Девиантное поведение подростков: формы его проявления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 17:17, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель данной курсовойработы заключается в том, чтобы понять сущность девиантного (отклоняющегося) поведения.
Для этого необходимо решить ряд задач: Дать определение отклоняющегося поведения и разобраться с различными формами его проявления. Понять причины возникновения девиантного поведения, рассмотрев различные подходы к изучению указанной проблемы. Определить место молодёжи девиантного поведения в современной обществе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
I. Понятие и виды девиантного поведения………………………...……..5
1.1 Наркотики…………………………………….……………………………9
1.2 Пьянство и алкоголизм ……………………………………………….….13
1.3 Проституция…………………………………………………………….....15
1.4 Суицидальное поведение………………………………………………....17
1.5 Правонарушения……………………………………………………......…19
II. Причины и контроль задевиантным поведением
1.1 Основные причины девиантного поведения………...…...……..…21
1.2 Социальный контроль задевиантным поведением ….....………...25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………29
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………….31

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 63.17 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

 РОССИЙСКАЯ  АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА  и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ 

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

 

ПОВОЛЖСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

имени П.А. СТОЛЫПИНА 

 

Факультет государственного и муниципального управления

Кафедра социологии, социальной политики и регионоведения

Практикум «Организация досуговой  деятельности молодежи».

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

Девиантное поведение подростков: формы его проявления.

 

 Автор: студентка 4 курса

 очной формы обучения,

 специальности 040504.65

 Организация работы  с молодежью

    Зайцева Д.А.

_________________________

Научный руководитель:

доктор социологических  наук,

доцент 

Тарская Ольга  Юрьевна

__________________________

Заведующий кафедрой социологии,

социальной политики и  регионоведения,

доктор социологических  наук,

профессор

Тарский Юрий Иванович

__________________________

 

 

 

 

Саратов 2012

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

  1. Понятие и виды девиантного поведения………………………...……..5

  1.1 Наркотики…………………………………….……………………………9

  1.2 Пьянство и алкоголизм  ……………………………………………….….13

  1.3 Проституция…………………………………………………………….....15

  1.4 Суицидальное поведение………………………………………………....17

  1.5 Правонарушения……………………………………………………......…19

  1. Причины и контроль за девиантным поведением

1.1 Основные причины девиантного поведения………...…...……..…21

1.2 Социальный контроль за девиантным поведением ….....………...25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………29

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………….31

 

 

Введение

Всему миру, социальному  бытию и каждому человеку свойственно  отклоняться от оси своего существования, развития. Причина этого отклонения лежит в особенностях взаимосвязи  и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим  собой. Возникающее на основе такого свойства разнообразие в психофизическом, социокультурном, духовно-нравственном состоянии людей и их поведении  является условием расцвета общества, его совершенствования и осуществления  социального развития.

Психологи называют отклоняющееся  поведение девиантным. Оно подразумевает любые поступки или действия, не соответствующие нормам. Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов. Это чрезвычайно широкий класс явлений: от безбилетного проезда до убийства человека. В широком смысле девиант – любой человек, сбившийся с пути или отклонившийся от нормы. К видам девиантного поведения относят алкоголизм, гомосексуализм, наркоманию, азартные игры,  наркоманию, проституцию, самоубийство.  
          В узком понимании под девиантным поведением подразумеваются такие отклонения, которые не влекут за собой уголовной ответственности. Совокупность противоправных поступков, или преступлений, получило особое название – делинквентное поведение.

Объяснить причины, условия  и факторы, детерминирующие это  социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных  вопросов, среди которых вопросы  о сущности категории «норма» (социальная норма) и об отклонениях от нее. В  стабильно функционирующем и устойчиво развивающемся обществе ответ на этот вопрос более или менее ясен. Социальная норма - это необходимый и относительно устойчивый элемент социальной практики, выполняющий роль инструмента социального регулирования и контроля. «Социальная норма, - отмечает Я.И. Гилинский, - определяет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций1».

Актуальность курсовой работы: рассмотреть девиантное поведение молодёжи как социальную проблему и чтобы предотвратить эту глобальную проблему нужно найти пути решения.

В современном обществе наиболее существенные нормы поведения, затрагивающие  интересы других людей, вписаны в  законы, и их нарушение рассматривается  как преступление. Социологи обычно занимаются той категорией правонарушителей, которые преступают закон, так как  они представляют собой угрозу для  общества. Но самое главное —  понять причины роста преступлений, найти теории, объясняющие эти  процессы.

Основная цель данной курсовой  работы заключается в том, чтобы понять сущность девиантного (отклоняющегося) поведения.

Для этого необходимо решить ряд задач: Дать определение отклоняющегося поведения и разобраться с  различными формами его проявления. Понять причины возникновения девиантного поведения, рассмотрев различные подходы к изучению указанной проблемы. Определить место молодёжи девиантного поведения в современной обществе.

 

 

    1. Понятие и виды девиантного поведения

 

Процесс усвоения индивидом  образцов поведения, социальных норм и  ценностей, необходимых для его  успешного функционирования в данном обществе достигает определенной степени  завершенности при достижении личностью  социальной зрелости, которая характеризуется  обретением личностью статуса, определяющего  положение человека в обществе. Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков  социализации является отклоняющееся (девиантное) поведение - это различные формы негативного поведения лиц, сфера нравственных пороков, отступление от принципов, норм морали и права. К основным формам отклоняющегося поведения принято относить правонарушаемость, включая преступность, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийство.

Многочисленные формы  отклоняющегося поведения свидетельствуют  о состоянии конфликта между  личностными и общественными  интересами. Отклоняющееся поведение - это чаще всего попытка уйти из общества, убежать от повседневных жизненных проблем и невзгод, преодолеть состояние неуверенности  и напряжения через определенные компенсаторные формы. Однако отклоняющееся  поведение не всегда носит негативный характер. Оно может быть связано  со стремлением личности к новому, попыткой преодолеть консервативное, мешающее двигаться вперед. К отклоняющемуся поведению могут быть отнесены различные  виды научного, технического и художественного  творчества.2

Выделяют следующие  формы девиантного поведения:

  • Поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой патологии(анорексия, булимия, дисморфомания, дисморфофобия, синдром философской/метафизической интоксикации, депрессия и др.)
  • Антисоциальное поведение (алкоголизация, наркотизация, проституция, преступность, суицидальное поведение и др.)

 

Таким образом, психические  расстройства проявляются в двух формах: Акцентуированные характеры, т.е. крайние варианты нормы. Люди с ярко выраженными “тяжелыми” чертами  характера часто являются клиентами  социально-медицинских и правоохранительных служб.

 Психические расстройства  в виде акцентуаций возникают  у молодых людей по ряду  причин:

1. Часто психические расстройства  обусловлены тем, что  к молодому  человеку общество предъявляет  завышенные требования. Если на  врожденные отклонения в характере  накладываются болезненные отрицательные  переживания, то формируется комплекс  неполноценности, и возникает  необходимость в искусственных  компенсаторах -  алкоголе, наркотиках, агрессивном поведении. Особенно  провоцирует появление ранее  скрытой акцентуации или патологии,  пубертатный период, т.е. период  полового созревания.

2. Сказываются трудности  переходного возраста, т.е. переход  во “взрослую” жизнь, он сопровождается  перестройкой психики. Перестраиваются  такие важные процессы как:  мышление, ощущения, восприятие, меняется  мир иллюзий, чувствования, в полной  мере проявляются черты темперамента, способности, задатки.

3. Перестройка “Я-концепции”. “Я-концепция” - это устойчивая и неповторимая система представлений индивида о себе, на основе которой он строит свои отношения с окружением и самим собой.

 

4.  Личностные расстройства. Отчуждение – проявляется в  том, что человек оказавшись  в конфликтной ситуации, не может  самостоятельно из нее выйти.  Что бы уйти от конфликта  он должен разорвать связь  между своим “я” и травмирующей  средой. Этот разрыв создает дистанцию  между человеком и окружением, а позднее она перерастает  в отчуждение. Деперсонализация  – имеет место, когда отчуждается  само “я”, утрачивается ощущение  собственного тела, теряет смысл  любая деятельность, притупляются  эмоции, безразличие берет верх  во всем. Депрессия – состояние  аффекта с отрицательной окраской.

Под депрессией понимают сильную  тоску, сопровождаемую отчаянием и  кризисом духа. В состоянии депрессии  время как бы замедляется, наступает  быстрая утомляемость, снижается  работоспособность. Приходят мысли  о собственной ничтожности, возможны попытки самоубийства.

Депрессия может протекать  в различных формах:

Локус контроль – человек  приписывает себе или другим ответственность  за важнейшие события или наоборот, человек считает, что его жизнь  зависит от внешних сил. Отсюда чувство  бессилия и безнадежности.

       При  тяжелых формах депрессии мнимое  чувство вины, стрессовые ситуации  в результате потери близких  людей, критика со стороны авторитетных  лиц может привести к суицидальным  попыткам;  

 Бред физического недостатка, который возникает в период  полового созревания  преимущественно  у девочек.  Эти переживания,  как правило, связаны с внешностью  и широко варьируются от веснушек  до полноты или      худобы  ног, талии и пр.3

Иногда недовольство своим  телом достигает уровня паранойи, и молодые люди становятся озлобленными и несчастными. Синдром философской  интоксикации. Интерес молодых к  проблемам бытия – явление  вполне нормальное. Однако у части  молодых людей этот интерес принимает  уродливые формы: изобретаются всеобщие законы мировоздания, вынашиваются планы переустройства мира. 4

Учебные неврозы или фобии  проявляются в упорном нежелании  посещать школу, колледж, институт. Невроз выражается в конфликтных отношениях с преподавателями и одноклассниками, в нежелание вникать в отдельные  учебные предметы или все предметы сразу. Особенно часто неврозами  страдают школьники. Проблема нашей  школы в том, что подчас в ней  насаждаются порядки казармы, а  учителя выполняют в ней функцию  надзирателей. Трудность распознания  юношеских патологий заключается  в их скрытом проявлении  и  в большинстве своем касаются нормальных молодых людей. Психология нужна всем, Особенно педагогам, социальным преподавателям и работникам социальных служб, чтобы вовремя заметить негативные черты характера и отреагировать  на них педагогическими методами.

 

1.1 Наркотики

Наркотики известны человечеству с незапамятных времен. Древние источники свидетельствуют о том, что наркотики употреблялись в Месопотамии, Египте, Индии, Китае за полторы тысячи лет до нашей эры. Первыми наркотиками были продукты опиумного мака и индийской конопли. Разновидностью наркомании является токсикомания. К распространенным наркотическим веществам относятся:

1.Морфий и героин -,,алколоиды опиума 
2. Снотворные средства ,включающие так называемые барбитураты 
3.Гашиш (анаша,,план, марихуана)  
4. Стимулирующие средства, обладающие эффектом возбуждения нервной  
системы. 
5. Кокаин - алколоид растения кока.

Наркомания - это заболевание, которое выражается в физической или психологической зависимости  от наркотиков, непреодолимом влечение к ним, что постепенно приводит организм к физическому и психологическому истощению. 
Наркомания имеет социальные последствия. Для преступных элементов это  
легкий путь добывания денег. Злоупотребление наркотиками ведет к росту  
смертности, и развитию целого «букета» соматических и  
психических заболеваний.  
На почве наркомании совершаются преступления, так как в состоянии  
«ломки» наркоман способен на любое противоправное действие. Приобретение наркотиков становится фоном для совершения ряда преступлений против личности: воровства, грабежа, разбоя.

Наркомания отрицательно влияет на потомство. Дети рождаются  с серьезными физическими и психологическими отклонениями, что в свою очередь ведет к распаду семьи. Наркоман деградирует как личность, так как рабская зависимость от наркотиков заставляет его совершать аморальные поступки. 
 Одной из психологических субъективных причин наркомании является  
неудовлетворенность жизнью в связи с самыми различными обстоятельствами: личными трудностями, недостатками социально-культурной  сферы, неустроенный досуг, социальная несправедливость, неустроенность быта, неудачами в учебе или на работе, разочарование в людях. 
 Значительное место в этнологии причин наркомании занимает личность наркомана. Имеются в виду демографические, возрастные и социально-медицинские аспекты. Среди наркоманов преобладают мужчины. Другое важное обстоятельство- то, что этим недугом поражена, главным образом, молодежь. Вот почему эта проблема актуально именно для студенчества. 
 Основными мотивами наркомании и токсикомании являются:5

Информация о работе Девиантное поведение подростков: формы его проявления