Гуманистическое направление в социологии личности: теория А. Маслоу
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2014 в 17:47, контрольная работа
Краткое описание
Термин «гуманистическая психология» был придуман группой персонологов, которые в начале 1960-х годов под руководством Маслоу объединились с целью создания жизнеспособной теоретической альтернативы двум наиболее важным интеллектуальным течениям в психологии – психоанализу и бихевиоризму. Гуманистическая психология не является строго организованной теоретической системой – лучше ее рассматривать как движение (т.е. группу теоретических подходов к личности). Маслоу назвал свой подход «психологией третьей силы». Хотя взгляды сторонников этого движения составляют довольно широкий спектр, они все-таки разделяют определенные фундаментальные концепции на природу человека.
Содержание
1 Основные принципы гуманистической психологии в социологии личности. 2 Мотивация: иерархия потребностей 3 Основные положения Маслоу относительно природы человека. Вывод
Рациональность —
иррациональность. Рассматривая позицию Маслоу
относительно рациональности, важно помнить,
что он считал изучение животных совершенно
необязательным для познания психологии
человека. Одной из важных причин такого
отрицания является то, что животные, находящиеся
на более низком филогенетическом уровне,
никогда не оценивают сознательно прошлый
опыт, не думают о настоящих событиях,
не рассматривают гипотетические возможности
и не решаются в результате сознательно
на какое — то действие. А люди каждодневно
делают это. Следовательно, с точки зрения
Маслоу, разумность является основной
чертой человека.
Хотя Маслоу принимал во внимание
иррациональность, видя ее в противоречиях
между потребностями, в компульсивных
и непоследовательных действиях, поведение
человека для него в большой степени регулируется
рациональными силами. Одним из доказательств
такой убежденности Маслоу является то,
что он рассматривал осознанные самоотчеты
людей об их субъективном опыте в качестве
достоверных данных для изучения личности.
Ни один персонолог не поддерживает «интроспективный
метод исследования», если он не верит
в то, что человек, с которым он работает,
достаточно рационален и сознателен в
понимании причин своего поведения. В
то же время, однако, Маслоу (Maslow, 1970) признавал
использование проективных методик (например,
тест тематической апперцепции и тест
Роршаха), которые разработаны для раскрытия
бессознательных, иррациональных аспектов
личности. Но иррациональные процессы
не доминируют в жизни большинства людей.
Основной акцент в своей гуманистической
теории Маслоу сделал на описании человека, рационально
принимающего решения и стремящегося
актуализировать свой потенциал. Его приверженность
рациональности безоговорочно сильна.
Холизм—элементализм.
Трудно представить теоретика личности,
более приверженного положению холизма,
чем Абрахам Маслоу. Как отмечалось ранее,
один из основных принципов гуманистической
психологии — «индивид как единое целое».
Даже среди коллег, гуманистических психологов,
он выделяется тем, какое значение приобретает
холизм в его теории (Maddi, Costa, 1972).
Мы уже цитировали Маслоу относительно
того, что «Именно Джон Смит хочет есть,
а не желудок Джона Смита» (Maslow, 1987, р. 3).
Но Джон Смит также хочет безопасности,
самоуважения и, помимо прочего, самоактуализации.
Все аспекты личности переплетены в объяснении,
даваемом Маслоу состояниям человека.
Индивид как целое является единственно
подходящей целью для психологического
исследования. Приверженность Маслоу
положению холизма стремится к максимально
возможной.
Конституционализм
— инвайронментализм. Может показаться, что акцент
на свободе, очевидный в теории Маслоу,
уменьшает применимость данного положения.
Если люди в большой степени свободны
в формировании самих себя и творчески
определяют свою судьбу, то ни конституция,
ни окружение не играют значительной роли
в выстраивании поведения человека. Маслоу,
однако, приписывал большее значение конституции.
Физиологические потребности, явно конституциональные
по происхождению, являются основой для
всей модели иерархии потребностей при
рассмотрении мотивации человека. Кажется
даже, что он использует эту концепцию
больше для утверждения биологической
общности человечества, чем для объяснения
индивидуальных различий.
Маслоу предположил, что все
потребности человека инстинктоидны или
наследственно детерминированы. Он использовал
термин инстинктоидный,
чтобы подчеркнуть биологическую и генетическую
основу потребностей, общих для всех представителей
вида homo sapiens. И в то же время он утверждал,
что люди не обладают инстинктами подобно
животным: «У людей больше нет инстинктов
в животном смысле, властных безошибочных
внутренних голосов, которые говорят им
недвусмысленно, что делать, когда, где,
как и с кем. Все, что у нас осталось — это
пережитки инстинкта» (Maslow, 1968, р. 191). Далее
он предположил, что потребности высшего
уровня слабы и легко тормозятся или изменяются
в результате страха, неблагоприятных
культурных условий и неправильного научения.
Иначе говоря, несмотря на то, что инстинктоидные
потребности свойственны человеку, их
можно изменить или даже преодолеть под
влиянием мощных сил окружения. Тем не
менее, с точки зрения Маслоу, природа
человека является врожденным качеством,
а не приобретенным.
Дальнейшие следы конституционализма
можно найти в концепции метапотребности
и самоактуализации, разработанной Маслоу.
Они уже обсуждались выше, с использованием
таких терминов, как «врожденное стремление»,
«инстинктивный» и «присущий человеку».
Действительно, Маслоу рассматривал стремление
актуализировать потенциал как неотъемлемую
составляющую того, чем является человек,
а не как то, что он приобретает. Этот побудительный
мотив — врожденный. Маслоу не признавал
влияния раннего окружения на развитие
личности, но, по — видимому, придавал
значение этому фактору только когда он
был невероятно разрушительной силой,
вызывающей последующее эмоциональное
расстройство. Но тем не менее, хотя Маслоу
не отрицал того, что на личность оказывают
влияние силы окружения, он особо подчеркивал
биологические потребности, общие для
всего вида. С нашей точки зрения, теория
Маслоу отражает умеренную приверженность
конституционализму.
Изменяемость — неизменность. Понимание взаимоотношений
между свободой и мотивацией роста существенно
для оценки позиции Маслоу по этому положению.
Напомним, что, по Маслоу, люди способны
сами формировать свою жизнь. Также в его
теории центральное место занимает положение
о том, что индивиды всегда стремятся к
личностному росту — концепция самоактуализации
является вершиной пирамиды иерархии
потребностей. Свобода и мотивация роста
взаимодействуют в гуманистической теории,
подразумевая постоянные изменения в
личности индивидуума. То есть по мере
того, как человек поднимается в иерархии
потребностей, он становится все более
свободен в выборе направлений личностного
роста. Когда человек следует этим выбранным
направлениям, он обязательно меняется.
Следовательно, в теории Маслоу люди обладают
способностью решать, какими они хотят
стать; так как их рост может идти в различных
направлениях, личность непременно меняется.
В гуманистической теории изменение
личности лучше всего рассматривать как
движение к актуализации потенциала. Даже
если какие — то из потенций являются
врожденными, то в какой степени человек
актуализирует их, а также как он решает
делать это, всегда является только делом
личного выбора. Следовательно, по мере
движения от Д — мотивов к Б — мотивам
люди постоянно делают выбор направления
своей жизни и непрерывно изменяются в
этом процессе. В этом смысле приверженность
Маслоу положению изменяемости действительно
сильна.
Субъективность —
объективность. Экзистенциальное, феноменологическое,
«здесь — и–сейчас» направление в теории
Маслоу является доказательством его
верности положению субъективности. Хотя
Маслоу не ставил субъективность так высоко,
как его гуманистически настроенный коллега
Карл Роджерс, он определенно полагал,
что субъективный опыт человека дает основные
факты для психологической науки. Людей
нельзя понять без ссылки на их личный
мир; для персонолога субъективный опыт
более важен, чем наблюдаемое поведение.
Хотя Маслоу исходил из того,
что иерархический набор потребностей
является общим для человечества, он все
же утверждал, что для каждого человека
уникальным является то, как он выражает
эти потребности (Maslow, 1964). Например, хотя
и Руфь, и Бетти имеют потребность в самоуважении,
каждая субъективно по — своему будет
переживать и искать пути удовлетворения
этой потребности. Одна может упрочить
свое положение в качестве матери, с тем,
чтобы другие признали ее выдающиеся материнские
качества, а другая может добиться самоуважения,
делая карьеру — вне дома. И наконец, следует
отметить, что часть слова «само» в ключевом
выражении Маслоу «самоактуализация»
берет свои корни из положения субъективности.
Гуманистическая психология склоняется
к идее, что каждый человек постоянно стремится
актуализировать уникального себя, которого
только он сам может субъективно оценить.
Проактивность —
реактивность. Хотя Маслоу полагал, что потребности
человека являются врожденными, он также
признавал роль ситуационных переменных.
А именно, он указывал, что на поведение
человека влияет и мотивация (врожденные
потребности), и социальное и физическое
окружение. «Здоровая теория мотивации, —
писал Маслоу, — должна всегда принимать
во внимание ситуацию» (Maslow, 1987, р. 11). Однако
он также предостерегал против «слишком
большой поглощенности внешними обстоятельствами,
культурой, окружением или ситуацией»
(Maslow, 1987, р. 10). Утверждение Маслоу, что
поведение является результатом взаимодействия
между потребностями и окружением, указывает
на промежуточную позицию по положению
проактивность — реактивность.
Гомеостаз—гетеростаз. Маслоу
сильно склоняется к положению гетеростаза:
образ человека, идущего к все более высоким
вершинам личностного роста является
неотъемлемой частью его теории. Тем не
менее, Маслоу признавал наличие двух
категорий мотивации человека: тип Д и
тип Б. Очевидно, что дефицитарные мотивы
имеют гомеостатическую основу. Следовательно,
человек не все время стремится к росту
— часть его жизни обязательно включает
уменьшение напряжения.
Но Маслоу не достиг видного
положения в психологии из — за того, как
он объяснял Д — мотивы. Другие психологи,
особенно те, которые занимались животными,
тщательно изучали их, а Маслоу рассматривал
Д — мотивы как почти неотъемлемое теоретическое
зло, которое следует признавать и учитывать,
стремясь к тому, чтобы стать полноценно
функционирующим человеком. А этого можно
достичь, поднявшись над Д — уровнем функционирования
и работая в направлении роста и самореализации.
С точки зрения Маслоу, человек сосредоточен
на том, чтобы стать тем, чем позволяет
стать его потенциал. Основная мысль его
теории состоит в том, что человек поднимается
над теми мотивами, которые образуют связь
с остальным животным миром, и ищет личного
совершенствования. Такая концепция личности
не может существовать без прочной основы
в виде положения гетеростаза.
Познаваемость —
непознаваемость. В своих трудах Маслоу безоговорочно
изображает людей как объекты научного
исследования, которые нельзя изучить
традиционными методами. В этом смысле
люди непознаваемы. Таким образом, чтобы
приблизиться к более глубокому пониманию
природы человека, нам надо либо выйти
за условные пределы науки, либо сформировать
новую структуру психологии, чтобы объединить
субъективные, интуитивные концепции,
подходящие к природе предмета. Подобно
Олпорту, Маслоу чувствовал, что изучение
личности должно предпочитать идеографические
методы, а не методы, относящиеся к пониманию
всеобщих законов. Ортодоксальный подход,
который изучает людей по частям, нужно
заменить таким подходом, где людям позволено
демонстрировать свой субъективный опыт
в холистической манере.
Маслоу весьма критично оценивал
ученых, которые придерживались бесполезного
и неплодотворного подхода к изучению
поведения человека. В частности, он резко
критиковал психологию и методы ее преподавания,
потому что видел в ней: «Зубрежку. Методы.
Точное исполнение. Нагромождение крошечных
фактиков, имеющих мало общего с тем, что
могло бы заинтересовать студентов в психологии»
(Maslow, 1956, р. 229). Как «духовный отец» гуманистического
движения, Маслоу стремился к радикально
другой психологии — такой, которая обратилась
бы непосредственно к образу человечества.
Мы вынуждены прийти к такому заключению,
потому что человек, в понимании Маслоу,
просто непознаваем в традиционной сфере
психологической науки. Таким образом
возникло движение третьей силы.
Резюме
Гуманистическая психология,
или движение третьей силы, положила начало
изображению человечества, радикально
отличному от изображения его в психоанализе
или бихевиоризме. Находясь под влиянием
эксзистенциальной философии, гуманистическая
психология в качестве своих основных
принципов выдвигает трактовку личности
как единого целого, несообразность исследований
на животных, восприятие человека как
существа положительного и созидательного
в своей основе, и делает акцент на изучение
психического здоровья.
Будучи основным направлением
гуманистической психологии, теория Абрахама
Маслоу описывает человеческую мотивацию
в терминах иерархии потребностей. Низшие
(более основные) потребности в иерархии
должны быть разумно удовлетворены прежде,
чем потребности высокого уровня становятся
доминантой побудительных сил в поведении
человека. Вот иерархия потребностей по
Маслоу в порядке их доминирования или
необходимости: 1) физиологические; 2) безопасность
и защита; 3) принадлежность и любовь; 4)
самоуважение; 5) самоактуализация. Гуманистическая
природа теории Маслоу особенно ярко проявляется
в концепции самоактуализации, стремлении
к наивысшей реализации своего потенциала.
Маслоу также различал две большие
категории мотивов человека: дефицитарные
мотивы и мотивы роста. Дефицитарные мотивы
нацелены на снижение напряжения, тогда
как мотивация роста (также называемая
метамотивацией) нацелена на повышение
напряжения посредством поиска новых
и волнующих переживаний. Маслоу перечислил
несколько метапотребностей (например,
истина, красота и справедливость), с помощью
которых описал самоактуализирующихся
людей, и выдвинул теорию, что эти потребности
биологически заложены в людях так же,
как и дефицитарные потребности. Неудовлетворение
метапотребностей вызывает метапатологии.
Апатия, цинизм и отчуждение — вот некоторые
из большого количества симптомов, указывающих
на метапатологии, отмечаемые у людей,
потерпевших неудачу в удовлетворении
своих метапотребностей.
Основные положения Маслоу
относительно природы человека точно
сформулированы. Его гуманистическая
теория отражает:
Эмпирические исследования,
порожденные теорией Маслоу, главным образом
сконцентрированы на концепции самоактуализации.
Собственное исследование Маслоу, проведенное
на избранной группе самоактуализирующихся
людей и основанное на биографическом
материале, обсуждалось в этой главе. Маслоу
критиковали за использование субъективных
критериев в выборе испытуемых. «Опросник
личностной ориентации» — это тест самоотчета,
разработанный для измерения самоактуализации,
концептуализированной в теории Маслоу.
Многочисленные исследования показали,
что POI имеет адекватную надежность и валидность
и обладает прогностической ценностью
в различении нормальных и аномальных
групп. «Краткий индекс самоактуализации»
также применим для исследовательских
целей. И наконец, исследования, основанные
на шкале вершинных переживаний, поддерживают
концепцию Маслоу о вершинных переживаниях.