Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 16:36, курсовая работа
Цель: выявить основные подходы к разрешению педагогических конфликтов.
Задачи:
- раскрыть суть деятельности специалиста по социальной работе по преодолению конфликтов;
- выявить основные причины появления педагогических конфликтов;
- изучить литературу по данной теме.
Этот тип конфликта является очень распространённым и наиболее трудно преодолимым.
Тип конфликта «Учитель – Ученик»: Процесс обучения и воспитания, как и всякое развитие, невозможен без противоречий и конфликтов. Конфронтация с детьми, условия жизни которых сегодня нельзя назвать благоприятными, является обычной составной частью реальности. По мнению М.М. Рыбаковой, среди конфликтов между учителем и учеником выделяются следующие конфликты:
- деятельности, возникающие
по поводу успеваемости
- поведения (поступков),
возникающие по поводу
- отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей.
Конфликты деятельности возникают между учителем и учеником и проявляются в отказе ученика выполнить учебное задание или плохом его выполнении. Подобные конфликты часто происходят с учениками, испытывающими трудности в учебе; когда учитель ведет предмет в классе непродолжительное время и отношения между ним и учеником ограничиваются учебной работой. В последнее время наблюдается увеличение таких конфликтов из-за того, что учитель часто предъявляет завышенные требования к усвоению предмета, а отметки использует как средство наказания тех, кто нарушает дисциплину. Эти ситуации часто становятся причиной ухода из школы способных, самостоятельных учеников, а у остальных снижается мотивация к учению вообще.
Конфликты поступков всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые проблемы и конфликты, в которые включаются другие ученики; конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить.
Важно, чтобы учитель умел правильно определить свою позицию в конфликте, так как если на его стороне выступает коллектив класса, то ему легче найти оптимальный выход из сложившейся ситуации. Если же класс начинает развлекаться вместе с нарушителем дисциплины или занимает двойственную позицию, это ведет к негативным последствиям (например, конфликты могут приобрести постоянный характер).
Конфликты отношений часто возникают в результате неумелого разрешения педагогом проблемных ситуаций и имеют, как правило, длительный характер. Эти конфликты приобретают личностный смысл, порождают длительную неприязнь ученика к учителю, надолго нарушают их взаимодействие.
Тип конфликта «Ученик – Ученик»: Наиболее распространены среди учащихся конфликты лидерства, в которых отражается борьба двух-трех лидеров и их группировок за первенство в классе. В средних классах часто, конфликтуют группа парней и группа девчонок. Может обозначиться конфликт трех-четырех подростков с целым классом или вспыхнуть конфликтное противостояние одного школьника и класса.
Большое
влияние на конфликтное
- позиция авторитарного вмешательства в конфликт – педагог, не будучи убежден, что конфликт – это всегда плохо и что с ним надо бороться, старается подавить его;
- позиция нейтралитета – педагог старается не замечать и не вмешиваться в столкновения, возникающие среди воспитанников;
- позиция избежания конфликта – педагог убежден, что конфликт – показатель его неудач в воспитательной работе с детьми и возникает из-за незнания, как выйти из создавшейся ситуации;
- позиция целесообразного вмешательства в конфликт – педагог, опираясь на хорошее знание коллектива воспитанников, соответствующие знания и умения, анализирует причины возникновения конфликта, принимает решение либо подавить его, либо дать возможность развиться до определенного предела. Действия педагога в четвертой позиции позволяют контролировать и управлять конфликтом.
Стиль взаимодействия
учителя с другими учениками
служит примером для
Учитель обязан
вмешиваться в конфликты
Действительно, педагогические конфликты разнообразны. У каждого из них есть свои специфические особенности. Преодоление конфликта может осуществляться с помощью третьего лица (специалиста по социальной работе), что является специфическим видом деятельности. Именно тому, как специалист проводит деятельность по разрешению педагогических конфликтов, посвящена следующая глава курсовой работы.
Глава 2. Особенности деятельности специалиста по социальной работе по предотвращению педагогических конфликтов
§1. Специфика урегулирования педагогических конфликтов.
Мало найдется проблем между людьми или группами людей, которые можно было бы решить в один миг. Успешное разрешение конфликтов обычно включают цикл, состоящий из определения проблемы, ее анализа, действия по ее разрешению и оценке результата. В любой конкретной ситуации специалисту по социальной работе следует выявить источник конфликта до того, как заняться разработкой политики по его разрешению.
Прежде всего, надо выяснить,
что произошло. В чем проблема?
На этом этапе важно изложить факты,
чтобы все согласились с
Опытные специалисты по социальной работе знают, что следует сказать (отбор содержания в диалоге), как сказать (эмоциональное сопровождение разговора), когда сказать, чтобы достигнуть цели обращенной к ребенку речи (время и место), при ком сказать и зачем сказать (уверенность в результате).
В общении педагога с учениками
большое значение имеют не только
содержание речи, но и ее тон, интонация,
мимика. Если при общении взрослых
интонация может нести до 40% информации,
то в процессе общения с ребенком
воздействие интонации
Реально возникающий конфликт между педагогом и учеником может быть проанализирован специалистом по социальной работе на трех уровнях:
- с точки зрения объективных особенностей организации учебно-воспитательного процесса в школе;
- с точки зрения социально-психологических особенностей класса, педагогического коллектива, конкретных межличностных отношений учителя и ученика;
- с точки зрения возрастных, половых, индивидуально-психологических особенностей его участников.
Конфликт может считаться
продуктивно разрешенным, если налицо
реальные объективные и субъективные
изменения в условиях и организации
всего образовательного процесса, в
системе коллективных норм и правил,
в позитивных установках субъектов
этого процесса по отношению друг
к другу, в готовности к конструктивному
поведению в будущих
Реальный механизм установления нормальных отношений видится в снижении количества и накала конфликтов путем перевода их в педагогическую ситуацию, когда не нарушается взаимодействие в педагогическом процессе, хотя такая работа связана с определенными трудностями.
В социальной психологии и педагогике выделено пять типов отношений:
- отношения диктата – строгая дисциплина, четкие требования к порядку, к знаниям при официально-деловом общении;
- отношения нейтралитета – свободное общение с учениками на интеллектуально – познавательном уровне, увлеченность учителя своим предметом, эрудированность;
- отношения опеки – забота до навязчивости, боязнь всякой самостоятельности, постоянный контакт с родителями;
- отношения конфронтации – скрытая неприязнь к ученикам, постоянное недовольство работой по предмету; пренебрежительно деловой тон в общении;
- отношения сотрудничества – соучастие во всех делах, интерес друг к другу, оптимизм и взаимное доверие в общении [7].
Говорить с ребенком намного труднее, чем со взрослым; для этого специалист по социальной работе должен уметь адекватно оценивать по внешним проявлениям его противоречивый внутренний мир, предвидеть его возможную ответную эмоциональную реакцию на обращенное к нему слово, его чувствительность к фальши в общении со взрослыми.
Для принятия правильного решения педагогу часто недостает информации, он видит факт нарушения хода урока, но ему трудно понять, чем это вызвано, что этому предшествовало, что приводит к неправильному толкованию поступков. Подростки, как правило, более информированы о причинах происходящего, но обычно об этом молчат, а при попытке объяснить учителю, внести ясность, тот нередко останавливает их (“Сам разберусь”). Учителю трудно принять новую информацию, противоречащую сложившимся у него стереотипам, изменить отношение к случившемуся и свою позицию.
Объективными причинами возникновения конфликтов на уроке могут быть:
а) утомление учащихся;
б) конфликты на предыдущем уроке;
в) ответственная контрольная работа;
г) ссора на перемене, настроение учителя;
д) его умение или неумение организовать работу на уроке;
е) состояние здоровья и личностные качества.
Конфликт часто вырастает из стремления учителя утвердить свою педагогическую позицию, а также от протеста ученика против несправедливого наказания, неправильной оценки его деятельности, поступка. Правильно реагируя на поведение подростка, педагог берет ситуацию под свой контроль и тем самым восстанавливает порядок. Поспешность в оценках происходящего нередко приводит к ошибкам, вызывает возмущение у учеников несправедливостью, вызывает к жизни конфликт.
Конфликтные ситуации на уроках,
особенно в подростковых классах, большинством
признаются типичными, закономерными.
Для их разрешения учителю надо уметь
организовать коллективную учебную
деятельность учащихся подросткового
возраста, усиливая деловую взаимосвязь
между ними; дело доходит до конфликта,
как правило, с учеником, плохо
успевающим, “трудным” по поведению.
Нельзя наказывать за поведение плохими
отметками по предмету – это ведет
к затяжному личностному
Психологический анализ также используется для переключения внимания с возмущения поступком ученика на его личность и ее проявление в деятельности, поступках, отношениях.
Существенную помощь специалисту по социальной работе может оказать прогнозирование ответных реакций и действий учеников в конфликтных ситуациях. На это указывали многие педагоги-исследователи (Б.С.Гершунский, В.И.Загвязинский, Н.Н.Лобанова, М.И.Поташник, М.М.Рыбакова, Л.Ф.Спирин и др.). Так, М.М.Поташник рекомендует либо вынужденно примеряться, приспосабливаться к ситуации, либо сознательно и целенаправленно влиять на нее, т.е. творить новое.
М.М.Рыбакова предлагает учитывать ответные реакции учащихся в конфликтных ситуаций следующим образом: