Девиантное поведение подростков: формы его проявления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 17:17, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель данной курсовойработы заключается в том, чтобы понять сущность девиантного (отклоняющегося) поведения.
Для этого необходимо решить ряд задач: Дать определение отклоняющегося поведения и разобраться с различными формами его проявления. Понять причины возникновения девиантного поведения, рассмотрев различные подходы к изучению указанной проблемы. Определить место молодёжи девиантного поведения в современной обществе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
I. Понятие и виды девиантного поведения………………………...……..5
1.1 Наркотики…………………………………….……………………………9
1.2 Пьянство и алкоголизм ……………………………………………….….13
1.3 Проституция…………………………………………………………….....15
1.4 Суицидальное поведение………………………………………………....17
1.5 Правонарушения……………………………………………………......…19
II. Причины и контроль задевиантным поведением
1.1 Основные причины девиантного поведения………...…...……..…21
1.2 Социальный контроль задевиантным поведением ….....………...25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………29
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………….31

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 63.17 Кб (Скачать файл)

Проступок- это то же противоправное и виновное деяние, но не представляющее большой общественной опасность.

 Проступки  регулируются  нормами административного, гражданского, трудового и др. отраслями права.

Правонарушение в форме  проступка проявляются у подростков в вызывающей манере поведения, сквернословии, драчливости, мелком воровстве, пьянстве, бродяжничестве.

Подросткам и юношам в  возрасте 14-18 лет присуще как корыстная, так и насильственная мотивация  противоправного поведения. Корыстные  правонарушения носят незавершенный  детский характер, поскольку совершаются  из-за озорства и любопытства, не мотивируемой агрессии.

   На сегодняшний день к подростковым и юношеским правонарушения можно отнести: угон автотранспорта, завладение предметами молодежной моды (радиоаппаратура, спортивный инвентарь, модная одежда , деньги, сладости, вино и др.).

Насильственные правонарушения  вызываются потребностями самоутверждения, стадным чувством, ложно понятого долга перед своей компанией, недостатками воспитания. Особенно в семьях, где нормой поведения было пьянство, грубость, жестокость. К типичным  молодежным насильственным  правонарушениям можно отнести молодежные «Разборки», которые сопровождаются бранью, насилием.

 

    1. Причины и контроль за девиантным поведением

 

1.1 Основные причины  девиантного поведения

Существуют общие причины  девиантного поведения для всех групп "риска":

  1. Социальное неравенство. Это находит выражение в низком, подчас нищенском уровне жизни большей части населения, в первую очередь молодежи; в расслоении общества на богатых и бедных; безработица, инфляция, коррупция и т.д. 
 
 2. Морально-этический фактор девиантного поведения выражается в низком морально-нравственном уровне общества, бездуховности, психологии вещизма и отчуждении личности. Жизнь общества с рыночной экономикой напоминает базар, на котором все продается и все покупается, торговля рабочей силой и телом является рядовым событием. Деградация и падение нравов находят свое выражение в массовой алкоголизации, бродяжничестве, распространении  наркомании, "продажной любви",                        взрыве,,насилия,,и,,правонарушениях. 
 
 3. Окружающая среда, которая нейтрально-благосклонно относится к девиантному поведению. Молодые девианты в большинстве своем выходцы из неблагополучных,,семей. 
 
 Неблагоприятные условия жизни и воспитания в семье, проблемы овладения знаниями и связанные с этим неудачи в учебе, неумение строить взаимоотношения с окружающими и возникающие на этой основе конфликты, различные психофизические отклонения в состоянии здоровья, как правило, ведут к кризису духа, потере смысла существования.

В изучении причин отклоняющегося поведения существует три вида теорий: теории физических типов, психоаналитические теории и социологические, или культурные, теории. Остановимся на каждой из них.

  1.    Основная предпосылка всех теорий физических типов состоит в том, что определенные физические черты личности предопределяют совершаемые ею различные отклонения от норм. Среди последователей теорий физических типов можно назвать Ч. Ломброзо, Э. Кретшмера, В. Шелдона. В работах этих авторов присутствует одна основная идея: люди с определенной физической конституцией склонны совершать социальные отклонения, осуждаемые обществом. 12Однако практика показала несостоятельность теорий физических типов. Всем известны случаи, когда индивиды с лицом херувимов совершали тягчайшие преступления, а индивид с грубыми, "преступными" чертами лица не мог обидеть и муху.
  2. В основе психоаналитических теорий отклоняющегося поведения лежит изучение конфликтов, происходящих в сознании личности. Согласно теории З. Фрейда, у каждой личности под слоем активного сознания находится область бессознательного - это наша психическая энергия, в которой сосредоточено все природное, первобытное. 13Человек способен защититься от собственного природного "беззаконного" состояния путем формирования собственного Я, а также так называемого сверх-Я, определяемого исключительно культурой общества. Однако может возникнуть состояние, когда внутренние конфликты между Я и бессознательным, а также между сверх-Я и бессознательным разрушают защиту и наружу прорывается наше внутреннее, не знающее культуры содержание. В этом случае может произойти отклонение от культурных норм, выработанных социальным окружением индивида.
  3.  В соответствии с социологическими, или культурными, теориями индивиды становятся девиантами, так как процессы проходимой ими социализации в группе бывают неудачными по отношению к некоторым вполне определенным нормам, причем эти неудачи сказываются на внутренней структуре личности. Когда процессы социализации успешны, индивид сначала адаптируется к окружающим его культурным нормам, затем воспринимает их так, что одобряемые нормы и ценности общества или группы становятся его эмоциональной потребностью, а запреты культуры частью его сознания. Он воспринимает нормы культуры таким образом, что автоматически действует в ожидаемой манере поведения большую часть времени. Ошибки индивида редки, и всем окружающим известно, что они не являются его обычным поведением.

Наличие в повседневной практике большого числа конфликтующих норм, неопределенность в связи с этим возможного выбора линии поведения  могут привести к явлению, названному Э. Дюркгеймом аномией14 (состояние отсутствия норм). По Дюркгейму аномия - это состояние, при котором личность не имеет твердого чувства принадлежности, никакой надежности и стабильности в выборе линии нормативного поведения.

Роберт К. Мертон внес некоторые  изменения в концепцию аномии, предложенную Дюркгеймом. Он считает, что причиной девиации является разрыв между культурными целями общества и социально одобряемыми (легальными или институциональными) средствами их достижения. Например, в то время как общество поддерживает усилия своих членов в стремлении к повышению благосостояния и высокому социальному положению, легальные средства членов общества для достижения такого состояния весьма ограничены: когда человек не может добиться благосостояния с помощью таланта и способностей (легальные средства), он может прибегнуть к обману, подлогу или воровству, не одобряемым обществом.

Р. Мертоном была разработана  типология поведения личностей  в их отношении к целям и  средствам. Согласно этой типологии  отношение к целям и средствам  любой личности укладывается в следующие  классы:15

  • конформист принимает как культурные цели, так и институциональные средства, одобряемые в обществе, и является лояльным членом общества;
  • новатор пытается достигнуть культурных целей (которые он принимает) не институциональными средствами (включая незаконные и криминальные);
  • ритуалист принимает институциональные средства, которые абсолютизирует, но цели, к которым он должен стремиться с помощью этих средств, игнорирует или забывает. Ритуалы, церемонии и правила для него являются основой поведения, в то же время оригинальные, нетрадиционные средства им, как правило, отвергаются;
  • изолированный тип отходит как от культурных, традиционных целей, так и от институциональных средств, необходимых для их достижения (например, бомжи, наркоманы, алкоголики);
  • мятежник пребывает в нерешительности относительно как средств, так и культурных целей; он отступает от существующих целей и средств, желая создать новую систему норм и ценностей и новые средства для их достижения.

При использовании этой типологии  важно помнить, например, что люди никогда не могут быть полностью  конформными к нормативной культуре или быть полными новаторами. В  каждой личности присутствуют в той  или иной степени все перечисленные типы. Однако какой-то из типов обычно проявляется в большей мере и характеризует личность.

Таким образом, отклоняющееся  поведение играет в обществе двойственную роль: с одной стороны, представляет угрозу стабильности общества, с другой - поддерживает эту стабильность. Так, например, при наличии в обществе или социальной группе многочисленных случаев социальных отклонений люди утрачивают чувство ожидаемого поведения. Происходит дезорганизация культуры и  разрушение социального порядка.

С другой стороны, отклоняющееся  поведение является одним из путей  адаптации культуры к социальным изменениям. Нет такого современного общества, которое долгое время оставалось бы статичным. Даже совершенно изолированные  от мировых цивилизаций сообщества должны время от времени изменять образцы своего поведения из-за изменения  окружающей среды. Но новые культурные нормы редко создаются путем  обсуждения и дальнейшего их принятия всеми членами социальных групп. Новые социальные нормы рождаются  и развиваются в результате повседневного  поведения индивидов, в столкновении постоянно возникающих социальных обстоятельств. Отклоняющееся от старых, привычных норм поведение небольшого числа индивидов может быть началом  создания новых нормативных образцов. Постепенно, преодолевая традиции, отклоняющееся поведение, содержащее новые жизнеспособные нормы, все  в большей степени проникает  в сознание людей. По мере усвоения членами социальных групп поведения, содержащего новые нормы, оно  перестает быть отклоняющимся.

      1. Социальный контроль за девиантным поведением

Современная ситуация в духовной сфере российского общества определена специалистами как ценностно-нормативный  вакуум. Становление новой российской государственности и демократизация социума сопровождаются таким неизбежным явлением, как утрата нравственных ценностей. Молодежь, являясь объектом социализации, быстро и легко принимает те искаженные ценности, установки, способы поведения, которые характерны для общества переходного периода. Досуг современной молодежи резко отличается от того, каким он был у предыдущего поколения, их родителей. Это отличие выражается в формах проведения, а также его содержательности. В настоящее время сократилась доступность культурных ценностей. Тормозятся процессы разработки и реализации программ целевого использования учреждений культуры.16

Основные факторы социального  контроля:

1.      Методы  и средства  социального контроля  должны быть адекватны

конкретным видам девиантного поведения. Основным средством социального контроля должно стать удовлетворение различных потребностей и интересов лиц, склонных к «ненормальному» поведению. Так, научное, техническое и другие виды творчества могут служить серьезной альтернативой разным формам противоправного, и аморального поведения.

2.      Существенное  сужение репрессивных мер воздействия.  Лишение свободы приводит  личность  к социальной и нравственной  деградации и может использоваться  лишь как крайняя мера воздействия.  Следовательно, в отношении молодых  правонарушителей допустимо сокращение  сроков лишении свободы, отсрочка  исполнения приговора, условно-досрочное  освобождение и главное изменение  условий содержания.

3.      Создание  гибкой и разветвленной системы  социальной помощи, включающие государственные,  общественные, благотворительные и  иные структурные звенья.

4.      Нравственное  вознаграждение и духовное развитие  граждан на принципах: общечеловеческой  морали и духовных ценностей,  свободы совести и слова, индивидуального  поиска смысла жизни (кризис  духа или утрата смысла жизни  – важный фактор девиантного поведения ). Создание »институтов согласия» и «институтов посредничества», которые бы принимали на себя функции уголовного и административного правоприменение сообразно тяжести проступка или преступления, личности правонарушителя, условиям совершения противоправного деяния.

5.    Жесткий контроль за потоком видеозаписей, содержащих сцены насилия, жестокости и натурального секса. Ориентация молодежи на «изделия» черного рынка, где проповедуется культ насилия и примитивный секс, формирует криминальные установки и ущербное самосознание.

6.      Изменение  менталитета граждан, выросших  в условиях тоталитаризма. Формирование  средствами массовой информации, учебными и просветительскими  организациями более терпимого  и милосердного отношения к  инакомыслящим и инакодействующим (сексуальным меньшинствам и др.).

7. Подготовка и переподготовка  кадров, которые были бы способны  работать с представителями «социального  дна»: работников правоохранительных  органов, особенно специализирующихся  на работе с молодыми правонарушителями  в местах лишения свободы; социальных  педагогов и социальных психологов; врачей- наркологов и социальных работников – всех тех, кто уже сегодня работает в контактной зоне с девиантами.17

Проблема социального  контроля сегодня является актуальной проблемой во всем мире. Общая стратегия  достаточно ясна: необходим перенос  акцента с наказания на превенцию, т.е. предотвращение, профилактику. Превенция предполагает воздействие на причины девиантного поведения, факторы, ему способствующие.

В целом же профилактические меры предполагают:

- формирование у подростков  и юношей адекватного отношения  к наркомании (наркоман - это неприятно,  тягостно для окружающих; это  опасно для самого человека, для  общества и т. п.);

- тренировку навыков преодоления  внешнего давления, имеющего целью  вовлечение, приобщение к употреблению  наркотиков (умей противостоять  чужому нажиму, сказать «нет»,  быть независимым и т.д.);

Информация о работе Девиантное поведение подростков: формы его проявления