Зарубежный опыт социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 06:19, контрольная работа

Краткое описание

Система социального обеспечения и социальной работы является неотъемлемой частью любого современного общества. Точнее, ее можно было бы назвать даже критерием развития современного общества. Наиболее развитые страны современного мира прошли длительный путь социальных конфликтов, которые порой оборачивались подлинными катастрофами; сама социальная катастрофа революции и гражданской войны являлась единственным фактором прогресса.

Содержание

1. Введение ………………………………………………………….................................2

2. Социальное законодательство зарубежных стран………………………………...3

3. Базовые модели социального обеспечения…………………………………………..10

4. Опыт социальной работы в зарубежных странах

4.1 Социальная работа в США……………………………………………………………………..12

4.2 Социальная работа в Германии…………………………………………………………….15

4.3 Социальная работа в Норвегии…………………………………………………………….20

4.4 Социальная работа в Исландии…………………………………………………………..22

5. Заключение…………………………………………………………………………………………...25

6. Список литературы………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Социальная работа.docx

— 51.42 Кб (Скачать файл)

 В 1993 году правительство Франции  уменьшило выплаты по государственной  программе медицинского страхования  и увеличило долю пациентов  в оплате медицинских услуг.  Удельный вес государства в  оплате посещения врача уменьшился  с 75% до 70%. В 1993 году выплаты  по государственной программе  медицинского страхования во  Франции уменьшились на 5 млрд. долларов.

 В Великобритании осуществляется  реформа государственной системы  здравоохранения с целью усиления  конкуренции в этой сфере. В  результате закрываются «неэффективные»  больницы и увольняется медперсонал.

 В Швеции происходит «продажа»  государственных больниц в частные  руки.

 В ФРГ среди всех промышленно  развитых стран самая короткая  рабочая неделя (она не превышает  35 часов) и продолжительность  периода трудовой деятельности, при этом самые длительные  отпуска (30 рабочих дней). Затраты  на социальное обеспечение в  ФРГ на 50% выше, чем во Франции,  и в 5 раз — чем в Португалии. Их доля в часовых трудовых  измерениях достигает почти 50%. По оценке бывшего канцлера  ФРГ Гельмута Коля, люди в Германии  живут не по средствам. Пришло  время, по его мнению, изменить  эту ситуацию.

 В основе кризиса «государства  благосостояния» в Нидерландах  — резкий рост расходов по  программе помощи не трудоспособным. По этой программе помощь получает почти 1 млн. человек (при общей численности рабочей силы в 7 млн. человек). Она составляет 70% заработка, получаемого до наступления нетрудоспособности, и выплачивается до достижения 65 лет, когда назначается пенсия по старости. Предполагается ужесточить условия получения этих пособий и сделать постоянной проверку нуждаемости в их получении.

 В Бельгии правительство,  предприниматели и профсоюзы  пытаются найти пути сокращения  огромного дефицита бюджета социального  обеспечения.

 Меры, предпринимаемые правительствами  западноевропейских стран по  реформе «государства благосостояния»,  направлены на установление более  жесткого контроля  за расходованием государственных средств на социальное обеспечение, сокращение финансовых потерь в этой сфере, связанных с коррупцией и чрезмерной бюрократизацией. Представляются налоговые льготы для стимулирования создания негосударственных пенсионных фондов. При назначении пособий практически во всех странах проводится проверка нуждаемости претендентов на их получение. Становятся платными некоторые социальные услуги, ранее предоставлявшиеся населению бесплатно. В некоторых странах рассматривается вопрос о повышении пенсионного возраста. Например, во Франции пенсионный возраст уже повышен до 62 лет. Государственные стипендии во многих случаях заменяются займами.

 Безусловно, ни одна из западноевропейских стран не собирается полностью отказываться от «государства благосостояния»: слишком укоренилось в сознании людей мысль о том, что государство должно заботиться о нуждающихся, и слишком велико сопротивление населения любым попыткам сократить социальные расходы государства. Но даже политики левоцентристского толка признают необходимость продолжения реформ системы социального обеспечения в странах Запада.

 Накопленный за десятилетия  опыт социальной поддержки населения  позволил выявить общее и особенное  в практике социальной деятельности  стран рыночной экономики. Было  замечено, что практически все  страны используют социальное  страхование для большинства  населения на случай социального  риска: старость, болезнь, инвалидность, безработица и т. п. и оказывают  социальную помощь неимущим, находящимся за чертой бедности

Базовые модели социального обеспечения.

 

В работах Ричарда Титмуса и его последователей Пинкера и Эспинг-Андерсона в 70—80-е гг. разрабатывается типология моделей социального обеспечения на Западе. Согласно данной теории, социальная практика породила три базовых модели социального развития: патерналистскую, корпоративистскую, этатическую.

Первая модель (патерналистская) характерна для США, Японии, в меньшей степени, для тех стран Европы, где сильны позиции католической церкви. Она  отличается (в сравнении с другими  моделями) низким уровнем участия  государства в решении социальных проблем, отсюда и относительно невеликими расходами на социальное обслуживание, основная тяжесть которого ложится  на семью и частных благотворителей. Социальные программы по поддержанию  дохода большей частью направлены на самых бедных, социальная политика строится на базе неоконсервативных теорий.

 В основе второй модели (корпоративистская) лежат либеральные теории. Социальное обеспечение направлено на сохранение статусных различий, включая ориентацию общества на принятие традиционной семьи и традиционной роли женщины. Социальная политика рассчитана не столько на поддержку бедных, сколько на защиту стабильного уровня жизни трудящихся, на соучастие государственных и общественных структур в периоды жизненных кризисов (болезнь, безработица и т. п.) отдельных индивидов. Подобное соучастие обеспечивается соответствующими законодательными актами. Основные функции социального обеспечения принадлежат промышленным корпорациям и профсоюзам. На региональном и местном уровнях социальным обеспечением занимаются местные ассоциации предпринимателей, профсоюзы и государство. Государство участвует, в основном, в организации социальной помощи нуждающимся и в организации обслуживания семьи и детей. Подобная модель характерна для социального обеспечения в Германии, Австрии, Нидерландах и Бельгии.

 Наконец, третью модель (этатическая) взяли на вооружение скандинавские государства, где принципы универсализма социальных прав соседствуют с нерушимостью индивидуальной автономии, поэтому данная модель представляет собой соединение либерализма с социализмом. Социальная политика в этих странах ориентирована на экстенсивную и дорогостоящую систему социального обеспечения, носящую централизованный характер. Контроль за реализацией государственной социальной политики осуществляется местными органами власти, подотчетными центральному правительству.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Опыт социальной работы в зарубежных странах

 

2.1 Социальная работа в США

 

Поразительно многообразная практика социальной работы в США включает в себя множество видов деятельности, проявляющихся в широком разнообразии ее применения. Данное многообразие и  комплексность социальной работы предполагают множество ее определений. Сошлемся здесь на определение, принятое Национальной Ассоциацией Социальных работников (НАСР 1973), профессиональной организацией социальной работы в США:

Социальную работу в США связывают  с профессией, которая служит социальной нравственности народа. Сфера социальной работы постоянно расширяется от года к году, однако, уже сегодня  служба социального работника США  охватывает разнообразные места -- правительственные здравоохранительные организации, школы, центры охраны здоровья, агентства по охране семьи и ребенка, центры психологического здоровья, бизнес и промышленность, центры коррекции и частную практику. Социальные работники обслуживают людей детского и старшего возраста и всех рас, этнических групп, социо-экономических уровней и религий. Группы клиентов, которые обычно включаются в социальное обслуживание:

- Семьи, включающие одного родителя, имеющие серьезные конфликты,  которые проявляются в побегах  ребенка из дома, правонарушениях,  насилии, трудностях в обучении и т. д.

- Пары и семьи, которые имеют проблемы с детьми.

- Пары, имеющие серьезные супружеские конфликты.

- Отдельные люди и семьи, которые  страдают от безработицы, отсутствия  заслуженной зарплаты, физических  недостатков, нехватки профессиональных  умений и других причин.

 

- Отдельные люди и семьи, чьи  жизни разрушены наказанием за нарушения закона.

- Одинокие, педагогически трудные подростки.

- Отдельные люди и семьи, чьи  жизни разрушены физическими  или психическими недостатками или болезнями.

- Правонарушители и их семьи.

- Опекуны и дети, чьи родители  скончались или покинули своих детей и не заботятся о них.

- Эмигранты и представители  национальных меньшинств, не имеющие  необходимых средств и возможностей  или являющиеся жертвами расовой дискриминации.

- Люди, имеющие прогрессирующую  непригодность (психические отклонения) и их семьи.

- Старые люди, не способные к  долгой достаточной деятельности.

- Приезжие и временные жильцы, не имеющие необходимых средств к существованию.

- Дети, (и их семьи) которые  имеют трудности связанные со школой.

- Люди, чей опыт экстремальных  стрессов связан с травматическими  последствиями или с серьезными  жизненными изменениями (уход  на пенсию, смерть любимого человека, дети, покинувшие дом, и т. п.).

Отличительной чертой системы социальной защиты населения в США является децентрализация. Это проявляется  в наличии и реализации разных социальных программ на разных уровнях: федеральном, штата, местном. Преимущества данной системы состоят в том, что она позволяет полностью  и оперативно реализовывать социальные потребности людей практически в каждом регионе страны.

Социальное страхование и государственное  вспомоществование являются двумя  основными формами государственной  системы социального обеспечения. Главное различие между ними состоит  в разных источниках финансирования. Страховые фонды образуются за счет налогов с трудящихся (в процентах к заработной плате), предпринимателей (в процентах к фонду выплаченной заработной платы) и лиц свободных профессий, врачей, священников и др. (свыше 14 % доходов), а государственное вспомоществование -- за счет ассигнований из средств государственного бюджета, бюджетов штатов и местных органов власти.

С 1935 г. в США Законом о социальном страховании были установлены два  вида страхования -- пенсии по старости и пособия по безработице, меры помощи некоторым категориям бедняков (в  первую очередь инвалидам и сиротам), а со временем -- пенсии при утрате кормильца, пособия по нетрудоспособности (не связанной с производственными  травмами), медицинское страхование  лиц в возрасте 65 лет и старше. Действие указанного закона распространяется также на рабочих и служащих частного сектора. Для железнодорожников, федеральных гражданских служащих, ветеранов войны и военнослужащих установлена особая система социального страхования. Вместе с тем государственным страхованием не охвачены сельскохозяйственные рабочие, работники мелких предприятий, поденщики и некоторые другие категории трудящихся.

Кроме общей федеральной программы  на уровне штатов существуют программы  страхования на случай производственного  травматизма или профессиональных заболеваний. Система государственного страхования в стране дополняется  частными системами страхования, имеющими две формы - коллективную по месту работы и индивидуальную.

Что касается вспомоществования бедным, то оно получило распространение  в стране с 60-х годов прошлого века и нацелено на обеспечение гарантированного дохода, поддержку семей с детьми, престарелых, инвалидов, многодетных  или неполных семей (где глава  семьи женщина или безработный), нуждающихся в продовольственной, жилищной и медицинской помощи.

Продовольственная помощь осуществляется главным образом путем предоставления нуждающимся продуктовых талонов. Талоны предоставляются им бесплатно или по сниженным ценам. Жилищные субсидии в США предоставляются семьям с низкими доходами, и их размер составляет в среднем 2000 долларов в год на семью.

 

2.2 Социальная работа в Германии

 

XIX век - это век начала социальной  работы в Германии. Становлению и развитию социальной работы способствовала индустриализация страны, так как с последней связано резкое обнищание семей рабочих, и, как следствие, большее число людей стало пользоваться социальным обеспечением. Во второй половине XIX в. возникла потребность в государственном социальном обеспечении, так как церкви и частные благотворительные учреждения уже не справлялись с большими затратами в социальной сфере.

В 1880 г. по инициативе Германского  конгресса по благотворительности  был основан Германский благотворительный  союз заботы о бедных, в дальнейшем переименованный в Германский союз государственного и частного попечительства и объединяющий государственные, частные, общественные учреждения, а также  отдельных лиц, занимающихся реализацией  социальной работы в ФРГ - служит платформой для содружества практиков, социальных педагогов и ученых в деле координации  социальных инициатив в сфере  социальной помощи, в том числе помощи молодежи и здравоохранению. В работе Союза участвуют учебные заведения, исследовательские институты, учреждения практической социальной работы. Во главе Союза стоит председатель, имеющий четырех заместителей. Эксперты разделены по комиссиям: социальная помощь и социальная политика; помощь молодежи, продвижение молодежи, молодежная политика; оказание помощи семье, политика способствования семейным отношениям; помощь здравоохранению, политика в области здравоохранения; помощь людям преклонного возраста; помощь инвалидам с детства; помощь инвалидам, ставшим таковыми в результате несчастного случая; социальные профессии; организация социальных служб; планирование в области социальной работы.

Первые шаги по разработке методики социальной работы были сделаны в  Германии на основе изучения опыта  работы в США - речь идет о патронажном  методе, использованном в Веймарской республике в связи с последствиями  войны, безработицей, массовым обнищанием населения.

Информация о работе Зарубежный опыт социальной работы