Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 06:19, контрольная работа
Система социального обеспечения и социальной работы является неотъемлемой частью любого современного общества. Точнее, ее можно было бы назвать даже критерием развития современного общества. Наиболее развитые страны современного мира прошли длительный путь социальных конфликтов, которые порой оборачивались подлинными катастрофами; сама социальная катастрофа революции и гражданской войны являлась единственным фактором прогресса.
1. Введение ………………………………………………………….................................2
2. Социальное законодательство зарубежных стран………………………………...3
3. Базовые модели социального обеспечения…………………………………………..10
4. Опыт социальной работы в зарубежных странах
4.1 Социальная работа в США……………………………………………………………………..12
4.2 Социальная работа в Германии…………………………………………………………….15
4.3 Социальная работа в Норвегии…………………………………………………………….20
4.4 Социальная работа в Исландии…………………………………………………………..22
5. Заключение…………………………………………………………………………………………...25
6. Список литературы………………………………………
Необходимо отметить, что в ФРГ проводят границу между социальной работой и социальной педагогикой. Социальная работа связана с помощью, уходом и заботой по отношению к клиенту. Социальная педагогика занимается в основном вопросами непосредственного воспитания и образования клиентов. В деятельности социального работника на практике воплощается социальная политика государства. Социальный работник по большому счету занят решением социальных проблем. Осуществление социальной работы становится важным общественно-политическим фактором.
Так, социальный педагог преследует цель, чтобы его клиенты-дети были воспитаны в духе лучших традиций европейской культуры, его клиенты юношеского возраста могли получить европейское образование, психически нездоровые люди могли бы получить все то, что позволило бы им включится в естественную жизнь общества.
Социальный работник концентрируется
на социальных проблемах клиентов,
на путях и средствах, которые
помогут ему решить насущные вопросы
клиента. Социальный педагог участвует
в повседневной жизни клиента, оказывает
на нее педагогическое влияние. Социальный
работник занимается конкретным социальным
вопросом клиента, ищет пути его решения.
Мы видим, что в работе социального
педагога и социального работника
есть немало общего. Однако специализация
указанных направлений
70-е годы прошлого века стали
годами переосмысления
Финансовая сторона в
Однако в настоящее время в ФРГ социальная помощь больше не ограничивается финансовыми услугами нуждающимся. Государство ставит перед социальными работниками задачу преодоления их клиентами зависимости от социальной помощи, включения некогда безработных в процессы, происходящие на рынке труда. Реализуются также и другие принципы развития социального государства, которые себя оправдали и на которых строится будущее. К ним относятся: а) самоуправление сферой социального обеспечения; б) обеспечение по старости; в) развитие системы независимой благотворительной помощи.
Социальные услуги можно типологизировать по их содержанию: консультационные; врачебные; информационные; правовые (с контрольной функцией); по общему уходу (исключая врачебные); организационные.
В зависимости от степени заболевания и потребностей, клиенты социальных служб ФРГ могут обратиться за помощью в следующие обычные или специализированные учреждения, а также к специалистам:
1) в социально-педагогические
2) в группы самопомощи (инвалидов, больных, маргиналов);
3) в государственные,
4) в медицинские учреждения (больницы, дневные и ночные поликлиники, другие лечебные учреждения, реабилитационные центры, консультационные пункты по вопросам планирования семьи и др.);
5) в психиатрические,
6) к психотерапевтам, медикам-
7) в службы по уходу за попавшими в затруднительное положение (к медицинским сестрам общин, в службы по уходу на дому, в выездную службу Красного Креста и т.д.);
8) в социальные добровольные службы (службы раздачи питания, службы помощи на дому, службы по поддержке и помощи для родных инвалидов и т.д.);
9) в церкви и религиозные общины, к пастырям, церковным помощникам в общинах, в консультационные церковные центры, в группы помощников церкви);
10) в школы (к учителям), интернаты,
учреждения для помощи
11) в социальные образовательные
учреждения для взрослых (родительские
университеты, в центры общения,
в центры по подготовке
12) в детские ясли, группы продленного дня, объединения для матерей, работающих в дневное время, в службы по заботе о детях;
13) в посреднические службы (по вопросам жилья, работы, найма обслуживающего персонала, дотаций детям и т.д.);
14) в юридические консультации (по общим и специальным вопросам);
15) к адвокатам;
16) к полиции;
17) к управленцам и
Таким образом, даже из этого перечня можно сделать вывод, что ФРГ является одним из мощных европейских социальных государств.
2.3 Социальная работа в Норвегии
В Норвегии сегодня возможно встретить примеры социальных служб всех вышеперечисленных видов. Норвегию (с населением около 4 млн человек) часто определяют как государство всеобщего благополучия со смешанной экономикой, основанной на значительных доходах от производства бензина. Организация общественного управления основана на трех уровнях: государственном, региональном, муниципальном.
На государственном уровне наиболее важным достижением в социальном обслуживании является Акт национального страхования (1966 г.), который управляется Министерством здоровья и социальных дел.
Система медицинского страхования финансируется налогами с работающих, работодателей, областей и муниципалитетов.
Большая часть деятельности региональных, областных советов -- это ответственность за институты охраны здоровья, которые включают госпитали, ясли, учреждения для умственно отсталых и психически больных. Общее число мест в этих институтах 153 на 10 000 жителей.
На муниципальном уровне деятельность в области охраны здоровья и социальной работы регулируют некоторые акты. Каждый муниципалитет должен иметь социальные офисы, которыми люди могут пользоваться. Социальные офисы предоставляют широкий спектр услуг, основываясь на соответствующих законодательных актах.
Социальная защита по акту 1964 г. предусматривает предоставление социально-экономической помощи тем, у кого нет права на какие-либо выплаты, на пенсию по схеме национального страхования и кто не способен поддерживать свое существование. Экономическая помощь может быть оказана в виде пособия, ссуды или дотации, например, для проезда студентов на каникулах. Согласно акту информация, советы и денежная помощь -- главные направления в работе. Основная задача социальной защиты детей -- «дать детям (до 18 лет), которые живут в условиях, разрушающих их здоровье и развитие, необходимую помощь и защиту» и «требовать охраны хороших условий жизни для детей». Каждый муниципалитет имеет отдел по защите детей, который несет ответственность за выполнение соответствующих мер. Работа ведется на трех уровнях: основные профилактические меры, профилактические меры в семьях и защитные меры.
На профессиональном уровне службы здоровья и социальной защиты разделяются даже в том случае, если цели двух этих служб схожи. Муниципалитет ответственен в первую очередь за охрану здоровья населения, что находит свое выражение в организации медицинских центров, центров здоровья (профилактическая работа среди детей и вакцинация), общественного питания в школах, физиотерапии, надомной службы (для пожилых людей и людей с физическими недостатками) и яслей.
На муниципальном уровне есть также
службы, которые еще не закреплены
специальным законодательством. Многие
из них достаточно новые. Они относятся
к развивающимся методам
Центры добровольцев, в задачу
которых входит налаживание
Службы, работающие с конфликтующими
сторонами, ведущие обсуждение
условий гражданского
Молодежные клубы, которые организуют деятельность молодежи (от 10 до 16 лет) с целью предотвратить преступность и потребление наркотиков.
Приют для женщин: убежище и лечение для женщин, которые подвергаются насилию в семьях. Здесь они могут оставаться до изменения ситуации.
Центры для беженцев: временное убежище, включающее оказание социальной помощи и адаптацию к данной социальной системе.
Институты, приюты, частные дома,
в которых осуществляется
Кроме того, в молодежной среде ведется непосредственная работа по месту жительства, на улице («полевая работа») с целью реабилитации лиц с девиантным поведением.
2.4 Социальная работа в Исландии
Раскрывая содержание системы социального обеспечения в Исландии, надо выделить в ней четыре основных элемента: образование, социальная защита, обеспечение жильем и здравоохранение. В общественном секторе расходы на них составляют 51 %. Остальная часть расходов приходится на другие социальные институты общества (без военных расходов, так как армии в Исландии нет).
Основную работу по социальному обеспечению проводят местные органы управления, что является важным, так как значительная часть населения проживает в небольших городах и деревнях. Социальные службы при местных администрациях функционируют на основе специального акта, принятого Парламентом Исландии в 1991 г. Акцент в нем делается на сотрудничестве между личностью и местной администрацией и ответственности индивида за себя и свою семью.
Социальные службы обеспечивают следующие социальные услуги:
а) консультирование; б) финансовую поддержку; в) социальную поддержку на дому; г) социальное обеспечение детей и подростков; д) услуги подросткам; е) услуги престарелым; ж) услуги немощным; з) обеспечение жильем; и) помощь алкоголикам и наркоманам; к) решение проблем занятости населения.
Правительство страны определяет общие контуры работы служб. Конкретно ими занимается местная администрация, создавая комитеты по социальным услугам, в компетенцию которых входит реализация социальных услуг в подведомственных районах.
В соответствии с законом право
на социальное обеспечение имеют
все лица, легально находящиеся в
районе, подчиняющемся местной
Содержание отдельных видов услуг, оказываемых населению: консультации по социальным вопросам; финансовая поддержка; социальная поддержка на дому; благосостояние детей и подростков; услуги для подростков; услуги для лиц преклонного возраста и инвалидов; обеспечение жильем. Общие правила по решению особых задач, связанных с индивидуальными случаями:
Особое внимание уделяется
сотрудничеству с лицами, которые
получают помощь, т. е. все решения
должны приниматься при
Если в общественных
Решение, принятое по каждому конкретному случаю, должно быть как можно быстрее доведено до сведения человека, которого оно касается. В случае, если решение является неблагоприятным для данного человека, оно должно быть разъяснено и подкреплено соответствующими аргументами и доведено до сведения человека таким образом, чтобы этот факт можно было доказать.
Лицо, получающее помощь, имеет
право на ознакомление с