Девиантное поведение подростков: формы его проявления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 17:17, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель данной курсовойработы заключается в том, чтобы понять сущность девиантного (отклоняющегося) поведения.
Для этого необходимо решить ряд задач: Дать определение отклоняющегося поведения и разобраться с различными формами его проявления. Понять причины возникновения девиантного поведения, рассмотрев различные подходы к изучению указанной проблемы. Определить место молодёжи девиантного поведения в современной обществе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
I. Понятие и виды девиантного поведения………………………...……..5
1.1 Наркотики…………………………………….……………………………9
1.2 Пьянство и алкоголизм ……………………………………………….….13
1.3 Проституция…………………………………………………………….....15
1.4 Суицидальное поведение………………………………………………....17
1.5 Правонарушения……………………………………………………......…19
II. Причины и контроль задевиантным поведением
1.1 Основные причины девиантного поведения………...…...……..…21
1.2 Социальный контроль задевиантным поведением ….....………...25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………29
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………….31

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 63.17 Кб (Скачать файл)

- развитие у ребенка,  подростка, юноши определенных, личностных  качеств (уважение к себе, осознание  своей уникальности, умение говорить  о своих трудностях и просить  помощи и т. д.);

- формирование навыков  ведения здорового образа жизни.

 

Заключение

Итак, мы определили, что  девиантное (отклоняющееся) поведение - это поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются. Девиантное поведение - следствие неудачного процесса социализации личности: в результате нарушения процессов идентификации и индивидуализации человека, такой индивид легко впадает в состояние «социальной дезорганизации», когда культурные нормы, ценности и социальные взаимосвязи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу. Такое состояние называется аномией и является основной причиной отклоняющегося поведения.

  Учитывая, что девиантное поведение может принимать самые разные формы (как негативные, так и позитивные), необходимо изучать данное явление, проявляя дифференцированный подход.

Отклонения от социальных норм, несмотря на большое разнообразие, имеют некоторые общие причины, поддерживающие их существование, а  подчас ведущие к их росту и  распространенности. По своей сути они сводятся к объективным и  субъективным противоречиям общественного  развития, которые нарушают взаимодействие личности с социальной средой и ведут  к формам поведения индивидов  не согласующимся с существующей нормативной системой. Отечественный  социолог Я. Глинский считает источником девиации наличие в обществе социального  неравенства, значительных различий в  возможностях удовлетворения потребностей для разных социальных групп 18.Общей закономерностью отклоняющегося поведения служит факт относительно устойчивой взаимосвязи между различными формами девиаций. Эти связи могут быть как прямыми (алкоголизм и хулиганство), так и обратными (убийство и самоубийство).   Существует и зависимость всех форм проявления девиации от экономических, социальных, демографических, культурных и других факторов. Особую остроту эта проблема приобретает в переходном обществе, где все сферы общественной жизни претерпевает серьезные изменения и происходит девальвация прежних норм поведения. По этой причине крайне важным для общественной системы в переходный период является социальный контроль за деятельностью отдельных личностей и социальных общностей, слоев, групп и т.п.

Социальные отклонения столь  же разнообразны, сколь сами социальные нормы. Более того, разнообразие отклонений превышает разнообразие норм, ибо  норма типична, а отклонения могут  быть весьма индивидуализированы.

В период перехода к рыночной экономики изменилось материальное положение многих слоев населения. Большинство живет за чертой бедности, увеличилось количество безработных. Все это создает конфликтные ситуации, а они приводят к девиациям. Кто забывается в бутылке, кто забывается в наркотическом дурмане, а кто послабее сводит счеты с жизнью. Единственный способ как-то изменить сложившееся положение - улучшить жизнь, помочь людям и молодежи преодолеть их проблемы для этого и создаются теперь социальные службы и другие организации. Но если их деятельность не будет поддерживаться государством рост преступности, наркомании, алкоголизма и т. д. будет только расти.

 

 

 

 

 

Библиографический список

1.Вагин Ю.Р. Авитальная активность (злоупотребление психоактивными веществами и суицидальное поведение у подростков).— Пермь: Изд-во ПРИПИТ, 2001.- 292 с.

2.Василькова Ю.В. Работа  социального педагога с трудными  подростками // Методика и опыт  работы социального педагога. - М.: Академия, 2001. - С. 91-121.

3.Гиппернейтер Ю.Б., Введение  в общую психологию. - М., Просвещение, 2002г. 336 стр.

4.Глинский Я. Девиантология. М. 2000, 270 с.

5.Глинский Я. Девиантология. М. 2000. 272 с

6.Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995.

7.Колесникова Г.И. Девиантное поведение для студентов вузов / Г.И. 8.Колесникова, А.Б. Котова, И.А. Петрулевия. – Ростов н / Д: Феникс, 2007.

9.Олиференко Л.Я., Шульга  И.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая  поддержка детей группы риска:  Учебное пособие. - М.: Академия, 2002.

10.П.Д. Павленок  Основа социальной работы: Учебник М:1998 – 265 с.

11.П.Д. Павленок Основа социальной работы: Учебник М:1998 – | |267 с.

12.П.Д. Павленок Основа социальной работы: Учебник М:1998 – 278 с.

13.Пидкасистый Г.Т. Педагогика. - М., Педагогическое общество России,2003г.

14.РайсФ. Психология юношеского  возраста. - СПб,2000г.

15.Социальные отклонения  – 2-е изд., перераб. и доп. –М.: Юрид. лит.| |1989 - 275 с.

16.Социальные отклонения  – 2-е изд., перераб. и доп. – М. 1998: С69

17.Социальная педагогика: Курс лекций./ Под общей ред.  М.А.Галагузовой. - М.,2000.

18.Теории физических типов  Ч. Ломброзо, Э. Кретшмера, В. Шелдона

Теория  З. Фрейда

19.Шереги Ф.Э., Арефьев  А.Л., Вострокнутов Н.В., Зайцев С.Б., Никифоров Б.А. Девиация подростков  и молодежи: алкоголизация, наркотизация, проституция. М. 48 с.

20.http://www.lossofsoul.com/DEATH/suicide/statistic.htm  Статистика самоубийств

1 Глинский Я. Девиантология. М. 2000, 270 с.

2 Гиппернейтер Ю.Б., Введение в общую психологию. - М., Просвещение, 2002г. 336 стр.

3 П.Д. Павленок  Основа социальной работы: Учебник М:1998 – 265 с.

4 П.Д. Павленок Основа социальной работы: Учебник М:1998 – | |267 с.

5 Олиференко Л.Я., Шульга И.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учебное пособие. - М.: Академия, 2002.

6 РайсФ. Психология юношеского возраста. - СПб,2000г.

7 Социальные отклонения – 2-е изд., перераб. и доп. –М.: Юрид. лит.| |1989 - 275 с.

8 Шереги Ф.Э., Арефьев А.Л., Вострокнутов Н.В., Зайцев С.Б., Никифоров Б.А. Девиация подростков и молодежи: алкоголизация, наркотизация, проституция. М. 48 с.

9 http://www.lossofsoul.com/DEATH/suicide/statistic.htm  Статистика самоубийств

10 Вагин Ю.Р. Авитальная активность (злоупотребление психоактивными веществами и суицидальное поведение у подростков).— Пермь: Изд-во ПРИПИТ, 2001.- 292 с.

11 Василькова Ю.В. Работа социального педагога с трудными подростками // Методика и опыт работы социального педагога. - М.: Академия, 2001. - С. 91-121.

12 Ч. Ломброзо, Э. Кретшмера, В. Шелдона- теорий физических типов

13 Теория  З. Фрейда

14 Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995.

15 М, 1998. 2. Социальные отклонения – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: С69 Юрид. лит.,

16 .Пидкасистый Г.Т. Педагогика. - М., Педагогическое общество России,2003г.

17 П.Д. Павленок Основа социальной работы: Учебник М:1998 – 278 с.

18 Глинский Я. Девиантология. М. 2000. 270 с.

 


Информация о работе Девиантное поведение подростков: формы его проявления