Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 17:17, курсовая работа
Основная цель данной курсовойработы заключается в том, чтобы понять сущность девиантного (отклоняющегося) поведения.
Для этого необходимо решить ряд задач: Дать определение отклоняющегося поведения и разобраться с различными формами его проявления. Понять причины возникновения девиантного поведения, рассмотрев различные подходы к изучению указанной проблемы. Определить место молодёжи девиантного поведения в современной обществе.
ВВЕДЕНИЕ
I. Понятие и виды девиантного поведения………………………...……..5
1.1 Наркотики…………………………………….……………………………9
1.2 Пьянство и алкоголизм ……………………………………………….….13
1.3 Проституция…………………………………………………………….....15
1.4 Суицидальное поведение………………………………………………....17
1.5 Правонарушения……………………………………………………......…19
II. Причины и контроль задевиантным поведением
1.1 Основные причины девиантного поведения………...…...……..…21
1.2 Социальный контроль задевиантным поведением ….....………...25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………29
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………….31
- развитие у ребенка, подростка, юноши определенных, личностных качеств (уважение к себе, осознание своей уникальности, умение говорить о своих трудностях и просить помощи и т. д.);
- формирование навыков
ведения здорового образа
Заключение
Итак, мы определили, что девиантное (отклоняющееся) поведение - это поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются. Девиантное поведение - следствие неудачного процесса социализации личности: в результате нарушения процессов идентификации и индивидуализации человека, такой индивид легко впадает в состояние «социальной дезорганизации», когда культурные нормы, ценности и социальные взаимосвязи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу. Такое состояние называется аномией и является основной причиной отклоняющегося поведения.
Учитывая, что девиантное поведение может принимать самые разные формы (как негативные, так и позитивные), необходимо изучать данное явление, проявляя дифференцированный подход.
Отклонения от социальных норм, несмотря на большое разнообразие, имеют некоторые общие причины, поддерживающие их существование, а подчас ведущие к их росту и распространенности. По своей сути они сводятся к объективным и субъективным противоречиям общественного развития, которые нарушают взаимодействие личности с социальной средой и ведут к формам поведения индивидов не согласующимся с существующей нормативной системой. Отечественный социолог Я. Глинский считает источником девиации наличие в обществе социального неравенства, значительных различий в возможностях удовлетворения потребностей для разных социальных групп 18.Общей закономерностью отклоняющегося поведения служит факт относительно устойчивой взаимосвязи между различными формами девиаций. Эти связи могут быть как прямыми (алкоголизм и хулиганство), так и обратными (убийство и самоубийство). Существует и зависимость всех форм проявления девиации от экономических, социальных, демографических, культурных и других факторов. Особую остроту эта проблема приобретает в переходном обществе, где все сферы общественной жизни претерпевает серьезные изменения и происходит девальвация прежних норм поведения. По этой причине крайне важным для общественной системы в переходный период является социальный контроль за деятельностью отдельных личностей и социальных общностей, слоев, групп и т.п.
Социальные отклонения столь же разнообразны, сколь сами социальные нормы. Более того, разнообразие отклонений превышает разнообразие норм, ибо норма типична, а отклонения могут быть весьма индивидуализированы.
В период перехода к рыночной экономики изменилось материальное положение многих слоев населения. Большинство живет за чертой бедности, увеличилось количество безработных. Все это создает конфликтные ситуации, а они приводят к девиациям. Кто забывается в бутылке, кто забывается в наркотическом дурмане, а кто послабее сводит счеты с жизнью. Единственный способ как-то изменить сложившееся положение - улучшить жизнь, помочь людям и молодежи преодолеть их проблемы для этого и создаются теперь социальные службы и другие организации. Но если их деятельность не будет поддерживаться государством рост преступности, наркомании, алкоголизма и т. д. будет только расти.
Библиографический список
1.Вагин Ю.Р. Авитальная активность (злоупотребление психоактивными веществами и суицидальное поведение у подростков).— Пермь: Изд-во ПРИПИТ, 2001.- 292 с.
2.Василькова Ю.В. Работа
социального педагога с
3.Гиппернейтер Ю.Б., Введение в общую психологию. - М., Просвещение, 2002г. 336 стр.
4.Глинский Я. Девиантология. М. 2000, 270 с.
5.Глинский Я. Девиантология. М. 2000. 272 с
6.Дюркгейм Э. Социология.
Ее предмет, метод,
7.Колесникова Г.И. Девиантное поведение для студентов вузов / Г.И. 8.Колесникова, А.Б. Котова, И.А. Петрулевия. – Ростов н / Д: Феникс, 2007.
9.Олиференко Л.Я., Шульга
И.И., Дементьева И.Ф. Социально-
10.П.Д. Павленок Основа социальной работы: Учебник М:1998 – 265 с.
11.П.Д. Павленок Основа социальной работы: Учебник М:1998 – | |267 с.
12.П.Д. Павленок Основа социальной работы: Учебник М:1998 – 278 с.
13.Пидкасистый Г.Т.
14.РайсФ. Психология
15.Социальные отклонения – 2-е изд., перераб. и доп. –М.: Юрид. лит.| |1989 - 275 с.
16.Социальные отклонения – 2-е изд., перераб. и доп. – М. 1998: С69
17.Социальная педагогика: Курс лекций./ Под общей ред. М.А.Галагузовой. - М.,2000.
18.Теории физических типов Ч. Ломброзо, Э. Кретшмера, В. Шелдона
Теория З. Фрейда
19.Шереги Ф.Э., Арефьев
А.Л., Вострокнутов Н.В., Зайцев С.Б.,
Никифоров Б.А. Девиация
20.http://www.lossofsoul.com/
1 Глинский Я. Девиантология. М. 2000, 270 с.
2 Гиппернейтер Ю.Б., Введение в общую психологию. - М., Просвещение, 2002г. 336 стр.
3 П.Д. Павленок Основа социальной работы: Учебник М:1998 – 265 с.
4 П.Д. Павленок Основа социальной работы: Учебник М:1998 – | |267 с.
5 Олиференко Л.Я., Шульга И.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учебное пособие. - М.: Академия, 2002.
6 РайсФ. Психология юношеского возраста. - СПб,2000г.
7 Социальные отклонения – 2-е изд., перераб. и доп. –М.: Юрид. лит.| |1989 - 275 с.
8 Шереги Ф.Э., Арефьев А.Л., Вострокнутов Н.В., Зайцев С.Б., Никифоров Б.А. Девиация подростков и молодежи: алкоголизация, наркотизация, проституция. М. 48 с.
9 http://www.lossofsoul.com/
10 Вагин Ю.Р. Авитальная активность (злоупотребление психоактивными веществами и суицидальное поведение у подростков).— Пермь: Изд-во ПРИПИТ, 2001.- 292 с.
11 Василькова Ю.В. Работа социального педагога с трудными подростками // Методика и опыт работы социального педагога. - М.: Академия, 2001. - С. 91-121.
12 Ч. Ломброзо, Э. Кретшмера, В. Шелдона- теорий физических типов
13 Теория З. Фрейда
14 Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995.
15 М, 1998. 2. Социальные отклонения – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: С69 Юрид. лит.,
16 .Пидкасистый Г.Т. Педагогика. - М., Педагогическое общество России,2003г.
17 П.Д. Павленок Основа социальной работы: Учебник М:1998 – 278 с.
18 Глинский Я. Девиантология. М. 2000. 270 с.
Информация о работе Девиантное поведение подростков: формы его проявления