Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 06:19, контрольная работа
Система социального обеспечения и социальной работы является неотъемлемой частью любого современного общества. Точнее, ее можно было бы назвать даже критерием развития современного общества. Наиболее развитые страны современного мира прошли длительный путь социальных конфликтов, которые порой оборачивались подлинными катастрофами; сама социальная катастрофа революции и гражданской войны являлась единственным фактором прогресса.
1. Введение ………………………………………………………….................................2
2. Социальное законодательство зарубежных стран………………………………...3
3. Базовые модели социального обеспечения…………………………………………..10
4. Опыт социальной работы в зарубежных странах
4.1 Социальная работа в США……………………………………………………………………..12
4.2 Социальная работа в Германии…………………………………………………………….15
4.3 Социальная работа в Норвегии…………………………………………………………….20
4.4 Социальная работа в Исландии…………………………………………………………..22
5. Заключение…………………………………………………………………………………………...25
6. Список литературы………………………………………
В 1993 году правительство Франции
уменьшило выплаты по
В Великобритании
В Швеции происходит «продажа»
В ФРГ среди всех промышленно
развитых стран самая короткая
рабочая неделя (она не превышает
35 часов) и продолжительность
периода трудовой деятельности,
при этом самые длительные
отпуска (30 рабочих дней). Затраты
на социальное обеспечение в
ФРГ на 50% выше, чем во Франции,
и в 5 раз — чем в Португалии.
Их доля в часовых трудовых
измерениях достигает почти 50%
В основе кризиса «
В Бельгии правительство,
предприниматели и профсоюзы
пытаются найти пути
Меры, предпринимаемые
Безусловно, ни одна из западноевропейских стран не собирается полностью отказываться от «государства благосостояния»: слишком укоренилось в сознании людей мысль о том, что государство должно заботиться о нуждающихся, и слишком велико сопротивление населения любым попыткам сократить социальные расходы государства. Но даже политики левоцентристского толка признают необходимость продолжения реформ системы социального обеспечения в странах Запада.
Накопленный за десятилетия
опыт социальной поддержки
Базовые модели социального обеспечения.
В работах Ричарда Титмуса и его последователей Пинкера и Эспинг-Андерсона в 70—80-е гг. разрабатывается типология моделей социального обеспечения на Западе. Согласно данной теории, социальная практика породила три базовых модели социального развития: патерналистскую, корпоративистскую, этатическую.
Первая модель (патерналистская) характерна
для США, Японии, в меньшей степени,
для тех стран Европы, где сильны
позиции католической церкви. Она
отличается (в сравнении с другими
моделями) низким уровнем участия
государства в решении
В основе второй модели (корпоративистская) лежат либеральные теории. Социальное обеспечение направлено на сохранение статусных различий, включая ориентацию общества на принятие традиционной семьи и традиционной роли женщины. Социальная политика рассчитана не столько на поддержку бедных, сколько на защиту стабильного уровня жизни трудящихся, на соучастие государственных и общественных структур в периоды жизненных кризисов (болезнь, безработица и т. п.) отдельных индивидов. Подобное соучастие обеспечивается соответствующими законодательными актами. Основные функции социального обеспечения принадлежат промышленным корпорациям и профсоюзам. На региональном и местном уровнях социальным обеспечением занимаются местные ассоциации предпринимателей, профсоюзы и государство. Государство участвует, в основном, в организации социальной помощи нуждающимся и в организации обслуживания семьи и детей. Подобная модель характерна для социального обеспечения в Германии, Австрии, Нидерландах и Бельгии.
Наконец, третью модель (этатическая) взяли на вооружение скандинавские государства, где принципы универсализма социальных прав соседствуют с нерушимостью индивидуальной автономии, поэтому данная модель представляет собой соединение либерализма с социализмом. Социальная политика в этих странах ориентирована на экстенсивную и дорогостоящую систему социального обеспечения, носящую централизованный характер. Контроль за реализацией государственной социальной политики осуществляется местными органами власти, подотчетными центральному правительству.
2. Опыт социальной работы в зарубежных странах
2.1 Социальная работа в США
Поразительно многообразная
Социальную работу в США связывают с профессией, которая служит социальной нравственности народа. Сфера социальной работы постоянно расширяется от года к году, однако, уже сегодня служба социального работника США охватывает разнообразные места -- правительственные здравоохранительные организации, школы, центры охраны здоровья, агентства по охране семьи и ребенка, центры психологического здоровья, бизнес и промышленность, центры коррекции и частную практику. Социальные работники обслуживают людей детского и старшего возраста и всех рас, этнических групп, социо-экономических уровней и религий. Группы клиентов, которые обычно включаются в социальное обслуживание:
- Семьи, включающие одного
- Пары и семьи, которые имеют проблемы с детьми.
- Пары, имеющие серьезные супружеские конфликты.
- Отдельные люди и семьи,
- Отдельные люди и семьи, чьи жизни разрушены наказанием за нарушения закона.
- Одинокие, педагогически трудные подростки.
- Отдельные люди и семьи, чьи жизни разрушены физическими или психическими недостатками или болезнями.
- Правонарушители и их семьи.
- Опекуны и дети, чьи родители скончались или покинули своих детей и не заботятся о них.
- Эмигранты и представители
национальных меньшинств, не имеющие
необходимых средств и
- Люди, имеющие прогрессирующую непригодность (психические отклонения) и их семьи.
- Старые люди, не способные к долгой достаточной деятельности.
- Приезжие и временные жильцы, не имеющие необходимых средств к существованию.
- Дети, (и их семьи) которые имеют трудности связанные со школой.
- Люди, чей опыт экстремальных
стрессов связан с
Отличительной чертой системы социальной защиты населения в США является децентрализация. Это проявляется в наличии и реализации разных социальных программ на разных уровнях: федеральном, штата, местном. Преимущества данной системы состоят в том, что она позволяет полностью и оперативно реализовывать социальные потребности людей практически в каждом регионе страны.
Социальное страхование и
С 1935 г. в США Законом о социальном страховании были установлены два вида страхования -- пенсии по старости и пособия по безработице, меры помощи некоторым категориям бедняков (в первую очередь инвалидам и сиротам), а со временем -- пенсии при утрате кормильца, пособия по нетрудоспособности (не связанной с производственными травмами), медицинское страхование лиц в возрасте 65 лет и старше. Действие указанного закона распространяется также на рабочих и служащих частного сектора. Для железнодорожников, федеральных гражданских служащих, ветеранов войны и военнослужащих установлена особая система социального страхования. Вместе с тем государственным страхованием не охвачены сельскохозяйственные рабочие, работники мелких предприятий, поденщики и некоторые другие категории трудящихся.
Кроме общей федеральной программы
на уровне штатов существуют программы
страхования на случай производственного
травматизма или
Что касается вспомоществования бедным,
то оно получило распространение
в стране с 60-х годов прошлого
века и нацелено на обеспечение гарантированного
дохода, поддержку семей с детьми,
престарелых, инвалидов, многодетных
или неполных семей (где глава
семьи женщина или безработный)
Продовольственная помощь осуществляется
главным образом путем
2.2 Социальная работа в Германии
XIX век - это век начала социальной работы в Германии. Становлению и развитию социальной работы способствовала индустриализация страны, так как с последней связано резкое обнищание семей рабочих, и, как следствие, большее число людей стало пользоваться социальным обеспечением. Во второй половине XIX в. возникла потребность в государственном социальном обеспечении, так как церкви и частные благотворительные учреждения уже не справлялись с большими затратами в социальной сфере.
В 1880 г. по инициативе Германского конгресса по благотворительности был основан Германский благотворительный союз заботы о бедных, в дальнейшем переименованный в Германский союз государственного и частного попечительства и объединяющий государственные, частные, общественные учреждения, а также отдельных лиц, занимающихся реализацией социальной работы в ФРГ - служит платформой для содружества практиков, социальных педагогов и ученых в деле координации социальных инициатив в сфере социальной помощи, в том числе помощи молодежи и здравоохранению. В работе Союза участвуют учебные заведения, исследовательские институты, учреждения практической социальной работы. Во главе Союза стоит председатель, имеющий четырех заместителей. Эксперты разделены по комиссиям: социальная помощь и социальная политика; помощь молодежи, продвижение молодежи, молодежная политика; оказание помощи семье, политика способствования семейным отношениям; помощь здравоохранению, политика в области здравоохранения; помощь людям преклонного возраста; помощь инвалидам с детства; помощь инвалидам, ставшим таковыми в результате несчастного случая; социальные профессии; организация социальных служб; планирование в области социальной работы.
Первые шаги по разработке методики социальной работы были сделаны в Германии на основе изучения опыта работы в США - речь идет о патронажном методе, использованном в Веймарской республике в связи с последствиями войны, безработицей, массовым обнищанием населения.