Его Величество Прекрасный и Ужасный Конфликт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 15:35, научная работа

Краткое описание

Актуальность темы конфликта в наше время достаточно велика. Потому что все стремяться жить в обществе без конфликта, но избежать этого никому не удаётся. Конфликты встречаются нам на каждом шагу.Конфликты появились в тоже время когда люди начали общаться. В данной теме мы изучим положительные и отрицательные конфликты.

Содержание

Введение........................................................................................3
1.Теоретическая часть..................................................................4
1.1 Понятие конфликт...................................................................4
1.2 Причины возникновения конфликтов...................................5
1.3 Участники конфликта.............................................................8
1.4 Структура и динамика конфликта.........................................9
Классификация конфликтов...................................................11
1.6 Способы разрешения конфликтов...................................13
2. Практическая часть.................................................................16
2.1 Изучение стилей поведения учащихся 7 «б» и 9 «б» классов в
конфликтных ситуациях.......................................................16
2.2 Стили поведения в ситуациях разногласия......................18
2.3Положительный конфликт...................................................19
2.4 Отрицательный конфликт..................................................21
3. Приложение..........................................................................23
Диаграмма ответов учеников..................................................23
Таблица в процентах...............................................................23
Вывод.......................................................................................24
Опросник К. Томаса...............................................................25
Ключ к тесту...........................................................................29
Список литературы.......................................

Вложенные файлы: 1 файл

Проектная работа по обществу (2).doc

— 270.00 Кб (Скачать файл)

Свидетели – это люди, наблюдающие за конфликтом со стороны.

 Подстрекатели – те, кто подталкивает других участников к конфликту.        

 Пособники – люди, содействующие развитию конфликта советами, технической помощью или иными способами.

 Посредников, которые своими действиями пытаются предотвратить, остановить или разрешить конфликт, также относят к его участникам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

1.4Структура и динамика конфликта

 

           Конфликт вырастает из конфликтной ситуации, которая составляет базу конфликта. Конфликтной ситуацией называют такую ситуацию, в которой проявилась и осознана сторонами несовместимость действий одной стороны с нормами и ожиданиями другой.

          Конфликтная ситуация включает прежде всего объект конфликта. Объект конфликта – то, из-за чего возник конфликт между оппонентами, на что претендует каждый из его участников. Объект конфликта может быть материальным (например, какая-нибудь престижная вещь), так и идеальными (например, правила поведения, статус в коллективе и т.п.).

          В конфликтную ситуацию входят и участники конфликта (оппоненты). Участники конфликта обладают разной «силой», имеют разный ранг в зависимости от того, кого они представляют (например, человек говорит только от своего имени или выражает мнение большинства людей).

          В структуре конфликта также выделяют внутреннюю и внешнюю позицию участников.

           Во внутренней позиции участников можно выделить цели, интересы  и мотивы участников; она непосредственно влияет на течение конфликтной ситуации, находится как бы за кадром и часто не проговаривается в ходе конфликтного взаимодействия. Внешняя позиция проявляется в речевом поведении конфликтующих, она отражается в их мнениях, точках зрения, пожеланиях.

          Различать внутреннюю и внешнюю позиции участвующих в конфликте людей необходимо, чтобы увидеть за внешним и ситуативным – внутреннее и существенное.

          Оппоненты и объект конфликта, со всеми их отношениями и характеристиками, составляют конфликтную ситуацию, которая всегда предшествует собственно конфликту и может существовать задолго до  его возникновения, никак не проявляясь.

          Чтобы из конфликтной ситуации вырос конфликт, должен возникнуть инцидент, то есть действия участников конфликта, притязающих на объект. При этом люди могут начать инцидент, когда реального противоречия нет (конфликт иллюзорен). Либо, напротив, конфликтная ситуация  может существовать задолго до начала инцидента (конфликт «тлеющий»).

           Структура конфликта по мере своего развития может измениться: в нем может происходить (преднамеренно или стихийно), подмена объекта конфликта, могут изменяться и участники (некто может дирижировать конфликтом). Подмена участников может быть вымышлена (один представляет участников так, как ему хочется). Все эти реальные и воображаемые изменения сути конфликта надо учитывать.

          Динамика конфликта складывается из трех основных стадий: предконфликтную (нарастание), конфликтную (реализация) и послеконф - ликтную (затухание).

 

 

9


График.1. Динамика конфликта.

Первая стадия - накопление обострения противоречий из-за резкого расхождения интересов, ценностей, установок; фрустрация, неудовлетворенность, угрозы.

Вторая стадия - острые разногласия, разрушение прежней структуры, нормальных связей; атака одной из сторон своего противника через открытое противоборство.

Третья стадия - тенденция к нормализации конфликта и ликвидации его как такового. Однако настроение участников некоторое время еще подогревается воспоминаниями о причиненных друг другу неприятностях. Отсюда - необходимость профилактических мер для снятия стресса.

         На  первой стадии нарастает напряженность между двумя участниками.

         Конфликт разгорелся (стадия 2): страсти бушуют, участники возбуждены и всячески демонстрируют «силовые приемы».

          Конфликтная ситуация реализовалась, конфликт исчерпал свои силы и энергию, наступает стадия затухания (стадия 3).

         Конфликт считается завершенным, если устранена его причина – конфликтная ситуация;  устранение инцидента еще не означает ликвидации конфликта. Конфликт может закончиться или субъективно (по инициативе одного из оппонентов), или объективно (в результате изменения конфликтной ситуации).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

1.5Классификация конфликтов        

      Разные авторы приводят классификацию конфликтов с различных точек зрения, например, с позиции причин возникновения, основных форм жизнедеятельности (конфликты в трудовой, религиозной, политической, экономической  сферах жизни), по группам участников, по степени их вовлеченности в конфликт, по продолжительности и т.д.

         Рассмотрим некоторые из классификаций.

         Например, классификацию конфликтов можно провести по двум параметрам: по типам субъектов (личностный, групповой, организацион-  ный, нация как специфическая макрогруппа, государство как специфический институт) и по протеканию конфликта внутри системы или вне системы.


 

      Внутри системы

     Вне системы

    Личностный

      Внутриролевые

   Межличностные

      Групповой

    Внутригрупповые

   Межгрупповые

Организационный

  Внутриорганизационные

Межорганизационные

         Нация

 

       Межэтнические

     Государство

  Внутригосударственные

 Межгосударственные


 

        По отношению к субъекту выделяются следующие типы конфликтов:

     1) внутриличностный конфликт, который выражается борьбой противоречий внутри человека, сопровождаемой эмоциональной напряженностью. Одна из самых распространенных форм – ролевой конфликт, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы.

    2) межличностный конфликт. Этот тип конфликта самый распространенный. Конфликт между личностями возникает там, где сталкиваются разные школы, манеры поведения, их может питать и желание получить что-то, неподкрепленное соответствующими возможностями. Межличностный конфликт может также проявляться как столкновение людей с различными чертами характера, взглядами и ценностями.

  3)   конфликт между личностью и группой может возникнуть, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы. В процессе функционирования группы вырабатываются групповые нормы, стандартные правила поведения, которых придерживаются её участники. Соблюдение групповых норм обеспечивает принятие или не принятие индивида группой.

  4) межгрупповые конфликты часто возникают из-за отсутствия четкого согласования функций и графиков работы между группами. Межгрупповые конфликты часто возникают и между неформальными группами.

        По формам конфликты можно разделить на:

11

         - полномасштабный - открытая социальная борьба, в которой четко представлены противоборствующие стороны, их интересы, объект борьбы, стратегия и тактика поведения.

     - неполный конфликт - вовлекает меньшее число участников, у него слабо структурированы интересы и состав сторон, он в меньшей степени легализован и не отличается открытым поведением (например, скрытый или вялотекущий конфликт интересов администрации предприятия и рабочих, непринимающий формы массовой забастовки).

        Конфликты по протеканию делятся на:

        - кратковременные (предмет конфликта исчерпывается в процессе контактных взаимоотношений);

   - продолжительные (затянувшиеся процессы по отношению к ожиданиям участников, часто носят деструктивный характер).

        По природе возникновения выделяют конфликты:

        - деловые - имеют производственную основу и возникают в связи с поиском путей решения сложных проблем, с отношением к имеющимся недостаткам, выбора стиля руководителя и т.д. Они неизбежны. 

     - эмоциональные - имеют сугубо личностную природу. Источник этих конфликтов кроется либо в личностных качествах оппонентов, либо в их психологической несовместимости;

       По направленности взаимодействия - вертикальные и горизонтальные, то есть между оппонентами разных рангов и одного ранга.

        Предметная сторона конфликта зависит от интересов, актуальной мотивации. Так, трудовые конфликты связаны с удовлетворением потребностей конкретных целей в процессе трудовой деятельности, политические – с властными отношениями, экологические - порождены глобальными проблемами современного поведения участников. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

1.6Способы разрешения  конфликтов

   Стиль поведения в конфликте совпадает по значению со способом его разрешения. Относительно общения между людьми стиль есть манера вести себя, совокупность характерных приёмов, отличающих образ действий, т. е. в данном случае способ преодоления конфликтной ситуации, решение проблемы, приведшей к конфликту.

       Основная задача в урегулировании любого конфликта состоит в том, чтобы по возможности придать ему функционально-положительный характер, свести к минимуму неизбежный ущерб от негативных последствий противостояния или острого противоборства. Такой результат достижим, если участники конфликта проявят честный и доброжелательный подход к улаживанию своих разногласий, общую в этом заинтересованность, если они приложат совместные усилия к поиску положительного решения на основе консенсуса, т.е. устойчивого, стабильного согласия всех сторон.При консенсусе вовсе не обязательно, чтобы общее согласие было единогласием — полным совпадением позиций всех участников процесса урегулирования конфликта. Достаточно того, чтобы отсутствовало возражение кого-либо из оппонентов, ибо консенсус несовместим с отрицательной позицией хотя бы одной из сторон, участвующих в конфликте. Конечно, тот или иной вариант согласия зависит от природы и типа конфликта, характера поведения его субъектов, а также от того, кто и как управляет конфликтом.

 Специалисты выделяют следующие способы решения конфликта:

 1)  соперничество – навязывание другой стороне предпочтительного для одной стороны решения. Данная стратегия ущербна при решении проблем, т. к. не дает оппоненту возможности реализовать (в какой-либо мере) свои интересы. Эта стратегия оправдана: явной конструктивности предлагаемого одним из оппонентов решения, выгодности результата для всей группы, отсутствия времени. Соперничество целесообразно в экстремальных ситуациях и при высокой вероятности опасных последствий.

2) уход от решения проблемы, или избегание, применяется при отсутствии сил и времени для решения противоречия, стремлении выиграть время, нежелание решать проблему вообще.

3) сотрудничество – наиболее эффективная стратегия поведения в конфликте. Она направляет оппонентов на конструктивное обсуждение проблемы, рассмотрение другой стороны не как противника, а как союзника в поиске решения. Стратегия наиболее эффективна: в ситуации сильной взаимозависимости оппонентов, склонности обоих игнорировать различие во власти, важности решения для обеих сторон, непредубежденности участников.

4) компромисс – состоит в желании оппонентов завершить конфликт частичными уступками. Компромисс эффективен в случаях: понимания оппонентом, что он и соперник обладают одинаковыми возможностями; наличия взаимоисключающих интересов, угрозы потерять все.

13

       Классический пример компромисса — отношения продавца и покупателя на рынке - результат купли-продажи (главным образом соглашение о цене) и есть желанный плод компромисса, взаимных уступок, устраивающих обе стороны.

        Вместе с тем постоянное обращение к компромиссам показывает, что нет универсальных, единственно пригодных средств, что любой способ как совокупность приемов и правил имеет ограничения в зависимости от ситуации, участников конфликта и решаемых ими задач. Компромисс тем и удобен, что не противостоит другим способам урегулирования конфликтов, не исключает их использования наравне или в сочетании с собой.

5) приспособление, или уступка, рассматривается как вынужденный или добровольный отказ от борьбы и сдача своих позиций. Принять такую стратегию вынуждают: осознание своей неправоты, необходимость сохранения хороших отношений с оппонентом, сильная зависимость от него, незначительность проблемы. Если существует угроза еще более серьезных негативных последствий.

 6) конфронтация — вынесение проблемы на всеобщее обозрение. Это дает возможность свободно обсуждать ее с привлечением максимального количества участников конфликта (по существу, это уже не конфликт, а трудовой спор), вступать в конфронтацию с проблемой, а не друг с другом, чтобы выявить и устранить все недостатки. Цель конфронтационных заседаний — свести людей вместе на невраждебном форуме, который способствует общению. Публичное и откровенное общение — одно из средств управления конфликтом.

7) конформизм - приспособленчество, бездушное следование общим мнениям, модным тенденциям. Главное заключается в том, что нужно обрести умение с пользой применять любой из способов, сознательно делать тот или иной выбор, исходя из конкретной конфликтной ситуации.

8) Толерантность – это готовность к принятию иных логик и взглядов, право отличия, непохожесть, инаковость, это фактор, стабилизирующий систему (личность, общество) изнутри. Толерантность рассматривается как ценность, установка и личностное качество.

Информация о работе Его Величество Прекрасный и Ужасный Конфликт