Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 15:50, контрольная работа
Затрагивая тему девиации и социального контроля, следует вспомнить о явлении социальной дифференциации, которая подразумевает собой не просто выделение каких-либо групп, но и определенное неравенство между ними с точки зрения их общественного положения, объема и характера права, привилегий и обязанностей, престижа и влияния.
Одни теории, например, марксистская, исходят из необходимости и возможности устранения неравенства как наиболее яркого проявления социальной несправедливости. Согласно иной точке зрения, неравенство расценивается как положительное явление, заставляющее людей стремиться к совершенствованию общественных отношений.
Кроме того, все эти теории девиантным называют поведение, отклоняющееся от норм со знаком минус. Но в любом обществе всегда есть люди, поведение которых опережает существующие стандарты и выступает более прогрессивным по сравнению с ними. Такой вид поведения наиболее свойственен обществу во времена различных социальных перестроек и также выступает как девиация.
Все вышеуказанные теории определяют разные причины, вызывающие социальные отклонения. Этих причин может быть много, они изменяются с развитием общества. Что касается постоянного, главного источника девиаций, делающего это явление объективным и всегда свойственным человеческому обществу – этим источником выступает социальное неравенство как неравные возможности в удовлетворении потребностей. При этом следует принять во внимание:
На уровне индивидуального поведения наиболее общая причина – “социальная неупорядоченность” как результат несоответствия объективных свойств индивида, включая его способности, приобретенные в процессе социализации, требованиям и приобретенной позиции в системе общественных отношений.
Следует отметить, что в последнее время в мировой социологии биологическим и психологическим объяснениям девиации уделяют меньше внимания. Более поздние теории, особенно новая криминология, делают акцент на характере общества и пытаются выявить, в какой степени оно заинтересовано в создании и сохранении девиации. В самых новых теориях все чаще критикуется существующий социальный строй, они исходят из необходимости превращения не отдельных людей, а общества в целом.
Типология социальных отклонений отражает разнообразие этих явлений, дает возможность провести разделительные черты между ними и определить особенности их этиологий, которые необходимо учитывать при осуществлении мер борьбы с ними.
Классификация девиантного поведения
Социальные отклонения могут быть классифицированы по нескольким основаниям. Наиболее распространенным является деление отклонений на разные виды в зависимости от типа нормы, которая нарушается (право, мораль, правила общения и др.). При этом негативные отклонения делятся на преступления, другие правонарушения (административные, гражданские, трудовые, финансовые и т.д.), аморальные поступки и т.д. Практическое значение данной классификации связано с тем, что от нее зависит различие санкций, которые применяются, а также процедуры выявления и наказания виновных.
По характеру нарушаемых норм, можно также выделить отклонения в национальном и международном масштабах. То есть о нормативных началах деления; многие виды поведения представляют собой нарушения норм права, морали, нравственности, обычаев, существующих в данной стране; некоторые виды связаны с нарушением общеприменимых норм и принципов международного права и морали (агрессивные войны, расовая дискриминация, геноцид, международный терроризм и другое).
Возможна классификация в зависимости от принятия или непринятия человеком целей общества и социально одобренных средств достижения. В соответствии с этой классификацией конформизм предусматривает согласие с целями общества и применение законных средств для их достижения; инновация допускает признание целей, но отвергает социально одобренные средства для достижения этих целей; ритуализм связан с непринятием целей и признанием средств; ретритизм присутствует тогда, когда человек одновременно отбрасывает социальные средства и цели.
Классификация социальных отклонений возможна и в зависимости от элементов внутренней структуры. Большинство отклонений – конкретные поступки людей. Если придерживаться характеристики девиантного поведения с помощью четырех элементов (субъект, объект, объективная и субъективная стороны), которая используется в юриспруденции, то к главным типам социальных отклонений следует отнести следующие:
- в зависимости от субъекта поведения можно выделить поведение индивидуума, отклоняющееся от нормы – граждан, должностных лиц; деятельность трудовых коллективов и их органов; а также неформальных социальных групп;
- в зависимости от объекта – девиантное поведение может быть, во-первых, отнесено к разным сферам общественной жизни; во-вторых, рассмотрено с точки зрения разнообразной социальной направленности (против интересов личности, социальной группы или общества, в общем); в-третьих, могут быть выявлены конкретные ценности и интересы, выступающие как непосредственные объекты правонарушений или аморальных поступков (жизни, здоровья, имущества и др.);
- по субъективной стороне можно выделить социальные отклонения, совершающиеся путем деятельности или бездеятельности, содействующие возникновению конкретных вредных последствий или создающие условия для этого и т.д.;
- по субъективной стороне девиантное поведение характеризуется разной мотивацией, разными целями, разной степенью предусмотрения и желания возможных последствий.
Существует еще одна классификация, связанная как с объективной, так и с субъективной стороной социальных отклонений. Они делятся на две группы:
- поведение, ориентированное на внешнюю среду (экстравертивное). Оно может быть целевым, заранее спланированным или аффективным (например, ссоры в семье);
- поведение, ориентированное на самого себя (интровертивное) - пьянство, алкоголизм, самоубийство, наркомания и другое.
И первая, и вторая группы поведения вступают в конфликт с социальными нормами и средствами социального контроля. Любое конкретно-историческое общество заинтересовано в сохранении целостности и устойчивости, обеспечиваемой соблюдением каждым индивидом принятых в общественной системе и социальных общностях, слоях, группах ценностей и норм поведения и общения. Однако общество не может надеяться только на добровольность исполнения каждым человеком социальных требований. Ведь люди имеют различные интересы и различный уровень понимания общественных процессов. Жизненно важным для общественной системы является налаживание социального контроля за деятельностью отдельных личностей и социальных общностей, слоев, групп и т.п. Под социальным контролем понимается нормативное регулирование поведения людей и их взаимоотношений, обеспечивающее саморегуляцию социальной системы.
Типы девиаций
Типологизация девиантного поведения связана с трудностями, поскольку любые его проявления – осуществление аборта, пристрастие к спиртным напиткам, употребление в пищу свинины и т.д. – можно считать как девиантными, так и недевиантными; все определяется нормативными требованиями, на основе которых они оцениваются. Поэтому, наверное, нет смысла пытаться составить точную классификацию типов абсолютно девиантного поведения, хотя некоторые из них, например изнасилование и кровосмешение, большинство людей (но не все) считают девиантными. Каким же образом типологизировать девиантное поведение?
По-видимому, классификация девиантных поступков, предложенная Мертоном, наиболее удачна из всех разработанных до сих пор. Мы уже знакомы с его концепцией – девиация возникает в результате аномии, разрыва между культурными целями и социально одобряемыми средствами их достижения. Исходя из этого Мертон строит типологию девиантных поступков. Она представлена в табл. 1.
В системе Мертона, тотальный конформизм предполагает согласие с целями общества и законными средствами их достижения. Молодой человек или девушка, которые получают хорошее образование, находят престижную работу и успешно продвигаются вверх по служебной лестнице, – олицетворение конформизма; они ставят перед собой цель (скажем, финансовый успех), и достигают ее законными средствами. Следует учитывать, что конформизм представляет собой единственный тип недевиантного поведения.
Вторая возможная реакция называется инновацией; она предполагает согласие с одобряемыми данной культурой целями, но отрицает социально одобряемые способы их достижения. "Инноватор" будет использовать новые, но незаконные средства достижения богатства – он занимается рэкетом, шантажом или совершает так называемые "преступления белых воротничков" (вроде растраты чужих денег).
Третья реакция, названная ритуализмом, предполагает отрицание целей данной культуры, но согласие (порой доведенное до абсурда) использовать социально одобряемые средства. Бюрократ, фанатически преданный своему делу, настаивает, чтобы каждый бланк был тщательно заполнен, дважды проверен и подшит в четырех экземплярах. В конце концов, он становится жертвой жестокой бюрократической системы и спивается от отчаяния. Происходит это именно потому, что обнаруживается забвение цели деятельности – для чего все это делается.
Четвертая реакция, названная бегством от действительности (ретреатизм), наблюдается в случае, когда человек одновременно отвергает и цели, и социально одобряемые средства их достижения. Наиболее ярким проявлением ретреатизма становятся маргиналы: бродяги, пропойцы, душевнобольные, наркоманы и т.п.
Наконец, бунт, подобно бегству от действительности, тоже одновременно отрицает и культурные цели, и социально одобряемые средства их достижения. Но он приводит к замене старых целей и средств на новые: развивается новая идеология (она может быть революционной).
Концепция Мертона важна, прежде всего, потому, что она рассматривает конформизм и девиацию как две чаши одних весов, а не как отдельные категории. В ней также сделан упор на то, что девиация не является продуктом абсолютно негативного отношения к общепринятым стандартам, как часто предполагают многие люди. Вор не отвергает социально одобряемую цель достижения материального благополучия. Он может так же восторженно относиться к этой цели, как и молодой человек, успешно продвигающийся вверх по служебной лестнице. Бюрократ, олицетворяющий ритуализм, не отказывается от общепринятых правил работы, но исполняет их слишком буквально, чем доводит до абсурда. Однако оба эти человека проявляют девиантное поведение.
Таблица 1. Типология девиации Мертона
Способ адаптации | Одобряемые обществом цели | Социально одобряемые средства |
Конформизм | + | + |
Инновация | + | - |
Ритуализм | - | + |
Ретреатизм (бегство от действительности) | - | - |
Бунт | + | + |
Примечание. Плюс обозначает
согласие, а минус – отрицание.
Например, конформное поведение характеризуется
тем, что человек одновременно поддерживает
и культурные цели, и социально одобряемые
средства их достижения.
Источник: R.K. Merton. Social Theory and Social Structure. – N. Y., 1957, p. 140. |
В каждой из рассмотренных нами теорий выделяются различные аспекты девиации, но при этом подвергаются критике все другие подходы. Упорядочить эти подходы возможно, если взглянуть на девиацию как на процесс развития. Таким образом, можно определить ряд важных переходных моментов (или даже стадий) в развитии девиантного поведения. Мы рассмотрим восемь факторов в развитии девиантной "карьеры":
Мы уже отмечали, что правила часто создаются в результате своего рода нравственного "крестового похода". Именно так возникла концепция преступности несовершеннолетних. В то время традиционные ценности, укреплявшие домашние и семейные устои, оказались под угрозой в связи с индустриализацией и урбанизацией; отчасти этому способствовал приток большого числа иммигрантов. Женщины из средних слоев общества, вовлеченные в это движение, считали, что молодые люди нуждаются в строгом надзоре и защите не только от физической, но и моральной опасности. Их особенно волновала судьба детей рабочих; по мнению этих общественниц, детям жилось бы лучше вне "порочной" среды, в которой они росли, их могла бы "осчастливить", скажем, "реабилитация" в колониях для несовершеннолетних. Нет сомнения в том, что "благородное" стремление спасти американскую молодежь от дурного влияния открыло новые возможности для активности женщин, особенно в сфере общественной жизни. Еще важнее оказалось то, что, привлекая особое внимание к новым типам недостойного поведения, "борцы за спасение молодежи" фактически "выдумали" проблему преступности несовершеннолетних и "создали" новый тип девиации. Были приняты новые законы в целях решения этой "проблемы", что повлекло за собой создание судов по делам несовершеннолетних.