Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 17:17, курсовая работа
Основная цель данной курсовойработы заключается в том, чтобы понять сущность девиантного (отклоняющегося) поведения.
Для этого необходимо решить ряд задач: Дать определение отклоняющегося поведения и разобраться с различными формами его проявления. Понять причины возникновения девиантного поведения, рассмотрев различные подходы к изучению указанной проблемы. Определить место молодёжи девиантного поведения в современной обществе.
ВВЕДЕНИЕ
I. Понятие и виды девиантного поведения………………………...……..5
1.1 Наркотики…………………………………….……………………………9
1.2 Пьянство и алкоголизм ……………………………………………….….13
1.3 Проституция…………………………………………………………….....15
1.4 Суицидальное поведение………………………………………………....17
1.5 Правонарушения……………………………………………………......…19
II. Причины и контроль задевиантным поведением
1.1 Основные причины девиантного поведения………...…...……..…21
1.2 Социальный контроль задевиантным поведением ….....………...25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………29
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………….31
Проступок- это то же противоправное и виновное деяние, но не представляющее большой общественной опасность.
Проступки регулируются
нормами административного,
Правонарушение в форме
проступка проявляются у
Подросткам и юношам в возрасте 14-18 лет присуще как корыстная, так и насильственная мотивация противоправного поведения. Корыстные правонарушения носят незавершенный детский характер, поскольку совершаются из-за озорства и любопытства, не мотивируемой агрессии.
На сегодняшний день к подростковым и юношеским правонарушения можно отнести: угон автотранспорта, завладение предметами молодежной моды (радиоаппаратура, спортивный инвентарь, модная одежда , деньги, сладости, вино и др.).
Насильственные правонарушения
1.1 Основные причины девиантного поведения
Существуют общие причины девиантного поведения для всех групп "риска":
1. Социальное неравенство.
Это находит выражение в низком, подчас
нищенском уровне жизни большей части
населения, в первую очередь молодежи;
в расслоении общества на богатых и бедных;
безработица, инфляция, коррупция и т.д.
2. Морально-этический фактор девиантного
поведения выражается в низком морально-нравственном
уровне общества, бездуховности, психологии
вещизма и отчуждении личности. Жизнь
общества с рыночной экономикой напоминает
базар, на котором все продается и все
покупается, торговля рабочей силой и
телом является рядовым событием. Деградация
и падение нравов находят свое выражение
в массовой алкоголизации, бродяжничестве,
распространении наркомании, "продажной
любви",
взрыве,,насилия,,и,,правонаруш
3. Окружающая среда, которая нейтрально-благосклонно
относится к девиантному поведению. Молодые
девианты в большинстве своем выходцы
из неблагополучных,,семей.
Неблагоприятные условия жизни и воспитания
в семье, проблемы овладения знаниями
и связанные с этим неудачи в учебе, неумение
строить взаимоотношения с окружающими
и возникающие на этой основе конфликты,
различные психофизические отклонения
в состоянии здоровья, как правило, ведут
к кризису духа, потере смысла существования.
В изучении причин отклоняющегося поведения существует три вида теорий: теории физических типов, психоаналитические теории и социологические, или культурные, теории. Остановимся на каждой из них.
Наличие в повседневной практике большого числа конфликтующих норм, неопределенность в связи с этим возможного выбора линии поведения могут привести к явлению, названному Э. Дюркгеймом аномией14 (состояние отсутствия норм). По Дюркгейму аномия - это состояние, при котором личность не имеет твердого чувства принадлежности, никакой надежности и стабильности в выборе линии нормативного поведения.
Роберт К. Мертон внес некоторые изменения в концепцию аномии, предложенную Дюркгеймом. Он считает, что причиной девиации является разрыв между культурными целями общества и социально одобряемыми (легальными или институциональными) средствами их достижения. Например, в то время как общество поддерживает усилия своих членов в стремлении к повышению благосостояния и высокому социальному положению, легальные средства членов общества для достижения такого состояния весьма ограничены: когда человек не может добиться благосостояния с помощью таланта и способностей (легальные средства), он может прибегнуть к обману, подлогу или воровству, не одобряемым обществом.
Р. Мертоном была разработана типология поведения личностей в их отношении к целям и средствам. Согласно этой типологии отношение к целям и средствам любой личности укладывается в следующие классы:15
При использовании этой типологии
важно помнить, например, что люди
никогда не могут быть полностью
конформными к нормативной
Таким образом, отклоняющееся поведение играет в обществе двойственную роль: с одной стороны, представляет угрозу стабильности общества, с другой - поддерживает эту стабильность. Так, например, при наличии в обществе или социальной группе многочисленных случаев социальных отклонений люди утрачивают чувство ожидаемого поведения. Происходит дезорганизация культуры и разрушение социального порядка.
С другой стороны, отклоняющееся
поведение является одним из путей
адаптации культуры к социальным
изменениям. Нет такого современного
общества, которое долгое время оставалось
бы статичным. Даже совершенно изолированные
от мировых цивилизаций сообщества
должны время от времени изменять
образцы своего поведения из-за изменения
окружающей среды. Но новые культурные
нормы редко создаются путем
обсуждения и дальнейшего их принятия
всеми членами социальных групп.
Новые социальные нормы рождаются
и развиваются в результате повседневного
поведения индивидов, в столкновении
постоянно возникающих
Современная ситуация в духовной
сфере российского общества определена
специалистами как ценностно-
Основные факторы социального контроля:
1. Методы и средства социального контроля должны быть адекватны
конкретным видам девиантного поведения. Основным средством социального контроля должно стать удовлетворение различных потребностей и интересов лиц, склонных к «ненормальному» поведению. Так, научное, техническое и другие виды творчества могут служить серьезной альтернативой разным формам противоправного, и аморального поведения.
2. Существенное
сужение репрессивных мер
3. Создание
гибкой и разветвленной
4. Нравственное
вознаграждение и духовное
5. Жесткий контроль за потоком видеозаписей, содержащих сцены насилия, жестокости и натурального секса. Ориентация молодежи на «изделия» черного рынка, где проповедуется культ насилия и примитивный секс, формирует криминальные установки и ущербное самосознание.
6. Изменение
менталитета граждан, выросших
в условиях тоталитаризма.
7. Подготовка и переподготовка
кадров, которые были бы способны
работать с представителями «
Проблема социального контроля сегодня является актуальной проблемой во всем мире. Общая стратегия достаточно ясна: необходим перенос акцента с наказания на превенцию, т.е. предотвращение, профилактику. Превенция предполагает воздействие на причины девиантного поведения, факторы, ему способствующие.
В целом же профилактические меры предполагают:
- формирование у подростков
и юношей адекватного
- тренировку навыков
Информация о работе Девиантное поведение подростков: формы его проявления