Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 16:36, курсовая работа
Цель: выявить основные подходы к разрешению педагогических конфликтов.
Задачи:
- раскрыть суть деятельности специалиста по социальной работе по преодолению конфликтов;
- выявить основные причины появления педагогических конфликтов;
- изучить литературу по данной теме.
-описание возникшей ситуации,
конфликта, поступка (участники,
причина и место возникновения,
-возрастные и индивидуальные
особенности участников
-ситуация глазами ученика и учителя;
-личностная позиция учителя
в возникшей ситуации, реальные
цели учителя при
-новая информация об учениках, оказавшихся в ситуации;
-варианты погашения,
-выбор средств и приемов
педагогического воздействия и
определение конкретных
Из литературы известно, что разрешение конфликтной ситуации целесообразно осуществлять по следующему алгоритму:
- анализ данных о ситуации, выявление главных и сопутствующих противоречий, постановка воспитательной цели, выделение иерархии задач, определение действий;
- определение средств и путей разрешения ситуации с учетом возможных последствий на основе анализа взаимодействий воспитатель – ученик, семья – ученик, ученик – коллектив класса;
- планирование хода педагогического воздействия с учетом возможных ответных действий учеников, родителей, других участников ситуации;
- анализ результатов;
- корректировка результатов педагогического воздействия;
-самооценка классного руководителя, мобилизация им своих духовных и умственных сил.
Основным условием разрешения конструктивного конфликта специалисты считают открытое и эффективное общение конфликтующих сторон, которое может принимать различные формы:
- высказывания, передающие то, как человек понял слова и действия, и стремление получить подтверждение того, что он понял их правильно;
- открытые и личностно окрашенные высказывания, касающиеся состояния, чувств и намерений;
информация, содержащая обратную связь относительно того, как участник конфликта воспринимает партнера и толкует его поведение;
- демонстрация того, что партнер воспринимается как личность вопреки критике или сопротивлению в отношении его конкретных поступков [9].
Приведем ряд ситуаций и поведение специалиста по социальной работе при их возникновении:
- невыполнение учебных поручений в связи с отсутствием умения, знания мотива (изменить формы работы с данным учеником, стиля преподавания, коррекция уровня “трудности” материала и др.);
- неправильное выполнение учебных поручений скорректировать оценку результатов и хода преподавания с учетом выясненной причины неправильного усвоения информации);
- эмоциональное неприятие учителя (изменить стиль общения с данным учеником);
- эмоциональная неуравновешенность учащихся (смягчить тон, стиль общения, предложить помощь, переключить внимание остальных учащихся).
Процедура урегулирования конфликтов специалистом по социальной работе выглядит следующим образом:
-воспринимать ситуацию такой, какая она на самом деле;
-не делать поспешных выводов;
-при обсуждении следует
анализировать мнения
-научиться ставить себя на место другой стороны;
-не давать конфликту разрастись;
-проблемы должны решаться теми, кто их создал;
-уважительно относиться
к людям, с которыми общаешься;
-всегда искать компромисс;
-преодолеть конфликт может общая деятельность и постоянная коммуникация между общающимися [14].
Основные формы завершения конфликта: разрешение, урегулирование, затухание, устранение, перерастание в другой конфликт. Разрешение конфликта — это совместная деятельность педагога и ученика, направленная на прекращение противодействия и решение проблемы, которая привела к столкновению. Разрешение конфликта предполагает активность обеих сторон по преобразованию условий, в которых они взаимодействуют, по устранению причин конфликта. Для разрешения конфликта необходимо изменение самих оппонентов (или хотя бы одного из них), их позиций, которые они отстаивали в конфликте. Часто разрешение конфликта основывается на изменении отношения оппонентов к его объекту или друг к другу. Урегулирование конфликта отличается от разрешения тем, то в устранении противоречия между оппонентами принимает участие третья сторона. Ее участие возможно как с согласия противоборствующих сторон, так и без их согласия. При завершении конфликта не всегда разрешается противоречие, лежащее в его основе.
Затухание конфликта — это временное прекращение противодействия при сохранении основных признаков конфликта: противоречия и напряженных отношений. Конфликт переходит из “явной” формы в скрытую. Затухание конфликта обычно происходит в результате:
• истощения ресурсов обеих сторон, необходимых для борьбы;
• потери мотива к борьбе, снижения важности объекта конфликта;
•переориентации мотивации оппонентов (возникновение новых проблем, более значимых, чем борьба в конфликте).
Под устранением конфликта понимают такое воздействие на него, в результате которого ликвидируются основные структурные элементы конфликта. Несмотря на “неконструктивность” устранения, существуют ситуации, которые требуют быстрых и решительных воздействий на конфликт (угроза насилия, гибели людей, дефицит времени или материальных возможностей).
Устранение конфликта возможно с помощью следующих способов:
• изъятие из конфликта одного из участников;
• исключение взаимодействия участников на длительное время;
• устранение объекта конфликта.
Перерастание в другой конфликт происходит, когда в отношениях сторон возникает новое, более значимое противоречие и происходит смена объекта конфликта. Исход конфликта рассматривается как результат борьбы с точки зрения состояния сторон и их отношения к объекту конфликта. Исходами конфликта могут быть:
• устранение одной или обеих сторон;
• приостановка конфликта с возможностью его возобновления;
• победа одной из сторон (овладение объектом конфликта);
• деление объекта конфликта (симметричное или асимметричное);
• согласие о правилах совместного использования объекта;
• равнозначная компенсация одной из сторон за овладение объектом другой стороной;
• отказ обеих сторон от посягательств на данный объект.
Прекращение конфликтного взаимодействия — первое и очевидное условие начала разрешения любого конфликта. До тех двух сторон по усилению своей позиции или ослаблению позиции участника с помощью насилия, речь о разрешении конфликта идти не может.
Поиск общих или близких по содержанию точек соприкосновения в целях, интересах участников является двусторонним процессом и предполагает анализ как своих целей и интересов, так и целей и интересов другой стороны. Если стороны хотят разрешить конфликт, они должны сосредоточиться на интересах, а не на личности оппонента. При разрешении конфликта сохраняется устойчивое негативное отношение сторон друг к другу. Оно выражается в отрицательном мнении об участнике и в негативных эмоциях по отношению к нему. Чтобы приступить к разрешению конфликта, необходимо смягчить это негативное отношение [24].
Важно понять, что проблему, из-за которой возник конфликт, лучше решать сообща, объединив усилия. Этому способствует, во-первых, критический анализ собственной позиции и действий. Выявление и признание собственных ошибок снижает негативное восприятие участника. Во-вторых, необходимо постараться понять интересы другого. Понять — не значит принять или оправдать. Однако это расширит представление об оппоненте, сделает его более объективным. В-третьих, целесообразно выделить конструктивное начало в поведении или даже в намерениях участника. Не бывает абсолютно плохих или абсолютно хороших людей или социальных групп. В каждом есть что-то положительное, на него и необходимо опереться при разрешении конфликта.
Как мы уже поняли, существует множество способов разрешения конфликтов, каждый из которых имеет свои плюсы и минусы. Одним из них является медиация. Она предполагает свою технологию (последовательность операций) преодоления противодействия социальных субъектов, осуществляемую специалистом по социальной работе.
§ 2. Медиация как способ урегулирования педагогического конфликта
Медиация – переговорный процесс по разрешению конфликта с участием посредника – медиатора.
Медиация – внесудебный метод выработки приемлемого разрешения межличностных конфликтов, при котором незаинтересованное третье лицо оказывает помощь в качестве посредника.
Данный метод был разработан в США и используется там, в различных сферах общественной жизни. С конца 1980-х гг. медиация является предметом обсуждения в Германии и применяется преимущественно для преодоления последствий разводов и расставаний. Метод медиации исходит из предпосылки, что конфликты будут всегда. Они – сигнал того, что что-то не так и это нужно изменить. Они – шанс для развития и улучшения взаимоотношений. Опыт положительного разрешения конфликта улучшает способность к коммуникации и кооперации его участников и придаёт им способность разрешать свои конфликты самостоятельно конструктивным способом [4].
Медиаторство – содействие третьей стороны в поисках соглашения в конфликтной ситуации, причём рекомендации медиатора могут приниматься во внимание спорящими, но не обязательно должны выполняться. Присутствие третьей (нейтральной) стороны позитивно влияет на эффективность переговоров, что сделало данную практику весьма распространённой. В последние десятилетия интерес к возможностям медиаторства резко возрос, что связано с успешным его применением в разрешении даже международных конфликтов.
Медиаторство, медиацию, или посредничество, в первую очередь следует понимать как процесс, позволяющий продвигать конфликт в сторону его разрешения. Медиация – это целенаправленное вмешательство, способное сначала ослабить конфликт, затем подготовить почву для принятия взвешенных решений и, наконец, разрешить некоторую проблему. Даже если не все элементы спора разрешаются, существующий конфликт с помощью медиации может быть лучше понят его участниками и переведён на управляемый уровень.
Медиация идеально подходит для разрешения спорных ситуаций, имеющих значительное число проблем и предполагающих продолжение взаимоотношений сторон. Она способна создать модель, пригодную для разрешения будущих конфликтов.
Медиация – это техника вмешательства в конфликт, применяемая тогда, когда ситуация требует его ослабления и разрешения. Такая техника предполагает выявление и согласование ценностей, норм, принципов и интересов, носителями которых являются участники. Основные цели медиации, которые ставит перед собой специалист по социальной работе, заключаются:
- в разработке плана будущих действий (проект соглашения), который участники смогли бы принять за основу;
- в подготовке участников к тому, чтобы они в полной мере осознавали последствия своих собственных решений;
- в помощи участникам в приемлемом для них решении.
Медиатор (от англ. Mediator) – это человек (или группа), осуществляющий посредническую деятельность. В этой роли как раз и может выступать специалист по социальной работе.
Задача медиатора – выявить все имеющиеся проблемы, сообща их понять и сформулировать. Здесь специалист по социальной работе выступает как бы в двух ролях – гида, показывающего, на что стоит обратить внимание, и протоколиста, который фиксирует мнения, стремится прояснить недостаточно понятные высказывания участников, обобщает сказанное и выявляет приоритеты. Другими словами из огромного потока информации он извлекает и записывает короткие тезисы, которые могут быть быстро прочтены и обсуждены. Что же касается непосредственных переговоров между сторонами, то они часто начинаются с обычного торга по принципу «ты – мне, я – тебе» ( «Я дам вам то, что вы больше всего желаете, если вы дадите мне, чего больше всего хочу я», « Что бы вы могли предложить в обмен на…» и т. д.).
Медиатор не должен быть заинтересован в разрешении конфликта определённым образом. В этом смысле специалист должен быть нейтральным и не принимать ничью сторону. Он защищает интересы всех участников конфликта, и в этом смысле он на стороне всех. Он доверительно обращается с содержанием беседы. Он может прервать разговор, если не находится разумного и / или этически ответственного решения.
Медиация – это кратковременное вмешательство, которое не должно длиться дольше пяти встреч с максимальной продолжительностью 1,5 часа [14].
Таким образом,
роль специалиста по
Заключение
Образование как социокультурная технология является не только источником интеллектуального богатства, но и мощным фактором регулирования и гуманизации общественной практики и межличностных отношений. Педагогическая действительность, однако, порождает множество противоречий и конфликтных ситуаций, выход из которых требует специальной подготовки специалистов по социальной работе.