Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 19:47, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Одной из наиболее важных проблем, изучаемых социологией, является изучение досуга молодежи. Изучение досуга с социологической точки зрения является достаточно актуальным в связи с тем, что современное общество продуцирует все новые формы организации свободного времени. Современный человек испытывает потребность в постоянном самообразовании и саморазвитии, развлечении и психологической релаксации, социальном общении, которое выходит за рамки рабочего времени. В силу того, что молодежь считается наиболее активной и восприимчивой к социокультурным инновациям группой, досуг представляется для нее особенно важной сферой.
Введение 4
Глава 1. Социальная сущность досуга 6
1.1 Свободное время и досуг 6
1.2 Современные концепции и функции досуга 8
Глава 2.Организация досуга молодежи 11
2.1 Особенности молодежного досуга 11
2.2 Молодежные досуговые центры и предпочтения молодежи 16
Глава 3. Проблемы досуга молодежи 21
Заключение 24
Список использованной литературы 25
Приложение 1 27
Приложение 2 28
Занятия |
Представители молодежи в 1997 г. |
Представители молодежи в 2007 г. |
Просмотр телевидения |
55 |
66 |
Прослушивание музыки |
36 |
62 |
Чтение газет и журналов |
18 |
28 |
Общение с друзьями, знакомыми |
62 |
65 |
Чтение книг |
46 |
39 |
Домашние дела |
39 |
46 |
Просто отдых |
36 |
40 |
Посещение дискотек, клубов |
19 |
33 |
Посещение кинотеатров |
14 |
28 |
Занятия на компьютере |
12 |
31 |
Посещение кафе, баров |
17 |
32 |
Занятия спортом, фитнесом |
14 |
29 |
Хобби, увлечение |
9 |
12 |
Если рассмотреть развитие форм молодежного досуга в динамике, то можно выявить, что с течением 10 лет интересы и пристрастия молодого поколения отнюдь не замыкаются на одних лишь развлечениях. Такая форма заполнения свободного времени, как чтение, хоть и заметно сократилась, но все же сохранила свою значимость и сегодня.
За последние годы наблюдаются некоторые позитивные изменения: российская молодежь полностью овладела компьютерной грамотностью и готова применять свои знания на практике, причем не только в игровых, но и в учебных целях.
Согласно результатам опроса ФОМ, чаще всего молодежь можно встретить в кафе и ресторанах (53% ответивших в возрасте от 16 до 26 лет). В парках и кинотеатрах бывают 45 – 46% респондентов этого возраста, 34% посещают бани и сауны, а 33% - дискотеки. В спортивные клубы, секции и в бассейн ходят 29% респондентов, на стадионы – 22%, а бильярдные и боулинговые клубы – 23%. В ночные клубы ходит каждый четвёртый, примерно каждый пятый – в библиотеку, клуб и дом культуры (приложение 2)9.
Что касается различий у возрастных групп 16 – 17 и 24 – 26 лет, то наблюдается следующая закономерность: занимаются спортом, а также посещают дискотеки и стадионы преимущественно 16 – 17-летние (спортклубы – 39% против 21% 24 – 26-летних, стадион – 29% против 19%, дискотеки – 44% против 21%, клубы и дома культуры – 29% против 19%). Также самые молодые почти вчетверо чаще посещают библиотеки (37% против 10%) и приблизительно вшестеро – разнообразные курсы, кружки и клубы по интересам, ипподромы. На катке и роллердроме можно встретить 18% 16 – 17-летних и 12% 24-26-летних, в музее, на выставке соотношение составляет 18% против 15% соответственно, в концертном зале – 14% против 10%.
При этом 24 – 26-летние чаще бывают в кафе и ресторанах (53% против 42% у ребят помладше), в банях и саунах (40% против 31%), а также в казино (до 18 лет туда попросту не пускают). Приблизительно одинакова вероятность встретить 16 – 17-летних и 24 – 26-летних в парках, кинотеатрах, залах для бильярда и боулинга, ночных клубах, театрах, интернет-кафе, залах игровых автоматов и в пейнтбольных клубах.
Сравнивая показатели досуговых
предпочтений несовершеннолетней и
совершеннолетней молодёжи, получается,
что ребята помоложе больше уделяют
времени активному и
Глава 3. Проблемы досуга молодежи
Достаточно серьезные опасения
вызывает у специалистов ряд широко
распространившихся тенденций молодежного
досуга. Прежде всего настоящей бедой,
проникающей в молодежную среду
через залы игровых автоматов, стала
игровая зависимость –
В последнее время большой
Следующая опасная тенденция связана с особенностями рок-музыки – темпоритм, низкий частотный ряд, откровенные тексты, описывающие прелести наркотика, призывающие к самоубийству, умело используются для вовлечения молодежи в употребление психоактивных (чаще всего наркотических) веществ. Места выступдений «наркоориентированных» групп – ночные клубы, которые одновременно являются и местом продаж наркотиков.
Современное общество с явно выраженной
имущественной дифференциацией
в сфере молодежного досуга также
демонстрирует разнообразие экзотических
развлечений для одних и
Существенную роль в неорганизованном досуге подрастающего поколения играет молодежная субкультура.
Можно условно выделить три вероятностных последствия влияния молодежной субкультуры на социальную ситуацию молодежи10:
- позитивная тенденция (
- социально-негативная тенденция (наркотизация, принятие идеологии экстремизма, приобщение к криминальному образу жизни);
- индивидуально-негативная тенденция ( самооправдание инфантилизма и «бегство» от социальной реальности).
В субкультуре реализуется одна из основополагающих потребностей молодых людей и девушек – выстраивание образа Я. Влияние неофициальной молодежной субкультуры обеспечивает компенсацию негативного отношения к себе, низкого уровня самоуважения, неприятия образа собственного тела. Таким образом, нахождение в субкультуре может выступать для молодого человека или девушки психологической защитой.
Эмоциональная привлекательность «неформального» стиля жизни нередко снижает значимость целенаправленной деятельности (спорт, искусство), способствует размыванию жизненных перспектив. Кроме того, у представителей неофициальных молодежных субкультур возникают осложнения во взаимодействиях со взрослыми и сверстниками как вследствие повышенной агрессии, некомпетентности в общении, так и вызванные провоцирующим имиджем.
Даниил Дондурей, культуролог, главный редактор журнала «Искусство кино» сказал: «И государство, и общество, безусловно, должны интересоваться тем, что читают молодые люди, какие фильмы предпочитают, на что они тратят время, о чем думают. Необходимо посмотреть на жизнь новых поколений в самом широком контексте: какие у них взгляды на происходящее, на прошлое и будущее, на свою страну. На собственную жизнь. Все это обязательно должны мониторить представители разного рода государственных структур – и экономисты, и политики, и спецслужбы, и социологи, и все другие. Этим надо постоянно и очень серьезно заниматься. Иначе, как же можно представлять себе современное общество, особенно ту его часть, которая относится к молодым. Чем они, эти люди, живут? О чем мечтают, что ненавидят, по поводу чего страдают?.. А как иначе?...»11
Государственная молодежная политика в сфере организации и обеспечения досуга предполагает на государственном и региональном уровнях формирование идеологии молодежного досуга. Особая роль должна быть отведена социальной рекламе – пропаганде позитивных форм молодежного досуга, здорового образа жизни, занятий физической культурой и спортом.
Заключение
Удовлетворение культурных потребностей в период досуга – это не только условия физической и психической рекреации, но и условия развития духовной и соматической культуры молодежи. За прошедшие 10 – 12 лет наблюдается рост досуговой активности молодого поколения России практически по всем направлениям, а по некоторым способам заполнения свободного времени динамика заметно опережающая (использование компьютера, занятия спортом, посещение кинотеатров и ночных клубов).
В качестве доминирующих активных форм досуга молодежи следует назвать общение (встречи) с друзьями, прогулки на природе. Велика доля молодежи, проводящей досуг за компьютером, что является новой формой в структуре ее досуга. Большую часть свободного времени российская молодежь расходует пассивно, в основном на просмотр телепередач, прослушивание музыки. Присущ современной молодежи и пассивный отдых (ничегонеделание»).
Таким образом, средства массовой коммуникации в стремительно изменяющемся мире становятся все более значимым фактором существования и развития человека, тем более в юном возрасте, когда складываются отношения с социальным окружением.
Также можно сделать вывод о том, что современные информационные технологии в целом, и компьютерные технологии в частности существенно трансформировали структуру досуга современной молодежи.
В целях формирования положительной тенденции молодежного досуга необходимо на государственном и региональном уровнях проводить молодежную политику в сфере организации и обеспечения досуга, где особая роль должна быть отведена пропаганде позитивных форм молодежного досуга, здорового образа жизни, занятий физической культурой и спортом.
Список использованной литературы
Приложение 1
Увлечения и любимые занятия в зависимости от возраста молодых людей12
Приложение 2
Места проведения досуга молодёжи в зависимости от возраста13
1 Кэндо Т. Досуг и популярная культура в динамике и развитии // Личность. Культура. Общество. 2000. Т. II. Вып. 1(2). С. 195.
3 Головина Г.В. Культура досуга
как условие адекватного развития личности
// Аналитика культурологии: электронное
научное издание. 2011. Вып. 1. Режим доступа: http://www.analiculturolog.ru/
4 Багасов Н.Ф. Социальная работа с молодежью. – М.: Дашков и Ко, 2009. – С.155.
5 Багасов Н.Ф. Социальная работа с молодежью. – М.: Дашков и Ко, 2009. – С.156.
6
Досуг молодежи: 16-летние общаются в интернете
в 2 раза больше, чем 26-летние. 20.11.2009. // Ruметрика:
цифры в интернете. Режим доступа: http://rumetrika.rambler.ru/
7 Багасов Н.Ф. Социальная работа с молодежью. – М.: Дашков и Ко, 2009. – С.152 – 154.
9
Досуг молодежи: 16-летние общаются в интернете
в 2 раза больше, чем 26-летние. 20.11.2009. // Ruметрика:
цифры в интернете. – Режим доступа: http://rumetrika.rambler.ru/
10 Багасов Н.Ф. Социальная работа с молодежью. – М.: Дашков и Ко, 2009. – С.157.
11 Брынцева Г., Зарипова А. Бунт длинноволосых: Надо ли государству и обществу контролировать досуг молодежи? // Российская газета. – 2011. – № 173.
12
Досуг молодежи: 16-летние общаются в интернете
в 2 раза больше, чем 26-летние. 20.11.2009. // Ruметрика:
цифры в интернете. Режим доступа: http://rumetrika.rambler.ru/
13
Досуг молодежи: 16-летние общаются в интернете
в 2 раза больше, чем 26-летние. 20.11.2009. // Ruметрика:
цифры в интернете. Режим доступа: http://rumetrika.rambler.ru/
Информация о работе Досуг как форма жизнедеятельности российской молодёжи