учета и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи». Данный закон определяет, какие виды доходов должны учитываться при определении среднедушевого дохода, а также как должен рассчитываться среднедушевой доход, для предоставления указанным в законодательстве категориям граждан государственной социальной помощи. Также, этот закон определяет, за какой период должны учитываться доходы, какие именно должны быть эти доходы и как рассчитывать среднедушевой доход малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего человека за необходимый расчётный период.
Издание этого закона своеобразно дополняет Федеральный закон РФ «О государственной социальной помощи», так как в вышеназванном законе не определялся порядок исчисления среднедушевого дохода. Данный закон вносит необходимую ясность, как для органов социальной защиты населения, так и для граждан, обращающихся в эти органы за необходимой помощью.
Среди нормативных актов необходимо обратить внимание на Федеральный закон «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации». Данный Федеральный закон устанавливает потребительскую корзину для основных социально-демографических групп населения в целом по России, а также определяет, что потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети) в целом по РФ определяется не реже одного раза в пять лет и устанавливается в определённых составе и объёмах (в натуральных показателях).
Предоставление государственной социальной помощи также регулируется законодательством субъектов Российской Федерации.
Примером регионального нормотворчества в данной сфере может являться Постановление Правительства Оренбургской области «Об утверждении государственной программы «Социальная поддержка граждан Оренбургской области» на 2014-2020 годы. В постановлении указаны цели, задачи государственной программы, целевые показатели (индикаторы) достижения цели программы, объемы и источники финансирования, а так же ожидаемые результаты. Согласно постановлению в государственную программу входит следующий перечень программ:
- «Развитие мер социальной поддержки отдельных категорий граждан»;
- «Модернизация и развитие социального обслуживания населения»;
- «Совершенствование социальной защиты семьи и детей»1).
Реализация мероприятий указанных в постановлении будет способствовать:
- улучшению качества жизни, росту благосостояния граждан - получателей мер социальной поддержки;
- улучшению качества социального обслуживания, удовлетворению нуждаемости населения в различных социальных услугах;
- укреплению института семьи, росту рождаемости и преодолению негативных демографических тенденций.
Исходя из всего этого, можно сказать, что на сегодняшний день система законодательства о государственной социальной помощи достаточно обширна, что обусловлено характером правового регулирования в этой области.
1.2 Понятие и
цели государственной
Согласно ст. 1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь – это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в законе социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров1).
Оказание данного вида помощи в основном регулируются главой 3 Закона «О государственной социальной помощи», а так же соответствующим региональным законодательством.
Статья 3 Закона «О государственной социальной помощи» выделяет основные цели оказания данного вида помощи:
- поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Федерации;
- снижение уровня социального неравенства и сближение социального уровня различных слоев населения;
- создание необходимых условий для обеспечения общей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг;
- повышение доходов населения;
- адресного использования бюджетных средств;
- усиление адресности социальной поддержки нуждающихся граждан.
В курсовой работе мы бы хотели более подробно раскрыть две цели государственной социальной помощи: поддержание уровня жизни субъектов государственной социальной помощи и усиление адресности социальной поддержки нуждающихся граждан.
Одной из основных целей оказания государственной социальной помощи является поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также одиноко проживающих граждан.
Уровень жизни характеризует меру и степень удовлетворения материальных и духовных потребностей преимущественно в их количественном измерении (денежных и натуральных единицах). Он включает такие показатели, как: уровень национального дохода, размер оплаты труда, реальные доходы, объём потребляемых благ и услуг, уровень потребления продовольственных и непродовольственных товаров, продолжительность рабочего и свободного времени, жилищные условия, уровень образования, здравоохранения, культуры и т.д1).
Такое широкое толкование уровня жизни характеризует экономическое положение населения. В более узком смысле он означает уровень удовлетворения потребностей и соответствующий ему уровень доходов. Поэтому чаще всего в качестве обобщающего показателя уровня жизни населения, удовлетворения его материальных и духовных потребностей рассматривают реальные доходы населения.
Важный показатель уровня жизни – минимальный прожиточный минимум. Минимальный прожиточный минимум является своеобразной точкой отсчёта бедности.
Бедные, или малоимущие, – это люди, чей месячный доход на одного члена семьи меньше минимального прожиточного минимума. Среди малоимущих, прежде всего, оказываются частично или полностью нетрудоспособные, многие, из которых не имеют близких родственников, пенсионеры, инвалиды, многодетные семьи, неблагополучные семьи, одинокие пожилые люди.
Информация о работе Государственная социальная помощь гражданам