Досуг как форма жизнедеятельности российской молодёжи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 19:47, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Одной из наиболее важных проблем, изучаемых социологией, является изучение досуга молодежи. Изучение досуга с социологической точки зрения является достаточно актуальным в связи с тем, что современное общество продуцирует все новые формы организации свободного времени. Современный человек испытывает потребность в постоянном самообразовании и саморазвитии, развлечении и психологической релаксации, социальном общении, которое выходит за рамки рабочего времени. В силу того, что молодежь считается наиболее активной и восприимчивой к социокультурным инновациям группой, досуг представляется для нее особенно важной сферой.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Социальная сущность досуга 6
1.1 Свободное время и досуг 6
1.2 Современные концепции и функции досуга 8
Глава 2.Организация досуга молодежи 11
2.1 Особенности молодежного досуга 11
2.2 Молодежные досуговые центры и предпочтения молодежи 16
Глава 3. Проблемы досуга молодежи 21
Заключение 24
Список использованной литературы 25
Приложение 1 27
Приложение 2 28

Вложенные файлы: 1 файл

Досуг молодежи.docx

— 223.49 Кб (Скачать файл)

2) творческо-развивающая  функция досуга (интеллектуальное, физическое, художественное, нравственное  творчество и развитие личности);

3) воспитательные и просветительные функции значимы не только для детей и юношества, они остаются важнейшими и в более зрелом возрасте человека;

4) функция поддержания  социальной солидарности, известной  сплоченности разных по социальному  статусу людей на основе общих  для них досуговых традиций и интересов.

В целом, досуговая  активность способна выполнять функции  оздоровления психики, развития внутреннего мира, расширения индивидуальной жизненной среды. При всем многообразии досуговых форм любой досуг способен выполнять четыре главные функции: отдых, развлечение, общение, саморазвитие.

 

Глава 2.Организация  досуга молодежи

 

2.1 Особенности молодежного  досуга

 

Организация досуга молодежи все чаще осознается учеными и  практиками как острая необходимость  сегодняшнего дня.

Современная социокультурная  ситуация, кризис общества породили сложнейшие проблемы в воспитании подрастающего  поколения и в становлении  отдельно взятой личности.

Многолетнее игнорирование объективных явлений, происходящих в сфере организации свободного времени подростков и молодежи, низкий уровень предлагаемых форм досугового общения, неразвитость материально-технической базы учреждений культуры привели к тому, что сфера досуга становится сосредоточением таких социальных проблем, которые общество не может решить в других сферах жизнедеятельности (наркомания, алкоголизм, преступность и др.). Конечно, это не означает, что культурно-досуговая деятельность в полной мере способна выполнить данный социальный заказ, но способствовать повышению уровня общей культуры личности обязана. С каждым днем растет криминогенность среди подростков; увеличивается количество детей-бродяг, несовершеннолетних проституток, наркоманов. Число подростков, употребляющих наркотические вещества, за последние десять лет увеличилось в 10 раз, причем возраст приобщения к наркотикам 14 лет, но встречаются даже 6 – 8-летние дети3.

Сегодня в досуге подрастающего  поколения мы наблюдаем сложные  противоречивые явления. С одной  стороны, подростки часто не готовы к выбору тех видов деятельности и занятий, которые им предлагают учреждения сферы культуры и досуга. С другой стороны, существующие кружки, любительские объединения и клубы по интересам не готовы удовлетворить постоянное стремление молодежи к самостоятельности и оригинальности в выборе форм проведения свободного времени.

Молодежный досуг обладает ярко выраженной спецификой на фоне предпочтений старшего поколения. И если в элементах  «простого» отдыха поколения остаются во многом схожи, то по многим другим избираемым способам проведения свободного времени  молодежь явно опережает своих родителей. Это, прежде всего, касается посещения  ночных клубов, развлекательных «тусовок».

Однако иметь много  свободного времени и достойно его  проводить не всегда у всех получается. С одной стороны, количество свободного времени у многих представителей молодого поколения сокращается  в связи с повышением учебной  нагрузки и ответственности за будущую  карьеру. Это только повышает ценность свободного времени как такового. С другой стороны, необходимо обратить внимание и на прямо противоположную  тенденцию, определяющую специфику  молодежного досуга.

Молодые люди не обладают устойчивостью интересов в плане проведения своего свободного времени и часто охотно перенимают от взрослых их модели заполнения досуга, которые не всегда положительные.

Досуг молодежи существенно отличается от досуга других возрастных групп  в силу ее специфических духовных и физических потребностей и присущих ей социально-психологических особенностей. Обычно молодежный досуг характеризуется  следующими специфическими чертами4:

- преобладание поисковой, творческо-экспериментальной активности;

- повышенная эмоциональная, физическая подвижность, динамичная смена настроений, зрительная и интеллектуальная восприимчивость;

- предпочтение проводить свободное время вне дома, в компании сверстников, в коммуникативно насыщенной среде;

- обостренное стремление к самостоятельности и индивидуальности в выборе форм поведения, друзей, книг, одежды;

- самоопределение в сфере любительских занятий, досуговых интересов, стиля самовыражения;

- формирование особых молодежных субкультур.

В числе факторов, определяющих характер занятий молодежи в свободное  время, специалисты чаще всего выделяют СМИ. Это интернет, формирующий новые  досуговые увлечения молодежи (компьютерная живопись, графика, игры и пр.); периодические издания и телевидение, оказывающие влияние на выбор приоритетных ценностей молодого поколения, формирование его духовного мира.

Досуг для молодого человека превращается в образ жизни. Особенности досуга современной молодежи – высокий уровень оснащенности, использование современных досуговых технологий и форм, методов, эстетически насыщенное пространство. Н.В. Котельникова предложила ввести термин «досуговая стратегия», под которой понимаются механизмы удовлетворения потребностей в сфере досуга или через него, способы реализации целей, в которых молодой человек видит результат своего досугового времяпровождения. На основании проведенного автором социологического исследования выделены следующие молодежные досуговые стратегии5:

- полезность (участие в благотворительных акциях, общественно-полезной деятельности и пр.);

- «взять от жизни все, или гуляй, пока молодой» (посещение дискотек, занятия экстремальными видами спорта и пр.);

- «поиск смысла жизни, или  поиск путей в будущее» (занятия  спортом, музыкой и пр.);

- «отдохнуть» (просмотр телепередач, слушание музыки и пр.);

- «хоть чем-то заняться» (гуляние без определенных целей, «посиделки»);

- «уход» (употребление алкоголя, наркотиков с целью снятия стресса, ухода от решения проблем и пр.);

- «эпатаж» (членство в неформальных  молодежных объединениях и пр.);

- «побег от одиночества» (увлечение Интернетом, посещение кафе и дискотек и пр.);

- «престижность» (увлечение современными видами спорта, посещение «продвинутых» клубов, дискотек и пр.).

Фонд  «Общественное мнение» в сентябре 2009 года провёл исследование, посвящённое досугу российской молодёжи. Приводятся данные о различии интересов у молодёжи 16 – 17 лет и 24 – 26 лет6.

Ключевые показатели досуга молодежи в России:

  1. 59% молодёжи в РФ предпочитают в свободное время общаться с ровесниками.
  2. 32% молодых россиян занимаются спортом, 24% ходят в кино и 23% - читают.
  3. 22% россиян 16 – 26 лет общаются в интернете, 20% - играют в компьютерные игры.

4. Молодёжь 16 – 17 лет вдвое чаще 24 – 26-летних занимаются спортом (46% и 23% соответственно), поют (30% и 14%), общаются в интернете (29% и 14%).

5. 24 – 26-летние больше читают, охотятся и рыбачат.

6. Чаще всего молодежь можно встретить в кафе и ресторанах (53%), в парках и кинотеатрах (45 – 46%).

7. 16-17-летние намного чаще бывают в библиотеках (37% против 10%), в разнообразных кружках, клубах по интересам (17% против 3%).

8. 24-26-летние чаще бывают в кафе и ресторанах (53% против 42%), в банях и саунах (40% против 31%).

Согласно данным ФОМ, полученным в ходе общероссийского опроса молодёжи в сентябре 2009 года, общение со сверстниками у россиян в возрасте 16-26 лет идёт на первом месте как вид предпочитаемого досуга – так ответили 59% молодых людей. Спортом занимается примерно каждый третий (32%), в кино ходит каждый четвёртый (24%). 22% опрошенных проводят время в интернете, столько же поют и музицируют, читают на 1% больше – в среднем 23%. Отдельной строкой идут компьютерные игры, которым посвящают свободное время 20% респондентов от 16 до 26 лет. Также каждый пятый увлечён рыбалкой или охотой. От 10 до 20% молодых людей в РФ любят в свободное время кататься на коньках и роликах (10%), танцевать (11%), посвящают время домашним животным (12%), либо увлекаются кулинарией (17%).

Туристов среди молодёжи 9%, любителей ролевых и активных городских игр («Ночной дозор», Encounter) по 3%. Также в Топ-20 предпочитаемых молодёжью развлечений входят разгадывание кроссвордов (8%), занятия рукоделием (8%), художественное творчество (6%), выращивание  цветов (5%) и посещение театра (4%) (приложение 1).

В зависимости от возраста предпочтения у молодых россиян  меняются: так вариант общения  с друзьями в свободное время  более популярен среди самых  молодых респондентов – 16 – 17 лет (69% против 49% у молодых людей 24 – 26 лет). Также ребята помоложе в два раза чаще занимаются спортом (46% против 23% постарше), поют и музицируют (30% и 14% соответственно), общаются в интернете и играют в компьютерные игры (29% и 14%, 28% и 15%), катаются на роликах и коньках (15% и 7%). В 3,5 раза чаще они посвящают досуг танцам (18% 16 – 17-летних и 5% 24 – 26-летних), почти втрое больше – художественному творчеству.

Примерно совпадают взгляды  молодёжи на кино, театр, туризм и активные городские игры. Зато 24-26-летние чаще читают (25% против 20 у 16-17-летних), уделяют  время охоте и рыбалке (для  первой необходимо разрешение, выдаваемое только совершеннолетним), а также  вдвое чаще увлекаются кулинарией (20% против 9%) и почти в 4 раза чаще разгадывают  кроссворды.

2.2 Молодежные досуговые  центры и предпочтения молодежи

 

Активная творческая деятельность, учеба, самообразование, культурное потребление  индивидуального и публично-зрелищного характера, товарищеские встречи, пассивный отдых и другие формы образуют структуру свободного времени индивида и общества.

Достаточно важным для понимания  молодежного досуга является представление  об исторически сложившейся инфраструктуре общественного досуга – совокупности социальных учреждений, объектов и сооружений, являющихся материальной базой обеспечения досуговых практик населения.

В инфраструктуру общественного досуга следует включать различные по интеллектуальности и форме организации свободного времени7.

Первая группа – учреждения, предлагающие пассивное потребление, гедонистический  досуг: ночные клубы, дискотеки, игровые клубы, торгово-развлекательные комплексы.

Молодежные ночные клубы объединяют определенные категории юношей и  девушек, как правило, одного имущественного и социального положения в  рамках одного стиля развлечения  и отдыха. В нашей стране есть закрытые молодежные клубы. Существенной частью досуга в вечерних и ночных клубах являются дискотеки – танцевально-развлекательные мероприятия для молодежи.

Особое место среди мест общественного  досуга занимают бильярдные и боулинг-клубы. Этот вид развлекательных заведений по-прежнему считается наиболее демократичным и, следовательно, потенциально доступным.

Вторая группа учреждений досуговой  инфраструктуры предлагает интеллектуальный досуг в роли зрителя: театры, кинотеатры и киноконцертные залы, музеи, библиотеки, выставочные залы и галереи.

Наибольшей популярностью среди  практически всех категорий молодежи пользуется просмотр кинофильмов. Посещение  кинотеатров стало для молодежи самостоятельной формой потребительского поведения. Молодые люди идут в кино как в своего рода клуб – малой  группой, компанией, а в фойе, в  буфетах и зрительных залах встречают  таких же людей.

Более интеллектуальная часть молодежи проводит свободное время, посещая  картинные галереи, музеи библиотеки.

В досуговых учреждениях третьей  группы организуется активное деятельное спортивное времяпровождение. Это спортивные сооружения – стадионы, бассейны, тренажерные  залы, парки активного отдыха, аквапарки. Конец XX и начало XXI в. в нашей стране ознаменовались модой на активный образ жизни, поддержание себя в хорошей физической форме, регулярные тренировки, пробежки и пр. Символом такого отношения является фитнес (от англ.fitness- соответствие). Фитнес включает в себя физические нагрузки, уход за своим телом, здоровое питание. Это не просто занятия физкультурой, а стиль жизни современной молодежи.

Четвертая группа – учреждения, создающие  условия для самостоятельного времяпровождения – пункты проката спортивного  снаряжения и оборудования, пункты проката видеопродукции, бюро туризма  и путешествий. Туризм – это один из видов активного отдыха.

Пятая группа – клубные учреждения различной ведомственной принадлежности (органов по делам молодежи, отделов  культуры и др.), осуществляющие в  сфере досуга молодежи прежде всего  функцию социального воспитания.

Из досуга молодежи стали исчезать такие формы, как участие в  работе кружков по интересам, в работе общественных и политических организаций.

Существенную роль в свободном  времени молодежи занимают домашние виды досуга: чтение книг, просмотр телепередач, видеофильмов, прослушивание музыки.

В современных условиях, указывает  социолог Н.В. Котельникова, наблюдается рост роли досуга для молодежи и, как следствие, увеличение влияния видов досуговой деятельности, значимых для молодежи, распространяемых и пропагандируемых через них ценностей, образцов поведения на процесс социализации молодого поколения.

Сравнение данных по молодежному населению  РФ свидетельствует о заметных различиях  в организации досуга (таблица 1)8.

 

Таблица 1. Основные занятия молодежи в свободное время, в %

Информация о работе Досуг как форма жизнедеятельности российской молодёжи