Деятельность специалиста по социальной работе по разрешению педагогических конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 16:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель: выявить основные подходы к разрешению педагогических конфликтов.
Задачи:
- раскрыть суть деятельности специалиста по социальной работе по преодолению конфликтов;
- выявить основные причины появления педагогических конфликтов;
- изучить литературу по данной теме.

Вложенные файлы: 1 файл

основная часть.docx

— 62.96 Кб (Скачать файл)

-описание возникшей ситуации, конфликта, поступка (участники,  причина и место возникновения,  деятельность участников и т.д.);

-возрастные и индивидуальные  особенности участников конфликтной  ситуации;

-ситуация глазами ученика  и учителя;

-личностная позиция учителя  в возникшей ситуации, реальные  цели учителя при взаимодействии  с учеником;

-новая информация об  учениках, оказавшихся в ситуации;

-варианты погашения, предупреждения  и разрешения ситуации, корректировка  поведения учащихся;

-выбор средств и приемов  педагогического воздействия и  определение конкретных участников  реализации поставленных целей  в настоящее время и на перспективу [10].

         Из литературы известно, что разрешение конфликтной ситуации целесообразно осуществлять по следующему алгоритму:

- анализ данных о ситуации, выявление главных и сопутствующих противоречий, постановка воспитательной цели, выделение иерархии задач, определение действий;

- определение средств и путей разрешения ситуации с учетом возможных последствий на основе анализа взаимодействий воспитатель – ученик, семья – ученик, ученик – коллектив класса;

- планирование хода педагогического воздействия с учетом возможных ответных действий учеников, родителей, других участников ситуации;

- анализ результатов;

- корректировка результатов педагогического воздействия;

-самооценка классного руководителя, мобилизация им своих духовных и умственных сил.

        Основным условием разрешения конструктивного конфликта специалисты считают открытое и эффективное общение конфликтующих сторон, которое может принимать различные формы:

- высказывания, передающие то, как человек понял слова и действия, и стремление получить подтверждение того, что он понял их правильно;

- открытые и личностно окрашенные высказывания, касающиеся состояния, чувств и намерений;

информация, содержащая обратную связь относительно того, как участник конфликта воспринимает партнера и  толкует его поведение;

- демонстрация того, что партнер воспринимается как личность вопреки критике или сопротивлению в отношении его конкретных поступков [9].

          Приведем ряд ситуаций и поведение специалиста по социальной работе при их возникновении:

- невыполнение учебных поручений в связи с отсутствием умения, знания мотива (изменить формы работы с данным учеником, стиля преподавания, коррекция уровня “трудности” материала и др.);

- неправильное выполнение учебных поручений скорректировать оценку результатов и хода преподавания с учетом выясненной причины неправильного усвоения информации);

- эмоциональное неприятие учителя (изменить стиль общения с данным учеником);

- эмоциональная неуравновешенность учащихся (смягчить тон, стиль общения, предложить помощь, переключить внимание остальных учащихся).

Процедура урегулирования конфликтов специалистом по социальной работе выглядит следующим образом:

-воспринимать ситуацию  такой, какая она на самом  деле;

-не делать поспешных  выводов; 

-при обсуждении следует  анализировать мнения противоположных  сторон, избегать взаимных обвинений;

-научиться ставить себя  на место другой стороны;

-не давать конфликту  разрастись;

-проблемы должны решаться  теми, кто их создал;

-уважительно относиться  к людям, с которыми общаешься; 

-всегда искать компромисс;

-преодолеть конфликт  может общая деятельность и  постоянная коммуникация между общающимися [14].

            Основные формы завершения конфликта: разрешение, урегулирование, затухание, устранение, перерастание в другой конфликт. Разрешение конфликта — это совместная деятельность педагога и ученика, направленная на прекращение противодействия и решение проблемы, которая привела к столкновению. Разрешение конфликта предполагает активность обеих сторон по преобразованию условий, в которых они взаимодействуют, по устранению причин конфликта. Для разрешения конфликта необходимо изменение самих оппонентов (или хотя бы одного из них), их позиций, которые они отстаивали в конфликте. Часто разрешение конфликта основывается на изменении отношения оппонентов к его объекту или друг к другу. Урегулирование конфликта отличается от разрешения тем, то в устранении противоречия между оппонентами принимает участие третья сторона. Ее участие возможно как с согласия противоборствующих сторон, так и без их согласия. При завершении конфликта не всегда разрешается противоречие, лежащее в его основе.

Затухание конфликта — это временное прекращение противодействия при сохранении основных признаков конфликта: противоречия и напряженных отношений. Конфликт переходит из “явной” формы в скрытую. Затухание конфликта обычно происходит в результате:

• истощения ресурсов обеих  сторон, необходимых для борьбы;

• потери мотива к борьбе, снижения важности объекта конфликта;

•переориентации мотивации оппонентов (возникновение новых             проблем, более значимых, чем борьба в конфликте).

Под устранением конфликта понимают такое воздействие на него, в результате которого ликвидируются основные структурные элементы конфликта. Несмотря на “неконструктивность” устранения, существуют ситуации, которые требуют быстрых и решительных воздействий на конфликт (угроза насилия, гибели людей, дефицит времени или материальных возможностей).

Устранение конфликта  возможно с помощью следующих  способов:

• изъятие из конфликта  одного из участников;

• исключение взаимодействия участников на длительное время;

• устранение объекта конфликта.

      Перерастание в другой конфликт происходит, когда в отношениях сторон возникает новое, более значимое противоречие и происходит смена объекта конфликта. Исход конфликта рассматривается как результат борьбы с точки зрения состояния сторон и их отношения к объекту конфликта. Исходами конфликта могут быть:

• устранение одной или  обеих сторон;

• приостановка конфликта  с возможностью его возобновления;

• победа одной из сторон (овладение объектом конфликта);

• деление объекта конфликта (симметричное или асимметричное);

• согласие о правилах совместного  использования объекта;

• равнозначная компенсация  одной из сторон за овладение объектом другой стороной;

• отказ обеих сторон от посягательств  на данный объект.

     Прекращение конфликтного взаимодействия — первое и очевидное условие начала разрешения любого конфликта. До тех двух сторон по усилению своей позиции или ослаблению позиции участника с помощью насилия, речь о разрешении конфликта идти не может.

Поиск общих или  близких по содержанию точек соприкосновения в целях, интересах участников является двусторонним процессом и предполагает анализ как своих целей и интересов, так и целей и интересов другой стороны. Если стороны хотят разрешить конфликт, они должны сосредоточиться на интересах, а не на личности оппонента. При разрешении конфликта сохраняется устойчивое негативное отношение сторон друг к другу. Оно выражается в отрицательном мнении об участнике и в негативных эмоциях по отношению к нему. Чтобы приступить к разрешению конфликта, необходимо смягчить это негативное отношение [24].

Важно понять, что проблему, из-за которой возник конфликт, лучше  решать сообща, объединив усилия. Этому  способствует, во-первых, критический  анализ собственной позиции и  действий. Выявление и признание  собственных ошибок снижает негативное восприятие участника. Во-вторых, необходимо постараться понять интересы другого. Понять — не значит принять или оправдать. Однако это расширит представление об оппоненте, сделает его более объективным. В-третьих, целесообразно выделить конструктивное начало в поведении или даже в намерениях участника. Не бывает абсолютно плохих или абсолютно хороших людей или социальных групп. В каждом есть что-то положительное, на него и необходимо опереться при разрешении конфликта.

Как мы уже поняли, существует множество способов разрешения конфликтов, каждый из которых имеет свои плюсы и минусы. Одним из них является медиация. Она предполагает свою технологию (последовательность операций) преодоления противодействия социальных субъектов, осуществляемую специалистом по социальной работе.

 

§ 2. Медиация как способ урегулирования педагогического конфликта

Медиация – переговорный процесс по разрешению конфликта с участием посредника – медиатора.

Медиация – внесудебный метод выработки приемлемого разрешения межличностных конфликтов, при котором незаинтересованное третье лицо оказывает помощь в качестве посредника.

            Данный метод был разработан в США и используется там, в различных сферах общественной жизни. С конца 1980-х гг. медиация является предметом обсуждения в Германии и применяется преимущественно для преодоления последствий разводов и расставаний. Метод медиации исходит из предпосылки, что конфликты будут всегда. Они – сигнал того, что что-то не так и это нужно изменить. Они – шанс для развития и улучшения взаимоотношений. Опыт положительного разрешения конфликта улучшает способность к коммуникации и кооперации его участников и придаёт им способность разрешать свои конфликты самостоятельно конструктивным способом [4].

          Медиаторство – содействие третьей стороны в поисках соглашения в конфликтной ситуации, причём рекомендации медиатора могут приниматься во внимание спорящими, но не обязательно должны выполняться. Присутствие третьей (нейтральной) стороны позитивно влияет на эффективность переговоров, что сделало данную практику весьма распространённой. В последние десятилетия интерес к возможностям медиаторства резко возрос, что связано с успешным его применением в разрешении даже международных конфликтов.

          Медиаторство, медиацию, или посредничество, в первую очередь следует понимать как процесс, позволяющий продвигать конфликт в сторону его разрешения. Медиация – это целенаправленное вмешательство, способное сначала ослабить конфликт, затем подготовить почву для принятия взвешенных решений и, наконец, разрешить некоторую проблему. Даже если не все элементы спора разрешаются, существующий конфликт с помощью медиации может быть лучше понят его участниками и переведён на управляемый уровень.

          Медиация идеально подходит для разрешения спорных ситуаций, имеющих значительное число проблем и предполагающих продолжение взаимоотношений сторон. Она способна создать модель, пригодную для разрешения будущих конфликтов.

          Медиация – это техника вмешательства в конфликт, применяемая тогда, когда ситуация требует его ослабления и разрешения. Такая техника предполагает выявление и согласование ценностей, норм, принципов и интересов, носителями которых являются участники. Основные цели медиации, которые ставит перед собой специалист по социальной работе, заключаются:

- в разработке плана  будущих действий (проект соглашения), который участники смогли бы  принять за основу;

- в подготовке участников  к тому, чтобы они в полной  мере осознавали последствия  своих собственных решений;

- в помощи участникам  в приемлемом для них решении.

          Медиатор (от англ. Mediator) – это человек (или группа), осуществляющий посредническую деятельность. В этой роли как раз и может выступать специалист по социальной работе.

          Задача медиатора – выявить все имеющиеся проблемы, сообща их понять и сформулировать. Здесь специалист по социальной работе выступает как бы в двух ролях – гида, показывающего, на что стоит обратить внимание, и протоколиста, который фиксирует мнения, стремится прояснить недостаточно понятные высказывания участников, обобщает сказанное и выявляет приоритеты. Другими словами из огромного потока информации он извлекает и записывает короткие тезисы, которые могут быть быстро прочтены и обсуждены. Что же касается непосредственных переговоров между сторонами, то они часто начинаются с обычного торга по принципу «ты – мне, я – тебе» ( «Я дам вам то, что вы больше всего желаете, если вы дадите мне, чего больше всего хочу я», « Что бы вы могли предложить в обмен на…» и т. д.).

         Медиатор не должен быть заинтересован в разрешении конфликта определённым образом. В этом смысле специалист должен быть нейтральным и не принимать ничью сторону. Он защищает интересы всех участников конфликта, и в этом смысле он на стороне всех. Он доверительно обращается с содержанием беседы. Он может прервать разговор, если не находится разумного и / или этически ответственного решения.

        Медиация – это кратковременное вмешательство, которое не должно длиться дольше пяти встреч с максимальной продолжительностью 1,5 часа [14].

      Таким образом,  роль специалиста по социальной  работе в разрешении педагогических  конфликтов, действительно, велика. Он выступает в качестве в качестве посредника (нейтральной стороны). Только человек с хорошей профессиональной подготовкой и набором определённых личностных качеств может безошибочно выполнить эту нелёгкую работу. Это ещё раз подчёркивает то, как важна данная профессия.

 

 

Заключение

         Образование как социокультурная технология является не только источником интеллектуального богатства, но и мощным фактором регулирования и гуманизации общественной практики и межличностных отношений. Педагогическая действительность, однако, порождает множество противоречий и конфликтных ситуаций, выход из которых требует специальной подготовки специалистов по социальной работе.

Информация о работе Деятельность специалиста по социальной работе по разрешению педагогических конфликтов