Досуг как форма жизнедеятельности российской молодёжи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 19:47, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Одной из наиболее важных проблем, изучаемых социологией, является изучение досуга молодежи. Изучение досуга с социологической точки зрения является достаточно актуальным в связи с тем, что современное общество продуцирует все новые формы организации свободного времени. Современный человек испытывает потребность в постоянном самообразовании и саморазвитии, развлечении и психологической релаксации, социальном общении, которое выходит за рамки рабочего времени. В силу того, что молодежь считается наиболее активной и восприимчивой к социокультурным инновациям группой, досуг представляется для нее особенно важной сферой.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Социальная сущность досуга 6
1.1 Свободное время и досуг 6
1.2 Современные концепции и функции досуга 8
Глава 2.Организация досуга молодежи 11
2.1 Особенности молодежного досуга 11
2.2 Молодежные досуговые центры и предпочтения молодежи 16
Глава 3. Проблемы досуга молодежи 21
Заключение 24
Список использованной литературы 25
Приложение 1 27
Приложение 2 28

Вложенные файлы: 1 файл

Досуг молодежи.docx

— 223.49 Кб (Скачать файл)

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИОЛОГИИ

КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ

 

 

                                                               Допустить к защите:

                              Заведующий кафедрой________________________________

                              (название кафедры)___________________________________________                                                                                           

                              (ФИО, ученая степень, ученое звание зав. кафедрой)_______________                                                                                          

                                   (подпись зав. Кафедрой)_______________________________________                                                                                            

                              Дата «     «                                 20     г.

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

ДОСУГ КАК ФОРМА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ  РОССИЙСКОЙ МОЛОДЁЖИ

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель:

Студент группы СОЦ-Д-2

Радченко Дмитрий Юрьевич

 

 

Научный руководитель:

Доктор исторических наук, профессор

Малека Юрий Николаевич

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2011

Содержание

 

Введение 4

Глава 1. Социальная сущность досуга 6

1.1 Свободное время  и досуг 6

1.2 Современные концепции  и функции досуга 8

Глава 2.Организация  досуга молодежи 11

2.1 Особенности молодежного  досуга 11

2.2 Молодежные досуговые  центры и предпочтения молодежи 16

Глава 3. Проблемы досуга молодежи 21

Заключение 24

Список использованной литературы 25

Приложение 1 27

Приложение 2 28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность  темы исследования. Одной из наиболее важных проблем, изучаемых социологией, является изучение досуга молодежи. Изучение досуга с социологической точки зрения является достаточно актуальным в связи с тем, что современное общество продуцирует все новые формы организации свободного времени. Современный человек испытывает потребность в постоянном самообразовании и саморазвитии, развлечении и психологической релаксации, социальном общении, которое выходит за рамки рабочего времени. В силу того, что молодежь считается наиболее активной и восприимчивой к социокультурным инновациям группой, досуг представляется для нее особенно важной сферой.

Сфера досуга и отдыха претерпела за годы экономических перемен в стране своеобразную «революцию предпочтений». Это выражается не только в том, что существенно расширяются возможности заполнения своего досуга для большинства населения страны, но, в частности, и в том, что происходят качественные типологические сдвиги по отношению к своему свободному времени, его ценности как таковой. Молодежь как наиболее динамично реагирующая группа на все то, что не принято считать традиционным, обнаруживает наибольшую активность в освоении новых возможностей и форм проведения свободного времени (благо, именно эта демографическая группа обладает им в наибольшей степени по сравнению с работающим населением).

Проблема организации  молодежного досуга особенно остро  стоит в настоящее время, поскольку современная молодежь взрослеет и развивается в напряженной социальной обстановке. Свободное, внеучебное время учащихся, подчас даже вне их желания, заполняется отрицательными моментами, такими как, например, посещение компьютерных клубов или игра на домашнем компьютере, а также сложностями в отношениях с родителями или неблагополучием семьи, влиянием молодежной субкультуры, средств массовой информации, отсутствием материального достатка в семье и т.д. Следовательно, молодежь  организует свое свободное время в связи со своими интересами, потребностями и возможностями.

Несмотря на наметившиеся процессы социально-экономической стабилизации в России, положение молодежи является неустойчивым. В условиях современного российского общества молодежный досуг привлекает к себе все больше внимания исследователей, в связи с тем, что социальная значимость этой сферы жизнедеятельности в последнее десятилетие заметно возросла. Проблемы досуга изучаются в настоящее время не только социологией, но и культурологией, социальной философией и многими другими науками в области социального знания. Задачи, решаемые сегодня в сфере досуга, настолько масштабны, широки и многообразны в своей социальной направленности, что это позволяет исследователям подходить к досугу как к значимой части социальной системы, во многом определяющей содержание и характер всех других сфер общественного развития.

Объект исследования: российская молодежь.

Предмет исследования: предпочтения молодежи в проведении досуга.

Цель исследования: определить, как предпочитает проводить свободное время российская молодежь  и выявить наиболее актуальные проблемы организации досуга среди молодежи.

Задачи исследования:

1. раскрыть социальную сущность досуга;

2. определить предпочтения молодежи в проведении досуга;

3. рассмотреть проблемы организации молодежного досуга.

 

1. Социальная сущность досуга

 

1.1 Свободное время и досуг

 

Одной из сфер, определяющих благополучие любого человека, является область свободного времяпровождения – досуга. Досуг является объектом исследования достаточно большого круга общественных наук: социологии, философии, психологии, педагогики и др., которые вносят своеобразие в понимание этого понятия. Во многих отраслях знания понятия «досуг» и «свободное время» используются как синонимы. Однако данные понятия, безусловно, нужно разграничивать.

Свободное время – часть внерабочего времени, которая освобождена от непреложных временных затрат, т.е. от обязательной работы, общественных обязанностей и бытовых забот, а также от необходимой физиологической деятельности (сна, питания и пр.).

Величина свободного времени  неоднородна у различных социальных  групп. Свободное время можно  использовать на что угодно, например, заниматься домашними делами. Некоторые  люди предпочитают вовсе ничего не делать. Но можно ли отождествлять  свободное время с досугом? Нет, так как свободное время есть у всех, а досугом обладает не каждый. Ключевым признаком досуга является то, что человек может предаваться ему по доброй воле, будучи свободным от выполнения профессиональных, семейных и гражданских обязанностей.

Досуг – это часть свободного времени, совокупность занятий, выполняющих функцию восстановления физических и психических сил человека;  деятельность ради собственного удовольствия,  развлечения, самосовершенствования или достижения иных целей по собственному выбору, а не по причине материальной необходимости. Досуг – это не просто свободное время, а время, заполненное разнообразными занятиями: играми, философским умосозерцанием, общением и т.п.

Согласно тому, что досуг  напрямую ассоциируется с деятельностью, мы будем считать, что досуговая деятельность – это осознанная и целенаправленная активная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей в познании собственной личности и окружающего мира, осуществляемая в условиях непосредственно и опосредованно свободного от работы времени. Эффективность любой деятельности, в том числе и досуговой, зависит от культуры личности, которая определяется тем, насколько широко способен человек осмысленно решать частные задачи, чутко реагировать на условия и требования социума, насколько свободно он владеет наукоемкой техникой и высокой технологией, насколько развиты в нем чувство нового, способность «не отстать» от темпов развития общества и при этом, насколько эти качества пронизывают понимание общечеловеческих приоритетов.

Люди часто предпочитают отдыхать дома, и поэтому самые распространенные и не требующие никаких дополнительных затрат домашние формы проведения свободного времени (телевизор, чтение, хозяйственные заботы или просто ничегонеделание) при отсутствии любой социальной активности вне дома и любых попыток как-то разнообразить свой досуг внутри дома являют собой самый «простой» тип досуговой активности. Добавление к этим домашним «развлечениям» тех или иных увлечений, включая книги, музыку, видео, занятия компьютером, более свободное общение, направленное на пребывание вне семьи, обогащает свободное время и несет в себе более выраженный развивающий компонент.

В будний день доля свободного времени у работающего человека – относительно небольшая величина, 1 – 3 часа, а в некоторых случаях – несколько минут. Это время человек может увеличивать или сокращать за счет некоторых видов индивидуальной активности.

Оставаясь домашним по своей  сути, такой тип досуга все таки более разнообразен и интересен, чем простое потребление телевидения  и домашние хлопоты, и он в целом  более «традиционен» для России, поскольку именно его практикует подавляющее большинство населения  в целом. В последнее время  у людей появляется все больше возможностей для дальнейшего обогащения домашнего досуга (спутниковое телевидение, Интернет и пр.). Поэтому даже «традиционный» домашний досуг уже не столь традиционен, как несколько лет назад.

Таким образом, различают  активный и пассивный досуг. Первый вид связан с активными занятиями (с физическими и умственными), различными видами деятельности – игрой, пением, конструированием, спортивными занятиями и т.д. Второй вид связан с пассивными видами времяпрепровождения, когда человек выступает в виде пассивного зрителя, «потребителя» культурных ценностей или с ничегонеделаньем. Пассивные формы досуга получили в последнее десятилетие широкое распространение. Этому содействовало развитие телевидения, использование компьютера.

 

1.2 Современные концепции и функции досуга

 

В настоящее время существуют различные досуговые концепции – точки зрения, трактовки, способы понимания досуга как досуговой деятельности. Они отражают разные подходы к досугу как к жизненно важной сфере человеческого бытия. Различие этих концепций объясняется тем, что в них взгляды на досуг и досуговую деятельность формируются с позиции различных наук: культурологии, медицины, экологии, социологии, экономики, педагогики, психологии и т.д.

Наиболее полно концептуальные модели досуга классифицированы М. Капланом и Дж. Шиверс:1

  1. в рамках гуманистической модели досуг рассматривается как цель, т.е. созерцание, удовольствие. Досуг – состояние свободы, условие существования человека (Дж. Пикер), а также путь к счастью и радости (Б. Рассел).
  2. в терапевтической модели досуг рассматривается как инструмент для физической реабилитации и влияния на психическую структуру человека. Досуг как средство лечения широко применялся и медицине, где профессиональная рекреация стала действенным средством реабилитации (Т. Веблен, Д. Рисмен);
  3. в количественной модели досуг – время, оставшееся у человека после того, как он выполнил работу, необходимую ему для поддержания своего существования. Это самая распространенная концепция, но не всегда термин «свободное время» тождественен «досугу». Данная модель опиралась на многочисленные исследования бюджета времени и особую популярность имела в социологии советского периода;

4) институциональная концепция определяла различия в досуговой деятельности на основе разных ценностных установок в сфере религии, образования, политики, экономики и изучала соответствующие им сообщества и объединения по интересам и формам работы;

5) экзистенциальная модель  рассматривает досуг как действие  в окружающем мире возможностей. Яркий представитель данной модели  досуговой деятельности Дж. Нейлингер  считал, что досуг является единственной  сферой, где человек может достичь  самореализации;

6) модель досуга как  функции необходимой человеку  для достижения удовлетворенности  жизни рассматривает французский  социолог Ж. Дюмазедье;

7) в социологической модели  досуг интерпретируется как совокупность  элементов, противоположных работе. В ней выделяется досуговая  деятельность как свободная и  добровольная, представляющая возможность  творчества (М. Вебер).

Многомерность методологических и исследовательских концепций  досуга необходимо рассматривать не как взаимоисключающие, а как  взаимодополняющие. Основным признаком  досуга во всех концепциях становится «свобода для» интересной деятельности, а не «свобода от» правил человеческого  общежития. Досугом является определенный набор занятий, предназначенных  для отдыха, развлечений, физического и духовного развития человека.

Разнообразные виды и формы  досуговой деятельности отличаются по своим функциям2:

1) рекреационная и терапевтическая  функция досуга (отдых, восстановление  психической и физической энергии). Без их реализации у многих людей неизбежно формируются состояние стресса, повышенный невротизм, психическая неуравновешенность, переходящие в устойчивые болезни;

Информация о работе Досуг как форма жизнедеятельности российской молодёжи