Государственная социальная помощь гражданам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2014 в 18:20, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель курсовой работы это изучение сущности и государственной социальной помощи.
Для достижения поставленной цели следует решить ряд задач:
- проанализировать понятие государственной социальной и его цели;
- определить виды и размер государственной социальной помощи;
- раскрыть субъектный состав государственной социальной помощи;
- рассмотреть порядок предоставления и прекращения оказания государственной помощи.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...4
1 Понятие и цели государственной социальной помощи…..……………………..6
1.1 Общая характеристика законодательства о государственной социальной помощи………………………………………………………………………..….......6
1.2 Понятие и цели государственной социальной помощи ……………………..10
1.3 Виды и размеры государственной социальной помощи……………………..13
2 Порядок и условия предоставления государственной социальной помощи…19
2.1 Субъекты государственной социальной помощи…………………………….19
2.2 Порядок предоставления государственной социальной помощи…………...24
2.3 Основания для прекращения оказания государственной социальной помощи……………………………………………………………………………...26
Заключение………………………………………………………………………….29
Список использованных источников………………………………………….......31

Вложенные файлы: 1 файл

Салямова Ф.А..docx

— 76.33 Кб (Скачать файл)

Одной из характерных черт государственной социальной помощи является то, что она носит адресный характер, т.е. в соответствии с данным определением конкретно определён круг получателей государственной социальной помощи. Ими могут быть только малоимущие семьи или малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте России.

Адресность предполагает правильное определение материально нуждающихся граждан, что может достигаться различными способами1). Во-первых, оценкой материального положения отдельных лиц или семей. Во-вторых, установлением адресности, основанной на определенных показателях, статистически связанных с нуждаемостью. В-третьих, созданием механизма самоадресования, т.е. нуждающееся лицо само обращается в органы социальной защиты населения.

Система адресной социальной помощи в Оренбургской области осуществляется на основании закона «Об оказании адресной социальной помощи на условиях заключения социального контракта о взаимных обязательствах»2). Закон распространяется на семьи, проживающие в сельских населенных пунктах, в том числе входящих в состав городских округов, и имеющие на содержании и воспитании трех и более детей в возрасте до 18 лет (включая усыновленных, пасынков и падчериц, находящихся под опекой и попечительством, в приемных семьях), со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величины прожиточного минимума на душу населения в Оренбургской области, установленного в соответствии с Законом Оренбургской области «О прожиточном минимуме в Оренбургской области». Целью оказания адресной поддержки на основе заключения социального контракта является обеспечение более высокого уровня жизни малоимущих многодетных семей за счет постоянных самостоятельных источников дохода. Адресная социальная помощь малоимущим многодетным семьям оказывается не чаще одного раза в год и может быть предоставлена в виде материальной помощи на развитие подсобного хозяйства, а также в натуральной форме (товары, необходимые для выхода семьи из трудной жизненной ситуации). 

Несмотря на многочисленные попытки внедрения принципа адресности социальной помощи на региональном и муниципальном уровне, степень адресности социальных выплат в целом по Российской Федерации практически не повысилась.

Таким образом, из всего вышеизложенного можно сказать, что  правильное определение понятия и целей государственной социальной помощи имеет огромное практическое значение, так как для реализации закона необходимо определить точный круг получателей данной помощи, а также её размер, периоды оказания и порядок назначения (или отказа в ее назначении).

 

 

1.3 Виды и размеры  государственной социальной помощи 

 

Федеральный закон «О государственной социальной помощи» предусматривает наиболее общие виды оказания данной помощи, прежде всего данный закон предусматривает большее количество денежных выплат, которые могут расходоваться ее получателями, как по своему усмотрению, так и в соответствии с теми целями, на которые она предоставлена.

В соответствии со ст. 12 закона различают следующие виды оказания государственной социальной помощи:

1.  денежные выплаты;

2.  натуральная помощь1).

Денежные выплаты могут оказываться в виде социальных пособий, субсидий, компенсаций и других выплат.

Под социальным пособием понимается – безвозмездное предоставление гражданам определённой денежной суммы за счёт средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В Федеральном законе «О государственной социальной помощи» не указывается определённый размер выплаты пособий, однако он устанавливает предельный размер данной помощи.

Под субсидией понимается имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг. Одним из отличительных признаков субсидий является их целевое назначение. Субсидии предоставляются гражданам с определённой целью, в свою очередь граждане, которым предоставлены субсидии, не могут расходовать эти денежные средства по своему усмотрению, как например пособия, а должны расходовать денежные средства только для тех целей, для осуществления которых они были предназначены1).

Компенсация – возмещение гражданам произведённых ими расходов, установленных законодательством. Компенсация в отличие от пособий и субсидий предоставляется гражданам за уже произведённые ими расходы, то есть компенсация имеет обратный характер. Случаи предоставления компенсаций должны прямо устанавливаться законодательством.

Кроме денежных выплат государственная социальная помощь может оказываться и в натуральном виде (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи). Особой разновидностью натуральной помощи является предоставление набора социальных услуг. На сегодняшний день стоимость данного набора по России составляет 881,63 рубля. Согласно закону в набор социальных услуг входит:

• обеспечение по рецептам врача необходимыми лекарственными препаратами - 679,05 рублей;

• предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение - 105,05 рубля;

 • бесплатный проезд  на пригородном железнодорожном  транспорте, а также на междугородном  транспорте к месту лечения  и обратно - 97,53 рубля.

Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год.

Так, Гражданка К.М. Сидоркина, решением учреждения медико-социальной экспертизы от 16 марта 2010 года была признана ребенком-инвалидом с ежегодным переосвидетельствованием1). 7 июня 2010 года ее законный представитель гражданка С.В. Сидоркина обратилась в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением о предоставлении К.М. Сидоркиной путевки на санаторно-курортное лечение, однако в 2010 году она такой путевкой обеспечена не была. Индивидуальной программой реабилитации К.М. Сидоркиной от 28 февраля 2011 года было предусмотрено ежегодное санаторно-курортное лечение заболевания костно-мышечной системы.

Прокурор Центрального района города Кемерово в интересах несовершеннолетней К.М. Сидоркиной предъявил в Центральный районный суд города Кемерово иск к Кузбасскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредоставлении ей путевки на санаторно-курортное лечение в 2010 году, и о возложении обязанности обеспечить ее такой путевкой. Решением данного суда от 12 августа 2011 года исковые требования прокурора были удовлетворены. Определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 26 октября 2011 года решение отменено со ссылкой на то, что согласно части 2 статьи 6.3 Федерального закона «О государственной социальной помощи» право на предоставление путевки сохраняется лишь до конца текущего года и в пределах квоты, выделенной на этот год.

Центральный районный суд города Кемерово, куда дело поступило на новое рассмотрение, придя к выводу о том, что подлежащая применению при его разрешении часть 2 статьи 6.3 Федерального закона «О государственной социальной помощи» противоречит статьям 2, 7 (часть 2), 15 (часть 1), 17 (часть 1), 39 (часть 1) и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определением от 16 января 2012 года приостановил производство по делу и обратился в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке ее конституционности.

Как было установлено, организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации. Заявление о предоставлении путевки, к которому должны быть приложены все необходимые документы, подается гражданином в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или иные уполномоченные органы по месту жительства до 1 декабря текущего года.

Рассмотрев дело,  Конституционный суд выявил, что установление хронологических границ периода предоставления мер социальной поддержки выступает необходимым элементом названного механизма, а положения части 2 статьи 6.3 данного Федерального закона, определяющие такие границы, направлены на обеспечение его эффективного функционирования. Эти положения сами по себе не регулируют порядок предоставления путевок на санаторно-курортное лечение (как в рамках указанного периода, так и за его пределами), а потому не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права граждан в указанном заявителем аспекте.

Размер государственной социальной помощи малоимущим семьям  и  малоимущим одиноко   проживающим   гражданам,   среднедушевой   доход   которых     ниже прожиточного    минимума, установленного    в соответствующем    субъекте  Российской  Федерации, определяется  законодательством  субъекта  в  пределах разницы между суммой величины прожиточного минимума и общим  доходом  членов нуждающейся семьи или   одиноко проживающего гражданина.

В тоже время расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производится исходя из суммы доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина, перечень которых установлен законом. Согласно ст. 15  «среднедушевой доход семьи при решении вопроса о признании ее малоимущей и об оказании ей государственной социальной помощи рассчитывается путем деления одной трети суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи. Доход одиноко проживающего гражданина при решении вопроса о признании его малоимущим и об оказании ему государственной социальной помощи определяется как одна треть суммы его доходов за расчетный период»1).

Большое значение для установления размера  оказываемой  помощи  гражданам имеет также Федеральный закон «О прожиточном  минимуме в Российской Федерации». Так, величина прожиточного минимума пенсионера в

целом по Российской Федерации на 2014 год составляет 6354 рубля2), а в Оренбургской области 6071 рубль3).

В соответствии с действующем   законодательством,  минимальный прожиточный  минимум  состоит  из  потребительской  корзины,  а  также   из

обязательных платежей и сборов.

Потребительская   корзина   -   минимальный   набор   продуктов    питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых  для  сохранения  здоровья человека  и  обеспечения  его  жизнедеятельности. Закон «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» устанавливает   потребительскую   корзину    на    продукты    питания, непродовольственные    товары     и    услуги1).   

Что касается второй составной  части  прожиточного  минимума  то, в    соответствии    с  законодательством  Российской Федерации каждый гражданин обязан платить  законно  установленные  налоги  и сборы.  Однако  для  малообеспеченных  граждан   уплата налогов  и   сборов   очень    часто   является   непосильным    бременем. Поэтому  естественной  представляется необходимость включения в  минимальный прожиточный минимум  кроме потребительской корзины обязательных платежей  и сборов.

Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим  группам  населения  в  целом  по  Российской   Федерации устанавливается  Правительством   России,     в     субъектах   -   органами исполнительной    власти  соответствующего  субъекта. 

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что в настоящее время в Российской Федерации, высокими темпами осуществляется государственная социальная политика направленная, прежде всего на преодоление крайней степени социального неравенства в современном российском обществе и оказание помощи наиболее незащищённым группам населения, а именно малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам.

 

 

 

2 Порядок и  условия предоставления государственной  социальной помощи

 

 

2.1 Субъекты государственной  социальной помощи

 

Субъектами государственной социальной помощи, с одной стороны, выступает государственный орган РФ или орган государственной власти субъекта РФ в лице органов социальной защиты, в компетенцию которых  входит оказания государственной социальной помощи, а с другой, получатели государственной социальной помощи.

В соответствии со ст. 4 ФЗ «О  государственной  социальной  помощи»  к ведению Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи относятся:

- принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам установления основ правового регулирования в области оказания государственной социальной помощи;

- разработка и реализация федеральных программ оказания гражданам на территории Российской Федерации государственной социальной помощи путем предоставления субсидий на оплату оказываемых гражданам социальных услуг;

- установление видов государственной социальной помощи, оказание которых обязательно на территории Российской Федерации, в том числе установление федеральной социальной доплаты к пенсии в соответствии с вышеупомянутым законом1).

Кроме того закон в статье 4.1 выделяет полномочия Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

В ст. 5 указанного ФЗ закреплены полномочия органов государственной власти субъектов в области оказания государственной социальной помощи. Они принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.

ФЗ «О  государственной  социальной  помощи»  впервые предусмотрено, что получателями данной помощи могут быть   малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по  независящим  от  них причинам имеют  среднедушевой  доход  соответствующем  субъекте  Российской Федерации ниже величины прожиточного минимума.

Информация о работе Государственная социальная помощь гражданам