Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 17:13, реферат
“Демократия” переводится с греческого как “власть народа”. (Сам этот термин состоит из двух слов: “devmos” - народ и “krattin” - властвование.)
Содержание термина демократия:
1. В ранний период своего существования в Древней Греции демократия понималась как особая форма, разновидность организации государства, при которой властью обладает не одно лицо (как при монархии, тирании и т.п.), и не группа лиц, (это будет аристократия, олигархия и т.п.), а все граждане, пользующиеся равными правам на управление государством.
1. Понятие демократии.
2. Личность, группа и народ в концепциях демократии.
3. Осуществление власти.
4. Достоинства и недостатки демократии.
4) разделение властей,
создание сдержек и
Как отмечал еще в XVIII
веке Ш..Л.Моктескье, общество в состоянии
проконтролировать лишь, ту власть,
которая раздроблена и
Типичное либеральное понимание демократии дал американский президент Р.Рейган: “Демократия - не столько способ правления, сколько способ ограничить правительство, чтоб оно не мешало развитию в человеке главных ценностей, которые дают семья и вера
Такая трактовка демократии не безупречна и подвергается критике в первую очередь по следующим направлениям:
1). Характерная для
либерализма ограниченность в
понимании свободы (лишь как
негативной свободы) ведет к
углублению социального
2). Потребности экономического
и социального развития
3). Чрезмерный акцент на личности, ее свободе не позволяет увидеть главного субъекта реальной политической жизни - группу.
Плюралистические концепции. Идею заинтересованности группы как реального творца политики, борьбы за власть и ее осуществление развивает и обосновывает третья группа теорий демократии - плюралистические концепции. В вопросе о главном представителе народовластия они занимают как бы промежуточное положение. Между индивидуалистическими (личность) и коллективистическими (народ) теориями демократии.
Эта группа теорий исходит из того, что ни личность, ни народ не являются главными движущими силами политики в демократическом государстве. Именно в группе, а также в межгрупповых отношениях формируются интересы, ценностные ориентации и мотивы политической деятельности индивида. С помощью группы личность получает возможность политического выражения и защиты своих интересов. Что же касается народа, то он не может выступать главным субъектом политики, поскольку представляет собой сложное внутреннее противоречивое образование, состоящее из разнообразных конкурирующих в борьбе за сласть групп.
Назначение демократии состоит в предоставлении всем гражданам возможности открыто выражать свои интересы, находить с помощью взаимных компромиссов их баланс, равновесие, в предотвращении с помощью создания многочисленных независимых центров политического влияния, социальных противовесов узурпации власти наиболее могущественными общественными группами. Наиболее видные представители плюралистической теории политики и демократии - А.Бентли, Г.Уоллес, Дж.Мэдисон, Г.Ласки и др.
Если обобщить разнообразные теории плюралистической демократии, то можно выделить у них ряд общих черт. К ним относятся:
1) признание заинтересованной
группы центральным элементом
демократической политической
2) рассмотрение соперничества
и баланса групповых интересов
как социальной основы
3) развитие идеи сдержек
и противовесов, ее распространение
с институциональной сферы (
4) узаконивание “разумного
атеизма”, личного и группового
интереса как генератора
5) значительное расширение сферы деятельности государства, рассмотрение его как арбитра, сохраняющего равновесие соперничающих интересов и обеспечивающего саморегулирование всего общества;
6) утверждение о диффузии,
распылении власти и правящей
элиты в современном демократич
7) трактовка множественных,
плюралистичных элит как
8) забота о формировании
демократической культуры, которая
рассматривается как условие
цивилизованного характера
9) поддержка государством
социально ущемленных групп и
индивидов с целью повышения
их жизненных шансов и
С плюралистическими концепциями демократии вполне совместима теория и практика социального государства.
Плюралистические теории демократии сохраняют почти все ценности либеральной демократии, но дают им специфическую интерпретацию и обогащают целым рядом новых идей.
Плюралистическое видение демократии: форма правления, обеспечивающая баланс сил между конфликтующими экономическими, профессиональными, этническими, религиозными, демографическими, региональными и другими группами, усредненное равновесие влияний, исключающее монополию одной из групп на принятие решений и действие власти в интересах лишь какого-нибудь одного слоя.
Плюралистические теории демократии находят практическое признание и применение во многих государствах мира.
К недостаткам этих концепций обычно относят:
1) идеализацию действительности,
преувеличение групповой
2) игнорирование или
недостаточный учет
3) тенденциозную трактовку
государства как нейтрального
арбитра, стремящегося к
4) углубление противоречия между равенством и свободой, ограничение свободы в пользу равенства. Это означает нарушение основополагающих либеральных прав личности и прежде всего права на частную собственность и предпринимательство. Предлагаемая многими плюралистами поддержка государством социально ущемленных слоев может реально осуществляться только за счет других групп населения;
5) подготовку благоприятной
почвы для тоталитаризма,
В целом же многие плюралистические
идеи, обогащенные другими
3. Осуществление власти.
Теории непосредственной демократии. В зависимости от того, кто - народ или его представители - непосредственно осуществляют властные функции, какие формы демократии преобладают: прямая или представительная, многообразные демократические теории можно разделить на две группы: непосредственной демократии и репрезентативные (представительные) концепции.
Теории непосредственной демократии исходят из того, что в демократическом государстве воля народа и государственная власть должны быть идентичны, тождественны, что сам народ должен непосредственно участвовать в принятии важнейших политических решений, осуществлении власти. Представительные же органы необходимо свести к минимуму и сделать полностью подконтрольными гражданам.
Преимущественно непосредственный характер носила античная демократия, а также демократия в древнем Новгороде и ряде других городов-государств. Здесь граждане непосредственно участвовали в принятии важнейших государственных решений. Наиболее полно классическое выражение идеи непосредственной демократии нашли в уже рассмотренной концепции государства Руссо.
В последние десятилетия (примерно с 60-х годов широкое распространение получила теория партиципационной демократии (демократии участия). Она обосновывает необходимость участия широких слоев населения не только в выборах своих представителей, и даже не только в принятии решений на референдумах, собраниях и т.п., но и непосредственно в политическом процессе - в подготовке, принятии и осуществлении решений, а так же в контроле за их реализацией.
Такое участие необходимо во всех областях и прежде всего в тех из них, которые имеют для гражданина личностную заинтересованность, на рабочем месте, в учебных заведениях, по месту жительства, в сфере организованного досуга и т.п. В принципе в обществе не существует каких-либо сфер, которые были бы вне политики и не допускали демократического участия. Главными целями партиципации являются всесторонняя демократизация общества, а также социальная эмансипация и самореализация личности.
К радикальным вариантам концепции партиципационной демократии примыкают теории демократии новых социальных движений, например, экологистов, а также отрицающие всякое государственное принуждение самоуправленческие концепции. Всех их объединяет идея прямого участия народных масс в управлении.
По мнению сторонников непосредственной демократии, лишь она представляет собой подлинное народовластие, дает больше возможностей по сравнению с представительными институтами для выражения интересов и воли народа.
Ее преимущества также в том, что непосредственная демократия обеспечивает прочную легитимацию власти, преодоление политического отчуждения граждан, что повышает стабильность политической системы и эффективность управления: расширяет за счет участия многих людей интеллектуальный потенциал политических решений, повышает вероятность их оптимизации; развивает общественную активность населения, способствует свободной самореализации и самоутверждению личности, ее развитию в целом; обеспечивает эффективный контроль за политическими институтами и должностными лицами, предотвращает злоупотребления властью, отрыв правящей элиты от народа, бюрократизацию чиновничества.
У непосредственной демократии есть противники. Они акцентируют внимание на ее слабых местах. Это: низкая эффективность принимаемых решений вследствие недостаточной компетентности и эмоциональной ответственности должностных лиц, поскольку важнейшие решения принимаются широким кругом никем не контролируемых и не несущих за это ответственности непрофессионалов; повышение опасности тоталитаризма или популистского тоталитаризма вследствие подверженности масс идеологическим влияниям и их склонности к уравнительности, ущемлению свободы за счет равенства; сложность и дорогостоящность при практическом осуществлении; невозможность привлечь большинство граждан к систематическому участию в управлении без принуждения, нарушения личной свободы, поскольку основная масса населяя не желает добровольно серьезно заниматься политикой.
Концепции репрезентативной демократии. Они исходят из понимания демократии как компетентного и ответственного перед народом представительного управления. Главный акцент в этих концепциях ставится на четкой реализации принципа ответственности на всех уровнях государственного управления, в то время как принцип соучастия граждан оттесняется на второй план, хотя в целом и не отвергается, ибо без признания народа источником и высшим контролером власти демократия уже по своему определению (“народовластие”).
Воля народа не отождествляется здесь с его прямым участием. Она выражается как непосредственно на выборах, так и делегируется депутатам и представительным органам власти, которые в пределах предоставляемых ему полномочий самостоятельно формируют и антиципируют (предвосхищают) народную волю (если она вообще существует), а порой действуют вопреки ей под свою ответственность. Отношения между народом и его представителями строятся на основе контроля (преимущественно электорального), доверия, конституционного ограничения компетенции органов власти и должностных лиц и их полной независимости в пределах закона.
Достаточно четкое определение представительной, репрезентативной демократии дает Р.Дарендорф. Вопреки буквальному значению, пишет он, “демократия - не “правление народа”; такого на счете просто не бывает. Демократия - это правительство, избираемое народом, а если необходимо - то народом и смещаемое; кроме того, демократия - это правительство со своим собственным курсом”. (Дарендорф Р. Дорога к свободе //Вопросы философии. 1990. №9. С.91.).
Элитарная демократия и корпоративизм. Идеи репрезентативной демократии достаточно полно представлены в уже рассмотренной в начале классической теории либеральной демократии. Свое специфическое обоснование и весьма последовательное развитие принцип ограничения непосредственного участия масс в управлении получил в концепциях элитарной демократии. Как уже отмечалось, суть этих теорий состоит в обосновании необходимости в современном демократическом государстве “политического разделения труда”, в соответствии с которым реальная власть должна принадлежать политической элите, а массы должны иметь право периодического, главным образом электорального контроля за ее составом.
Демократия в этом
случае сводится к способу образования
власти, преимущество которого по сравнению
с другими формами правления
состоит в обеспечении