Девиация и социальный контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 15:50, контрольная работа

Краткое описание

Затрагивая тему девиации и социального контроля, следует вспомнить о явлении социальной дифференциации, которая подразумевает собой не просто выделение каких-либо групп, но и определенное неравенство между ними с точки зрения их общественного положения, объема и характера права, привилегий и обязанностей, престижа и влияния.
Одни теории, например, марксистская, исходят из необходимости и возможности устранения неравенства как наиболее яркого проявления социальной несправедливости. Согласно иной точке зрения, неравенство расценивается как положительное явление, заставляющее людей стремиться к совершенствованию общественных отношений.

Вложенные файлы: 1 файл

социология.doc

— 153.50 Кб (Скачать файл)

       Введение

       Характеризуя  общество, ненароком обращаешь внимание на формы объединения людей. Они, осуществляя совместную деятельность, объединяются в различные группы, общности. Взаимодействие людей в таких группах и групп между собой составляет социальную сферу жизнедеятельности общества, что и изучается социологией.

       Затрагивая  тему девиации и социального контроля, следует вспомнить о явлении  социальной дифференциации, которая  подразумевает собой не просто выделение  каких-либо групп, но и определенное неравенство между ними с точки зрения их общественного положения, объема и характера права, привилегий и обязанностей, престижа и влияния. 
Одни теории, например, марксистская, исходят из необходимости и возможности устранения неравенства как наиболее яркого проявления социальной несправедливости. Согласно иной точке зрения, неравенство расценивается как положительное явление, заставляющее людей стремиться к совершенствованию общественных отношений.

       Существует  разные взгляды на дифференциацию, ее влияние на общество и средства ее устранения. Но одно не вызывает сомнений-то, что именно это явление неразрывно связано и считается одной из причин возникновения девиации. Любой человек или общественная группа пытается удовлетворить собственные потребности. Так или иначе, неравенство провоцирует возникновение определенных отклонений. А говоря о социальных отклонениях, в первую очередь, необходимо знать, а что же тогда является социальной нормой? Кто или что дает оценку человеческим поступкам, классифицируя их как норму (отклонение). Почему люди нарушают общественные нормы? Почему определенные действия характеризуются как девиантные? Почему поведение одних индивидов называют девиантным, когда они совершают по существу те же действия, что и другие индивиды, которым удается избежать наказания, а иногда даже добиться признания? И почему число отклонений от нормы изменяется от группы к группе и от общества к обществу? 

       Понятие и причины девиации

       В прошлом веке социальные исследователи  предложили множество объяснений девиации; в данном разделе мы рассмотрим основные теории, объясняющие девиацию. Неудивительно, что в них придается особое значение одному из трех факторов: человеку, норме и группе.

       Практически вся жизнь любого общества характеризуется  наличием отклонений. Социальные отклонения, то есть девиации присутствуют в каждой социальной системе. Поэтому умение выявлять причины таких отклонений, находить пути преодоления их негативных форм должно быть свойственным каждому современному человеку.

       Определение причин девиаций, их форм и последствий - важный инструмент социального контроля и управления обществом.

       В недалеком прошлом термин “социальное  отклонение” был связан в нашем  сознании только с криминальными  явлениями – преступлениями, пьянством, наркоманией, проституцией и др. И это неслучайно, ибо они практически везде и всегда считаются отклонениями от существующих социальных норм. Но в этой связи возникает вопрос: только ли подобные явления можно назвать социальными отклонениями и что представляет собой девиация

       Проблему  социальных отклонений изучают криминология, правовая статистика, социология и другие науки. При этом именно социология занимается определением наиболее общих причин и последствий девиации, ее влияния на развитие социальных процессов, указывает путь рационального контроля, предотвращения и ликвидации такого поведения с помощью экономических, социальных и политических мер.

       Возникновение концепции отклоняющегося поведения  связано с именем французского социолога Э.Дюркгейма, который в течение всей своей деятельности придавал особое значение выявлению причин порядка и беспорядка в обществе. Социальная интеграция существует, когда члены общества или его группы придают важное значение его нормам и руководствуются этими нормами в своей жизни. Если индивид не желает соблюдать общие нормы, возникает аномия, то есть такое состояние общества, при котором значительная часть его членов, зная о существовании обязывающих их норм, относится к ним негативно или равнодушно. Эта ситуация может быть результатом любого резкого изменения социальной структуры, например, при неожиданных экономических подъемах или кризисах.

       Определяя категорию девиации, необходимо подчеркнуть, что направленность отступлений от установленных норм может быть разной. Эти отступления могут охватывать как полезные отклонения, так и дезорганизующие поступки, социальную патологию – наиболее стойкие, опасные для общества и личности. Таким образом, девиация (социальное отклонение) – это поступки, деятельность людей, социальных групп, не отвечающие установленным в данном обществе нормам или признанным шаблонам и стандартам поведения. При этом под социальной нормой следует понимать характеристику таких явлений и процессов, которые являются закономерными для данной общественной системы.

       Для того чтобы индивидуальные негативные отклонения от норм приобрели качество социальных необходимы следующие условия:

  • одинаковая направленность таких отклонений в похожих группах людей в одинаковых условиях;
  • близость или даже единство причин, из которых они возникают;
  • наличие определенной повторяемости, стойкости названных явлений.

       То  есть социальные отклонения – это не случайные факты, а процессы, которые приобрели определенное распространение в обществе или выявляют к этому тенденцию.

       Социальные  отклонения изучаются на индивидуальном и массовом уровне.

       На  индивидуальном уровне рассматривается  конкретный поступок определенного человека (либо акт деятельности коллектива, государственной акции в международных отношениях); на массовом – совокупность актов такого вида, система нарушений социальных норм.

       Рассматривая  структуру индивидуального отклонения от социальной нормы, прежде всего, необходимо подчеркнуть: если социальную норму  принять как эталон поступка, то отклонение от этого эталона должно происходить в разных направлениях. Поступок может не отвечать социальной норме по: объективным или субъективным признакам; целям и мотивам, прямым и побочным результатам. Он может быть новаторским или консервативным, полезным или вредным, случайным или типичным и т.д.

       На  уровне массового явления социальные отклонения выступают уже как элемент общественной жизни, как одна из его сторон, как нежеланный социальный процесс.

       Определить  является ли тот или иной поступок девиацией нелегко. Это связано  с тем, что стандарты, типы, шаблоны (социальные нормы) – неоправданны и часто обуславливают разногласия. Наиболее яркие примеры девиации – нечеловеческие поступки, вызывающие почти всегда осуждение (например, убийство, изнасилование). Однако только на этом основании трудно дать точное определение девиации. Даже убийство оправдано (например, во время войны). Кроме того, ожидания, определяющие степень девиантного поведения, со временем изменяются (например, отношения к курильщикам, которые сегодня, в отличие от начала столетия, отождествляются с наркоманами).

       Вторая  проблема, возникающая при определении  девиации, связана с неопределенностью  поведенческих ожиданий. Иногда правила  не совсем понятны. Так, всегда ли является девиацией неосторожный переход через улицу? С одной стороны, это запрещено законом, а с другой – очень распространено, и считается полулегальным до тех пор, пока не нарушится работа транспорта и никто не пострадает.

       Если  же правила или нормы поведения  сформулированы неясно, среди населения могут возникнуть разногласия относительно их законности и правильности. То есть, в плюралистическом обществе девиантное поведение, с точки зрения одного человека, может считаться нормальным для другого человека. Таким образом, всегда важно выяснить реакцию так называемой “публики” на разнообразные виды поведения – речь идет о людях, определяющих, что конкретно является девиантным или недевиантным. То есть люди, с которыми тот или иной человек общается ежедневно – они непосредственно оценивают его или его поведение, а также организации или органы власти, контролирующие его поведение.

       Все эти факторы – относительная природа девиации, неопределенность ожиданий, противоречия в вопросах о правилах – свидетельствуют о недопустимости навешивания ярлыка девиантности на какой-либо тип поведения при всех обстоятельствах. Но некоторые типы поведения почти всегда считаются такими. Например, почти во всех обществах, человек, отказывающийся разговаривать с другими людьми в течение длительного времени (если это не связано с религиозным ритуалом), считается девиантом.

       Теории происхождения девиации

       В социологии девиантного поведения  не существует единой точки зрения относительно причин и обстоятельств  происхождения девиации. Так, в конце XIX века итальянский доктор Цезаре Ламброзо выявил связь между преступным поведением и определенными физическими чертами. Он указывал, что люди склонны к определенным типам поведения по своему биологическому строению, что “преступный тип” ассоциируется с возвращением к более ранним стадиям человеческой эволюции. Это тип можно определить по таким характерным чертам, как выступающая нижняя челюсть, жидкая бородка и пониженная чувствительность к боли. Теория Ламброзо была распространенной.

       Представителем  биологического типа объяснения девиации является также Шелдон, выдвинувший  теорию о том, что у девиантов определенное физическое строение и эти физические особенности являются причиной девиации. Хотя подобные биологические объяснения девиации были популярны даже в начале ХХ века, их постепенно вытеснили более поздние исследования. Последнее время биологическое объяснение девиации фокусируется на аномалиях половых хромосом (XY) девианта.

       Кроме биологических подходов к анализу  девиантного поведения, активно разрабатываются психологические и социологические.

       Психологический подход, как и биологический часто связан с анализом преступного поведения. Мыслители прошлого, пытающиеся дать психологическое объяснения девиации, подчеркивали важность анализа таких общих состояний, как ”умственные дефекты”, “дегенеративность”, “слабоумие” и “психопатия”. Криминологи пытались найти научные методы определения связи между таким состоянием и преступным поведением. Психоаналитики предложили теории, устанавливающие связь между девиантными поступками и многими психологическими проблемами. Например, австрийский врач-психиатр Зигмунд Фрейд ввел понятие о “потенциальных преступниках с чувством вины”. То есть о людях, желающих быть пойманными и покаранными, потому что они чувствуют себя виноватыми.

       Но  на основании только одной психологической  особенности, конфликта или “комплекса” нельзя объяснить сущность преступности или другого типа поведения. Наиболее вероятно происхождение девиации на основании многих социальных и психологических факторов.

       Существуют  различные социологические теории происхождения девиации. Например, теория аномии, основной идеей которой Э.Дюркгейм считал, что девиация, в частности самоубийство, происходит из-за отсутствия норм. Американский социолог Р.Мертон, обосновывающий эту теорию, полагал что, девиация происходит, когда существует разрыв между целями общества и одобренными средствами для их достижения.

       Теория  социальной дезорганизации, которую  обосновали Шоу и Маккей, исходит из того что, девиация многих видов возникает, когда культурные ценности, нормы и социальные связи отсутствуют, ослаблены или становятся противоречивыми.

       Основная  идея культурологических теорий объяснения девиации (Селлин, Миллер, Сутерленд, Клауорд  и Оулин) – конфликты между нормами субкультуры и господствующей культурой вызывают девиантное поведение.

       Теория  наклеивания ярлыков (Беккер) исходит из того, что девиация – своеобразный ярлык, который некоторые группы, обладающие властью, “навешивают” поведению более слабых групп.

       Теория  радикальной криминологии (Турк, Квинни, Тейлор, Уолтон и Янг) полагает, что  девиация является результатом противодействия нормам капиталистического общества.

       Несмотря  на все различия этих теорий, их объединяет определение причины девиации разнообразных  социальных факторов: отсутствие норм и разрыв между целями общества и  способами достижения этих целей (теории аномии); культурные ценности, побуждающие людей к девиантному поведению (культурологические теории); наличие тех, кто оценивает человека с точки зрения девиации (теория наклеивания ярлыков); разработка законов как источника общественного конфликта (радикальная криминология) и т.д.

Информация о работе Девиация и социальный контроль