Демократия: теория и реальность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 17:13, реферат

Краткое описание

“Демократия” переводится с греческого как “власть народа”. (Сам этот термин состоит из двух слов: “devmos” - народ и “krattin” - властвование.)
Содержание термина демократия:
1. В ранний период своего существования в Древней Греции демократия понималась как особая форма, разновидность организации государства, при которой властью обладает не одно лицо (как при монархии, тирании и т.п.), и не группа лиц, (это будет аристократия, олигархия и т.п.), а все граждане, пользующиеся равными правам на управление государством.

Содержание

1. Понятие демократии.
2. Личность, группа и народ в концепциях демократии.
3. Осуществление власти.
4. Достоинства и недостатки демократии.

Вложенные файлы: 1 файл

Тема 9.doc

— 99.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

ТЕМА 9: ДЕМОКРАТИЯ: ТЕОРИЯ И РЕАЛЬНОСТЬ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План:

1. Понятие демократии.

2. Личность, группа и  народ в концепциях демократии.

3. Осуществление власти.

4. Достоинства и недостатки  демократии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие демократии.

“Демократия” переводится  с греческого как “власть народа”. (Сам этот термин состоит из двух слов: “devmos” - народ и “krattin” - властвование.)

Содержание термина  демократия:

1. В ранний период  своего существования в Древней  Греции демократия понималась как особая форма, разновидность организации государства, при которой властью обладает не одно лицо (как при монархии, тирании и т.п.), и не группа лиц, (это будет аристократия, олигархия и т.п.), а все граждане, пользующиеся равными правам на управление государством.

Определяя особенности  демократии, видающийся деятель Афинского  государства Перикл в V веке до Р.Х. писал: “Называется этот строй демократическим, потому что он зиждется не на меньшинстве (граждан), а на большинстве их. По отношению к частным интересам законы наши предоставляют равноправие для всех”. (Фукидид. История. Т.1, кн.II. М., 1915. С.120.).

Значение термина “демократия” однопорядково с содержанием  таких понятий, как “авторитаризм” и “тоталитаризм” и используется для характеристики типа государства и политической системы в целом.

2. Во втором значении  слово “демократия” трактуется  более широко - как форма устройства  любой организации, основанная  на принципах равноправия “ее  членов, периодической выборности  органов управления и приятии решений в них по большинству. В этом значении говорится о партийной, профсоюзной, производственной и т.п. демократиях.

3. В третьем значении  демократия рассматривается как  основанный на определенной системе  ценностей идеал общественного  устройства и соответствующее ему мировоззрение. К числу таких ценностей относятся: свобода, равенство, уважение прав человека и меньшинств, народный суверенитет, соучастие граждан в управлении и некоторые другие.

4. четвертое значение  термина “демократия -  как  мировоззренческий идеал, превращаясь в цели деятельности людей, дает начало демократии как определенному социальному движению.

Современные демократические  движения охватывают широкий, во многом противоречивый по своим устремлениям круг участников. Это социал-демократы, христианские демократы либералы, новые социальные и другие движения.

С древних времен существуют два главных подхода к демократии: нормативный и описательно-эмпирический (дескриптивный), хотя первый из них явно преобладал вплоть до XX века.

Нормативный подход предполагает конструирование идеальной модели демократии, обоснование ее преимущества по сравнению с другими формами правления, анализ путей осуществления демократического Идеала.

Второй, дескриптивный (описательно-эмпирический) подход  абстрагируется от идеалов и априорных оценочных суждений, анализирует демократию в том виде, в каком она существует в действительности.

В большинстве демократических  концепций эти два подхода  тесно переплетаются, сочетаются с  целью сближения идеала и реального демократического строя.

Демократия как власть народа или, более развернуто - “правление народа, избранное народом и для  народа” (определение американского  президента А.Линкольна) выступает  скорее нормативным идеалом, привлекательной  утопией, чем характеристикой реальных демократических государств. Это понятие содержит в себе внутреннее противоречие. Суть его состоит в том, что власть народа в полном смысле этого слова означает самоуправление народа, а значит отрицание политического господства, специального аппарата принуждения и других атрибутов государства, одной из форм которого и является реальная демократия.

Иными словами, подлинное народовластие несовместимо с существованием государства и демократии как его разновидности. На деле же демократия нигде и никогда не существовала без государства.

Таким образом, демократия как народовластие представляет собой во многом утопический идеал, который все же имеет важное нормативное значение, поскольку он выступает ориентиром, целью политического развития общества. Реальная же демократия в лучшем случае - власть большинства над меньшинством, в худшем - господство хорошо организованного, опирающегося на экономическую, а также информационную власть и социальные привилегии меньшинства над большинством, осуществляемое при формальном согласии большинства граждан.

Демократические государства  современные, а также существовавшие когда-либо в истории,  глубоко  различаются, они имеют ряд общих, объединяющих черт:

а) признание народа источником власти, сувереном в государстве. Народный суверенитет выражается в том, что именно народу принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве, что он выбирает своих представителей и может периодически сменять их, а в ряде стран имеет также право непосредственно участвовать в разработке и принятии законов путем народных инициатив и референдумов;

б) равноправие граждан. Демократия предполагает как минимум  равенство избирательных прав граждан;

в) подчинение меньшинства  большинству при принятии решений  и их выполнении;

г) выборность основных органов государства.

Любые демократические  государства строятся на базе этих фундаментальных принципов. В то же время современные, основанные на ценностях либерализма демократии дополняют их принципами прав человека, их приоритета над правами государства, ограничения власти большинства над меньшинством, уважения прав меньшинства иметь свое мнение и отстаивать его, верховенство закона, разделения властей и др.

Демократические теории, их классификации основаны на таких критериях, которые  могут быть связаны в первую очередь с важнейшим признаком демократии - признанием народа верховным источником и контролером власти. Это основополагающее качество демократии имеет по меньшей мере два главных аспекта:

а) взаимоотношения народа, социальной группы и личности, позволяющее уточнить, как трактуется сам народ, что конкретно понимается под суверенитетом народа;

б) участие народа, масс в формировании и осуществлении  власти - рассмотрение этого аспекта  дает ответ на вопрос: “Как народ  властвует, кто и как принимает решения, участвует в управлении демократическим государством?”

2. Личность, группа  и народ в концепциях демократии.

В зависимости от того, кто имеет приоритет в осуществлении  власти: личность, социальная группа или  народ как целостная общность, все концепции демократии можно разделить на три большие группы:

1) индивидуалистические (либеральные);

2) плюралистические (теории  групп);

3) коллективистские (тоталитарные) теории.

Коллективистские  концепции. В своей исторически первой, античной форме демократия явно тяготела к коллективистской модели. Она была основана на общей заинтересованности свободных граждан в сохранении рабовладения, которое было преимущественно совместным, общинным, а также целого ряда социальных привилегий. Для античной демократии были характерны фактическое отождествление народа с большинством населения, а также неограниченная власть большинства над меньшинством и беззащитность личности по отношению к государству. Убедительные примеры этого - присуждение к смерти величайшего мыслителя того времени Сократа, изгнание философа Анаксагора и др. Эта демократия тяготела к вырождению в охлократию - власть толпы, черни, а затем - в деспотию.

В целом же в античной демократии коллективистские черты  были выражены менее ярко, чем в  ее последующих теориях и реальных моделях, т.к. здесь все же сохранялась частная собственность и связанная с ней автономия личности, а также не получили развития массовые коммуникации, сознающие возможность тотального контроля за населением.

Коллективные взгляды  на демократию присутствовали и в более поздние, по сравнению с Античностью, времена. Они достаточно ярко выражены в коммунистических утопиях Т.Мора, Э.Кабе и других коммунистов-утопистов. Однако детальную теоретическую разработку и концептуальное выражение они получили у Руссо, которого нередко называют создателем теории тоталитарной демократии.

Теория демократии Руссо  исходит из принадлежности всей власти народу, образованному путем добровольного  слияния изолированных, атомизированных  индивидов в единое целое. Образование народа означает полное отчуждение “каждого из членов ассоциации со всеми его правами в пользу всей общины”. С этого момента личность утрачивает свои права. Они становятся ей не нужны, т.к. целое, государство, подобно любом другому живому организму, заботится о своих членах, а гражданстве свою очередь, обязаны думать о благе целого - государства.

Организмический подход Руссо к государству исключает  противоречия, конфликты в отношении  между индивидами и государством, устраняет почву для протеста граждан против власти, появление частных интересов. Если все же частный интерес возникает, то он представляет собой патологию и поэтому подавляется.

Именно народ обладает общей волей, неделимым и неотчуждаемым  суверенитетом, который понимается как осуществление общей воли. Образование единой воли возможно только на базе имущественного равенства. Народ, как коллективное существо, может быть представлен только самим собой, а не избранными представителями. Его общая воля выражается непосредственно на собраниях. Она определяет законы и деятельность правительства. Власть народа как целого ничем не ограничена. “Если кто-либо откажется подчиниться общей воле, то он будет к этому принужден всем организмом, а это означает не что иное, как то, что его силой принудят быть свободным”. (Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М , 1969. с.164.).

Идеи Руссо (принцип  народного суверенитета, прямого  голосования и др.) нашли свое выражение в конституции Франции 1789 г. В то же время они послужили  и оправданию якобинского террора. Неслучайно Робеспьер называл Руссо “провозвестником нашей революции". Тоталитарная направленность теории демократии Руссо получила дальнейшее развитие и практическое завершение в ленинской и сталинской теории демократии а также в реальных моделях “социалистической демократии , которые до сих пор существуют в коммунистических государствах.

Особенности теорий “социалистической  демократии” проявляются в полном отрицании частной собственн0ости и, следовательно, всякой автономии  личности, подмене народа рабочим  классом, трудящимися, а также в идее ведущей роли коммунистической партии и авангарда рабочего класса, всего народа, руководящего процессом перехода к полной демократии, общественному самоуправлению. В действительности же “социалистическое народовластие” допускало демократию лишь в узких рамках, определяемых высшим партийно-государственным руководством, концентрирующем в своих руках всю реальную власть.

Несмотря на существенные различия, коллективистские теории демократии имеют ряд общих черт: отрицание автономии личности, рассмотрение ее как составной части, органа единого народного национального, классового и т.п. тела, целостного организма; первичность народа (или другого крупного социального, субъекта, претендующего на выражение общей воли) в осуществлении власти, принятии решений определяющих поведение каждого гражданина; гомогенность, однородность народа по своему составу, устраняющая почву для конфликтов между индивидами и государством; неограниченность, абсолютность власти большинства которое отождествляется с народом, над меньшинством,  в том числе отдельной личностью.

Теории коллективистской демократии показали свою практическую несостоятельность или, по меньшей  мере, несовместимость с демократией  в ее современном понимании. Попытки  их осуществления неизбежно приводили к тоталитаризму, подавлению индивидуальной свободы, массовому террору. Оказалось, что власть народа и даже большинства не может быть реальной без гарантирования индивидуальной свободы и других основополагающих прав личности как первичного источника власти.

Либеральные теории. Идея автономии личности и ее первичности по отношению к народу, его воле является определяющей для второй группы теории демократии, выделяемой с точки зрения главных социальных субъектов власти. Как уже отмечалось, эту группу составляют индивидуалистические, либеральные концепции. В отличие от коллективистских теорий демократии, не расчленявших государство, общество и личность, ее индивидуалистические концепции выделяют личность из общества и государства. Они уделяют первостепенное внимание созданию институциональных и иных гарантий для индивидуальной свободы, предотвращающих всякое подавление личности властью. Каковы же наиболее характерные черты этой группы теорий?

Для четкости изложения  они могут быть, выделены в следующей  последовательности:

1) признание личности  первичным, в конечном счете  главным источником власти, приоритет  прав личности над правами  государства;

2) преимущественно негативное  понимание индивидуальной свободы,  т.е. как отсутствия ограничений,  нежелательного вмешательства; ограничение власти большинства над меньшинством, обеспечение индивидуальной и  групповой автономии и свободы;

3) ограничение компетенции  и сферы деятельности государства  преимущественно охраной общественного  порядка, безопасности граждан,  социального мира и т.п., его невмешательство в дела гражданского общества, приоритет рыночного саморегулирования общества над государственным, политическим управлением;

Информация о работе Демократия: теория и реальность