Гуманистическое направление в социологии личности: теория А. Маслоу
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2014 в 17:47, контрольная работа
Краткое описание
Термин «гуманистическая психология» был придуман группой персонологов, которые в начале 1960-х годов под руководством Маслоу объединились с целью создания жизнеспособной теоретической альтернативы двум наиболее важным интеллектуальным течениям в психологии – психоанализу и бихевиоризму. Гуманистическая психология не является строго организованной теоретической системой – лучше ее рассматривать как движение (т.е. группу теоретических подходов к личности). Маслоу назвал свой подход «психологией третьей силы». Хотя взгляды сторонников этого движения составляют довольно широкий спектр, они все-таки разделяют определенные фундаментальные концепции на природу человека.
Содержание
1 Основные принципы гуманистической психологии в социологии личности. 2 Мотивация: иерархия потребностей 3 Основные положения Маслоу относительно природы человека. Вывод
Дніпропетровський національний університет
імені О. Гончара
КАФЕДРА СОЦІАЛЬНОЇ ПСИХОЛОГІЇ
ТА ПСИХОЛОГІЇ УПРАВЛІННЯ
КОНТРОЛЬНА РОБОТА
з дисципліни: Соціологія особистості
Тема:” Гуманистическое
направление в социологии личности: теория
А. Маслоу.”
Виконав студент групи ДС11-1з
Диденко В.А.
Перевірив
Доц. Фадеева И.А
м. Дніпропетровськ
План
1 Основные принципы
гуманистической психологии в социологии
личности.
2 Мотивация: иерархия
потребностей
3 Основные положения
Маслоу относительно природы человека.
Вывод
Основные принципы
гуманистической психологии в социологии
личности.
Термин «гуманистическая психология»
был придуман группой персонологов, которые
в начале 1960-х годов под руководством Маслоу
объединились с целью создания жизнеспособной
теоретической альтернативы двум наиболее
важным интеллектуальным течениям в психологии
– психоанализу и бихевиоризму. Гуманистическая
психология не является строго организованной
теоретической системой – лучше ее рассматривать
как движение (т.е. группу теоретических
подходов к личности). Маслоу назвал свой
подход «психологией третьей силы».
Хотя взгляды сторонников этого движения
составляют довольно широкий спектр, они
все-таки разделяют определенные фундаментальные
концепции на природу человека. Гуманистическая
психология глубоко уходит корнями в экзистенциальную
философию. Наиболее важная концепция,
которую гуманистические психологи
извлекли из экзистенциализма, - это концепция становления.
Человек никогда не бывает статичен, он
всегда находится в процессе становления.
Студент старших курсов колледжа решительно
отличается от меняющего одежду, хихикающего
подростка, каким он был четыре года назад.
А еще через четыре года он может стать
совершенно другим из-за того, что освоит
новые пути в жизни, например, станет родителем
или сделает профессиональную карьеру.
Таким образом, как свободное существо
человек ответственен за реализацию как
можно большего числа возможностей,
он живет по-настоящему подлинной жизнью,
только если выполняет это условие. Следовательно,
с экзистенциально-гуманистической точки
зрения, поиск подлинного существования
требует чего-то большего, чем удовлетворение
биологических потребностей и сексуальных
или агрессивных побуждений. Люди отказываются
от становления, отказываются расти; они
отрицают, что в них самих заложены все
возможности полноценного человеческого
существования. Для гуманистического
психолога такой взгляд является трагедией
того, что чем может быть человек, так как
он ограничивает его жизненные возможности.
Проще говоря, будет ошибкой, если люди
откажутся от возможности сделать каждый
момент своего бытия максимально насыщенным
и наилучшим образом выявить свои способности.
Несмотря на то, что становлению
отводится большая роль, гуманистические
психологи признают, что поиск подлинной
и полной смысла жизни не легок.
Люди должны принять на себя ответственность
за выбор и направление своей судьбы,
так как хотели того или нет, но они пришли
в этот мир, и они ответственны за одну
человеческую жизнь – свою собственную.
Избегать свободы и ответственности
– значит быть не подлинным (неаутентичным),
вести себя предательски и, в конце концов,
жить в отчаянии безнадежности.
Нужно отметить, что и экзистенциалисты,
и гуманистические психологи подчеркивают
значение субъективного опыта как основного
феномена в изучении и понимании человечества.
Теоретические построения и внешнее поведение
являются вторичными по отношению
к непосредственному опыту и его уникальному
значению для того, кто его переживает.
В различных теоретических
трудах Маслоу выдвигал свою интерпретацию
того, что составляет гуманистическую
теорию личности. Его персонологическое
направление резко отличается от теорий,
доминирующих в последние 50 лет, особенно
от психоанализа и бихевиоризма.
Для полного понимания гуманистического
подхода, перед его рассмотрением необходимо
изучить ключевые элементы гуманистической
психологии Маслоу.
Индивид как единое
целое. Одним из наиболее фундаментальных
тезисов, лежащих в гуманистической
позиции Маслоу, является то, что каждого
человека нужно изучать как единое, уникальное,
организованное целое. Для Маслоу человеческий
организм всегда ведет себя как единое
целое, а не как набор дифференцированных
частей, и то, что случается в какой-то
части, влияет на весь организм. В теории
Маслоу мотивация влияет на человека в
целом, а не только на отдельные части
его организма. Для Маслоу центральной
характеристикой личности является непременное
единство и общность.
Неуместность экспериментов
на животных. Сторонники гуманистической
психологии признают глубокие различия
между поведением человека и животных.
Для них человек – нечто большее, чем просто
животное; это совершенно особый вид
живых существ. Такое суждение резко отличается
от радикального бихевиоризма, который
в большой степени полагается на исследование
поведения животных в разработке объяснения
поведения человека. В отличие от бихевиористов,
которые подчеркивали принадлежность
людей к животному миру, Маслоу рассматривал
человека как нечто отличное от других
животных. Он считал, что изучение животных
не применимо для понимания человека,
так как при этом игнорируются те характеристики,
которые присущи только человеку (идеалы,
ценности, мужество, любовь, юмор, зависть,
вина и т.д.), а также, что в равной степени
важно, те, которые он использует, чтобы
создавать поэзию, музыку, науку и другие
творения разума.
Внутренняя природа
человека. Теория Фрейда недвусмысленно
допускала, что люди находятся во власти
бессознательных и иррациональных
сил. Фрейд утверждал, что если не контролировать
инстинктивные импульсы, то результатом
будет уничтожение людьми других или себя.
Фрейд мало верил в добродетель человека
и с пессимизмом размышлял о его
судьбе. Те, кто придерживается
гуманистических взглядов, утверждают,
что природа человека в сущности хороша
или, по крайней мере, нейтральна.
По Маслоу, разрушительные силы в людях
являются результатом фрустрации, или
неудовлетворенности основных потребностей,
а не каких-то врожденных пороков. Он
полагал, что от природы в каждом человеке
заложены потенциальные возможности для
позитивного роста и совершенствования.
Именно такого оптимистичного и возвышенного
взгляда на человечество Маслоу придерживался
всю жизнь.
Творческий потенциал
человека. Признание приоритета творческой
стороны в человеке является, возможно,
самой значительной концепцией гуманистической
психологии. Маслоу первым указал,
что творчество является наиболее универсальной
характеристикой людей, которых он изучал
или наблюдал. Описывая ее как неотъемлемое
свойство природы человека, Маслоу
рассматривал творчество как черту,
потенциально присутствующую во всех
людях от рождения. Творчество – универсальная
функция человека, которая ведет ко всем
формам самовыражения.
Акцент на психическом
здоровье. Маслоу утверждал, что ни один
из психологических подходов, применявшихся
для изучения поведения, не придавал
должного значения функционированию здорового
человека, его образу жизни или жизненным
целям. В частности, он решительно критиковал
поглощенность Фрейда изучением болезни,
патологии и плохой адаптации. Маслоу
считал, что психоаналитическая теория
является однобокой, ей не хватает
разносторонности, так как она основана
на абнормальных или «больных» аспектах
природы человека и игнорирует силу и
добродетель человечества. Маслоу сконцентрировал
внимание на психически здоровом человеке
и понимании такого человека с иных позиций,
чем сравнение его с психически больным.
Он был убежден, что мы не можем понять
психическое заболевание, пока не поймем
психическое здоровье.
Мотивация: иерархия
потребностей
Вопрос о мотивации, возможно,
является наиболее важным во всей персонологии.
Маслоу (Maslow, 1968, 1987) полагал, что люди мотивированы
для поиска личных целей, и это делает
их жизнь значительной и осмысленной.
Действительно, мотивационные процессы
являются сердцевиной гуманистической
теории личности. Маслоу описал человека
как «желающее существо», который редко
достигает состояния полного, завершенного
удовлетворения. Полное отсутствие желаний
и потребностей, когда (и если) оно существует,
в лучшем случае недолговечно. Если одна
потребность удовлетворена, другая всплывает
на поверхность и направляет внимание
и усилия человека. Когда человек удовлетворяет
и ее, еще одна шумно требует удовлетворения.
Жизнь человека характеризуется тем, что
люди почти всегда чего — то желают.
Маслоу предположил, что все
потребности человека врожденные,
или инстинктоидные,
и что они организованы в иерархическую
систему приоритета или доминирования.
На рис. 10–1 схематически представлена
эта концепция иерархии потребностей
в мотивации человека. Потребности в порядке
их очередности:
— физиологические потребности;
— потребности безопасности
и защиты;
— потребности принадлежности
и любви;
— потребности самоуважения;
— потребности самоактуализации,
или потребности личного совершенствования.
В основе этой схемы лежит допущение,
что доминирующие потребности, расположенные
внизу, должны быть более или менее удовлетворены
до того, как человек может осознать наличие
и быть мотивированным потребностями,
расположенными вверху. Следовательно,
потребности одного типа должны быть удовлетворены
полностью прежде, чем другая, расположенная
выше, потребность проявится и станет
действующей. Удовлетворение потребностей,
расположенных внизу иерархии, делает
возможным осознание потребностей, расположенных
выше в иерархии, и их участие в мотивации.
Таким образом, физиологические потребности
должны быть в достаточной степени удовлетворены
прежде, чем возникнут потребности безопасности;
физиологические потребности и потребности
безопасности и защиты должны быть удовлетворены
до некоторой степени прежде, чем возникнут
и будут требовать удовлетворения потребности
принадлежности и любви. По Маслоу, это
последовательное расположение основных
нужд в иерархии является главным принципом,
лежащим в основе организации мотивации
человека. Он исходил из того, что иерархия
потребностей распространяется на всех
людей и что чем выше человек может подняться
в этой иерархии, тем большую индивидуальность,
человеческие качества и психическое
здоровье он продемонстрирует.
Маслоу допускал, что могут
быть исключения из этого иерархического
расположения мотивов. Он признавал, что
какие — то творческие люди могут развивать
и выражать свой талант, несмотря на серьезные
трудности и социальные проблемы. Также
есть люди, чьи ценности и идеалы настолько
сильны, что они готовы скорее переносить
голод и жажду или даже умереть, чем отказаться
от них. Например, общественные и политические
активисты в Южной Африке, Балтийских
государствах и восточноевропейских странах
продолжают свою борьбу, несмотря на усталость,
тюремное наказание, физические лишения
и угрозу смерти. Голодовка, организованная
сотнями китайских студентов на площади
Тяньанмынь, — еще один пример. Наконец,
Маслоу предполагал, что некоторые люди
могут создавать собственную иерархию
потребностей благодаря особенностям
своей биографии. Например, люди могут
отдавать больший приоритет потребностям
уважения, а не потребностям любви и принадлежности.
Таких людей больше интересует престиж
и продвижение по службе, а не интимные
отношения или семья. В целом, однако, чем
ниже расположена потребность в иерархии,
тем она сильнее и приоритетнее.
Ключевым моментом в концепции
иерархии потребностей Маслоу является
то, что потребности никогда не бывают
удовлетворены по принципу «все или ничего».
Потребности частично совпадают, и человек
одновременно может быть мотивирован
на двух и более уровнях потребностей.
Маслоу сделал предположение, что средний
человек удовлетворяет свои потребности
примерно в следующей степени: 85 % — физиологические,
70 % — безопасность и защита, 50 % — любовь
и принадлежность, 40 % — самоуважение и
10 % — самоактуализация (Maslow, 1970). К тому
же потребности, появляющиеся в иерархии,
возникают постепенно. Люди не просто
удовлетворяют одну потребность за другой,
но одновременно частично удовлетворяют
и частично не удовлетворяют их. Следует
также отметить, что неважно, насколько
высоко продвинулся человек в иерархии
потребностей: если потребности более
низкого уровня перестанут удовлетворяться,
человек вернется на данный уровень и
останется там, пока эти потребности не
будут в достаточной мере удовлетворены.
Теперь давайте рассмотрим
категории потребностей Маслоу и выясним,
что включает в себя каждая из них.
Физиологические
потребности
Самыми основными, сильными
и неотложными из всех человеческих потребностей
являются потребности, существенные для
физического выживания. В эту группу включаются
потребности: в пище, питье, кислороде,
в физической активности, сне, защите от
экстремальных температур и в сенсорной
стимуляции. Эти физиологические
потребности непосредственно касаются
биологического выживания человека и
должны быть удовлетворены на каком —
то минимальном уровне прежде, чем любые
потребности более высокого уровня станут
актуальными. Иначе говоря, человек, которому
не удается удовлетворить эти основные
потребности, достаточно долго не будет
заинтересован в потребностях, занимающих
высшие уровни иерархии.
Конечно, социальное и физическое
окружение в американской культуре обеспечивает
удовлетворение первичных потребностей
для большинства людей. Однако, если у
человека одна из этих потребностей остается
неудовлетворенной, она очень быстро становится
настолько доминирующей, что все другие
потребности исчезают или отходят на задний
план. Хронически голодный человек вряд
ли стремится сочинять музыку, делать
карьеру или строить дивный новый мир.
Такой человек слишком занят поисками
хоть какой — то еды.
Потребности поддержания жизни
являются решающими для понимания поведения
человека. Разрушительное воздействие,
которое оказывает на поведение недостаток
пищи или воды, описано в многочисленных
экспериментах и автобиографиях. Один
из примеров того, насколько голод может
господствовать над поведением человека,
получен при изучении мужчин, которые
отказались от несения военной службы
во время второй мировой войны по религиозным
или другим соображениям. Они согласились
участвовать в эксперименте, в котором
их посадили на полуголодную диету для
изучения воздействия фактора пищевой
депривации на поведение (Keys et al., 1950). Во
время исследования, по мере того как мужчины
начали терять в весе, они стали безразличными
почти ко всему, кроме еды. Они постоянно
говорили о еде, и поваренные книги стали
их любимым чтением. Многие из мужчин даже
потеряли интерес к своим девушкам! Этот
и многие другие зарегистрированные случаи
показывают, как внимание обычно перемещается
от более высоких потребностей к более
низким, если последние перестают удовлетворяться.