Инвалидность как социальная проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2013 в 18:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – раскрыть и проанализировать проблемы инвалидности.
Исходя из цели, можно выделить следующие задачи:
- описать содержание понятия инвалидность;
- выявить проблемы в работе с детьми с ограниченными возможностями;
- рассмотреть основные методы социальной реабилитации детей-инвалидов;
- изучить практический опыт социальной защиты инвалидов в Челябинской области.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………
Глава 1. Инвалидность как социальная проблема…………………………..
1.1 Понятие и признаки инвалидности………………………………..
1.2 Социальные проблемы детей-инвалидов………………………….
Глава 2. Социально-педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями в Челябинской области……………………………………..
2.1 Социальные технологии реабилитации детей-инвалидов………..
2.2 Социальная защита инвалидов в Челябинской области………….
Заключение ……………………………………………………………………
Библиографический список…………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

инвалидность как социальная проблема.doc

— 149.50 Кб (Скачать файл)

В Рекомендациях 1185 к реабилитационным программам 44-й  сессии Парламентской Ассамблеи  Совета Европы от 5 мая 1992 г. инвалидность определяется как «ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют человеку, имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены общества». Общество обязано адаптировать существующие в нем стандарты к особым нуждам людей, имеющих инвалидность, для того, чтобы они могли жить независимой жизнью (14).

Все инвалиды по разным основаниям делятся на несколько  групп.

  • По возрасту: дети-инвалиды, инвалиды-взрослые.
  • По происхождению инвалидности: инвалиды с детства, инвалиды войны, инвалиды труда, инвалиды общего заболевания.
  • По степени трудоспособности: инвалиды трудоспособные и нетрудоспособные, инвалиды I группы (нетрудоспособные), инвалиды II группы (временно нетрудоспособные или трудоспособные в ограниченных сферах), инвалиды III группы (трудоспособные в щадящих условиях труда).
  • По характеру заболевания инвалиды могут относиться к мобильным, маломобильным или неподвижным группам.

Рассмотрим критерии определения групп инвалидности.

Критерием для  определения первой группы инвалидности является социальная недостаточность, требующая социальной защиты или  помощи вследствие нарушения здоровья со стойким значительно выраженным расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к резко выраженному ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности либо их сочетанию:

  • способности к самообслуживанию третьей степени (неспособность к самообслуживанию и полная зависимость от других лиц);
  • способности к передвижению третьей степени (неспособность к самостоятельному передвижению и полная зависимость от других лиц);
  • способности к ориентации третьей степени (неспособность к ориентации (дезориентация);
  • способность к общению третьей степени (неспособность к общению);
  • способности контроля за своим поведением третьей степени (неспособность контролировать свое поведение).

Критерием для  установления второй группы инвалидности является социальная недостаточность, требующая социальной защиты или помощи вследствие нарушения здоровья со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к выраженному ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности либо их сочетанию:

  • способности к самообслуживанию второй степени (способность к самообслуживанию с использованием вспомогательных средств и (или) помощи других лиц);
  • способности к передвижению второй степени (способность к самостоятельному передвижению с использованием вспомогательных средств и (или) с помощью других лиц);
  • способность к трудовой деятельности третьей, второй степеней (неспособность к трудовой деятельности, способность к трудовой деятельности в специально созданных условиях с использованием вспомогательных средств, и (или) специально оборудованного рабочего места, с помощью других лиц);
  • способность к обучению третьей, второй степеней (неспособность к обучению, способность к обучению только в специальных учебных заведениях или по специальным программам в домашних условиях);
  • способность к ориентации второй степени (способность к ориентации, требующая помощь других лиц);
  • способность к общению второй степени (способность к общению с использованием вспомогательных средств и (или) с помощью других лиц);
  • способность контроля за своим поведением второй степени (способность частично или полностью контролировать свое поведение только при помощи посторонних лиц).

Ограничение способности  к обучению второй и третьей степеней может быть основанием для установления второй группы инвалидности при сочетании с ограничением одной или нескольких других категорий жизнедеятельности за исключением учащихся, у которых ограничение только способности к обучению второй, третьей степеней может обусловить необходимость установления второй группы инвалидности.

Критерием для  определения третьей группы инвалидности является социальная недостаточность, требующая социальной защиты или  помощи вследствие нарушения здоровья со стойким незначительным или умеренно выраженным расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к нерезко или умеренно выраженному ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности или их сочетанию:

  • способности к самообслуживанию первой степени (способность к самообслуживанию с использованием вспомогательных средств);
  • способности к передвижению первой степени (способность к самостоятельному передвижению при более длительной затрате времени, дробности выполнения и сокращения расстояния);
  • способности к обучению первой степени (способность к обучению в учебных заведениях общего типа при соблюдении специального режима учебного процесса и (или) с использованием вспомогательных средств, с помощью других лиц (кроме обучающего персонала));
  • способности к трудовой деятельности первой степени (способность к выполнению трудовой деятельности при условии снижения квалификации или уменьшения объема производственной деятельности, невозможности выполнения работы по своей профессии);
  • способности к ориентации первой степени (способность к ориентации при условии использования вспомогательных средств);
  • способности к общению первой степени (способность к общению, характеризующаяся снижением скорости, уменьшением объема усвоения, получения и передачи информации).

Ограничение способности  к общению первой степени и  способности к обучению первой степени  может быть основанием для установления третьей группы инвалидности преимущественно  при их сочетании с ограничением одной или нескольких других категорий жизнедеятельности (2).

Критериями  установления инвалидности без срока  переосвидетельствования являются:

1 Невозможность устранения или уменьшения социальной недостаточности инвалида вследствие длительного ограничения его жизнедеятельности (при сроках наблюдения не менее 5лет), вызванного нарушением здоровья со стойкими необратимыми морфологическими изменениями и нарушениями функций органов и систем организма;

2 Неэффективность реабилитационных мероприятий, что приводит к необходимости долговременной (постоянной) социальной защиты; другие критерии, предусмотренные действующим законодательством (2).

Вместе с  группой инвалидности больному определяется причина инвалидности, от которой  во многом зависит уровень социальной защищенности инвалида (размер пенсии, льготы, компенсации). При определении причин инвалидности большое значение имеют юридические факторы, т.е. те документы, которые послужили основанием для установления определенной причин инвалидности. БМСЭ устанавливает следующие причины инвалидности:

  • инвалидность вследствие общего заболевания;
  • инвалидность с детства;
  • инвалидность в результате трудового увечья;
  • инвалидность от профессионального заболевания;
  • причина инвалидности у бывших военнослужащих;
  • причинная связь инвалидности с последствиями радиационных воздействий (2).

Алгоритм работы по социальной защите инвалидов включает в первую очередь диагностику  социальных и личностных проблем. Источником социальных и личностных проблем  инвалидов является ограничение  их жизнедеятельности вследствие заболеваний, травм, дефектов базируется на компенсации последствий болезни, которая получила развитие в Международной номенклатуре нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности (пересмотр 1989 г.) (2).

 

 

 

1.2 Социально-психологические проблемы детей-инвалидов

 

Жизнь и здоровье детей, родившихся в период экономического кризиса, оказались  незащищенными, что способствует росту  заболеваемости детского возраста и  порождает проблемы социального  характера. Особенностью патологии  детского возраста является учащение перехода острых форм заболевания в рецидивирующие и хронические, а также нарастание первично-хронической патологии внутренних органов, что снижает компенсаторные возможности функциональных систем.

Среди инвалидов с детства  больше всего – с врожденным поражением центральной нервной системы, которое сопровождается вторичным поражением опорно-двигательного аппарата. Данное заболевание известно как «детский церебральный паралич» или ДЦП. Вследствие ухудшения материального положения семей, имеющих больных детей, резко увеличилось количество детей, имеющих инвалидность с умственной отсталостью, эндокринными заболеваниями.

Для семей, имеющих детей  с ограниченными возможностями  жизнедеятельности, важным аспектом является постановка точного диагноза инвалидности. Некоторые виды инвалидности диагностируются при рождении, другие стали результатом болезни внутренних органов, несчастного случая или войны.

Часто получить точный диагноз  бывает очень сложно. Кроме того, существуют определенные физические недостатки, которые трудно диагностировать. При возникновении сомнений необходимо проконсультироваться у специалистов, имеющих лучшую подготовку и больший опыт работы. На практике в редких случаях врачи честно говорят родителям, что их ребенок-инвалид, и при этом оставляют им надежду, что он может учиться и развиваться.

Чтобы установить в какой  помощи нуждается ребенок с физическими  недостатками сначала нужно выяснить, насколько гармонично функционируют  тело и интеллект ребенка как  единое целое: что ребенок может делать, чего он делать не может и почему. Необходимо внимательно отнестись к ребенку в целом, а не только к его недостатку. Способности ребенка гораздо важнее его физических недостатков. В этом необходимо тесное сотрудничество родителей, работников здравоохранения, работников службы реабилитации, социальных работников.

Воспитание и обучение входят в состав педагогической деятельности. Направленное обучение ребенка с  целью дать ему трудовые навыки и  общие представления о жизни, которые должны помочь найти в ней свое место, и называется воспитанием. Главная задача воспитания – формирование и развитие ребенка как личности, обладающей теми полезными качествами, которые ей необходимы для жизни в обществе. Обучение – процесс, основная цель которого состоит в развитии способностей ребенка. Отделить эти два процесса практически невозможно: воспитывая ребенка, мы всегда его чему-то обучаем, а занимаясь обучением, одновременно и воспитываем.

Родители детей-инвалидов  вначале не могут долго «отойти» от психологического шока, связанного с рождением ребенка с отклонениями. Затем, в некоторых случаях, они долго не могут внутренне согласиться с тем, что дефект может быть практически неизлечимым. Пройдя за первые годы жизни ребенка все доступные методы лечения, родители «остывают» к лечению, не приступив при этом к адаптации. К сожалению, большинство родителей в первые годы не уделяют должного внимания психическому развитию ребенка и формированию у него знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельной жизни во взрослом периоде (с учетом специфики имеющегося дефекта). Упускаются наиболее драгоценные для развития психики первые годы жизни, когда формируются взаимоотношения ребенка с окружающей средой. Между тем, именно навыки самостоятельного существования определяют судьбу ребенка с особенностями развития в зрелом возрасте, тем более что родители «не вечны».

Раннее развитие детей  с отклонениями происходит с отставанием. Причем дети с замедленным умственным развитием физически тоже развиваются  медленнее. Физические недостатки детей также затрудняют и замедляют развитие интеллекта. То есть физический недостаток может привести к умственному и наоборот, умственный – к физическому, если не принять специальные меры, чтобы помочь наиболее полному развитие ребенка как в физическом, так и в умственном отношении.

Большинство родителей строят воспитание ребенка с отклонениями развития на принципах воспитания здорового  ребенка, а именно, смягчения требований к нему в периоды острых или  обострения хронических заболеваний. Следуя данному принципу, многие родители, имеющие детей с отклонениями развития, чрезмерно занижают предъявляемые к ним требования в течение всего детского, а также подросткового периодов воспитания. Одним из факторов, стимулирующих снижение требовательности к таким детям, является комплекс родительской вины.

Информация о работе Инвалидность как социальная проблема