Занятость населения и ее регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 14:01, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит курс лекций по "Социологии".

Содержание

Введение 3
Тема 1. Сфера занятости населения: основные понятия, сущность и структура 4
Тема 2. Международный опыт организации занятости населения и рынков труда 14
Тема 3. История развития сферы занятости населения в России 22
Тема 4. Параметры оценки состояния сферы занятости населения 30
Тема 5. Теоретические основы регулирования занятости населения 35
Тема 6. Институты и инфраструктура регулирования занятости населения 39
Тема 7. Направления регулирования занятости населения в Российской
Федерации 42
Тема 8. Актуальные проблемы в сфере занятости населения и пути их решения 47
Список источников 52

Вложенные файлы: 1 файл

_Шевчук А.Ю._Занятость населения и ее регулирование - Лекции.doc

— 364.50 Кб (Скачать файл)

Во второй половине 80-х  гг. после некоторой либерализации  экономики начался стихийный  перелив рабочей силы к более  выгодным условиям занятости43.

Все это время открытого  рынка труда в СССР не существовало. Тем не менее, отмечались различные скрытые процессы в системе трудовых отношений. Например, для советских предприятий была характерна скрытая безработица, то есть избыток работников на производстве.

Пятый этап. С 1991 по 1998 гг. – восстановление рынка труда в период рыночных преобразований. Системная трансформация, глубокая и затянувшаяся рецессия стали причиной сокращения занятости, роста открытой безработицы, снижения продолжительности рабочего времени, резкого падения реальной заработной платы. С самого начала вслед за другими реформируемыми экономиками Россия «импортировала» стандартный набор институтов, действующих в данной сфере.

Продолжительность периода, в течение которого мы наблюдаем  российский рынок труда, составляет всего около 15 лет. Но мы видим, как  экономика вела себя и во время острых кризисов, и во время быстрого подъема, и как при этом реагировали занятость и зарплата. Все ожидали, что занятость "обвалится" и безработица резко вырастет, но этого не случилось ни в 1992-м, ни в 1994-м, ни в 1998 годах. Правда, реальная зарплата после каждого такого удара теряла 25-30%. И уже это одно оказалось полной противоположностью тому, что знает экономическая история других стран. Самые очевидные параллели — Великая депрессия в США и Великобритании начала 30-х годов прошлого столетия, более близкий пример — объединение Восточной и Западной Германии. Реагируя на кризисы, реальная заработная плата там не сокращалась, а бурно реагировала связка занятость—безработица, уровень безработицы мог достигать в них 20% и даже выше. Когда в России экономика начала быстро расти, все ожидали быстрого роста занятости. Безработица сократилась, но общая занятость выросла незначительно, а занятость на предприятиях и в организациях (в "корпоративном секторе экономики") продолжала медленно сокращаться, не "замечая" никакого экономического роста. Реальная заработная плата при этом резко пошла вверх со среднегодовым темпом 12-15%44.

Закон «О занятости населения  Российской Федерации» от 1991 года и  Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 году, декларируют свободно избранную занятость, что означает отказ государства от тотального контроля в сфере туда и обеспечения полной занятости. Было разработано новое законодательство о минимальной заработной плате, создана система страхования по безработице, легализована забастовочная деятельность, сформирована сложная многоступенчатая система коллективных переговоров, установлены налоги на фонд оплаты труда, внедрена политика налогового ограничения доходов, предпринимались попытки индексации заработной платы.

Происходит институциональное  оформление рынка; создан фонд занятости, функционируют биржи труда; активную политику проводят законодательные  и исполнительные власти России, принимая соответствующие акты. Началось высвобождение  работников, ставших излишними, хотя этот процесс протекает медленнее темпов спада производства45. Из-за сдерживания массового высвобождения работников с малоэффективных предприятий, происходит рост скрытой безработицы.

В то же время, при появлении новых институтов, сфера занятости сохранила немалое число законодательных норм и ограничений, действовавших при административно-командной системе, которые так и не были отменены. Так, до 2002 года действовал Кодекс законов о труде (КЗоТ), принятый еще в 1971 году46. Многочисленные изменения и поправки, вносимые в КЗоТ на протяжении 90-х годов, носили достаточно бессистемный характер, усиливая противоречивость документа и препятствуя его практическому применению. Следствием этого стала массовая практика «обхода» действующего законодательства частными предпринимательскими структурами. Становится привычным наем работников без оформления трудовой книжки, выплата заработной платы «в конвертах» – через теневые схемы учета и без уплаты налогов. В этих условиях права наемных работников ущемляются, не выполняются базовые социальные гарантии. Получили развитие нестандартные формы занятости (неполный рабочий день, административные отпуска). Происходит девиация рынка труда, то есть отклонение в развитии от социальных ориентиров47.

Реформы 90-х гг., разрушив распределительную систему расстановки кадров, не создали нормальных условий для свободного участия наемных работников на рынке труда. В частности, не создан емкий и доступный рынок жилья, не преодолены административные ограничения на переезд, особенно в крупные города, в регионах имели место значительные задержки выплаты заработной платы.

Негативные явления  на рынке труда вызывала деформация системы образования. В начале 1990-х  годов отмечается снижение спроса на услуги в сфере профессионального  образования.

К концу рассматриваемого периода наблюдается рост интереса к бизнес-образованию в области  экономики, юриспруденции, менеджмента, при этом рабочие профессии и  инженерные специальности в учебных  заведениях оказываются невостребованными. Сохраняется солидная база для подготовки кадров у предприятий, которая в условиях общего кризиса не может работать в полную силу48.

Принятый в 1991 году Закон  «Об образовании» снимает с учебных  заведений ответственность за трудоустройство  выпускников. Таким образом, нарушается взаимосвязь сферы занятости и профессионального образования. Не выполняется информационная функция рынка труда, так как те, кто получает образование, плохо информированы о состоянии и потребностях экономики и общества.

Шестой этап. С 1999 г. по 2008 г. — развитие экономических отношений на рынке труда в условиях экономического подъема. В период послереформенного восстановление экономики и высоких темпов экономического роста на рынке труда наблюдались позитивные изменения, свидетельствующие о начале эффективного функционирования различных составляющих данного рынка49.

Создать условия для  результативного функционирования рынка труда в новой рыночной среде был призван Трудовой кодекс Российской Федерации, принятый в конце 2001 г. (вступил в действие в феврале 2002 г.). Этот правовой документ заменил собой прежний КЗоТ, а также множество сопутствовавших подзаконных актов, принятых на протяжении предшествующих десятилетий.

Проявилась переориентация внутреннего рынка труда крупных  предприятий на внешний рынок труда. Оживление среди хозяйствующих субъектов позволило формировать новые рабочие места, однако отмечается, что значительная часть новых рабочих мест создавалась на неформальной или полуформальной основе50.

Возросло количество коммерческих служб трудоустройства, увеличилась их активность и результативность работы. Одновременно снижается роль государственных центров занятости населения, так как сворачивается активная политика государства на рынке труда; с 2001 года ликвидируется Фонд занятости.

Изменение отраслевой структуры занятости привело к тому, что на шестом этапе развития рынка труда формально произошел переход к постиндустриальному типу экономики, когда более 50% занятого населения участвуют в непроизводственной сфере (см. таблица 3).

Таблица 3. Динамика отраслевой структуры занятого населения

 

Сектор  экономики

Годы

1990

1995

2000

2005

Сельское хозяйство

13,2

15,1

13,4

11,3

Промышленность

42,3

35,2

30,4

29,1

Услуги

45,5

49,7

56,2

59,6


 

Рассчитано по данным Росстата: Россия в цифрах. — М., 2000. — С. 69, М., 2002. — С. 74; М., 2007. — С. 92.

 

Следует отметить, что  становление постиндустриального  типа экономики в России происходит через деформацию и отставание в  развитии отраслей промышленности и  аграрной сферы. Известный российский исследователь проблем постиндустриального общества В.Л. Иноземцев называет данный процесс деиндустриализацией51.

За период реформ доля работающих в сфере услуг выросла  примерно на 15 процентных пунктов и  достигла 60% от общей численности  занятых (один из самых высоких показателей среди всех стран с переходной экономикой). Структурный сдвиг был достигнут преимущественно за счет абсолютного сокращения занятости в сфере материального производства (свыше 10 млн. человек), тогда как прирост занятости непосредственно в сфере услуг не слишком значителен (около 3 млн. человек)52.

Масштабы безработицы  в рассматриваемом периоде планомерно снижались, экономическая активность населения возрастала. На основе уверенности  органов управления в решении  проблемы массовой безработицы были осуществлены реформы, воздействующие на изменение численности экономически активного населения. Так, например, с 2007 года продолжительность службы в армии сокращена до 1 года. С 2009 года в высшем образовании будет завершен переход на двухуровневую систему согласно Болонской конвенции, в соответствии с которой продолжительность обучения большинства студентов вузов составит четыре года. Эти меры приведут к тому, что на рынке труда окажется больше молодежи.

Вступление молодежи на открытый рынок труда в течение 1990-2000-х гг. было отложенным. Получая образование на очных отделениях учебных заведений, учащийся не считался безработным, вопрос самоопределения переносился на несколько лет. Следовательно, профессиональное образование сыграло демпфирующую роль в развитии рынка труда, и одновременно увеличило степень рассогласованности между спросом и предложением.

С конца 2008 года в России замедляется экономический рост под воздействием мирового экономического кризиса, тем самым следует зафиксировать  окончание шестого этапа в развитии рынка труда. В условиях кризиса сфера занятости населения демонстрирует свою уязвимость и испытывает негативные явления под воздействием внешних факторов. Действующие на территории РФ международные корпорации изменяют российскую практику адаптации к кризисным явлениям, усиливают либеральный характер экономических отношений на рынке труда. Происходит резкое высвобождение работников из отраслей тяжелой промышленности, финансового сектора, строительства и других, во многих отраслях фиксируется снижение заработной платы. Быстрое избавление от излишних работников в ряде случаев было неоправданным, поэтому в течение полугода организации вновь привлекали уволенных ранее сотрудников53

Динамично меняющаяся ситуация затрудняет определение возможных последствий для российского рынка труда в целом, однако очевидным является утверждение, что на седьмом этапе развития российский рынок труда будет более глубоко вовлечен в международные экономические отношения, так как кризисные явления возникли в мировом масштабе, а следовательно могут быть устранены только на наднациональном уровне.

В качестве ключевых факторов, определяющих развитие российского  рынка труда на  седьмом этапе, можно выделить следующие группы:

  • факторы постиндустриализации: изменение содержания трудовой деятельности, расширение сфер приложения труда;
  • факторы глобализации: усиление миграционных потоков, взаимосвязь между различными национальными рынками труда, изменение места России в мировом разделении труда;
  • факторы либерализации: развитие конкурентных отношений между субъектами рынка труда, снижение социальных гарантий в сфере занятости;
  • социальные факторы: трансформация общественных ценностей, изменение отношения к труду, смена представлений о престиже профессий;
  • макроэкономические факторы: определение общенациональной экономической стратегии развития.

 

 

Тема 4. Параметры оценки состояния  сферы занятости населения

Состояние сферы занятости в современной России можно рассмотреть с помощью различных параметров, характеризующих результаты сложившихся социально-трудовых отношений. Для этого следует использовать количественно измеримые показатели, которые позволяют зафиксировать текущее состояние территориального и национального рынка труда в определенный момент времени.

Первоочередным параметром, к которому обращаются исследователи  российской сферы занятости, является уровень безработицы54.

Показатели безработицы  являются наиболее динамичными и  позволяют оперативно оценивать  сложившуюся ситуацию на рынке труда, что особенно важно в период проведения реформ и в условиях экономического кризиса. При попытке дать объективную оценку уровню безработицы, исследователи сталкиваются с проблемой большого разрыва между официальными и неофициальными данными о состоянии сферы занятости. Регистрируемый уровень безработицы учитывает трудоспособных лиц от 16 лет и старше, лишившихся работы и обратившихся в государственную службу занятости по месту жительства в целях поиска подходящей работы. Вместе с тем безработица может оказаться существенно выше, так как значительный сегмент рынка труда охватывает неорганизованное перемещение работников между предприятиями различных форм собственности, длительное время не работающих и нигде не числящихся, а также лиц со случайными заработками.

Для учета регистрируемой и нерегистрируемой безработицы используют методологию оценки безработицы Международной организации труда, согласно которой к безработным относят лиц, которые занимались поиском работы (обращались в государственную или коммерческую службу занятости, к администрации предприятия, использовали личные связи, публиковали объявления в печати и т. д.) или предпринимали усилия для организации собственного дела и были готовы приступить к работе немедленно. Кроме того, к безработным могут быть отнесены учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды, если они занимаются поиском работы и готовы к ней приступить.

Информация о работе Занятость населения и ее регулирование