Демократия: теория и реальность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 17:13, реферат

Краткое описание

“Демократия” переводится с греческого как “власть народа”. (Сам этот термин состоит из двух слов: “devmos” - народ и “krattin” - властвование.)
Содержание термина демократия:
1. В ранний период своего существования в Древней Греции демократия понималась как особая форма, разновидность организации государства, при которой властью обладает не одно лицо (как при монархии, тирании и т.п.), и не группа лиц, (это будет аристократия, олигархия и т.п.), а все граждане, пользующиеся равными правам на управление государством.

Содержание

1. Понятие демократии.
2. Личность, группа и народ в концепциях демократии.
3. Осуществление власти.
4. Достоинства и недостатки демократии.

Вложенные файлы: 1 файл

Тема 9.doc

— 99.00 Кб (Скачать файл)

К репрезентативным элитарным  теориям демократии примыкает корпоративизм. Он рассматривает демократию как преимущественно согласительное, неконкурентное правление руководителей крупных производственных организаций (корпораций) наемных работников и предпринимателей, а также партий при арбитражной роли государства. При этом корпорации, в обмен на некоторые самоограничения, получают право представлять всех работников той или иной отрасли. Корпоративисты, в отличие от “классических” элитивистов, отрицают конкуренцию элит, ставя на ее место согласовательные, консенсусные методы принятия решений.

Корпоративизм нашел  достаточно широкое практическое применение в регулировании социальных отношений - вопросы оплаты и охраны труда, продолжительности рабочего времени, социального обеспечения и т.п. Однако он не может быть распространен на все государственное устройство, поскольку ущемляет права индивида в пользу крупных организаций, бюрократии.

Сильные и слабые стороны представительной демократии.

Среди главных достоинств - свободный общественный строй и высокая эффективность в выполнении общественных задач, гарантия политической стабильности и порядка, уберегает общество от сиюминутных массовых увлечений и преходящих настроений, идеологического иррационализма и эгалитарных устремлений широких слоев населения. Высокая эффективность представительной демократии объясняется рациональностью организации политической системы, четким разделением труда, более высокой, по сравнению с непосредственной демократией компетентностью и ответственностью лиц, принимающих решения.

Недостатки репрезентативной демократии:

1) фактическое отстранение  народа от власти в промежутке  между выборами и тем самым  отход от сути демократии как  народовластия;

2) неизбежную вследствие  сложной иерархической системы управления бюрократизацию и олигархизацию власти, отрыв депутатов и чиновничества от рядовых граждан;

3) приоритетное влияние  на политику наиболее сильных  групп интересов и прежде всего  капитала, сравнительно широкие  возможности подкупа должностных лиц;

4) нарастание в государстве  авторитарных тенденций вследствие  постепенного оттеснения законодателей  исполнительной властью;

5) слабая легитимация  власти вследствие почти полного  отчуждения от нее граждан;

6) ущемление политического  равенства, возможностей всех граждан участвовать в политическом процессе за счет чрезмерно большой свободы представительных органов;

7) широкие возможности  политического манипулирования,  принятия неугодных большинству  решений с помощью сложной,  многоступенчатой системы власти.

Основные звенья механизма  репрезентативной демократии: избиратель - парламент - правительство - премьер-министр  или президент - принимают решения  по своему усмотрению и в состоянии  до неузнаваемости исказить волю граждан.

4. Достоинства и недостатки демократии.

Реально существующая демократия в индустриально развитых странах  стремится в большей или меньшей  степени совместить идеи самоуправления и партиципации - главным образом  на местном уровне, а частично и  на производстве, и представительства - в масштабах всего общества.

В целом же это репрезентативная демократия, базирующаяся на либеральных ценностях к принципе плюрализма. Реально она существует в форме парламентаризма - системы правления, основанной на разделении властей и верховенстве власти парламента, делегированной ему народом. Парламентаризм может включать различные виды представительства: территориальное, партийное, корпоративное (представительство групп интересов, участвующих в общественном разделении труда) и этническое. Демократический механизм базируется на конкурентном соперничестве многочисленных партий и групп интересов.

И все же несмотря на известные  несовершенства реальной демократии, она является сегодня наиболее популярной формой правления. Как говорил У. Черчилль, “у демократии много недостатков, но у нее есть и одно достоинство, состоящее в том, что до сих пор никто не изобрел ничего лучшего”. Насколько верна такая характеристика?

Ценностные  обоснования демократии. В мировой политической мысли существуют ценностные и рационально-утилитарные обоснования демократии. Первые из них рассматривают демократию как ценность саму по себе, как реальное воплощение в государственном устройстве важнейших человеческих ценностей: свободы, равенства, социальной справедливости, народовластия и т.д.

Однако такие утверждения  далеко не бесспорны, поскольку реальная представительная демократия (“полиархия”) весьма далека от этих идеалов. К тому же и сами демократические ценности во многом релятивны, часто истолковываются  по-разному и разделяются массами никак не во все исторические эпохи ч далеко не всеми людьми. Взять, например, такую высшую демократическую ценность, как свобода. Демократия декларирует главным образом лишь негативную (индивидуальную и политическую) свободу, базируясь на авторитарной организации экономики и социальном неравенстве. Кроме того, сама свобода и сегодня воспринимается многими как весьма тяжкое бремя, связанное с риском, ответственностью, психологическим дискомфортом и другими неудобствами. Ей предпочитаются покой, порядок и материальное благосостояние. Не только в прошлые эпохи, но и в наше время очень многие люди, если не большинство населения Земли, не раздумывая променяют личную свободу на безопасность и вкусную “чечевичную похлебку”.

Это же в полной мере относится и к другим демократическим ценностям: равенству, справедливости и т.д., которые достаточно релятивны, трактуются разными людьми по-разному. Явно неоднозначное отношение людей к основным демократическим ценностям и их различное, порою прямо противоположное толкование, а также предпочтение им других, более земных “радостей” свидетельствуют о несостоятельности или, по меньшей мере, сомнительности ценностных обоснований демократии, равно как и практических попыток принудительно “осчастливить” ею различные народы.

Вторая, рационально-утилитарная  группа аргументов в пользу демократии  абстрагируется от ценностного подхода и трактует ее как наиболее рациональную, полезную для общества и граждан форму организации. Демократическое правление увеличивает восприимчивость общества к новым веяниям, требованиям времени различных социальных сил, повышает вероятность нахождения оптимальных решений. Демократия совместно с конкурентными рыночными структурами делает общество открытым для любых идей и вариантов развития, предпочитаемых народом (отсюда и название демократического рыночного государства - “открытое общество”). Тем самым утрачивает свою значимость широко распространенное деление общества на капитализм и социализм.

Достаточно детальное  рационально утилитарное обоснование демократии содержится в системной теории (Н.Луманн, К.Дойч и др.). Системные версии демократии оправдывают ее существование не гуманными соображениями, а наилучшими возможностями сохранения и развития системы, ее адаптации к непрерывно изменяющейся социальной среде. Этому служит целый ряд демократических принципов. Так, стимулируемый демократией плюрализм обеспечивает многообразие общественных явлений, богатство духовных и социальных альтернатив, расширяет диапазон политического выбора. Демократическое соучастие позволяет представить различные взгляды и позиции при принятии политических решений, осуществлять отбор наиболее приемлемых из них. Периодическая конкурентная смена парламента и правительства способствует своевременному исправлению ошибок и гибкой корректировке политического курса в соответствии с меняющейся ситуацией.

Системные интерпретации  демократии подвергаются критике за их гуманистическую индифферентность, полное отвлечение от нравственных императивов  и общечеловеческих ценностей. Действительно, с точки зрения системного подхода с одинаковым успехом можно оправдать любые формы организации и меры, способствующие самосохранению системы.

Ограниченность системных  обоснований демократии состоит  также и в том, что полное абстрагирование  от ценностных ориентаций, менталитета людей в социальных исследованиях недопустимо с научной точки зрения, поскольку от них, от внутреннего мира человека в целом прямо зависят любые общественные процессы. Без адекватного учета ценностно-мотивационной сферы не будет работать никакая теоретическая модель.

Опыт истории учит, что демократия - благо лишь тогда, когда она соответствует политической культуре и менталитету народа. Необходимым  условием ее социальной эффективности  являются наличие в обществе консенсуса по основополагающим вопросам совместного проживания в государстве, признание подавляющим большинством граждан “демократических правил игры”, преобладание индивидуалистического сознания, исходящего из ценностного приоритета личности по отношению к коллективу, нравственной готовности к компромиссам. Самоограничению и самодисциплине, из уважения других людей, закона, мнения большинства.

Демократия неприемлема  в экстремальных ситуациях - в  периоды войн, острых кризисов и  т.п. Переход к ней требует постепенности, длительного промежутка времени.

Современный общественно-экономический  прогресс во многом стимулирует развитие демократии, питает демократический  менталитет и демократические ценностные ориентации граждан, требует социальной эмансипации личности, уважения ее достоинства, фундаментальных прав и свобод, независимости мышления. Он нуждается в свободе информации и плюрализма общественной жизни в целом. И в этом смысле тем народам, которые готовы к индивидуальной свободе и ответственности, демократия действительно создает наилучшие возможности для индивидуального и общественного развития, реализации гуманистических ценностей: свободы, равноправия, справедливости, социального творчества.

 


Информация о работе Демократия: теория и реальность