Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 16:23, реферат
Системы социального обеспечения и социальной помощи в российском обществе развивались под воздействием идеологии, придавшей им форму патернализма. Несмотря на кардинальные преобразования, происходившие в XX столетии, патерналистская идеология не претерпела существенных изменений в советский период. Но последняя социальная трансформация в истории России актуализировала потребность в смене идеологии осуществления социальной помощи и поддержания социального благосостояния населения. Содержание потребности: от государственного патернализма к формированию стратегий индивидуальной активности граждан, нуждающихся в помощи общества и государства.
Введение…………………………………………………………………………………3
1. Философские основания идеологии социальной работы………………………….4
2.Социологические аспекты исследования процесса становления и функционирования идеологии социальной работы………………………………………….19
Заключение………………………………………………………………………………25
Современная «левая» критика способов решения социальных вопросов, выдвигаемых представителями «правых», основывается на отрицании признания рынка и эффективного менеджмента в целях увеличения прибыли и оптимизации расходов государства на социальные нужды в качестве единственных движущих сил общественного развития. «Позаимствовав некоторые либеральные, социалистические и народнические идеи прошлого, новые “новые левые” соединили их с призывами к радикальной демократизации общества и освобождению… от диктата как голого рынка, так и “государства всеобщего благоденствия”», – пишет Т. Шанин 37 . Он подчеркивает, что их критика изобличает попытки привилегированных слоев общества оправдать свой эгоизм ссылками на законы экономики и принципы эффективного управления, а в их анализе центральное место принадлежит вопросам развития личности и защиты человеческого достоинства.
Оказавшись в эпицентре
2. Социологические аспекты исследования процесса становления и функционирования идеологии социальной работы
Исторически системы социального обеспечения и социальной помощи в российском обществе развивались под воздействием идеологии, придавшей им форму патернализма. Несмотря на кардинальные преобразования, происходившие в XX столетии, патерналистская идеология не претерпела существенных изменений в советский период, не изменились и институты социальной защиты, поддерживаемые данной идеологией. Но последняя социальная трансформация на рубеже XX–XXI веков потребовала значительного усиления акцентов на самом индивиде и обеспечении его благосостояния, включая социальные группы и отдельных граждан, традиционно нуждающихся в помощи и поддержке со стороны государства и общества. Необходимость теоретического осмысления вызревания такой общественной потребности и условий ее реализации в отечественной практике определяет обращение к исследованию идеологии социальной работы, в которой человеческое достоинство, солидарность, демократия и право индивида на достойные условия жизни, апелляция к его активности, признание его способности к изменению и ответственности за свое благополучие наряду с гарантиями обеспечения социальных прав государством выступают в качестве основополагающих ценностей и принципов. Общечеловеческий характер базовых ценностей идеологии социальной работы обусловливает ее уникальную роль в общественной системе, связанную с направленностью на интеграцию интересов социальных субъектов, занимающих разные позиции в структуре общества, а не с усилением их групповой дифференциации и конфронтации. Объединительный характер идеологии социальной работы делает ее особо востребованной в России, стремящейся предотвратить риски общественного раскола в результате масштабных изменений конца прошлого столетия.
Глубинные последствия трансформации общественных отношений, проявляющиеся в современном российском обществе, нацеливают научные исследования на все более конструктивный характер, требуя сконцентрировать усилия не столько на их острой критике, сколько на выявление внутренних механизмов, посредством которых осуществляются социальные преобразования. Понимание внутренней природы общественных процессов позволяет использовать полученное знание для воздействия на происходящие изменения. В контексте осуществляемых преобразований общественной системы происходит становление нового для отечественной практики вида общественной деятельности – социальной работы. Изучение идеологии социальной работы с позиций социологии ориентирует исследователей на ее рассмотрение в качестве неотъемлемого компонента общественной системы, выполняющего определенную роль в функционировании и развитии общества, в воспроизводстве и сохранении им своей целостности. Последовательное применение данного подхода дает возможность, сместив акценты с критического восприятия происходящих в социальной сфере изменений, вызванных реформами, апеллировать в теории и практике не только к зарубежным моделям социальной работы как своеобразным эталонам, следуя которым можно сформировать отечественную модель, но и выявить собственные основания развития социальной работы в России. Ее идеология и связанные с ней процессы – смена политических парадигм, противоборство идей и интересов, дифференциация ценностей на уровне элит и масс, изменение целей социального развития, эволюция современного социального идеала, способы его трансляции и т. п. – выступают в качестве таких оснований.
Подходы к пониманию сущности и характера социальной работы, применяемые сегодня в отечественных исследованиях, не раскрывают до конца специфики механизма ее функционирования. Нуждается во всестороннем теоретическом обосновании представление, что ее устойчивое и динамичное развитие обеспечивается благодаря определенной системе идей и ценностей, задающих цели и вектор общественного движения, которые объединяют основных акторов социального взаимодействия. Продолжающиеся в научной литературе дискуссии свидетельствуют, что во многом предмет социальной работы как теории еще формируется, интегрируя в себе знания других наук. Но такая интеграция предполагает не прямое заимствование идей этих наук, а преобразование их в соответствии с ценностями, традициями, целями социальной работы. Идеология оказывает существенное влияние на предмет теории и практики социальной работы, а исследование данного процесса с позиций социологии объясняет его, помогает понять противоречивость и неоднозначность идеологического воздействия, прогнозировать тенденции ее развития. Практика социальной работы, в свою очередь, может быть эффективной лишь при условии четко определенных и воспринятых профессиональным сообществом целей, заключенных в идеологии. При этом идеология не только целенаправленно ориентирует практическую социальную работу, но и проектирует ее. Идеология социальной работы обеспечивает вхождение в профессиональную субкультуру и профессиональную социализацию за счет усвоения соответствующих ценностей в процессе получения профессионального образования.
Обращение к исследованию с социологических позиций идеологии, ее роли в общественной системе, функций, которые она выполняет, механизмов их реализации свидетельствует об устойчивом научном интересе к данному общественному феномену, который существенно возрастает в эпоху кардинальных социальных трансформаций. Идеология посредством свойственных ей структурных компонентов и функций позволяет в переломные эпохи компенсировать, восстановить утраченную привычную картину мира, обрести новые представления, личностные смыслы и общественные цели, объединить и мобилизовать людей на их реализацию. В традициях классической социологии, идущих от признанных теоретиков данного феномена К. Маркса и К. Манхейма, принято рассматривать идеологию как групповое/классовое сознание, формирующееся в результате конфликта интересов общественных групп, занимающих разные социальные позиции. Утвердившееся в русле данной традиции понимание роли идеологии в общественной системе ограничено узкими парадигмальными рамками. Исследование идеологии социальной работы в историческом и актуальном аспектах содержит развитие самой теории идеологии, позволяя представить ее как способ достижения динамичного баланса интересов различных общественных групп, способ социальной интеграции. Предлагаемый подход представляется своевременным, отвечая актуальным потребностям современного состояния российского общества, нацеленного не на конфронтацию, а на утверждение равновесия, гармонизацию общественных интересов. Идеология социальной работы, обладая существенным объединительным потенциалом, способна удовлетворить объективно вызревающий общественный запрос.
Идеология как таковая представляет опосредованное отношение к миру сквозь призму тех идей, которые соответствуют актуальным общественным интересам тех или иных социальных групп или общества в целом. Выступая как ценностная система философских, правовых, политических, экономических, социологических и иных представлений о мире и месте в нем человека, она конструирует программы движения к будущему или стабилизации в настоящем, организует и направляет действия социальных субъектов на их реализацию.
Социология в исследовании ценностей сосредоточена на выявлении их функциональной роли в общественной системе как определенной целостности. В контексте социологического анализа ценности рассматриваются в качестве фактора регуляции социальных взаимодействий. Ценности являются основой идеологии, которая через выполнение присущих ей функций включена в ценностно-нормативный механизм социальной регуляции. Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, М. Вебер и другие рассматривали ценности как высшие принципы, на основе которых происходит интеграция как общества в целом, так и отдельных социальных групп; данная традиция была продолжена последующими попытками социологической интерпретации ценностей. Актуализируясь в ситуациях выбора социальными субъектами, ценности становятся их ценностными ориентациями.
Выполнение ценностями системной роли обусловлено тем, что в них выражаются приоритеты, определяющие желаемый жизненный проект и систему ориентаций индивида. Наряду с философской категорией «ценность» социология оперирует категорией «ценностная ориентация», которую можно определить как направленность активности личности на достижение определенных ценностей, ее предпочтительное отношение к тем или иным ценностям. Необходимым компонентом формирования ценностной ориентации выступает ценностное отношение, реализуемое в процессе оценивания. Ценность для того, чтобы превратиться в мотив деятельности, осознается и принимается личностью. Ценностные ориентации, представляя собой сложный, но упорядоченный комплекс принципов, возникающий в процессе оценивания как следствие трех различных элементов – когнитивного, аффективного и директивного, определяют действия и сознание социального субъекта в той степени, в какой это связано с решением «общечеловеческих проблем» .Ценностные ориентации социальных субъектов формируются под влиянием идеологии, которая становится актуальным регулятором сознания и поведения социальных субъектов посредством ценностно-ориентирующей деятельности .
Исторически социальная работа возникает в ответ на необходимость предупреждения угрозы социальной дезинтеграции и социального конфликта в условиях усиления общественной дифференциации. Идеология социальной работы вбирает в себя совокупность идей и представлений, выражающих проект общественного устройства, основанного на равновесии групповых/классовых интересов, формируя программу снятия социального конфликта или его предупреждения. Философские основания идеологии социальной работы как системы ценностных ориентаций составили учения, развивающие представления о взаимоотношении общества и человека, позволяющие достигнуть их равновесного состояния. К ним относятся философские концепции прав человека, развиваемые в рамках теории общественного договора в эпоху Просвещения, различные варианты которого содержали обоснования справедливого общественного устройства. В эпоху Нового времени они получили всестороннее развитие и обоснование в учении И. Канта о моральной автономии индивида и В. Гегеля о правовом государстве. Эволюция этих идей привела к формированию современной идеологии социальной работы как неотъемлемой части идеологии социального государства.
Социологический подход к социальной работе основан на рассмотрении ее в качестве деятельности, выполняющей определенные функции в общественной системе, посредством которых осуществляется интеграция групп людей или отдельных индивидов, испытывающих затруднения в социальном функционировании. Потребность в социальной работе как системной деятельности по оказанию помощи и поддержки формируется в условиях, когда процессы, вызванные социальным неравенством, порождают массовые явления (бедность, дискриминация, социальные исключения, несправедливость и т. п.), создающие угрозу функционированию общественной системы как целостности и равновесной динамике ее развития.
Необходимо подчеркнуть сущностную
характеристику социальной работы в ряду
таких институтов помощи и поддержки,
как социальное обеспечение и социальное
обслуживание. Принципиальное отличие
заключается в том, что последние основаны
на идеях
универсального подхода к каждому
человеку, имеющему право на
определенный минимум благ, право
на помощь со стороны общества при
определенных обстоятельствах. Социальная
работа исходит из признания многообразия индивидуальных по
Идеологию социальной работы можно определить как систему идей, ценностей, ценностных ориентаций, целей и представлений о способах их реализации, обусловленных актуальным состоянием взаимодействия интересов социальных субъектов в государстве и гражданском обществе, направленных на социальную интеграцию общественных групп, классов или отдельных индивидов, включая тех, кто испытывает затруднения в социальном функционировании и развитии. Под влиянием идеологии происходит развитие социальной работы как системной деятельности, обеспечивающей устойчивость и динамическое равновесие общественных отношений.