Демографическая ситуация и тенденции ее изменения в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2014 в 15:40, контрольная работа

Краткое описание

Целью настоящей курсовой работы является анализ демографической политики в современной России. Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть взаимосвязь экономико-демографических факторов.
2. Провести анализ демографической ситуации в России;
3. Определить меры предпринимаемые для решения демографической проблемы РФ, выявить недостатки и дать рекомендации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Экономическая демография ………………………….…………………..4
Глава 2. Анализ текущей демографической ситуации РФ ………...……………12
Глава 3. Предпринимаемые меры для решения демографической проблемы РФ……………………………………………………………………………………25
Заключение……………………………………………………………………….....33
Список использованной литературы……………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

Демография.doc

— 695.00 Кб (Скачать файл)

Еще в Докладе Комиссии при президенте РФ 1997 г. отмечалось, что условия «охраны труда в Российской Федерации в 1996 году были неудовлетворительными. 21% работников промышленности трудились в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам. В угольной промышленности рабочие места почти половины занятых в отрасли, а в черной металлургии – 40% работников не отвечали этим требованиям»13  .

И сейчас, например, по материалам Всероссийского совещания на тему «О реализации Государственными инспекциями труда полномочий в сфере охраны труда в связи с ростом производственного травматизма в 2012 году», «в общей структуре причин несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями, происшедших в РФ, более 70% занимают типичные причины организационного характера, а именно нарушения требований безопасности, неудовлетворительная организация производства работ, недостатки в обучении работников безопасности труда, нарушении трудовой дисциплины» [15]. Большая часть этих причин объясняется погоней за прибылью владельцев производств, а под «нарушениями трудовой дисциплины», вполне вероятно, имеется в виду пьянство работников.

 

Инфекционные болезни

 

Под этим общим названием скрывается ряд причин смертности, численность которых в общей статистике относительно невелика – 23 на 100 тыс. населения в 2011 году. Очевидно, что здесь любые положительные сдвиги мало уменьшат статистику смертности. Однако структура этой смертности вызывает особую тревогу специалистов. Общая динамика здесь такова: с 1965 г. по 1990 г. численность смертей от инфекционных и некоторых паразитарных болезней уменьшилась с 27 тыс. на 100 тыс. населения до 14 тыс. – почти вдвое. Затем она снова начала расти до нынешнего уровня в 24 тыс. на 100 тыс. населения. Большинство этих болезней не стихийного или привнесенного происхождения, а социального, следствие деградации системы здравоохранения.

Прежде всего, это туберкулез. Его распространенность и смертность от него беспрецедентна для развитых стран и составляет 22 тыс. смертей в год. Этот рост – следствие распада советской системы массовой диспансеризации населения, ранней диагностики туберкулеза, системы диспансеров и специализированных клиник. Хотя от туберкулеза умирает «всего» 1,1% всех умерших, это явление неприемлемо для развитой страны и отражает кризис системы здравоохранения, а также и пенитенциарной системы, которая служит рассадником заболевания.

Проблема ВИЧ-СПИД. Согласно данным официальной статистики, на уровень смертности это заболевание и смертность от него пока существенно не влияет. Смертность от СПИДа составляет около 2 тыс. в год. Однако серьезность заболевания, которое, по оценкам ВОЗ, уже превысила порог эпидемии в 1%, а по некоторым оценкам, достигает 1,5% населения, трудно переоценить. По некоторым прогнозам  , к 2020 году от СПИДа будут умирать 250 тыс. человек ежегодно14.

В обществе практически отсутствует информация и публичное обсуждение инфекций, передающихся половым путем ИППП, и, прежде всего, сифилиса. За полвека распространенность болезни колебалась, однако эпидемический бросок произошел в тот же период реформ – в 1992-1998 гг., когда ежегодный рост составлял 50-100%, достигнув в 1998 году уровня в 226 на 100 тысяч жителей.  Факторами, способствовавшими росту распространенности сифилиса, специалистами считаются отсутствие системы гигиенического воспитания молодежи и обучения населения основам безопасных сексуальных отношений, рост безработицы, проституции, наркомании и миграция населения. От сифилиса редко умирают, и борьба с ним статистику смертности не исправит, но распространение сифилиса, безусловно, является серьезной демографической проблемой, не говоря уже о том, что это заболевание часто приводит к бесплодию у женщин.

 

Наркомания, наркоторговля

 

Рост потребления наркотиков в стране является важнейшей социальной проблемой, которую подчеркивают и государственные органы, и специалисты всех направлений. Это тяжелейшая демографическая проблема, затрагивающая, прежде всего, молодые поколения. Финалом ее является высокая смертность от передозировки наркотиков, почти безнадежная судьба миллионов хронических наркоманов. По данным Управления ООН по наркотикам и преступности, Россия стала крупнейшим потребителем героина в Европе. В России, по данным официальной статистики на 2009 год, число наркоманов оценивается в 503.000 человек, состоящих на диспансерном учете, а реальное количество, рассчитанное по методике ООН, более 2,5 млн. По результатам специальных эпидемиологических исследований, общее число потребителей наркотических веществ, включая «скрытых» наркоманов, может втрое превышать количество состоящих на официальном учете. За последние 10 лет смертность от наркомании увеличилась в 15 раз, а детская – в 45 раз. По некоторым оценкам – в официальных данных статистики по смертности этих данных нет – смертность от употребления наркотиков составляет свыше 100 тысяч в год.

В целом, серьезность наркомании как социальной и демографической проблемы недостаточно оценена обществом и государственными органами. Очевидно, что трагичность ситуации не ограничивается лишь физическим ущербом от наркотических смертей. Речь идет не о количественном спаде, а о качественной деградации населения.

 

Алкоголизация

 

Проблемой всех проблем в депопуляции страны, вымирании России многие эксперты считают обвальную алкоголизацию населения. Во многих аналитических материалах по причинам вымирании России соревнуются две основных концепции: вымирание – следствие бедности, экономического отставания России и вымирание – следствие беспредельной, неконтролируемой алкоголизации населения. Действительно, уровень потребления алкоголя в 18 литров на душу населения в нашей стране давно перешел «эпидемический», разрушительный для населения порог в 8 литров, по оценкам ВОЗ и других международных организаций.

С этим невозможно спорить, однако, при анализе воздействия алкоголизации на демографические проблемы часто нарушаются причинно-следственные связи. Во многих случаях алкоголизация народа является не первопричиной всех бед, а одним из следствий общего цивилизационного слома в обществе, разрушения смысла жизни, привычных устоев общества, уверенности в будущем. Низкая рождаемость сегодня мало связана с алкоголизмом. Смертность от сердечно-сосудистых заболеваний не есть следствие пьянства сердечных больных, смертность от болезней органов пищеварения и органов дыхания мало связаны с пьянством. Смерти на производстве связаны не только с алкоголизмом, но и с распадом системы охраны труда. Смерти на дорогах по вине пьяных водителей, безусловно, связаны с алкоголизацией, но не в них главный источник высокой смертности российского населения. Алкоголизация – одно из следствий радикальных перемен в российском обществе, воздействующее на усиление многих других проблем. Лечить надо не алкоголизм, а все общество.

 

Неразвитость «социального капитала»

 

Одна из важных проблем, вызывающих кризис общества и его депопуляцию, это разрушение традиционных связей между людьми в обществе, или отсутствие таких связей, того, что называется «социальным капиталом». Разные исследователи включают в понятие «социального капитала» уровень доверия в обществе, в том числе доверие между людьми и к социальным институтам, участие в добровольных общественных организациях и ассоциациях (здесь Россия в самом конце списка развитых стран) и другие формы включенности в общество, что, собственно, и характеризует гражданское общество, которого у нас нет. Иными словами, люди брошены государством, выживают сами по себе, в трудной ситуации им не на кого опереться. Это западные исследователи считают одной из важных причин российских демографических, экономических и политических проблем.

 

Миграция

 

Проблема, мало затрагиваемая в дискуссиях о демографических проблемах, это продолжающаяся эмиграция из страны, при этом речь идет, прежде всего, об «утечке мозгов». В Европе это постоянная проблема – отъезд образованных людей в США, у нас о ней говорится мало. Однако за последние десять лет за границу уехало более полутора миллионов человек, в основном молодых и образованных. Их вытолкали бюрократия, коррупция, невозможность успешной  и нормально оплачиваемой  научной и другой профессиональной работы.

 

Иммиграция, трудовые мигранты, репатриация

 

Приток людей из-за рубежа, в основном трудовых мигрантов, рассматривается организаторами демографической политики как основной метод решения проблемы сокращения населения. Этот приток уже компенсирует падение естественного прироста населения. В ближайшие годы путем ослабления иммиграционных препон предполагается увеличить миграционный приток для компенсации уменьшающихся трудовых ресурсов России. Однако этот метод имеет ряд недостатков. Во-первых, приезжают взрослые люди, в основном мужчины, что ухудшает и без того разбалансированную половозрастную структуру населения. Во-вторых, в своем большинстве, это лица по этническому составу нерусские, что опять же нарушает сложившуюся этническую структуру населения, чреватую межэтническими трениями и конфликтами.

Многие сторонники роста иммиграции в Россию выступали за развитие репатриации – приезд в РФ лиц русской национальности, оказавшихся в процессе развала Союза в бывших советских республиках и испытывающих там большие трудности. Эта идея, в силу ряда бюрократических и, вероятно, коррупционных причин оказалось провалена. Из планировавшихся по программе репатриации 0,3-0,5 млн. русских, за последние пять лет приехали лишь менее 40 тысяч.

 

Ухудшение качества населения

 

Еще в начале обострения проблемы депопуляции, в 2001 году, Н.М.Римашевская, директор Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, предупреждала: «Ситуация была бы не столь трагичной, если бы уменьшение количества сопровождалось повышением качества человеческих ресурсов. Однако этого ожидать не приходится. Исследования показывают, что, во-первых, в целом последующее молодое поколение обладает меньшим потенциалом как физического, так и психического здоровья. Во-вторых, больные матери рожают больных детей, и новое поколение не способно физически себя восстановить. В-третьих, бедные семьи воспроизводят бедных. В-четвертых, в обществе образовался большой слой маргиналов – около половины которого составляют дети в возрасте до 17 лет. В-пятых, российские психологи отмечают снижение интеллектуального уровня российской популяции. В-шестых, эпидемический характер приобрели нозологические формы болезней, имеющие социальную этимологию: СПИД, сифилис, туберкулез, наркомания, алкоголизм плюс суицид»15. 

 

 

 

 

 

 

Глава 3.  Предпринимаемые меры для решения демографической проблемы РФ

 

Постепенное улучшение экономического положения страны позволило правительствую проводить активную демографическую политику, тем более что демографическая ситуация продолжала ухудшаться. В частности были предприняты меры в политике здравоохранения, пронаталистики и миграции.

 

Пронаталистическая политика

 

 Идея стимулирования рождаемости  и меры по ее реализации  получили правовую и материальную  поддержку после принятия целого пакета федеральных законов, в том числе:

  • от 5 декабря 2006 г. № 207-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей» (ред. от 29.12.2010);
  • 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» (вступил в силу с 1 января 2007 г.);
  • 29 декабря 2006 г. № 208-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (вступил в силу с 1 января 2007 г.);
  • 5 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (ред. от 29.12.2010);
  • от 30 ноября 2011 г. № 372- ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов.

К этому списку законов, определяющих в настоящее время основные направления и объемы финансовой поддержки семей с детьми, следует добавить программу «Родовые сертификаты», реализующуюся в рамках национального проекта «Здоровье», и Федеральный закон от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (изменениями от 14 ноября 2011года). В результате на 2013 г. существует система материальной поддержки семей с детьми, состоящая из следующих элементов:

  • К ежемесячным пособиям, которые установлены федеральным законом относятся:

1.  ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет, а именно на 1-го ребенка — 2 326 рублей в месяц, на 2-го и последующих детей 4 651,99 рубля. Данную сумму получают безработные родители, которые не стоят на учете в центре занятости населения.

2. пособие на ребенка военнослужащего  полагается в размере 8 419,34 рублей  в месяц.

К единовременным пособиям относятся пособие при рождении ребенка в размере 12 405,32 рублей для безработных родителей; и беременная жена солдата получит 19 645,12 рублей. К региональным пособиям в Ростовской области относятся пособие на ребенка для малоимущих семей — 297 рублей в месяц, если в семье мать одиночка — 594 рубля в месяц, и для детей солдата или если родители в розыске — 446 рублей в месяц.16 Так же малоимущие семьи получают на детей в возрасте до 3 лет для покупки  молочных продуктов, детского питания 593 рубля в месяц. На детей из многодетных семей полагается пособие в размере 297 рублей в месяц. Так же при наличии необходимого заключения врача можно получить пособие на питание женщинам, вставшим на учет в связи с беременностью — 346 рублей в месяц; кормящим мамам — 388 рублей в месяц; на детей до 1 года — 175 рублей в месяц; от 1 до 2 лет — 139 рублей в месяц и на детей от 2 до 3 лет в размере 180 рублей в месяц.

    • компенсация родителям, дети которых посещают государственные и 3) муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общегосударственную программу. Выплачивается компенсация части родительской платы на первого ребенка в размере 20% внесенной платы, на второго ребенка — 50%, третьего и последующего детей — 70% указанной родительской платы;
  • пособия по беременности и родам на период 70 дней до родов и  70 дней после родов. Их максимальный размер увеличился с 15 000(2006 г.) до 34 583 руб.(2013 г.);
  • родовые сертификаты. Введены в 2006 г. по программе «Родовые  сертификаты» национального проекта «Здоровье». Они предназначены для оплаты медицинской помощи на период беременности и родов и выдаются при сроке беременности начиная с 30 недель. Сумма родового сертификата в 2012 г. составила 10 тыс. руб., из которых 3 тыс. идут на оплату услуг, оказанных женщинам в период беременности, 6 тыс. — в период родов, 1 тыс. передается в детскую поликлинику, где ребенок будет наблюдаться в течение первого года жизни;
  • материнский (семейный) капитал. Выплачивается женщинам, родившим (усыновившим) второго или последующих детей, в размере 408 960 руб.(2013 г.) не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения. Распоряжаться средствами материнского капитала можно по следующим направлениям: 1) улучшение жилищных условий; 2) получение образования ребенком; 3) формирование накопительной части для трудовой пенсии женщин;
  • единовременное пособие при рождении ребенка. В 2006 г. составляло 8 т.р., в 2013 13087 рублей.
    • ежемесячные пособия на каждого ребенка в возрасте до 16 лет на учащихся в образовательных учреждениях до 18 лет. Согласно положениям Федерального закона № 122 размер и порядок выплаты пособий данного вида устанавливается законами и иными нормативными актами субъекта РФ.

Информация о работе Демографическая ситуация и тенденции ее изменения в современных условиях