Идеология социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 16:23, реферат

Краткое описание

Системы социального обеспечения и социальной помощи в российском обществе развивались под воздействием идеологии, придавшей им форму патернализма. Несмотря на кардинальные преобразования, происходившие в XX столетии, патерналистская идеология не претерпела существенных изменений в советский период. Но последняя социальная трансформация в истории России актуализировала потребность в смене идеологии осуществления социальной помощи и поддержания социального благосостояния населения. Содержание потребности: от государственного патернализма к формированию стратегий индивидуальной активности граждан, нуждающихся в помощи общества и государства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………3
1. Философские основания идеологии социальной работы………………………….4
2.Социологические аспекты исследования процесса становления и функционирования идеологии социальной работы………………………………………….19
Заключение………………………………………………………………………………25

Вложенные файлы: 1 файл

реферат Дорофеев.doc

— 243.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ 

им. И. И. ПОЛЗУНОВА

 

Кафедра «Теоретическая и прикладная социология»

 

                                                                                   Работа защищена с оценкой

                                                                                   Руководитель

                                                                                   проекта _________________________

                                                                                   (работы)    подпись, должность, и. о. фамилия

                                                                                     

 

 

 

 

 

Реферат

ИДЕОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

тема проекта (работы)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполнил

студент гр. СР-                                                                                                      подпись, и. о. фамилия

                                  

Работу проверил 

       д. с. н                                                                                          В. А. Дорофеев

 

 

 

                                                            Барнаул 2011               

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………………3

1. Философские основания идеологии социальной работы………………………….4

2.Социологические аспекты исследования процесса становления и функционирования идеологии социальной работы………………………………………….19

Заключение………………………………………………………………………………25

 

Введение

 

Системы социального обеспечения и социальной помощи в российском обществе развивались под воздействием идеологии, придавшей им форму патернализма. Несмотря на кардинальные преобразования, происходившие в XX столетии, патерналистская идеология не претерпела существенных изменений в советский период. Но последняя социальная трансформация в истории России актуализировала потребность в смене идеологии осуществления социальной помощи и поддержания социального благосостояния населения. Содержание потребности: от государственного патернализма к формированию стратегий индивидуальной активности граждан, нуждающихся в помощи общества и государства.

Необходимость теоретического осмысления сущности и содержания общественной потребности и условий ее реализации в отечественной практике определяет наше; обращение к исследованию процесса развития идеологии социальной работы. Человеческое достоинство и право россиянина на достойные условия жизни, апелляция к его активности, признание его способности к изменению и ответственности за свое благополучие наряду с гарантиями обеспечения государством его социальных прав выступают в качестве основополагающих ценностей и принципов данной идеологии. В контексте осуществляемых преобразований в обществе происходит становление нового для отечественной практики вида общественной деятельности - социальной работы. Изучение идеологии социальной работы с позиций социологии ориентирует исследователей на ее рассмотрение в качестве неотъемлемого компонента общественной системы, выполняющего определенные функции, посредством которых воспроизводится и сохраняется целостность всей системы.

Общечеловеческий характер базовых  ценностей идеологии социальной работы обусловливает ее уникальную роль - обеспечение интеграции интересов  социальных, субъектов, занимающих разные позиции в структуре общества в противовес тенденции к углублению групповой дифференциации и конфронтации. Объединительный характер идеологии социальной работы придает ей особую востребованность в России, стремящейся предотвратить риски общественного раскола в результате масштабных системных изменений. Глубинные последствия трансформации общественных отношений, проявляющиеся в современном российском обществе, нацеливают научные исследования, по нашему мнению, на все более конструктивный характер, требуя концентрации усилий не столько на острой критике этих отношений, сколько на выявлении внутренних механизмов, посредством которых осуществляются социальные преобразования.

Понимание внутренней природы общественных процессов позволяет использовать полученное знание для социально позитивного воздействия на происходящие изменения.

Практика социальной работы, в свою очередь, может быть эффективной  ишь при условии четко определенных и воспринятых профессиональным  бществом целей, заключенных в идеологии. При этом идеология не только целенаправленно ориентирует практическую социальную работу, но и проектирует ее. Идеология социальной работы обеспечивает вхождение в профессиональную субкультуру и профессиональную социализацию за счет усвоения соответствующих ценностей в процессе получения профессионального образования.

 

1. Философские основания идеологии социальной работы

 

Идеология выражает опосредованное отношение  к миру сквозь призму идей, которые  соответствуют актуальным общественным интересам тех или иных социальных групп или общества в целом. Выступая в качестве ценностной системы философских, правовых, политических, экономических, социологических и иных представлений о мире и месте в нем человека, она конструирует программы движения к будущему или стабилизации в настоящем, организует и направляет действия социальных субъектов на их реализацию. Исторически институт социальной работы возникает в ответ на необходимость предупреждения угрозы социальной дезинтеграции и социального конфликта в условиях усиления общественной дифференциации и нарастания риска социальных конфликтов. Идеология социальной работы вбирает в себя совокупность идей и представлений, выражающих проект общественного устройства, основанного на равновесии групповых/классовых интересов, формируя программу снятия социального конфликта или его предупреждения. Философские основания идеологии социальной работы составили учения, развивающие представления о взаимоотношении общества и человека, позволяющие достигнуть их равновесного состояния. К ним относятся философские концепции прав человека, развиваемые в рамках теории общественного договора, различные варианты которого содержали обоснования справедливого общественного устройства.

Лозунг Великой французской  революции «Свобода. Равенство. Братство», открывший эпоху Нового времени, был своеобразным итогом длительной интеллектуальной традиции, с которой связывают имена в первую очередь таких мыслителей западноевропейской философии, как Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескьё, Ж. Ж. Руссо, И. Кант, Г. В. Ф. Гегель, явившихся предвестниками и теоретиками раннелиберальных воззрений. На стыке философской антропологии и политической философии в этот период разрабатывалась новая модель развития общества, имеющая свои собственные основания, в качестве которых выступала не Божественная воля, а свобода и правовое равенство индивидов, руководствующихся в своих действиях исключительно собственной волей и разумом. Происхождение и сущность государства объяснялись исходя из понимания природы человека, а различия в ее определении проецировались на представления о социальном порядке. Первые представления о договорном происхождении государства возникли еще в Античности и Средневековье, но наибольшее распространение они получают в XVII–XVIII вв., а позднее, в XIX и ХХ вв., происходит их переосмысление при сохранении идеала эпохи Просвещения и общей парадигмы в объяснении общественного устройства.

Классические теории прав человека и общественного договора развивались  и в русской философии, представители  которой также были теоретиками  либерализма: В. Н. Чичерин, К. Д. Кавелин, В. С. Соловьев, М. М. Ковалевский, С. А. Котлярев-ский, П. И. Новгородцев, Е. Н. Трубецкой, И. В. Михайловский, Н. Н. Алексеев, С. Л. Франк, И. А. Ильин, П. Б. Струве, Н. А. Бердяев, Е. В. Спекторский, Р. Н. Сементковский, М. М. Карпович и др.

Согласно В. В. Леонтовичу, историку либерализма в России, либерализм представляет собой порождение западноевропейской культуры и в основном явление  уже греко-римского мира средиземноморской  области. Своими корнями он уходит в  Античность с такими четко выработанными понятиями, как правовая личность и субъективное право, в основе которого лежит право собственности, а также институтами, в рамках которых граждане участвовали в управлении государством и законодательной деятельности. Либерализм был воспринят западноевропейской культурой и развит, опираясь на два исторических источника – феодальную систему, покоящуюся на равновесии между королевской властью и феодальными властителями, и независимость духовных властей от светских в Средние века . В России представители церковной власти никогда не признавались суверенными властителями, а феодализма не было. Суть либерализма в России была тождественна сути западного либерализма, но в России ему приходилось преодолевать сопротивление абсолютистского и бюрократического полицейского государства. Отметим, что подобное движение было проделано либерализмом и в западноевропейских странах, но русский образец полицейского государства, воплощенный в крепостничестве, еще более резко противоречил принципам либерализма. В идеологическом и практическом отношении либерализм в России в большей степени привнесен извне, в силу отсутствия важнейших исторических корней и исторических особенностей развития государственности. Для нашей гипотезы об интегративной роли идеологии социальной работы как неотъемлемой части теории и практики социальных государств значим вывод, сделанный С. Франком, который во многом косвенно подкрепляет ее. Задаваясь вопросом, почему оказались слабыми все несоциалистические, так называемые буржуазные партии России, отвечающие за укрепление и сохранение государственного единства, общественного порядка и морально-правовой дисциплины, он пишет: «Причина за-ключается в чисто духовном моменте, в отсутствии самостоятельного и положительного общественного миросозерцания» , то есть в отсутствии привлекательной для различных социально-политических сил и мобилизующей идеологии. О философской непродуманности и недоговоренности русского общественного движения писал Н. Бердяев, на это указывал А. Чаянов ; в результате участникам этого движения не удалось сформировать иммунитет против соблазнов политического абсолютизма и радикализма.

В рамках нашего исследования непосредственный интерес к теориям естественного права и общественного договора, конституировавшим современное государственно-правовое состояние общества, связан с тем, что они представляли собой теоретическое обоснование идей неотъемлемых прав человека и правового государства как воплощение идеи справедливости, справедливого общественного порядка. Впоследствии они нашли выражение в практиках гражданских, политических, социальных прав, гражданского общества как необходимом условии социального государства. Эти теории получили расцвет в Западной Европе в эпоху Просвещения, в России на рубеже ХIХ–ХХ веков, в Германии – после Второй мировой войны; они актуализировались во второй половине ХХ столетия в государствах всеобщего благосостояния в условиях нарастания его дисфункциональных проявлений, а также в конце ХХ века в постсоциалистических странах, порывающих с практикой тоталитарных режимов. Постоянство обращения к ним в разные исторические периоды вызвано содержащимся в их аргументации притяжением мощного критического заряда, неизбежного в ситуациях масштабных преобразований, сравнимых с революционными, когда особенно отчетливо обозначаются противоречие между идеалом и действительностью общественного устройства, претендующего на справедливость, или требование последней в изменившихся условиях.

Критическая составляющая этих теорий, основанная на апелляции к разумности и стремлении к рационализации общественной жизни, с неизбежностью предполагала элемент  утопии, поскольку их аргументы исходили не из существующего порядка вещей, а из должного. Но утопия, конструируя образ будущего, вдохновляла на изменения, которые получили вполне реальное воплощение в знаменитой Американской декларации независимости 1776 года и французской Декларации прав человека и гражданина 1789 года и которые демонстрируют процесс превращения утопии в идеологию, а также воздействие последней на политическую практику.

Обращение к этим теориям для нас имеет  принципиальное значение и потому, что их развитие демонстрирует важную закономерность. В ходе революционных изменений, вдохновляемых содержащимися в них идеями, по мере осуществляемых преобразований обнаруживалась их неадекватность, однако они не были отброшены или заменены иными парадигмальными подходами. В процессе продуктивной критики этих теорий при сохранении содержащегося в них идеала происходила существенная смена акцентов, позволившая пересмотреть постановку ряда проблем и способов их решения. Данный процесс можно интерпретировать как перестройку собственного проблемного поля под влиянием политической практики. Здесь обнаруживается процессуальная природа идеологии, способность сохранять революционный характер идеала, заключенного в утопии, по мере превращения ее в идеологию. Обозначенная тенденция должна быть принята во внимание при анализе процесса становления идеологии социальной работы применительно к отечественной практике. Предложенная правительством реформаторов в начале 1990-х годов радикальная модель социальной работы сыграла свою позитивную роль в ходе критики патерналистской системы советского социального обеспечения, но вызывает недовольство и отторжение в ходе ее практического воплощения на российскую почву. Означает ли это необходимость отказа от либерального демократического курса? Обращение к истории развития идей, заложенных в теории прав и общественного договора, свидетельствует о способности политической философской теории, утрачивающей свою адекватность в ходе революционных преобразований, находить в самой себе средства для имманентной критики и обновления.

Концепция прав начинается с онтологического  обоснования естественных прав индивидов (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескьё). С помощью  государства, возникающего в результате общественного договора, естественные права становятся гражданскими правами. Формируется представление о гражданском обществе как сфере частных интересов, и в первую очередь оно позиционируется с частной собственностью. Функция гражданского общества состоит в расширении сферы автономии, свободы человека. Право в соответствии с этими теориями главенствует в отношениях государства и гражданского общества; и именно с помощью закона обеспечиваются и защищаются права граждан, формируется правопорядок, позволяющий достигать мира, согласия и благополучия. В классической философии было сформулировано и разработано представление о правовом государстве, системе частного и публичного права, обосновано положение о разделении властей как условии и гарантии индивидуальной свободы. Впоследствии в соответствии с социалистической, социал-демократической традицией либеральная концепция гражданских прав была дополнена политическими и социальными правами под влиянием аргументов о противоречии между формальными гражданскими правами и классовым неравенством.

Информация о работе Идеология социальной работы