Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2014 в 18:20, курсовая работа
Основная цель курсовой работы это изучение сущности и государственной социальной помощи.
Для достижения поставленной цели следует решить ряд задач:
- проанализировать понятие государственной социальной и его цели;
- определить виды и размер государственной социальной помощи;
- раскрыть субъектный состав государственной социальной помощи;
- рассмотреть порядок предоставления и прекращения оказания государственной помощи.
Введение……………………………………………………………………………...4
1 Понятие и цели государственной социальной помощи…..……………………..6
1.1 Общая характеристика законодательства о государственной социальной помощи………………………………………………………………………..….......6
1.2 Понятие и цели государственной социальной помощи ……………………..10
1.3 Виды и размеры государственной социальной помощи……………………..13
2 Порядок и условия предоставления государственной социальной помощи…19
2.1 Субъекты государственной социальной помощи…………………………….19
2.2 Порядок предоставления государственной социальной помощи…………...24
2.3 Основания для прекращения оказания государственной социальной помощи……………………………………………………………………………...26
Заключение………………………………………………………………………….29
Список использованных источников………………………………………….......31
Таким образом, данный закон устанавливает, кто именно может быть
получателем социальной помощи. Закон не ограничивает круг лиц, которые
могут получать данную помощь в зависимости от других критериев, например, трудоспособности, старости и др. Одним из критериев, определяющим получателей помощи, является получение среднедушевого дохода, менее прожиточного минимума. Порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина устанавливается субъектом Российской Федерации с учетом величин прожиточных минимумов, установленных для соответствующих социально-демографических групп населения.
Так же можно выделить второй критерий, по которому можно определить получателей государственной помощи, а именно «независящие от получателя причины». По нашему мнению данная формулировка является слишком размытой, так как в законе и других нормативных источниках точно не указанно, какие причины могут быть «независящими». Это может привести к тому, что при оказании государственной социальной помощи, данные причины могут быть истолкованы слишком широко, что приведёт к существенному ограничению получателей государственной социальной помощи, и нарушит их права на её получение, или слишком узкому толкованию, при котором любая причина может быть «независящей», что приведёт к тому, что данная помощь выплачиваться каждому, чей доход будет ниже минимально установленного минимума, вне зависимости от того, может ли человек сам себя обеспечить или нет.
Федеральный закон различает две категории получателей государственной помощи - малоимущие семьи и малоимущие одинокие граждане. Проанализировав закон, можно дать следующие определения данных понятий.
Малоимущей семьей считается семья, чей среднедушевой доход, разделенный на каждого члена семьи, оказывается ниже величины прожиточного минимума.
Малоимущий одиноко проживающий гражданин - одиноко проживающий гражданин, среднедушевой доход которого ниже величины прожиточного минимума.
Среднедушевой доход рассчитывается исходя из суммы всех доходов семьи. Это позволяет сузить количество получателей помощи. Так, если в семье, состоящей из двух человек жена получает доход, ниже установленного прожиточного минимума, это не даёт ей оснований для получения социальной помощи. Только в том случае, если среднедушевой доход на семью является ниже установленного прожиточного минимума она и её семья приобретают это право.
Закон «О государственной социальной помощи» в ст. 6.1 выделяет другую группу получателей, которым предоставляется социальная помощь в виде набора социальных услуг (перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан). К ним относятся:
1) инвалиды войны;
2) участники Великой
3) ветераны боевых действий из числа лиц;
4) военнослужащие, проходившие
военную службу в воинских
частях, учреждениях, военно-учебных
заведениях, не входивших в состав
действующей армии, в период с
22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года
не менее шести месяцев, военнослужащие,
награжденные орденами или
5) лица, награжденные знаком
«Жителю блокадного Ленинграда»
6) лица, работавшие в период
Великой Отечественной войны
на объектах противовоздушной
обороны, местной противовоздушной
обороны, на строительстве
7) члены семей погибших
(умерших) инвалидов войны, участников
Великой Отечественной войны
и ветеранов боевых действий,
члены семей погибших в
8) инвалиды;
9) дети-инвалиды1).
Так же в данную группу входят лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненные к ним категории граждан1).
По предоставлению социальной помощи в виде набора социальных услуг существует различная судебная практика.
Так, в Шигонский районный суд Самарской области обратился прокурор Шигонского района Самарской области в интересах Ж.В.И. к Министерству здравоохранения и социального развития Самарской области, ГБУ Самарской области «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов муниципального района Шигонский» об обеспечении путевкой на санаторно-курортное лечение, указав, что Ж.В.И. является инвалидом 2 группы и 17.01.2011 г. он обратился в ЦСО с заявлением о предоставлении путевки, однако путевкой не обеспечен2). Судом было установлено, что истец стоит в очереди на получение путевки с даты постановки на учет, т.е. с 17.01.2011 г. (с момента подачи заявления), нарушений очередности выдачи путевки по его профилю заболевания, ответчиками не допускалось. Решением суда от 23.04.2012 г. в удовлетворении иска отказано. Суд, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о том, что действующим законодательством не предусмотрена возможность внеочередного обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, внеочередное обеспечение путевкой не может быть осуществлено без нарушения прав других инвалидов, вставших на учет на получение путевки с более раннего срока. В апелляционном порядке решение суда не обжаловалось.
Следовательно, можно сделать вывод, что условием для предоставления государственной социальной помощи лицам, нуждающимся в ней, является наличие статуса малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина либо принадлежность лица к одной из категорий граждан имеющих право на получение набора социальных услуг.
2.2 Порядок предоставления
государственной социальной
В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О государственной
социальной помощи» данная помощь назначается решением органа
социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина1).
Государственная социальная помощь назначается на основании заявления гражданина в электронной или письменной форме от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи либо (за исключением случаев оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта) заявления опекуна, попечителя, другого законного представителя гражданина. Оно подается в органы социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания либо через многофункциональный центр. В заявлении указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности, а также сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг.
Таким образом, получение малоимущими семьями и малоимущими одинокими гражданами помощи является их субъективным правом, которым они могут воспользоваться1). Государство предоставляет возможность всем малоимущим слоям населения осуществить право на получение данной помощи, однако реализация этого права гражданами Российской Федерации имеет добровольный характер. Для получения социальной помощи указанным слоям населения необходимо выполнить предусмотренные законом определённые действия. А именно обратиться заявлением о предоставлении государственной социальной помощи в органы социальной защиты населения.
Представленные заявителем сведения могут быть подтверждены посредством дополнительной проверки (комиссионного обследования), проводимой органом социальной защиты населения самостоятельно. Организации несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в выданных ими документах, в соответствии с законодательством.
Как отмечает Б. Долотин с выходом Федерального закона «О государственной социальной помощи» у россиян, которые находятся за чертой бедности, появилась реальная возможность её получения2).
Такая упрощённая процедура, по нашему мнению, препятствует
распространению бюрократизма и волокиты при оказании государственной
социальной помощи. Это имеет очень большое значение, так как если человек
нуждается в получении помощи, то, как правило, он нуждается в ней именно в
тот момент, когда подаёт заявление, при сборе документов, подтверждающих
его право на получение данной помощи может уйти длительный срок, что ещё более ухудшит его тяжело положение.
Своё решение о назначении социальной помощи (или об отказе в её назначении) органы социальной защиты населения должны направить в
письменной форме заявителю по месту жительства не позднее, чем через 10
дней после обращения и предоставления им необходимых документов1).
При необходимости проведения дополнительной проверки (комиссионного обследования) органом социальной защиты населения представленных заявителем сведений о доходах семьи (одиноко проживающего гражданина) данный орган должен дать в указанный срок предварительный ответ с уведомлением о проведении такой проверки.
2.3 Основания для
прекращения оказания
Закон выделяет два основания для прекращения оказания данной помощи:
В первом случае, правильность сведений, указанных в заявлении гражданина может быть, как указывалось выше, может быть подтверждено проверкой, которую проводят органы социальной защиты населения самостоятельно. Так, например, если человек умышленно занизит свои доходы или количество имущества, принадлежащего ему на праве собственности, то ему должно быть отказано в оказании помощи государства.
Данное положение очень важно, так как одной из целей государственной
помощи, как мы рассматривали выше, является адресное и рациональное использование бюджетных средств. Увеличение числа получателей привело бы к тому, что денежные средства в бюджетах использовались бы не рационально, кроме того это может также привести к тому, социальная помощь оказывалась бы не только малоимущим слоям населения, но и другим лицам, что прямо противоречило бы закону. Данный факт также мог привести к тому, что при перерасходовании бюджетных средств и как результат этого нехватка денежных средств государственная социальная помощь могла бы не выплачиваться многим нуждающимся гражданам1).
Что касается второго случая, то закон в ст.10 ФЗ «О государственной социально помощи» четко указывает, что заявитель обязан известить орган социальной защиты населения, который назначил государственную социальную помощь, об изменениях, являвшихся основанием для назначения либо продолжения оказания ему (его семье) государственной социальной помощи сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности2). Срок предоставления данных сведений составляет две недели со дня наступления указанных изменений.
В данном случае извещение органов социальной защиты населения об изменениях является не правом, а обязанностью гражданина.
В указанных двух случаях, заявитель (его семья) может быть лишен (лишена) права на получение государственной социальной помощи на период, устанавливаемый органами социальной защиты населения субъекта Российской Федерации, но не более чем на период, в течение которого указанная помощь заявителю незаконно оказывалась.
Кроме того, орган социальной защиты населения может в одностороннем порядке прекратить оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта в случае невыполнения ее получателями мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, или в иных случаях, установленных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Прекращение оказания государственной социальной помощи может быть обжаловано заявителем в вышестоящий орган социальной защиты населения и (или) в суд.
Данное положение о праве гражданина обратиться за защитой своих прав, имеет очень большое значение и соответствует Конституции Российской
Федерации, в соответствии с которой, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Данное положение также ограничивает количество случаев неправомерного отказа от оказания государственной помощи.
Отказ о предоставлении помощи не является препятствием для подачи заявления во второй раз, когда малоимущая семья или малоимущий одинокий гражданин будут действительно в ней нуждаться.
Как указывалось выше, особенностью оказания государственной социальной помощи является то, что она оказывается не постоянно, а на определённый период времени. Максимальный период времени в законе не указан, это даёт основания говорить, что получатели государственной помощи имеют право на её получение до тех пор, пока по существующим в законе основаниям их право на её получение не прекратиться.
Информация о работе Государственная социальная помощь гражданам