Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2014 в 15:40, контрольная работа
Целью настоящей курсовой работы является анализ демографической политики в современной России. Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть взаимосвязь экономико-демографических факторов.
2. Провести анализ демографической ситуации в России;
3. Определить меры предпринимаемые для решения демографической проблемы РФ, выявить недостатки и дать рекомендации.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Экономическая демография ………………………….…………………..4
Глава 2. Анализ текущей демографической ситуации РФ ………...……………12
Глава 3. Предпринимаемые меры для решения демографической проблемы РФ……………………………………………………………………………………25
Заключение……………………………………………………………………….....33
Список использованной литературы……………………………………………...
Эффективность пронаталистских мер
Озабоченность слишком низким уровнем рождаемости существует во многих странах, однако в отличие от России в странах с низкой рождаемостью обычно говорят не о демографической, а о семейной политике, основными направлениями которой являются: 1) создание более дружественного социального окружения по отношению к семье и детям; 2) создание условий для выполнения родителями их профессиональных и родительских ролей; 3) финансовая поддержка семей, особенно с ограниченными ресурсами; 4) содействие равенству между мужчиной и женщиной, включая равенство возможностей в занятости и семейной жизни17. При этом главная цель семейной политики формулируется в терминах обеспечения равенства возможностей детям из семей разных типов и с разным уровнем жизни. Только некоторые страны в своей семейной политике с недавнего времени стали говорить о необходимости стимулировать рождаемость. Предполагается, что создание более благоприятного социального климата может способствовать и повышению рождаемости, но количественные цели при этом не задаются. Поэтому и эффект немалых вложений в семейную политику не измеряется достижением только количественных целей, большим или меньшим числом детей в расчете на одну женщину.
Тем не менее попытки оценить демографический эффект семейной политики все же делаются. Ряд зарубежных исследований свидетельствует о положительном влиянии стимулирующих мер на рождаемость. Например, А. Готье и Дж. Хатциус в своем анализе результатов влияния семейных пособий на рождаемость с использованием агрегированных данных по 22 странам установили, что увеличение семейных пособий на 25% ведет к увеличению коэффициента суммарной рождаемости на 0,0718. Г. Нейер, изучив влияние отдельных мер семейной политики на динамику рождаемости в странах Европы, сделала вывод, что государства (Скандинавские страны и Франция), которые рассматривают семейную политику как составляющую часть политики на рынке труда, социального воспитания детей и гендерной политики, имеют более высокие показатели рождаемости19. По некоторым оценкам, семейная политика в области налогообложения увеличивает коэффициент суммарной рождаемости во Франции на 0,1—0,2 пункта20. С помощью небесспорной имитационной модели влияния на рождаемость различных мер семейной политики А. Д’Аджио и М. Д’Эрколе попытались показать, что введение в странах с очень низкой рождаемостью комплекса мер, аналогичных тем, которые были приняты во Франции или Скандинавских странах, может повысить ее уровень, например, в Японии до двух рождений у одной женщины (сейчас 1,3), причем в среднем по 19 странам значимость имеют не только и не столько прямые выплаты и налоговые льготы семьям, сколько инвестиции в дошкольное воспитание, жилье, политика на рынке труда, позволяющая получать доход и разделять радости семейной жизни21.
Политика в области охраны здоровья и снижения смертности: национальный проект «Здоровье»
С января 2006 г. появился новый важный инструмент проведения в области охраны здоровья и снижения смертности политики — приоритетный национальный проект «Здоровье». Его задачи — укрепление здоровья населения России, снижение уровня заболеваемости, инвалидности, смертности, повышение доступности и качества медицинской помощи. Все это должно внести вклад в достижение цели, обозначенной в Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г.: увеличить показатель ожидаемой продолжительности жизни к 2016 г. до 70 лет и к 2025 г. — до 75 лет.
В 2006—2012 гг. главная работа в рамках проекта велась по трем приоритетным направлениям.
А. Укрепление первичного звена здравоохранения, создание условий для оказания эффективной медицинской помощи на догоспитальном этапе. В рамках этого направления решались задачи по повышению уровня оплаты труда и качества профессиональной подготовки медицинского персонала, оказывающего первичную медико-санитарную помощь населению, повышение ее доступности и качества.
Б. Развитие профилактического звена здравоохранения, включающее в себя: укрепление материальной базы диагностической службы амбулаторно-поликлинических учреждений, скорой медицинской помощи, женских консультаций, закупку вакцин против гепатита В, краснухи, полиомиелита, гриппа, иммунизацию населения (37 млн. ежегодно), профилактику и лечение ВИЧ-инфицированных, гепатитов В и С, диспансеризацию различных групп населения, оказание медицинской помощи женщинам в период беременности и родов в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения (программа «Родовой сертификат»).
В. Обеспечение доступности высокотехнологичной медицинской помощи предполагало увеличение объемов оказания высокотехнологичной медицинской помощи с 60 тыс. пролеченных больных в 2004 г. до 250 тыс. в 2008 г., строительство 15 новых центров высоких медицинских технологий, подготовку для этих центров высококвалифицированных врачей и среднего медицинского персонала.
Благодаря внедрению программы неонатального скрининга Россия достигла уровня развитых стран по массовому обследованию новорожденных. Последовательная реализация мероприятий по обследованию новорожденных способствовала раннему выявлению больных детей с тяжелыми наследственными и врожденными заболеваниями и проведению своевременного лечения. Вероятно, все эти мероприятия содействовали дальнейшему снижению уровня материнской и младенческой смертности.
Высокий уровень охвата населения (95—98%) профилактическими прививками позволил, по оценкам Минздравсоцразвития России, добиться в 2012 г. значительного снижения заболеваемости по целому ряду инфекций. Так, заболеваемость дифтерией снизилась за три года в 5 раз, корью — в 3,7 раза, краснухой — в 2,6 раза, эпидемическим паротитом — на 30,7%, коклюшем — на 30,0%, а заболеваемость гриппом расценивалась как неэпидемическая. Дополнительную диспансеризацию и углубленные медицинские осмотры за два года прошли 10,6 млн человек. При этом было выявлено около 4 млн заболеваний, 68% из которых на ранних стадиях, 20% от числа осмотренных взяты врачами под диспансерное наблюдение.
В рамках национального проекта «Здоровье» в России впервые население стало обеспечиваться препаратами для выявления и лечения ВИЧ- инфицированных пациентов. С целью выявления инфицированных вирусом иммунодефицита человека, а также вирусами гепатитов В и С, по данным Минздравсоцразвития России, в 2011 и 2012 гг. во всех регионах Российской Федерации было обследовано более 40 млн человек, а почти 30 тыс. больных проходили антиретровирусное лечение.
В 2008 г. национальный проект «Здоровье» был расширен за счет новых направлений, в том числе программы по совершенствованию медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях и больным сердечнососудистыми заболеваниями, а также программы по развитию службы крови. В рамках этих программ предполагается, в частности, оснастить 95 учреждений здравоохранения, расположенных вдоль автомобильных трасс, создать 12 региональных сосудистых центров, 36 первичных сосудистых отделений и три федеральных сосудистых центра, укрепить материально-техническую базу 13 учреждений службы крови.
Вся эта деятельность, по-видимому, принесла определенные плоды и сказалась на итоговых показателях усилий, направленных на продление жизни россиян и увеличение числа лет здоровой жизни.
Миграционная политика
Одновременно с проведением реформ на упрощение легализации нахождения мигранта в РФ стало ясно, что расширение прав мигрантов на рынке труда не гарантирует их официальную занятость. Примерно половина мигрантов, получивших разрешения на работу, были наняты работодателями неофициально, чтобы избежать выплаты налогов. Иными словами, абсолютно легальный мигрант, выполнивший все формальные требования легитимизации, тем не менее часто оказывается неформальным работником, причем он может и не знать об этом, если подписанный им договор оказался фиктивным. Впрочем, это уже проблема скорее не миграционной политики или миграционной службы, а налоговых органов, едва ли на мигрантов или миграцию можно возлагать ответственность за недобросовестность российских налогоплательщиков.
Менее эффективной, чем ожидалось, оказалась программа по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников. В 2009 году по программе переселения в Россию переехали 9 тыс человек, в 2010 - около 13 тыс., 2011 – 32 т. человек. Против планируемых 443,2т.р. за действие программы с 2006 – 2012 г..
Попытка доработки и учета недостатков прошлой программы, заявлена в официальной Концепции демографической политики, где предполагается к 2016 г. «уменьшить отток квалифицированных специалистов, увеличить объемы привлечения на постоянное место жительства в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, квалифицированных иностранных специалистов и молодежи, обеспечить на этой основе миграционный прирост на уровне не менее 200 тыс. человек ежегодно». В более отдаленной перспективе — до 2025 г. — «в целях замещения естественной убыли населения в результате возможного сокращения уровня рождаемости предстоит активизировать работу по привлечению на постоянное место жительства в Российскую Федерацию иммигрантов трудоспособного возраста» и «обеспечить миграционный прирост на уровне более 300 тыс. человек ежегодно».
Ясно, что речь идет о ежегодном приеме
200, 300 тыс. и более постоянных мигрантов,
для чего нужно создавать «натурализационный
коридор», предполагающий достаточно
длительное проживание мигрантов в стране на законных основаниях, если они хотят,
то с семьями, с детьми, и постепенное превращение
части из них в граждан России. Нынешняя
же политика ориентирована в лучшем случае
на трудовую миграцию на срок до одного
года. Более длительных программ, предусматривающих
получение долгосрочного разрешения на
работу, разрешения на временное проживание
и вида на жительство и гражданства по
упрощенным правилам, не существует. Исключение
составляет программа содействия переселению
соотечественников, но очевидно, и первый
опыт ее реализации это подтвердил, что
обеспечить приток многих сотен тысяч
иммигрантов она не может. Неясны и целевые
установки в отношении качественного
состава мигрантов. Россия декларирует
проведение селективной политики в отношении
профессионально-
Однако ядром всей миграционной политики должна стать — об этом свидетельствует весь мировой опыт — политика в области интеграции мигрантов в российское общество. Сейчас это самый слабый участок российской миграционной политики — и на уровне законодательства, и на уровне повседневной практики, и если эта ситуация не будет в корне изменена, стратегические задачи России в области использования международной миграции не будут выполнены.
Заключение
Развития демографической ситуации в России 2012 г. выгодно отличается, демонстрируя позитивную динамику в основных демографических процессах. Заметно повысилась рождаемость. Число рождений выросло на 105,4 тыс. ,на 6,4% в сравнении с 2011 (Таблица №4), причем на 90% этот прирост был обусловлен ростом возрастных интенсивностей деторождения и лишь на 10% — структурными факторами. Коэффициент суммарной рождаемости поднялся с 1,30 до 1,41.
Снизилась смертность. Ожидаемая продолжительность жизни 70,3 года для мужчин и 74 года для женщин22. Продолжилось снижение младенческой смертности. Увеличился регистрируемый миграционный прирост населения России, более чем на 100 тыс. человек превысив уровень предыдущего года.
Все эти благоприятные изменения в той или иной степени связаны с предпринимавшимися последние 12 лет усилиями по активизации и совершенствованию демографической и миграционной политики – введением с ряда пронаталистских мер, реализацией приоритетной национальной программы «Здоровье», переходом к более либеральному миграционному законодательству.
Достижения 2012 г. указывают на определенные возможности воздействия на демографическую ситуацию мерами государственной политики и подсказывают направления ее дальнейшего развития и совершенствования. В частности, необходимо как можно скорее преодолеть одно из главных ограничений, препятствующих возможному улучшению ситуации, – недостаточное финансирование социальной сферы, в том числе системы здравоохранения, мер по поддержке семей с детьми и т.п.
В то же время в экспертной среде существует определенная сдержанность в оценке позитивных сдвигов в демографической ситуации, поскольку пока эти сдвиги фиксируются слишком короткое время, чтобы можно было говорить о переломе долгосрочных неблагоприятных трендов и возникновении новых устойчивых тенденций. И мировой, и отечественный опыт показывает, что эффект новых мер демографической политики, особенно в области рождаемости, часто оказывается недолговечным, и за периодом роста показателей следует период их падения, что приводит к появлению нежелательных демографических волн; рождаемость же реальных поколений – единственный безусловный измеритель уровня рождаемости – не только не растет, но в ряде случаев в конечном счете даже снижается.
Кроме того, демографы хорошо осознают неизбежность неблагоприятных изменений возрастной структуры в ближайшем будущем, что приведет к ухудшению демографической ситуации даже при проведении относительно успешной демографической политики в области рождаемости или смертности.
Сочетание готовности государства проводить активную демографическую политику, наличия ее первых успехов и осознания реальных объективных ограничений, на которые эта политика может натолкнуться в дальнейшем, отражает сложность задач преодоления демографического кризиса, стоящих перед российским обществом. Решение этих задач предполагает дальнейшие усилия на всех направлениях демографической политики, но пока ее дизайн оставляет желать лучшего.
Список используемой литературы
Законодательные и нормативно-правовые источники
1) Указ президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351. «Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года»
Информация о работе Демографическая ситуация и тенденции ее изменения в современных условиях