Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 14:01, курс лекций
Работа содержит курс лекций по "Социологии".
Введение 3
Тема 1. Сфера занятости населения: основные понятия, сущность и структура 4
Тема 2. Международный опыт организации занятости населения и рынков труда 14
Тема 3. История развития сферы занятости населения в России 22
Тема 4. Параметры оценки состояния сферы занятости населения 30
Тема 5. Теоретические основы регулирования занятости населения 35
Тема 6. Институты и инфраструктура регулирования занятости населения 39
Тема 7. Направления регулирования занятости населения в Российской
Федерации 42
Тема 8. Актуальные проблемы в сфере занятости населения и пути их решения 47
Список источников 52
Указанные меры наряду с положительным результатом, могут повлечь негативные эффекты. Так, высокие пособия уменьшают интерес безработных к активной трудовой деятельности и провоцируют институциональную безработицу. Низкие размеры пособий по безработице, не обеспечивающие прожиточного минимума, направляют безработного на поиск не подходящего рабочего места, а любого, обеспечивающего ему выживание. Тем самым снижается эффективность распределения занятого населения. Государственные расходы на продукцию фирм увеличивают расходы государственного бюджета и, если целью такой политики является только стимулирование создания дополнительных рабочих мест, то есть риск неэффективного перераспределения государственных финансов. Кроме того, нет гарантий расширения сферы занятости, так как фирмы могут выполнить государственный заказ за счет интенсификации труда имеющихся работников. При стимулировании создания новых рабочих мест возникает вероятность концентрации избыточных трудовых ресурсов на предприятиях, что влечет рост скрытой безработицы и снижает производительность труда.
В конце 70-х начале 80-х
гг., когда безработица стала сочета
Согласно монетаристскому подходу, сфера занятости населения вторична по отношению к денежно-кредитной системе государства, процессы на рынке труда тесно взаимосвязаны с инфляционными процессами, а уровень безработицы обратно пропорционален уровню инфляции. Монетаристы вводят понятие естественного уровня безработицы, который обеспечивает нормальное функционирование рыночной системы и эффективное перераспределение трудовых ресурсов по отраслям и регионам. Если безработица превышает естественный уровень (существует вынужденная безработица), то необходимо вмешательство государства. Регулирование уровня и продолжительности безработицы возможно методами, нейтральными по отношению к инфляции: организация бирж труда, совершенствование информации о вакансиях, целевые программы как регионального, так и общенационального масштаба.
Монетаристская теория
основывается на идее, что сокращение
государственного вмешательства в
экономику и поддержание свобод
Cледуя рекомендациям монетаристов, важно помнить последствия использования либеральных теорий в российской практике при проведении рыночных преобразований. Отказ правительства от государственного регулирования экономики и занятости населения в 1991 привел к разграблению национального богатства, обнищанию основной массы населения и росту безработицы. При этом американские ученые продолжали рассматривать российские реформы через призму либеральных течений. Так, американские экономисты А. Ослунд и Д. Сакс в качестве рекомендации по сдерживанию безработицы в пореформенной России говорят о необходимости сдерживания роста заработной платы62.
Наиболее распространенная
тенденция в регулировании сфер
Тема 6. Институты и инфраструктура регулирования занятости населения
Институциональная среда, включающая неформальные и формальные институты — совокупность экономических, юридических, политических правил, которые регулируют отношения в сфере занятости населения. Регулирование занятости населения осуществляется посредством следующих институтов:
Указанные институты можно обобщить в следующие группы:
В большинстве развитых стран современного мира государственное регулирование занятости населения является обязательным условием функционирования развитого рынка труда. Трудовое законодательство обычно регулирует отношения найма и увольнения, но оно не должно (насколько это возможно с точки зрения интересов общества в целом) лишать предпринимателя свободы выбора нужного ему работника, свободы конкуренции за него66.
Важным компонентом регулирован
Более полное представление об инфраструктуре занятости населения отражено на рисунке 2.
Рис. 2. Инфраструктура сферы занятости населения
Приведенное выше определение инфраструктуры сферы занятости населения позволяет выделить в данной системе два разнородных блока: среды и организации.
К средам инфраструктуры сферы занятости населения относятся: