Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 16:52, контрольная работа
Цель научной работы заключается в исследовании влияния национализма и сепаратизма на проводимую властями Российской Федерации внутреннюю и внешнюю политику, а также определении роли указанных процессов в формировании современного российского государства.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи научной работы:
оценка проблем национализма и сепаратизма в период 1992-2010 гг., характеристика ранее проводившихся научных исследований в этой области;
детальный анализ национализма в современной России и тенденций его развития, как важного фактора внутренней политики.
Введение
1 Дезинтеграционные процессы в Российской Федерации
1.1 Общая характеристика проблем национализма и сепаратизма, причины их возникновения
1.2 Национализм, как один из основных факторов, вызывающих дестабилизацию внутреннего положения в Российской Федерации
2 Влияние сепаратизма на политическое положение Российской Федерации
2.1 Характеристика сепаратизма как одной из главных проблем в новейшей истории России
2.2 Анализ современного положения в России и оценка деятельности государства по решению проблем национализма и сепаратизма
Заключение
Список использованных источников
Экономическая реформа 90-х
перенесла центр тяжести
Однако в условиях продолжающегося
системного кризиса выровнять стартовые
условия регионов очень сложно. В
настоящее время фактический
разрыв в социально-экономическом
и финансовом положении регионов
продолжается углубляться. В связи
с этим проблема Российской Федерации
состоит в экономическом
Зачастую проявляется
«мягкий сепаратизм» регионов, спровоцированный
действиями федерального центра и невозможностью
для субъектов самим решать проблемы
регионов. Но, с другой стороны, «мягкому
сепаратизму» способствуют узкие региональные
интересы, толкающие руководителей
на решения, нарушающие единое экономическое
пространство. Но общество, как система,
может существовать только при единстве,
неразрывности политического, экономического
и культурного пространства. Бывают
случаи, когда часть общества (анклав)
территориально отделена от центра (например,
Калининградская область), но при
этом сохраняется единство политического,
экономического и культурного пространства.
Такое положение очень
Единство политического, экономического и культурного пространства - залог целостности государства. Например, при разрывании целостности экономического или политического пространства неизбежно произойдет распад (что видим на примере распада СССР). В конституциях и уставах субъектов выявлено тысячи несоответствий с Конституцией Российской Федерации, даже в таких вопросах как организация власти в регионах, касающихся подчинения всех правоохранительных и судебных органов центру. В последние годы все больше нарастает тенденция к децентрализации регионов. Субъекты федерации требуют от федерального центра все большую часть налоговых поступлений и расширения прав в других сферах деятельности.
Органы власти субъектов
федерации напрямую контактируют с
властями итальянских провинций
и немецких земель, осуществляют международные
связи без участия центра. Появляются
предложения о передаче властям
субъектов полномочий федеральных
судов и силовых ведомств (например,
инициатива президента Ингушетии Руслана
Аушева (президентом этой республики
в 1990-е годы)). Существует мнение, что
вертикаль государственной
Так, например, 23 сентября 1998
года после дефолта и шока, на
время парализовавшего всю
С «сельскохозяйственным сепаратизмом» довольно быстро и жестко расправился рынок: те края и области, которые ограничили вывоз продовольствия, в ответ перестали получать бензин и горюче-смазочные материалы, поэтому вынуждены были сами отменить свои решения. Ни в одном из регионов не удался эксперимент по административному замораживанию цен. К октябрю 1998 года от проявлений экономического сепаратизма в России не осталось и следа, а сегодня о том эпизоде помнят разве что специалисты аналитики. Идея, которую часто повторяют с 1994 года, о том, что Россия не может распасться, в худшем случае, она может обкрошиться с одного чеченского края, в то время была доказана экспериментально. Другое дело, что центру пришлось в эти трудные для него времена пойти на уступки регионам, поделиться с ним частью властных полномочий. Но децентрализация вовсе не означает распада страны, и определенный уровень децентрализации власти был неизбежен и вполне оправдан.
Главным фактором влияния центра на регионы является распределение финансовых ресурсов через трансферты. Если учесть, что регионов-доноров в России меньше десятка, то сокращение федерального финансирования является мощным рычагом влияния на органы власти субъектов Федерации. Характерным для современной России является то, что центр является: финансовым центром, где сконцентрировано до 80% капитала всей страны; основным донором для периферии, чему способствует тот факт, что большая часть операций по продажи нефти и газа периферии оформляется в Москве, куда идут все доходы и налоги с этих операций.
Асимметрию в соотношениях между федеральным и региональными бюджетами весьма ощутимо дополняет уже отмечавшаяся значительная дифференциация регионов с точки зрения их фискальной обеспеченности на душу населения.
Наибольшее влияние на
развитие республик Российской Федерации
может оказать та часть административных
реформ, которая предусматривает
изменение пропорций в
Следствием этого нововведения
по распределению пропорций
В результате изменений распределения
налогов между федеральным и
региональным бюджетом обострилась
проблема местного самоуправления, поскольку
именно муниципальная часть
Для территорий с преобладанием не русского населения, указанная тенденция может привести к росту антирусских настроений и фобий, поскольку в таких местах федеральная власть воспринимается как русская, и исходящие от нее неприятности, зачастую, рассматриваются как целенаправленная дискриминация нерусских народов.
Например, в 2002 году Государственная
Дума и Совет Федерации одобрили
разработанные в Кремле поправки
в закон «О языках народов Российской
Федерации», в соответствии с которыми,
алфавиты государственных языков республик
России строятся на графической основе
кириллицы. Как только это закон
был принят, даже в тишайшей Карелии
оживились национальные движения. Представители
национальных общественных организаций
республик в декабре 2002 года высказались
против законопроекта, заявив, что он
«ставит под сомнение перспективу
дальнейшего развития и признания
национальных языков Карелии» [2]. Госсовет
Татарстана обратился к президенту
России, а затем в Конституционный
суд Российской Федерации, ссылаясь
на не конституционность этого
Подобные высказывания служат одной из иллюстраций к выводу о том, что этнический сепаратизм, сильно ослабевший к середине 90-х годов, может ожить и уже начал оживать.
С приходом к власти В. Путина многочисленные социологические исследования указывают на общий рост этнического самосознания в постсоветской России практически у всех ее народов. Связано это, в немалой мере, с, так называемым, кризисом социально-политической идентичности, характерным для периодов бурных исторических трансформаций, подобных тем, которые пережили народы бывшего Советского Союза, вынужденные в короткие сроки изменить одновременно и свой политический режим, и экономическую систему, и национально-государственное устройство. Такие периоды известный польский социолог Петр Штомпка назвал травматической трансформацией. Стремление к преодолению кризиса идентичности порождает ряд следствий, которые могут выступать предпосылками обострения межэтнических отношений, а именно: возрождается интерес людей к консолидации в первичных, естественных, или как их еще называют «примордиальных», общностях (этнических и конфессиональных); усиливаются традиционализм, растут проявления ксенофобии. Уже сам процесс консолидации в «примордиальных» общностях способен порождать этническую напряженность, поскольку в его основе лежат механизмы противопоставления первичных общностей по принципу: «мы» - «они». К такому противопоставлению в переломные периоды обычно добавляется еще и негативная оценка чужаков («они» хуже «нас», «мы» - жертвы «их» происков), поскольку поиск внешнего врага, виновника «наших» бед почти неизбежен в условиях дискомфорта, сопровождающего исторические перемены.
В республиках Сибири, в Якутии, Туве и Бурятии, в ходе этносоциологических исследований 1990-х годов, была зафиксирована высокая солидаризация по этническому принципу и более высокая, чем в других регионах (за исключением Северного Кавказа) «готовность к любым действиям во имя интересов своего народа». Например, у якутов чрезвычайно высоки показатели потребности в этнической консолидации (до 80 %), и одно из наиболее сильно выраженных ощущений ущемления своих прав по этническому принципу (до 20 %). Для сравнения, среди татар в Татарстане ощущения дискриминации испытывают лишь 5 % опрошенных [32].
Вопреки представлениям о
Татарстане и Башкортостане как
республиках этнического
2.2 Анализ современного положения в России и оценка деятельности государства по решению проблем национализма и сепаратизма
Нынешние российские власти и немалое число аналитиков популяризируют идею о том, что во времена правления Б. Ельцина усиливались дезинтеграционные процессы в России, а с приходом президента В. Путина начала укрепляться целостность страны.
С конца 1993 года в России установился новый политический порядок, в основе которого лежали не только формальные, но и устные договоренности между президентом Б. Ельциным и лидерами республик. При этом за расширение прав региональной элиты на федеральном уровне региональные лидеры обязались усмирить наиболее радикальные национальные движения. И с тех пор не наблюдалось ни одного проявления этнического сепаратизма, за исключением конфликта с Чеченской республикой, которая, в то время ни в каких договоренностях с лидерами России не участвовала.
Устойчивость российской федеративной системы прошла проверку на прочность в период экономического кризиса 1998 года, хотя поначалу казалось, что именно он подтолкнет федерацию к неминуемому распаду. После объявления федеральным правительством дефолта, практически все регионы стали предпринимать меры экономической самозащиты, которые реально угрожали сохранению экономической целостности страны и вступали в вопиющее противоречие с конституционным принципом свободного перемещения капиталов, товаров и услуг на всей территории России. Так, по материалам Госкомстата России к сентябрю 1998 года семьдесят девять регионов ввели административное регулирование цен на продукты питания и запрет (либо ограничение) на их вывоз за пределы соответствующего региона. В прессе заговорили о том, что «продовольственный сепаратизм посильнее политического» [14, с. 1]. Реально наибольшую угрозу представляли действия ряда региона по обособлению региональной финансовой системы и отказу от перечисления налогов в федеральный бюджет.
Информация о работе Дезинтеграционные процессы в Российской Федерации