Гуманистическое направление в социологии личности: теория А. Маслоу
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2014 в 17:47, контрольная работа
Краткое описание
Термин «гуманистическая психология» был придуман группой персонологов, которые в начале 1960-х годов под руководством Маслоу объединились с целью создания жизнеспособной теоретической альтернативы двум наиболее важным интеллектуальным течениям в психологии – психоанализу и бихевиоризму. Гуманистическая психология не является строго организованной теоретической системой – лучше ее рассматривать как движение (т.е. группу теоретических подходов к личности). Маслоу назвал свой подход «психологией третьей силы». Хотя взгляды сторонников этого движения составляют довольно широкий спектр, они все-таки разделяют определенные фундаментальные концепции на природу человека.
Содержание
1 Основные принципы гуманистической психологии в социологии личности. 2 Мотивация: иерархия потребностей 3 Основные положения Маслоу относительно природы человека. Вывод
Когда физиологические потребности
в достаточной мере удовлетворены, для
человека приобретают значение другие
потребности, часто называемые потребностями безопасности
и защиты. Сюда включены потребности:
в организации, стабильности, в законе
и порядке, в предсказуемости событий
и в свободе от таких угрожающих сил, как
болезнь, страх и хаос. Таким образом, эти
потребности отражают заинтересованность
в долговременном выживании.
Маслоу предположил, что проявление
потребностей безопасности и защиты проще
всего наблюдать у младенцев и маленьких
детей ввиду их относительной беспомощности
и зависимости от взрослых. Младенцы, например,
демонстрируют реакцию испуга, если их
неожиданно уронят или испугают громким
шумом или вспышкой света. Проявление
потребности безопасности так же очевидно,
когда дети заболевают. Ребенок со сломанной
ногой может испытывать страхи, страдать
от ночных кошмаров и проявлять потребность
в защите и утешении, не слишком очевидную
до несчастного случая.
Другой показатель потребности
в безопасности — предпочтение ребенком
определенного рода зависимости, стабильного
распорядка. По Маслоу, маленькие дети
наиболее эффективно функционируют в
семье, где, по крайней мере до определенной
степени, установлены четкий режим и дисциплина.
Если данные элементы отсутствуют в окружении,
ребенок не чувствует себя в безопасности,
он становится тревожным, недоверчивым
и начинает выискивать более стабильные
жизненные территории. Маслоу далее замечал,
что родители, которые воспитывают детей,
ничем не ограничивая и все разрешая, не
удовлетворяют их потребность в безопасности
и защите. Если от ребенка не требуют, чтобы
он ложился спать в определенное время
или ел через какие — то регулярные промежутки
времени, это только вызовет замешательство
и испуг. В этом случае у ребенка не будет
в окружении ничего стабильного, от чего
можно зависеть. Маслоу рассматривал родительские
ссоры, случаи физического оскорбления,
разлуку, развод и смерть в семье в качестве
моментов, особенно вредных для благополучия
ребенка. Эти факторы делают его окружение
нестабильным, непредсказуемым и, следовательно,
ненадежным.
Потребности безопасности и
защиты также в большой мере влияют и на
поведение людей, вышедших из детского
возраста. Предпочтение надежной работы
со стабильным высоким заработком, создание
сберегательных счетов, приобретение
страховки (например, медицинской и по
безработице) можно рассматривать как
поступки, отчасти мотивированные поисками
безопасности. В какой — то мере система
религиозных или философских убеждений
позволяет человеку организовать свой
мир и окружающих людей в единое, наполненное
смыслом целое, таким образом давая ему
возможность чувствовать себя «в безопасности».
Другое проявление потребности в безопасности
и защите можно видеть, когда люди сталкиваются
с реальными чрезвычайными обстоятельствами
— такими, как войны, наводнения, землетрясения,
восстания, общественные беспорядки и
тому подобное.
Маслоу предположил, что определенные
типы невротических взрослых людей (особенно
обсессивно — компульсивный тип) в основном
мотивированы поиском безопасности. Некоторые
невротические больные ведут себя так,
как если бы надвигалась большая катастрофа,
неистово пытаясь организовать свой мир
в надежную, стабильную, четко организованную
структуру, где не могли бы появиться новые
непредвиденные обстоятельства. Потребность
в безопасности больного неврозом «часто
находит специфическое выражение в поиске
защитника: более сильного человека или
системы, от которых он может зависеть»
(Maslow, 1987, р. 19).
Потребности
принадлежности и любви
Третий ряд в пирамиде Маслоу
составляют потребности принадлежности
и любви. Эти потребности начинают
действовать, когда физиологические потребности
и потребности безопасности и защиты удовлетворены.
На этом уровне люди стремятся устанавливать
отношения привязанности с другими, в
своей семье и/или в группе. Групповая
принадлежность становится доминирующей
целью для человека. Следовательно, человек
будет остро чувствовать муки одиночества,
общественного остракизма, отсутствия
дружбы и отверженности, особенно когда
они вызваны отсутствием друзей и любимых.
Студенты, которые учатся далеко от дома,
делаются жертвами потребности принадлежности,
страстно желая, чтобы их признали и приняли
в группе сверстников.
Потребности принадлежности
и любви играют значительную роль в нашей
жизни. Ребенок страстно хочет жить в атмосфере
любви и заботы, в которой все его потребности
удовлетворяются, и он получает много
ласки. Подростки, стремящиеся найти любовь
в форме уважения и признания своей независимости
и самостоятельности, тяготеют к участию
в религиозных, музыкальных, спортивных,
академических или других сплоченных
группах. Молодые люди испытывают потребность
в любви в форме сексуальной близости,
то есть необычных переживаний с лицом
противоположного пола. Слова популярных
песен служат достаточным доказательством
могущественного влияния потребностей
принадлежности и любви в этот период
жизни.
<Привязанность к родителю
удовлетворяет потребность ребенка
в принадлежности и любви.>
Маслоу определял два вида любви
взрослых: дефицитарная,
или Д — любовь, и бытийная, или Б — любовь (Maslow,
1968). Д — любовь основана на дефицитарной
потребности — это любовь, исходящая из
стремления получить то, чего нам не хватает,
скажем, самоуважение, секс или общество
кого — то, с кем мы не чувствуем себя одинокими.
Например, отношения могут удовлетворять
нашу потребность в утешении и защите
— будет ли это длительная связь, совместная
жизнь или брак. Таким образом, это эгоистичная
любовь, которая берет, а не дает. Б — любовь,
наоборот, основана на осознании человеческой
ценности другого, без какого — либо желания
изменить или использовать его. Маслоу
определял эту любовь как любовь «бытия»
другого, несмотря на его несовершенства.
Она не собственническая, не назойливая
и в основном касается поощрения в другом
человеке его позитивного представления
о себе, самоприятия, чувства значимости
любви — всего, что позволяет человеку
расти. Более того, Маслоу отвергал идею
Фрейда о том, что любовь и привязанность
являются производными от сублимированных
сексуальных инстинктов; для Маслоу любовь
— не синоним секса. Скорее он настаивал
на том, что зрелая любовь подразумевает
здоровые, нежные взаимоотношения между
двумя людьми, основанные на взаимном
уважении, восхищении и доверии. Быть любимым
и признанным важно для здорового чувства
достоинства. Когда вас не любят, появляется
пустота и враждебность.
Несмотря на скудость эмпирических
данных, касающихся потребностей принадлежности
и любви, Маслоу настаивал на том, что их
влияние на поведение потенциально разрушительно
в таком меняющемся и подвижном обществе,
как Соединенные Штаты. Америка стала
землей кочевников (по данным переписи,
приблизительно одна пятая населения
меняет адреса по крайней мере раз в год),
стала нацией без корней, отчужденной,
безразличной к проблемам дома и сообщества,
пораженной поверхностностью человеческих
отношений. Несмотря на тот факт, что люди
живут в густо населенных местах, они часто
не общаются. Многие едва знают имена и
лица людей по соседству, не вступают с
ними в разговоры. В общем, не избежать
вывода, что поиски близких взаимоотношений
являются одной из наиболее широко распространенных
социальных потребностей человечества.
Именно Маслоу утверждал, что
потребности принадлежности и любви часто
не удовлетворяются американским обществом,
в результате чего развиваются дезадаптация
и патология. Многие неохотно открывают
себя для близких отношений, так как боятся
быть отвергнутыми. Маслоу заключал, что
есть доказательство существенной корреляции
между счастливым детством и здоровьем
в зрелой жизни. Такие данные, с его точки
зрения, поддерживают тезис, что любовь
является основной предпосылкой здорового
развития человека.
Потребности
самоуважения
Когда наша потребность любить
других и быть ими любимыми достаточно
удовлетворена, степень ее влияния на
поведение уменьшается, открывая дорогу потребностям самоуважения.
Маслоу разделил их на два основных типа:
самоуважение и уважение другими. Первый
включает такие понятия, как компетентность,
уверенность, достижения, независимость
и свобода. Человеку нужно знать, что он
достойный человек, может справляться
с задачами и требованиями, которые предъявляет
жизнь. Уважение другими включает в себя
такие понятия, как престиж, признание,
репутация, статус, оценка и приятие. В
этом случае человеку нужно знать, что
то, что он делает, признается и оценивается
значимыми другими.
Удовлетворение потребностей
самоуважения порождает чувство уверенности
в себе, достоинство и осознание того,
что вы полезны и необходимы в мире. Напротив,
фрустрация этих потребностей приводит
к чувству неполноценности, бессмысленности,
слабости, пассивности и зависимости.
Это негативное самовосприятие, в свою
очередь, может вызвать существенные трудности,
чувство пустоты и беспомощности в столкновении
с жизненными требованиями и низкую оценку
себя по сравнению с другими. Дети, чья
потребность в уважении и признании отрицается,
особенно склонны низко оценивать себя
(Coopersmith, 1967).
Маслоу подчеркивал, что здоровое
самоуважение основывается на заслуженном
уважении другими, а не на славе, социальном
положении или лести. Следовательно, довольно
рискованно строить удовлетворение потребности
в уважении на мнении других, а не на собственных
способностях, достижениях и аутентичности.
Если наше самоуважение зависит от посторонней
оценки — мы находимся в психологической
опасности. Для того, чтобы быть прочным,
самоуважение должно основываться на
нашей действительной
значимости, а не на внешних факторах,
находящихся вне нашего контроля.
Очевидно, что потребности уважения
в жизни выражаются очень разнообразно.
Одобрение сверстников, квинтэссенция
уважения для подростка, выражается в
том, что он популярен и его приглашают
на вечеринки, а взрослого уважают обычно
за то, что у него есть семья и дети, хорошо
оплачиваемая работа и заслуги в деятельности
гражданских организаций. Маслоу предположил,
что потребности уважения достигают максимального
уровня и перестают расти в зрелости, а
затем, в средние годы, их интенсивность
уменьшается (Maslow, 1987). Тому есть две причины.
Во — первых, взрослые обычно приобретают
более реалистичную оценку своей действительной
значимости и ценности, поэтому потребности
уважения больше не являются ведущими
силами в их жизни. Во — вторых, большинство
взрослых уже имели опыт уважения и признания,
что позволяет им двигаться к более высоким
уровням растущей мотивации. Эти положения
отчасти могут объяснить заявление Маслоу,
что истинная самоактуализация встречается
только после достижения зрелого возраста.
Потребности
самоактуализации
И наконец, если все вышеупомянутые
потребности в достаточной мере удовлетворены,
на передний план выступают потребности
самоактуализации. Маслоу (Maslow, 1987) охарактеризовал самоактуализацию
как желание человека стать тем, кем он
может стать. Человек, достигший этого
высшего уровня, добивается полного использования
своих талантов, способностей и потенциала
личности. Короче, самоактуализироваться
— значит стать тем человеком, которым
мы можем стать, достичь вершины нашего
потенциала. Говоря словами Маслоу: «Музыканты
должны играть музыку, художники должны
рисовать, поэты должны сочинять стихи,
если они, в конце концов, хотят быть в
мире с самими собой. Люди должны быть
тем, кем они могут быть. Они должны быть
верны своей природе» (Maslow, 1987, р. 22).
Самоактуализация не обязательно
должна принимать форму творческих усилий,
выражающихся в создании произведений
искусства. Родитель, спортсмен, студент,
преподаватель или рабочий у станка —
все могут актуализировать свой потенциал,
выполняя наилучшим образом то, что они
делают; специфические формы самоактуализации
очень разнообразны. Именно на этом высшем
уровне иерархии потребностей люди сильнее
всего отличаются друг от друга.
Чтобы проиллюстрировать самоактуализацию
в действии, предположим, что Нэнси посещает
индивидуальный курс, входящий в долговременный
план обучения по специальности «клиническая
психология». Другие теоретики, возможно,
смогли бы объяснить, почему она выбрала
данную карьеру. Фрейд мог бы сказать,
что это связано с глубоко подавленным
в детстве любопытством к сексу, а Адлер
увидел бы в этом попытку компенсировать
некоторую детскую неполноценность. Скиннер,
с другой стороны, мог бы сказать, что это
результат ее истории научения, а Бандура
мог бы отнести это к социально — когнитивным
переменным. Маслоу, однако, настаивает
на том, что Нэнси, вероятно, движется к
тому, чтобы стать таким человеком, каким
она действительно хочет быть — то есть
ее привела к этой карьере потребность
самоактуализации.
Теперь предположим, что Нэнси
закончила многочисленные курсы по психологии,
прошла требуемую 2000–часовую интернатуру,
защитила диссертацию и, наконец, получила
степень доктора по клинической психологии.
Затем кто — то предлагает ей работу в
службе по наблюдению за употреблением
наркотиков в Майами. Работа оплачивается
чрезвычайно хорошо, дает ощутимые привилегии
и гарантирует постоянную занятость и
богатый опыт. Повлияют эти обстоятельства
на то, что Нэнси примет предложение? Если
она ответит утвердительно, то отступит
назад в иерархии потребностей на три
ступени до второго уровня (потребности
безопасности), а следовательно, психологически
именно там она сейчас и находится. Если
она не примет предложение, то почему?
Конечно, не потому, что работа не имеет
общественной ценности: Майами, конечно,
не такое безопасное место, в котором можно
жить, имея психологов и не имея сотрудников
по наблюдению за употреблением наркотиков.
С точки зрения Маслоу, ответ
на этот вопрос заключается в том, что
Нэнси должна быть тем, чем она может быть.
При ее талантах и устремлениях она просто
имела бы меньше шансов для самоактуализации,
если бы решила делать карьеру в службе
наблюдения за употреблением наркотиков
из — за оплаты, служебной безопасности,
привилегий и так далее. Вместо этого она
выбирает работу клинического психолога,
чтобы развить свои способности и стать
человеком, которым она действительно
хочет стать, короче говоря, самоактуализироваться.
Концепция самоактуализации Маслоу волнующа
и нова, потому что она заставляет человека
обращать взор на то, чем он может быть,
и, следовательно, придает его жизни интерес
и цель.
Основные положения
Маслоу относительно природы человека.
Как отмечалось ранее, гуманистическая
психология развилась в значительной
степени из протеста против образа человека,
превалирующего в традициях психоанализа
и бихевиоризма. Ключевое отличие этих
других направлений от гуманистической
теории предстает наиболее очевидно при
рассмотрении основных положений каждого
из них. Тщательное изучение основных
положений Маслоу (рис. 10–2), особенно при
сравнении с положениями Фрейда и Скиннера,
должно пролить свет на эти различия.
Свобода — детерминизм. Хотя Маслоу сомневался в одобрении
идеи абсолютной свободы, высказываемой
многими выдающимися экзистенциалистами,
он, конечно, близок к их взглядам. Для
него человек в корне свободен и ответствен
за решение, какой образ жизни выбрать.
Эта личная свобода особенно отчетливо
проявляется в том, что человек решает,
каков его потенциал и как он будет стремиться
актуализировать его.
С точки зрения Маслоу, чем старше
человек и чем выше он поднялся в иерархии
потребностей, тем он свободнее. Например,
ребенок раннего возраста не является
истинно свободным, так как у него доминируют
физиологические потребности; он в действительности
не «решает», когда есть, спать или очистить
кишечник. Но его потенциал уже заложен
в нем. Когда человек взрослеет, он движется
вверх в иерархии потребностей и постепенно
создает свою индивидуальность. Фактически
он начинает формировать того человека,
каким он хочет стать. Чем выше он находится
на лестнице потребностей, тем свободнее
он от влияния Д — мотивации и, следовательно,
более свободен в создании своей судьбы.
Приверженность Маслоу положению свободы
очень сильна.